sh0k написал(а):Я так понимаю, с советскими людьми произошла забавная такая штука.
Так как социалистическое государство брало на себя исполнение достаточно большого количества текущих задач, в т.ч. бытовых, то произошло размывание и даже атрофирование ответственности за свои поступки.
В части, например, того, что человек не боялся стать бомжом и потерять квартиру, например - он знал, что при любом раскладе уж какую-нить общагу ему дадут. Советский человек не боялся остаться без работы- работы везде было полно, а выгнать с работы было почти нереально - профсоюзы, комсомол/партия/коллектив брали человека на перевоспитание и т.п.
В результате, советский человек потерял страх перед завтрашним днем, вместо вечного стресса капитализма "не потерять работу" пришел социалистический пофигизм. То, что рассматривалось как преимущество социализма- уверенность в завтрашнем дне, обернулось полным облокачиванием на соц.систему.
Ну а там недалеко уже было до банального инфантилизма.
Вот укры, например, до сих пор остались в том инфантильном положении..
Вдобавок происходит тривиальное забывание как там всё было "при царе Горохе". Понятно, что наши прадеды в 1917 имели веские резоны поддержать социалистов, но через три поколения эти резоны уже вряд ли кто воспринимал, кроме "скучных" параграфов (да к тому же малопонятных) в школьном учебнике. Социальные завоевания казались незыблемыми и навсегда, и их цена просто не осознавалась населением. А вот то чего не было, переживалось остро и болезненно. В результате население включилось в опасную игру, которую оно воспринимало как "борьба за то, чего нет в довесок к тому, что уже есть", а на самом деле речь шла о банальном и неравноценном размене - все социальные права и защищенность, бесплатное образование и медицина, взамен свободному выбору на товарном рынке. Фактически нарождающийся молодой капитализм России при поддержке извне произвел гигантскую мистификацию населения. А само население показало высоты инфантилизма, не понимая, что они поставили на кон.
Отчасти такой инфантилизм можно объяснить природой самой советской власти. В СССР был культ совершенствования любого человека, попытка улучшить каждого человека. социальный модернизм. Он выражался в том, что социум боролся с естественным злом в человеческой природе коллективными усилиями. Смешно сейчас говорить - прелюбодеев вызывали на товарищеский суд (сейчас молодежи это даже не объяснить - как так? человек полюбил другого человека, им хорошо вместе, кому какое дело до этого?), бездельников всячески третировали и контролировали. Я помню, когда я учился в школе наши родители специально организовали патруль, который вечером обходил неблагополучные семьи из класса, чтобы проверить обстановку, выполнение домашнего задания и т.д. (опять же нонсенс в нынешних реалиях). В хипстерской среде к этому социальному эксперименту принято относится презрительно - типа "вторжение в частную жизнь", но суть то была - постоянное стремление СССР к самосовершенствованию, движение к цели - идеальному обществу идеальных людей, "обществу Полдня" по выражению Стругацких. Однако такая повседневная опека и контроль приводили к интересному явлению - постепенно стал ослабевать самоконтроль, появилась безинициативность, апатия. Нафиг что-то думать и делать, вот придут и напинают мне - буду делать. Увы, так как весь СССР был социальным экспериментом, то всех последствий никто не мог предсказать. Поэтому, конечно, такой ежедневный прессинг и контроль со стороны общества привел к появлению определенного типа человека, которой обладал гремучей смесью качеств - во-первых, этот человек был образован и начитан. Я хорошо помню шок наших людей, когда в начале 90-х они стали выезжать за рубеж. Лично видел, как один наш ученый в Гренобле в 1993 году рассказывал французам их собственную историю, да в таких красочных и мелких деталях, что французы были просто убиты. Во-вторых, этот человек считал себя (не безоснований) весьма знающим и обладал высокой внутренней самооценкой - опять таки благодаря отличному советскому образованию. В-третьих, этот человек часто считал себя сильно недооцененным - это выводилось из первых двух пунктов и невозможности реализовать все свои инстинкты потребления из-за контроля общества. В-четвертых, этот человек был предельно инфантилен, наивен и в каком-то смысле даже глуп. Так как в СССР вся атмосфера была настроена на честную и справедливую жизнь, то зло этот человек не воспринимал в принципе, считал его каким-то редким пережитком, нонсенсом, невозможным к открытым проявлениям. Опять же вспоминаю эпоху финансовых пирамид начала 90-х. Приходит человек, которого я считал другом, просит денег в рост на свой бизнес, и я отдал все свои деньги, отложенные на квартиру, на его бизнес. Друг ведь. Сейчас даже смешно это вспоминать - так я уже заматерел и затвердел в мире беспощадного капитализма, но ведь тогда такое было! Люди несли свои последние сбережения в какие-то левые конторы и никто даже мысли допустить не мог, что их могут обмануть. Обмануть? ну ведь это нехорошо! это же зло! а в нашей стране зла нет. Охо-хох... Итак, что имеем? Образованный, начитанный, амбициозный, наивный и социально глупый человек - вот конечная точка развития советского индивида. Увы, это оказалась взрывоопасная смесь, которая и взорвала страну.
Капитализм по свое природе звероподобен, но натурален и более устойчив. Он устроен как животная стая. Первое, что он делает - он перестает вкладываться в настоящее образование людей. Хочешь получить настоящее образование? Скопи, укради, заработой - но заплати за это. Самые настойчивые получают искомое, но при этом проходят отбор. Всех остальных ждет жизнь тупого обывателя потребителя, который ни хрена не должен разбираться в том, что происходит в мире (такими стадом легче управлять). В капитализме нет дела до природы человека - хочешь сдохнуть под мостов в качестве бомжа - вперед. твой выбор, мешать никто не будет. Но такой исход работает "санитаром леса" - заставляя всех остальных шевелить ластами.
Отредактировано Старшина ПВ (2016-08-26 08:39:39)