СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Бронетанковая техника » История Советского танкостроения-3


История Советского танкостроения-3

Сообщений 241 страница 270 из 959

241

tatarin написал(а):

Блиц ссылку давал, что в нынешних условиях ГТД не на много дороже продвинутого дизеля. Расход, больший на 20-25 процентов, ИМХО, не так критичен, если есть готовый и надежный полуторатысячник.

Ну да, только расход там на бумаге и лукавыми цифрами, а стоимость берётся из ремонта с готовыми запчастями со складов.
Лишь бы дизель не ставить и к приличному виду его не приводить.

И.Я.Трашутин не один раз говорил, что если хотя бы 1/10 тех средств, которые шли на отработку и производство 5ТДФ или ГТД, выделили бы на 4-тактный дизель, то 1000-сильный такой дизель давно стоял бы в серийном танке на всех танковых заводах страны. Но, как видим, такого не произошло.
Справедливости ради следует отметить, что в 70-х годах мощности по серийному производству танковых двигателей на ЧТЗ были прак-тически обновлены. Многое для этого было сделано начальником отдела Госплана СССР П.И.Калинушкиным. и начальником подотдела Э.М.Давидовским. К сожалению, это делалось для сохранения производства, а не для развития 4-тактного дизелестроения.
Заканчивая тему послевоенного отечественного танкового двигателестроения, хочу особо отметить следующие обстоятельства. За рубежом принципиальные вопросы развития двигателестроения решались на основе оценки трех главных групп показателей: тактика, техника, экономика; у нас двух: тактика и техника. Экономику заменял лозунг: "На оборону денег не жалеть!". Что и сослужило нам недобрую службу. Но при этом, с точки зрения техники, все три наших двигателя представляли изделия мирового уровня. Правда, надо признать, что наиболее сложные технические и технологические проблемы выпали на долю создателей ГТД, и с этими задачами они справились достойно. К сожалению, двое из них отдали за это свои жизни. На "боевом посту" оборвалась жизнь Сергея Петровича Изотова - главного конструктора ГТД - и Петра Андреевича Григорьева - директора Калужского моторного завода Минавиапрома, на котором были созданы мощности и организовано серийное производство ГТД-1000Т. Двигателе-строители Министерства авиационной промышленности с честью выполнили свою задачу, и нет ни малейшей их вины в том, что по критериям "тактика-техника-экономика" танк с ГТД в 70-90-х годах XX столетия не смог выиграть конкуренции с дизельным танком.
Январь 1993 года.
Костенко

