Бочонок пороха у бочки с «черным золотом»
Сегодня можно говорить о гонке морских вооружений на Каспии
Берега пяти государств омывают воды Каспийского моря. Впрочем, эта закрытая акватория издавна является сферой интересов и дальних стран. Влечет их отнюдь не только изысканная икра рыб осетровых пород. Нефть, а в последние годы и газ – вот «магниты» притяжения к региону.
Василий АЛИШИН
Конечно, государства Прикаспия получают от экспорта углеводородного сырья немалую выгоду. С другой стороны, им приходится заботиться об охране и защите своих богатств. Особенно интенсивное развитие во втором десятилетии XXI века, несомненно, получат военно-морские силы. Ведь наиболее значительные месторождения нефти и газа находятся в недрах морского дна. По дну тянутся и нитки нефте- и газопроводов.
Наиболее крупными военно-морскими силами в регионе располагает Россия. Она еще во времена Петра Великого заявила о своем присутствии на Каспии и с тех пор доминировала в регионе. Однако времена меняются. Теперь о гегемонии нет и речи. Впрочем, на сегодняшний день у Российской Федерации наиболее мощная корабельная группировка в регионе, которая может быть поддержана Береговой охраной Пограничной службы ФСБ, авиацией ВВС, 77-й отдельной бригадой морской пехоты и подразделениями Сухопутных войск. В составе Каспийской флотилии (КФ ВМФ РФ) – ракетный сторожевой корабль «Татарстан», два малых артиллерийских корабля («Астрахань» и МАК-160), четыре ракетных катера («Ступинец» проекта 1241-1 и три катера проекта 206МР), три базовых тральщика проекта 12650 и два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран». Имеется также некоторое количество вспомогательных судов, малых артиллерийских катеров и десантно-высадочных средств. Главную военно-морскую базу Астрахань прикрывает 847-й отдельный береговой ракетный дивизион.
Если подходить чисто арифметически, то все выглядит очень достойно. Но корабельный состав Каспийской флотилии в массе своей выслужил положенные сроки. В ближайшие два-три года придется списать из-за ветхости все ракетные катера и малые десантные корабли на воздушной подушке, поскольку их возраст перевалил за 25 лет. Близки к ним по выслуге лет и тральщики.
Сторожевой корабль «Татарстан» – флагман Каспийской флотилии ВМФ РФ.
Малый артиллерийский корабль МАК-160 переделан из ракетного катера проекта 1241-1.
Другими словами, в составе Каспийской флотилии ВМФ РФ всего два современных корабля: СКР «Татарстан» проекта 11611, играющий роль флагмана объединения, и малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 «Буян». Все остальные нуждаются в замене.
В начале первого десятилетия текущего века была разработана программа перевооружения флотилии. Следует заметить – достаточно продуманная. КФ ВМФ РФ должна была пополниться еще одним ракетным СКР – «Дагестан» проекта 11611К, 8-10 «буянами», десантными катерами на воздушной каверне проекта 20180 «Дюгонь». И МАК проекта 21630, и ДКА типа «Дюгонь» разрабатывались специально для условий эксплуатации преимущественно в условиях Каспия с его небольшими глубинами и жестокими штормами. У них небольшая осадка, позволяющая подходить практически к урезу береговой черты, высокая скорость, хорошие мореходные качества и маневренность.
Но планам этим пока не суждено состоятся. Из-за отсутствия должного финансирования «Дагестан» все еще находится на стапеле Зеленодольского завода им. А.М. Горького. Сроки его спуска неоднократно переносились. Сейчас называют 2011 г., но сколько еще пробудет корабль на заводе сказать не берется никто. В вялотекущем режиме из-за отсутствия средств на петербургской Судостроительной фирме «Алмаз» ведется строительство двух серийных МАК проекта 21630. Между тем потребность в таких кораблях велика. Именно поэтому ракетный катер проекта 1241-1 был переоборудован в МАК-160. На нем вместо двух спаренных ракетных пусковых установок ПКР «Термит» размещены четыре 22-ствольные 140-мм РСЗО А-22 «Огонь». Зеленодольское ПКБ разработало несколько вариантов кораблей типа «Буян»: с ударным противокорабельным вооружением и с вертолетной площадкой для патрулирования исключительной экономической зоны.
