Магомед Толбоев, член политического консультативного совета при президенте РФ, почётный президент Московского авиационного салона МАКС, депутат Госдумы I созыва, Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ, полковник запаса:
«Нет, сам самолет не стареет»
- Самолетный парк Ту-95 в период правления президента Ельцина был просто брошен, и на протяжении 20 лет ими вообще не занимались. Вот откуда растут ноги, и теперь мы имеем такие страшные последствия.
Президент Путин делает все возможное, чтобы поставить на ноги нашу стратегическую авиацию. Да, он ее поставил на ноги, но издержки, конечно, тоже могут быть...
Дело в том, что Ту-95, именно этот самолет, который потерпел крушение 14 июля, был построен в 1959 году. Кстати, он является ровесником американского Б-52, который, помнится, прилетал к нам на авиасалон МАКС в 2001 году.
Что ж, и у американцев были такие же катастрофы, но они-то следили за техникой, а мы потеряли целых 20 лет.
И вот сейчас, когда мы начинаем реанимировать эти самолеты, становится видно большое количество проблем, в том числе и технических...
Нет, сам самолет не стареет, но стареет и изнашивается ресурсное оборудование. Но мы меняем это оборудование - и самолет снова готов. Он вообще может летать и сто лет!
А вот что касается данной ситуации, то тут, конечно, еще надо посмотреть. Это, скорее всего, просто какой-то недосмотр технического состава на земле, который и привел к отключению четырех двигателей.
Я знаю, что все четыре двигателя на таких бомбардировщиках индивидуальны, то есть они не зациклены в одном контуре, чтобы зависеть лишь от одного клапана.
Знаете, единственное, что может сразу остановить все четыре двигателя, - это пожарные краны. То есть закрывается клапан - и в силу вступает пожаротушение.
Что ж, такова система на всех самолетах мира, и везде такова логика действий, в том числе и у нас.
Но на Ту-95 нет единого «мозгового центра», и там чисто механический подход. А вот на всех современных самолетах как раз присутствует такой «мозговой центр».
На Ту-95 простые диалоговые отношения: дал сигнал - получил сигнал, включил - выключил. И больше там ничего нет, то есть это очень простая и надежная схема.
И именно поэтому я не могу понять, что же там произошло! Если все четыре клапана, все эти пожарные краны закрыл борт-инженер... Но - зачем же ему это делать!? И ведь он погиб...
Я понимаю, что, скажем, перепутали и закрыли один кран... Но ведь их и спутать-то невозможно: они красного цвета, и все четыре проходят по потолку...
И еще. Я удивляюсь, почему же наши ВВС вообще не обнародуют причины катастроф? Почему они это скрывают, почему закрывают информацию? Ведь от этого становится только хуже.
По-моему, наш народ должен знать причины этих катастроф, ведь налогоплательщики, в конце концов, и платят деньги за эту технику!
Что касается инцидентов с Су-34, то я вообще не понимаю, как можно сесть на аэродром и выкатиться с ВВП!?
Ведь Су-34 - это самолет, которым могут управлять даже инвалиды! Ну, и как он мог выкатиться? У него два парашюта, мощнейшие тормоза, и к тому же самолет-то был пустой, без боекомплекта...
Поэтому надо обнародовать всё, что случилось и почему случилось. Зачем же это скрывать? Ну, вот они скрыли - и теперь тихо сидят. А ведь самолеты опять падают, и народ удивляется, почему они падают...
И все же, думаю, мы преодолеем эту полосу неудач с минимальными потерями. Мы же преодолеваем то, что было в забвении целых 20 лет, и идем большими шагами. Это же огромнейшая работа!
Да, теперь мы выбираемся из ямы, - и это большое достижение, ведь очень тяжело реанимировать боевую технику! Знаете, наверное, легче даже новую построить...
Что ж, Ту-95 - это стратегические бомбардировщики, и их новыми быстро не сделаешь.