Здесь, однако, надо сказать о состоянии дел по 5ТДФ. С прихо-дом в руководство КБ Николая Карповича Рязанцева 2-тактный дизель обрел как бы новую жизнь. КБ с участием НИИ Да разработало 6-цилиндровую модификацию 5ТДФ. В этой модификации оптимально ре-шался вопрос газораспределения (обеспечивалась необходимая очистка цилиндров от отработавших газов и наполнение их сжатым воздухом), чего до этого в 5ТДФ никак не мог добиться Голинец. Результат превзошел ожидания: добавление одного цилиндра позволило двигателю развить мощность до 1000 л.с. без всякого форсирования процесса Двига-телю дали индекс просто 6ТД. Процент подетальной унификации 6ТД с дизелем 5ТДФ составил около 80%, а надежность работы была не ниже, чем у серийно выпускавшейся многие годы форсированной 5-цилиндровой модели.
В общем, с появлением 6ТД у сторонников танкового ГТД полностью была выбита почва из-под ног. Их главный довод в пользу турбины был создать дизель мощностью 1000 л. с. в габаритах, приемлемых для МТО танка Т-64, невозможно. Дизель 6ТД без особого труда устанавливался в МТО танка Т-64. Обещание сторонников ГТД со временем довести удельный расход топлива турбины до дизеля оказалось пустым звуком. Удельный расход топлива у ГТД-1000Т был и остался 240 г/л.с.час, а у 6ТД был получен 158 г/л.с.час. И еще, стоимость 6ТД в серийном производстве ожидалась в 3-4 раза меньше, чем ГТД.
Эти данные, очевидно, поколебали веру Устинова в танковый ГТД. 11 июня 1984 года вышло постановление Правительства "О мерах по созданию новых танковых газотурбинных двигателей и по организации серийного производства этих двигателей и усовершенствованных танков типа Т-80Б." В постановлении были задания Миноборонпрому создать в 1989 году мощности по производству 1500 танков с ГТД-1250, 2500 тан-ков с 6ТД, 2000 двигателей ГТД-1250, 6000 двигателей 6ТД, 2000 комплектов деталей двигателя 5ТДФ. Глядя на эти цифры и зная, что уже сделаны проработки, которые подтвердили возможность получения на 6-цилиндровом дизеле мощностей и 1200, и 1500 л.с., было трудно найти инженерную логику в таком решении. Это было последнее постановле-ние Правительства по вопросу производства танков, которое завизировал Дмитрий Федорович. В конце октября он заболел, а 20 декабря его сердце остановилось. Было ему в ту пору 76 лет.
Но жизнь продолжалась. Вся тяжесть заданий, установленных постановлением от 11 июня 1984 года, приходилась на завод им. Малы-шева. Здесь полным ходом шло строительство новых производственных корпусов, расширение и перестройка существующих. Одновременно Рязанцев не прекращал работы по совершенствованию 6ТД. В 1984-1985 годах был разработан и испытан двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. с удельным расходом топлива 162 г/л.с.час. В этой ситуации разрабаты-вать и ставить на производство новый танк с ГТД мощностью 1250 л.с. и удельным расходом топлива 225 г/л.с. (как это было предусмотрено постановлением от 11 июня 1984 года) теряло всякий смысл. Еще при Устинове было много танкистов (в центральном аппарате), которые отрицательно относились к ГТД. Теперь же, когда появился 6ТД, отношение этих людей к ГТД стало еще более негативным. Среди таких противников ГТД был и Павел Иванович Баженов. За плечами у него была бро-нетанковая академия и большая армейская жизнь. Он прямо и открыто говорил о своем отношении к ГТД. Баженов в это время был заместителем Главкома Сухопутных войск по вооружению, так что вопрос, быть или не быть на заводе им. Малышева новому танку с ГТД - был непосредственно "по его столу".
Восточная мудрость гласит: "Можно тысячу раз сказать слово "халва", но от этого во рту слаще не станет." Примерно так было и с ГТД: можно было где угодно и сколько угодно военным заявлять, что ГТД в Харькове делать не надо, но пока действовало постановление от 11 июня 1984 года, Миноборонпром выполнял все задания, предписанные ему этим постановлением. Нужно было найти способ также постановлением Правительства освободить Миноборонпром от заданий по ГТД. Сделать это было не просто. Хотя главного идеолога ГТД больше не было, но был главный организатор-исполнитель этой идеи - Игорь Федорович Дмитриев. При этом его положение на государственной служебной лестнице (заведующий отделом ЦК) было ровно на одну ступеньку выше, чем у Министра оборонной промышленности Павла Васильевича Финогенова. В обычном случае проект постановления об изменении заданий по танкостроению должен был готовить Миноборонпром - хозяин завода им. Малышева, имея на это принципиальное согласие ЦК. Но в данном случае были основания полагать, что Финогенов к Дмитриеву по поводу ГТД обращаться не будет, так как не исключалось, что Дмитриев мог своего согласия по этому вопросу и не дать.
Надежда была только на Минобороны. Министр обороны и его первые заместители как раз на одну ступеньку были выше заведующего отделом ЦК. И кроме того, материал из Минобороны мог в ЦК попасть не в Отдел оборонной промышленности (к И.Ф.Дмитриеву), а в Отдел административных органов (к Н.И. Савинкину). В таком случае роль Дмитриева вообще становилась второстепенной.

'• Благодушный читатель может спросить: "А по какому поводу такие волнения? Ведь в постановлении от 11 июня 1984 года было записано, что завод им. Малышева занимается и ГТД-1250, и 6ТД в равной степени. Вот пусть и занимается. Что из этого получится - будет видно потом".
Так спокойно и гладко все выглядело только на бумаге. В жизни шла жесткая борьба между сторонниками ГТД и дизеля. Дмитриев прекрасно понимал, что если опытные образцы 6ТД на мощность1200 и 1500 л.с. будут разработаны и испытаны на стендах раньше, чем ГТД-1250 и ПГД-1500, то это будет конец для ГТД в Харькове. Игорь Федорович дал команду замминистра Воронину Льву Алексеевичу, отвечавшему в Миноборонпроме за бронетанковую технику, полностью остановить в КБ у Рязанцева все ОКР по 6ТД, а всемерно форсировать ОКР по ГТД. Команда из ЦК была настолько категоричной, что Воронин был вынужден принять беспрецедентные меры: он командировал в Харьков бригаду специалистов Главтанка, которые на заводе ходили по цехам и проверяли каждый станок - не изготавливают ли на нем детали для опытных образцов 6ТД.