Такой ракетный корвет типа Jamaran скоро появится на Каспии.
Ракетный катер типа Sina ВМС Ирана.
Планируется построить 75 малых ракетных катеров типа Peykaap II.
На заводе «Волга» в Нижнем Новгороде затянулось строительство головной «Дюгони», а когда ее спустили на воду, то отправили на испытания на Балтику, где, очевидно, этот катер и останется, поскольку там тоже наблюдается острый дефицит новых кораблей.
В известной степени нехватку кораблей Каспийской флотилии ВМФ РФ компенсируют патрульные катера и суда Береговой охраны (БОХР) Пограничной службы ФСБ, а также Министерства внутренних дел РФ. Так, Береговая охрана на Каспии включает два пограничных патрульно-дозорных корабля проекта 745П, шесть пограничных сторожевых кораблей 3 ранга проекта 10410 «Светляк», несколько пограничных кораблей 4 ранга проектов 14310 «Мираж» и 205П «Тарантул», а также пограничные катера проектов 12150 «Мангуст», 20910 «Чилим», 1400М «Гриф», 1398Б и других типов. Значительную их часть составляют корабли новых проектов, но есть немало и тех, кому уже положено «уходить в отставку».
Поскольку военно-морская мощь России на Каспии медленно, но верно уменьшается, другие страны региона активно взялись за строительство флотов. Новые кораблестроительные программы реализуют Иран, Азербайджан, Туркменистан и Казахстан (подробнее статью о ВМС Казахстана см. в этом номере журнала).
Иран – второй после России обладатель военно-морской мощи на Каспии. Вооруженную силу на море представляют около 90 катеров и вспомогательных судов. В основном это небольшие катера и диверсионно-штурмовые средства Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Надо заметить, что ВМС КСИР (главная база – Ноушехр) не подчиняется командованию ВМС армии в зоне Каспийского моря (ГВМБ – Энзели), скорее наоборот. Однако, несомненно, в условиях войны они будут действовать согласованно.
Малый ракетный катер нового проекта с ракетами Nasr-1.
Сторожевой катер проекта 205П «Тарантул» БОХР Азербайджана.
Азербайджан располагает катерами RIB-36 для переброски спецназа.
Главная ударная сила ВМС армии на Каспии – два ракетных катера типа Sina. Они представляют собой иранскую версию французских РКА типа Combattante II. Их водоизмещение – около 300 т, длина – 47 м, ширина – 7 м. Катера оснащаются дизелями китайского производства, которые позволяют развивать 35-узловую скорость полного хода. Главное оружие – две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет Noor (иранская версия китайских ПКР С-802) с дальностью стрельбы до 120 км. Имеется универсальное 76-мм автоматическое орудие OTO Melara итальянского производства (эти пушки заимствуются у списанных из состава ВМС кораблей), спаренная
40-мм зенитная установка и два пулемета калибра 12,7 мм. То есть РКА типа Sina – весьма серьезные корабли, обладающие значительным ударным потенциалом. Первый катер, получивший название Joshan, вошел в состав ВМС Ирана на Каспии в 2006 г., а второй – в минувшем.
Появление этих кораблей позволило командующему ВМС северных провинций Гилан и Мазандаран контр-адмиралу Сейеду Махмуду Мусави заявить, что отныне подведомственные ему силы могут «успешно защищать национальные интересы государства от Астары до порта Туркменбаши». Если учесть, что Астара – это прибрежный азербайджанский город, а Туркменбаши – туркменский, то становится ясным отнюдь не миролюбивый характер такой «защиты».
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад осматривает подводную лодку типа Ghadir.
А впереди – дальнейшее наращивание флота на Каспии. Как сообщил заместитель командующего ВМС Ирана адмирал Гуламрза Хадим, второй ныне строящийся ракетный «эсминец» (на самом деле это корвет) типа Jamaran будет нести службу на Каспии. Водоизмещение этого «эсминца» – около 1420 т, а вооружение включает ПКР Noor, артиллерийские установки и вертолет, способный обеспечивать целеуказание на большие дистанции.