Да и вообще сейчас нет необходимости делать совершенно новые самолеты потому, что те же Ту-95 пока незаменимы и по боевой эффективности, и по экономичности.
Этот уникальный самолет будет на вооружении еще 25 лет. Что ж, мы уже реанимировали многие машины, так что все будет нормально.
Да, этот Ту -95 - 1959 года, а остальные уже с 1961 по 1966 годы. То есть когда уже были готовы ядерные бомбы, то он как носитель как раз к ним и подходил.
Так что мы всё отлично делали и будем делать с максимальной выгодой для России и для Министерства обороны, с максимальной эффективностью и при минимальных потерях!..
Игорь Волк, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса:
«Надо менять правительство!»
- А разве вы не знаете о том, что у нас в стране просто полный развал авиационной промышленности?
Ну, и откуда может возникнуть надежда на исправление ситуации, если промышленностью управляют дилетанты, например, некие философы, журналисты и т.п., но нет ни одного специалиста, который бы имел реальное отношение к отрасли?
Да, у нас сейчас сплошные менеджеры. Но ведь вместо них нужны конструкторы, которых как раз уже и нет...
Каким же может быть выход? Надо менять правительство!
Назовите мне, что положительного произошло в той же авиационной промышленности, в станкостроении, двигателестроении и т.п. за то время, пока в должности министра промышленности и торговли пребывает господин Мантуров?
Примечательно, что никто не может привести положительный пример подобного рода!..
Как может менеджер трудиться во благо? Надо менять систему, и тогда тот же менеджер окажется просто не у дел. Ведь он не может создавать, конструировать!
Так что у меня, к сожалению, на сегодняшний день только пессимистические оценки.
Виктор Алкснис, депутат Госдумы III-IV созывов, полковник запаса:
«По-моему, здесь все намного серьезнее...»
- Это кризис инфраструктуры, системный кризис экономики! Я по специальности авиационный инженер, и 24 года прослужил в ВВС на инженерных должностях.
Мне неоднократно приходилось участвовать в расследовании летных происшествий в составе государственных комиссий, и поэтому могу утверждать, что нельзя объяснять летные происшествия последних недель увеличившимся налетом самолетов. По-моему, здесь все намного серьезнее...
Основная причина заключается в том, что за последние 25 лет в ВВС России под видом «реформ» практически полностью была уничтожена не только система эксплуатации авиационной техники, но и система подготовки специалистов инженерно-авиационной службы.
Где знаменитая на весь мир Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского? Она уничтожена, поскольку находилась неподалеку от центра Москвы, а ее факультеты размещались в прекрасных зданиях, которые Сердюков решил «прихватизировать».
Так что «Жуковки» больше нет, зато правительство Москвы теперь имеет шикарный дом приемов в Петровском дворце около стадиона «Динамо».
А где высшие инженерно-авиационные училища, готовившие инженеров-эксплуатационников? Они уничтожены.
Где средние военные авиационно-технические училища, готовившие техников, непосредственно выпускавших самолеты в полет? Они тоже уничтожены.
А что у нас происходит с поставкой запчастей в авиационные части для ремонта техники? Что ж, все слышали о контрафактных запчастях, которые ушлые коммерсанты умудряются поставлять даже в авиационные части!
А какое качество авиационного топлива, которое сегодня заливают в топливные баки самолетов и вертолетов? Что ж, если действуют законы дикого рынка, если есть возможность урвать лишнюю копейку, то и в самолеты могут заливать «ослиную мочу».
Знаете, сейчас уже не приходится рассчитывать на то, что вот, дескать, быстро наведут порядок, устранят выявленные недостатки - и самолеты перестанут падать.
Последние 25 лет российская авиация (как военная, так и гражданская) целенаправленно уничтожалась, так что рассчитывать на ее возрождение в ближайшие десятилетия просто не приходится!
Все это будет только нарастать. Старое разрушено, а новое почти не создается...
И самолеты, к сожалению, будут падать.