краткий опус по поводу амерских АВ и АУГ в целом.. для "любителей" "пофилософствовать" о преимуществах легких АВ с СВВП...
2. Современный авианосец
[i]Прежде, чем говорить об оружие против авианосцев, надо представить. Что такое современный авианосец? Каковы его возможности? Материал представленный в п.2 достаточно большой и наверное появится желание его пропустить, но он важен для понимания последующих пунктов.
В иностранной прессе указывается, что в случае угрозы американским интересам в любом регионе мира первый вопрос, который
возникает в Белом доме: "Где находиться наш ближайший авианосец?!". Являясь "аэродромами в нейтральных водах", авианосцы,
по мнению специалистов ВМС, должны обеспечить в течение первых пяти - десяти дней вооруженного регионального конфликта 100-200 самолето-вылетов в сутки, пока в район боевых действий не прибудет авиация ВВС. В настоящее время в строю ВМФ США находиться 12 многоцелевых авианосцев - десять атомных (АВМА) и два с обычной энергетической установкой (АВМ). Последний из АВМА "Рональд Рейган (CVN 76) заменил АВМ "Констеллейшн".
Впрочем авианосцы находятся на вооружении и других стран. Так, Англия продала два авианосца времен второй мировой войны
Индии (сейчас на вооружении остался один), один - Аргентине, один - Бразилии. Все они проходили неоднократные модернизации,
но не надо строить иллюзий относительно их боеспособности. В составе ВМФ самой Англии находятся три авианосца типа "Инвинсибл", вооруженные 12 самолетами "Си Харриер" и вертолетами. Для взлета с максимальной боевой нагрузкой самолетов "Си Харриер", в носовой части авианосцы имеют рампу - трамплин с наклоном в 12 градусов. ВМФ Испании в своем составе имеет авианосец
"Принсипе де Астуриас", ВМФ Италии - авианосец "Джузеппе Гарибальди", ВМФ Таиланда - "Чарки Нарубет" и ВМФ Франции авианосцы
- "Клемансо", "Фош". У России один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Советского Союза Н.Г. Кузнецов".
Но полноценными, как по классу самих кораблей, так и по составу палубной авиации, можно считать только американские тяжелые авианосцы. Этот факт признается во всем мире. Рассмотрим авианосцы типа "Нимитц".
2.1. Авианосцы типа "Нимитц"
Эти корабли, водоизмещение которых составляет 80-100 тыс.т, несут авиакрыло в составе до 80 самолетов и вертолетов, до трех
тысяч тонн авиационных боеприпасов, десятки тысяч тонн авиационного топлива.
Авианосец "Нимитц" (CVN68) имеет водоизмещение 91487 т (CVN72 "Авраам Линкольн" и последующие - 102 000 т), длина кор-
пуса 332,9 м, ширина 40,8 м, осадка 11,3 м, длина полетной палубы 332,9 м, угловой 237,7 м, наибольшая ширина полетной палу-
бы 76,8 м, высота от киля до топовых огней 73,2 м, расстояние от ватерлинии до полетной палубы 12 м.
Ядерная энергетическая установка (два водо-водяных реактора типа A4W/A1G), приводящая в действие четыре паровые турбины
(общая мощность 280000 л.с.), которые работают на четыре гребных винта, позволяют развивать наибольшую скорость хода 30 уз
(1 уз = 1,852 км/час). В качестве резервных имеются четыре дизеля мощностью 10720 л.с.
Штатный экипаж корабля 3184 человека (из них 203 офицера), численный состав авиакрыла 2800 человек (из них 366 офицеров).
Кроме того, в море на авианосце, как на флагманском корабле авианосной ударной группы (АУГ), обычно находиться походный
штаб АУГ, насчитывающий 70 человек, из которых 25 офицеры.
Взлетный участок, оснащенный четырьмя паровыми катапультами типа С13-1, длиной 92,1 м или 94,5 м и массой 108 т, обеспечивает последовательный (минимальный интервал 20 с) взлет самолетов массой до 43 т со скоростью при отрыве от палубы 300 км/час. Посадочный участок (угловая палуба), включающий кормовую (до первого троса аэрофинишера) и тормозную (до аварийного барьера) части, оборудован специальными техническими средствами обеспечения привода и посадки самолетов на скорости до 300 км/час.
Конструктивная защита авианосца включает надводную часть (три броневые палубы, а также продольные броневые переборки ан-
гара) и подводную (продольные и поперечные переборки, охватывающие реакторные отсеки, погреба боезапаса и топливные цистер-
ны). Она предназначена для предохранения жизненных центров корабля от контактных взрывов обычных боевых частей противокора-
бельных ракет, артиллерийских снарядов, торпед. Толщина брони в районе ватерлинии 150 мм. Днище защищено бронированным настилом непотопляемости (второе дно) и переборками, в пространство между которыми запрессован пористый заполнитель специального состава. Жизненно важные центры имеют дополнительное бронирование 63,5 мм кевларом. Для корабельной техники и боевых средств предусмотрено дублирование, резервирование и рассредоточение. Значительное внимание при создании авианосцев было уделено снижения интенсивности гидроакустического, электромагнитного, теплового и других физических полей. Пожаробезопасность обеспечивается стационарными автоматическими системами, самоходными пеногенераторными установками, переносными огнетушителями. Предусмотрена возможность определения зоны пожара и управления средствами пожаротушения с ходового мостика или с поста управления авиацией на полетной палубе, расположенными в надстройке. Ангарная палуба снабжена противопожарными шторами, которые в течение 30 с могут отсечь район возгорания.
Американские специалисты отмечают, что авианосцы обладают большой живучестью. Так, вывести авианосец из строя на неболь-
шой строк могут 7-12 противокорабельных ракет, потопить не менее 20.
Вооружение корабля: три зенитных ракетных комплекса (ЗРК) "Си Спарроу" (на CVN70 - четыре), четыре 20-мм зенитных артил-
лерийских комплекса (ЗАК) "Вулкан-Фалакс" и два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, предназначенных для борьбы с торпе-
дами, наводящимися по кильватерному следу. Каждая установка "Си Спарроу" имеет два пакета (по четыре ракеты в каждом). Полуактивная радиолокационная головка самонаведения зенитной ракеты RIM-7M обеспечивает поражение цели на дальности до 14,6 км боевой частью 39 кг. Эффективная глубина зоны поражения ЗАК "Вулкан-Фалакс" от 0,2 до 1,8 км, время реакции 2-3 с, типовая
продолжительность очереди 3 - 4 с, общая скорострельность 3000 выстр./мин.[/i]