Важным обстоятельством является возможность быстрой переброски в случае необходимости малых боевых катеров ВМС Ирана и КСИР из Персидского залива на Каспий. Для этого с использованием большегрузного автотранспорта требуется всего несколько суток. А эти малые катера представляют немалую угрозу. Например, сейчас в Иране ведется строительство малых ракетных катеров типа Peykaap II. Всего планируется ввести в строй 75 единиц. При водоизмещении менее 14 т они развивают 52-узловую скорость полного хода. Их вооружение состоит из двух противокорабельных ракет FL 10 (С-701) китайского производства. Дальность стрельбы FL 10 – 15-20 км, а масса боевой части – около 30 кг. Но, несмотря на скромные характеристики, эти ракеты при массовом применении, а именно на него они и рассчитаны, могут доставить немало бед. Недавно прошли испытания более мощной ракеты Nasr-1 (вариант китайской ПКР С-704) на малом катере нового проекта. Ею уже можно стрелять на 30 км, а масса боевой части ПКР – 130 кг, то есть такими ракетами можно топить корабли водоизмещением около 3000 т.
Не исключено появление на Каспии малых подводных лодок ВМС Ирана, серийное производство которых освоено с помощью Северной Кореи. По данным некоторых источников, одна-две мини-субмарины типа Ghadir уже действуют в акватории этого моря. Их подводное водоизмещение составляет около 120 т, длина – 29 м, ширина корпуса – 2,75 м. Основное вооружение – торпеды. Они могут транспортировать боевых пловцов. Дальность подводного плавания таких субмарин под шнорхелем – 1200 миль, то есть более чем достаточная для Каспийского моря.
Очевидно, пониманием подводной угрозы со стороны Ирана объясняется наличие в составе ВМС Азербайджана кораблей с достаточно сильным противолодочным вооружением, тем паче что именно с Тегераном у Баку существуют острые противоречия, в частности по вопросу эксплуатации буровых платформ в районе Альборз. Флагман ВМС Азербайджана – сторожевой корабль Qusar (бывший «Бакинец» проекта 159А) после длительной модернизации сохранил два реактивных противолодочных бомбомета РБУ-6000. Было усилено и его артиллерийское вооружение. К двум спаренным 76-мм артиллерийским установкам АК-726 добавились два спаренных 30-мм автомата АК-230. Противолодочный потенциал получил и сторожевой катер Р219 (бывший спасательный проекта 368У). Помимо спаренной 25-мм зенитной установки 2М3М и 14,5-мм пулемета его оснастили двумя реактивными бомбометами РБУ-1200.
Но в целом ВМС Азербайджана, получившие после распада СССР второе по величине военно-морское наследство на Каспии, пока не могут похвастаться достижениями в области военно-морского строительства. Более развитой структурой является скорее не флот, а Береговая охрана. В ее составе несколько сторожевых катеров проекта 205П «Тарантул», патрульный катер S-201 – бывший катер БОХР США типа Point, два малых американских патрульных катера S-11 и S-12 типа Silver Ship, жестко-надувные катера типа RIB-36, которые используются морским спецназом США. Имеется также несколько вполне современных вспомогательных судов.
Пожалуй, наиболее сильной единицей ВМС Азербайджана является морской диверсионно-разведывательный центр спецназначения (в/ч 641), созданный на базе бывшего морского разведывательного пункта Каспийской флотилии ВМФ СССР. По сведениям ряда источников, на вооружении этой части все еще состоят сверхмалые подводные лодки типов «Тритон-1М» и «Тритон-2», а также подводные средства движения типа «Сирена». Очевидно, в последние годы ее арсенал пополнился и другими специальными средствами производства стран НАТО. Во всяком случае, в этом центре работают инструкторы диверсионно-разведывательных подразделений SEAL ВМС США.
Конечно, руководство Азербайджана отчетливо понимает слабость Военно-морских сил республики. Вот почему принято решение о сооружении судостроительного завода, в том числе для сборки военных кораблей. «Азербайджан ведет переговоры с иностранными компаниями о строительстве в Баку судостроительного завода, отвечающего современным стандартам», – заявил в июле прошлого года президент Ильхам Алиев. Глава государства отметил, что уже выбран иностранный инвестор для финансирования строительства такого предприятия, но не назвал его. В этом проекте должны также участвовать государственные нефтяная и инвестиционная компании. «Мы должны сделать так, чтобы строительство завода завершилось в короткие сроки, – подчеркнул президент. – Это должен быть такой завод, на котором будут производиться любые суда, в том числе военного назначения». Другими словами, ВМС Азербайджана стоят на пороге нового этапа своего качественного и количественного обновления.
До недавних пор Туркменистан располагал на Каспии фактически лишь Береговой охраной. Главная военно-морская база – порт Туркменбаши (бывший Красноводск) находилась в оперативном подчинении командования пограничных войск страны. Корабельный состав включал 10 патрульных катеров типа «Гриф» (проектов 1400 и 1400М) советской и украинской постройки, катер проекта 14081 «Сайгак» из состава морских пограничных сил СССР, один катер типа Point, переданный БОХР США, несколько катеров типа «Калкан-М», сделанных на Украине, и сильно изношенный базовый тральщик проекта 1252 «Корунд». Имелся батальон морской пехоты, но десантно-высадочными средствами он не располагал.
В прошлом году было принято решение о создании небольшого, но эффективного флота с достаточно широкими оборонительными и ударными возможностями. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов утвердил программу создания национальных Военно-морских сил. В России были заказаны два ракетных катера типа «Молния» проекта 12418. Каждый из них будет нести 16 противокорабельных ракет комплекса «Уран-Э» с дальностью стрельбы до 130 км. То есть эти корабли по ударной мощи будут превосходить иранские РКА типа Sina в четыре раза, а российский сторожевой корабль «Татарстан» – в два. В перспективе эти катера могут получить ракеты Х-35УЭ «Супер-Уран» с увеличенной вдвое дальностью стрельбы и комбинированной системой наведения, позволяющей с высокой точностью поражать цели.
Ракетные катера проекта 12418 «Молния» скоро поступят на вооружение ВМС Туркменистана.
ВМС Туркменистана взяли в лизинг у России также ракетный катер проекта 12421, но без ракетного вооружения. На нем будут проходить подготовку туркменские моряки. Похоже, что пополнение этими кораблями флота не ограничится. Гурбангулы Бердымухаммедов заявил о необходимости сооружения новой современной военно-морской базы, которая сможет качественно обслуживать и ремонтировать корабли, готовить личный состав к морской службе и предоставлять ему условия для полноценного отдыха.
Качественное обновление началось и в частях Береговой охраны. В конце минувшего года БОХР пополнилась двумя патрульными катерами проекта 12200 «Соболь» – на сегодняшний день лучшими в своем классе.
Подводя итог, следует отметить рост внимания политического руководства почти всех государств Прикаспия к развитию национальных ВМС. Этот интерес подкрепляется конкретными шагами по укреплению флотов. В ближайшие годы следует ожидать количественного роста корабельного состава и качественного его совершенствования. Можно даже говорить о гонке морских вооружений в регионе. Она не в последнюю очередь провоцируется иранским руководством, которое активно развивает не только свои ядерные и ракетные программы, но и вооруженные силы на Каспии и в прилегающих районах. Бочонок с порохом становится все ближе к бочке «черного золота».
Следует ожидать увеличения количества ударных ракетных кораблей, а также появления подводных лодок на Каспии. В ответ на развертывание ВМС Ирана субмарин типа Ghadir или им подобных в акватории моря могут появиться малые ПЛ семейства «Пиранья». Петербургское СПМБМ «Малахит» разработало целую линейку таких подлодок водоизмещением от 130 до 1000 т. Некоторые из них могут вооружаться не только торпедами и минами, но и ракетами для нанесения ударов по кораблям и берегу. Несомненно, развитие получат диверсионные и противодиверсионные подразделения флотов, береговые ракетные средства, морская авиация и морская пехота. Так что на Каспийском море не соскучишься!
http://www.oborona.ru/1437/1440/index.shtml?id=5794