Отредактировано Mark Nicht (2015-02-09 13:45:34)

0

242

Чемодана с 1200 л/с как бы тоже скорее нет, чем есть, как и ГТД-1500.
Это опять только ваш Костенко? Сторонники ГТД подобных статей написали тоже не мало, с другим расходом и соотношением цены на моторы  ;)
По факту из того, что стояло на серийных танках, ГТД-1250 технически был лучшим из всех двигателей и больше всего нравился танкистам, как недавно выяснили. ;)

0

243

tatarin написал(а):

, как и ГТД-1500.

это как раз есть, ГОП на 80У тоже как бы не с пустого места появлялась...

Отредактировано Wiedzmin (2015-02-09 14:36:25)

0

244

Wiedzmin написал(а):

это как раз есть, ГОП на 80У тоже как бы не с пустого места появлялась...

тем более)

0

245

Какой двигатель запрещено эксплуатировать на основном топливе (в определенных условиях)?
Какой танк можно заправлять только закрытой струёй и категорически низзя ведром?
На каком двигателе топливная аппаратура до того нежная, что даже датчик "вода в топливе" пришлось поставить?

0

246

Гайковерт написал(а):

Какой двигатель

Ну так, этожж не трактор какой нить, а высокие технологии, они и обращение требуют соответствующее  :D

Отредактировано kulikov (2015-02-09 17:46:07)

0

247

kulikov написал(а):

а высокие технологии

Такие высокие что даже в Йомене освоили. :idea:

0

248

Blitz. написал(а):

Такие высокие что даже в Йомене освоили.

Если не шутить ГТД, да и вообще двигатели на реактивной тяге, это действительно высокие наукоемкие технологии в прямом смысле слова

0

249

kulikov написал(а):

Ну так, этожж не трактор какой нить, а высокие технологии,

Высокие технологии ради высоких технологий, ага.

tatarin написал(а):

Это опять только ваш Костенко?

Этот Костенко ко всем трём моторам (и танкам) имел самое непосредственное отношение. В отличии от куликов, своё болото хвалящих.

0

250

-

Отредактировано kulikov (2019-12-04 12:06:49)

0

251

kulikov написал(а):

Ну так, этожж не трактор какой нить, а высокие технологии

Это забивание гвоздей микроскопом.

0

252

Smell_U_Later написал(а):

Это забивание гвоздей микроскопом.

Современный дизель от етого далеко не ушол.

Mark Nicht написал(а):

Высокие технологии ради высоких технологий, ага.

Ето про V8X 1500? :rolleyes:

kulikov написал(а):

Если не шутить ГТД, да и вообще двигатели на реактивной тяге, это действительно высокие наукоемкие технологии в прямом смысле слова

Дык дело в том что в такой дальней стране как Йомен ети танки освоили и даже воюют.

0

253

kulikov написал(а):

А вам то чего трехлинейку подавай?

Только В-92 не трёхлинейка, а калаш.

Blitz. написал(а):

ети танки освоили и даже воюют.

Соответствующе.

Отредактировано Mark Nicht (2015-02-09 18:13:23)

0

254

-

Отредактировано kulikov (2019-12-05 12:03:32)

0

255

Гайковерт написал(а):

какой двигатель запрещено эксплуатировать на основном топливе (в определенных условиях)?
Какой танк можно заправлять только закрытой струёй и категорически низзя ведром?
На каком двигателе топливная аппаратура до того нежная, что даже датчик "вода в топливе" пришлось поставить?

Интересно, какие требования к качеству топлива на MTU, V8X? Да и Х-образник с нормальным уровнем форсировки, думаю, недалеко ушел

0

256

kulikov написал(а):

а такую штуку как танковый ГТД до серии довести смогли лишь две страны в мире

Ради чего?

kulikov написал(а):

да и в 21 век 1000 л.с. уже не то

Опять лозунги?

Отредактировано Mark Nicht (2015-02-09 18:15:59)

0

257

-

Отредактировано kulikov (2019-12-05 12:03:39)

0

258

-

Отредактировано kulikov (2019-12-05 12:03:50)

0

259

tatarin написал(а):

Интересно, какие требования к качеству топлива на MTU, V8X? Да и Х-образник с нормальным уровнем форсировки, думаю, недалеко ушел

Не знаю, может и жесткие требования... Но запрет эксплуатации на основном топливе - это за гранью моего понимания.

0

260

kulikov написал(а):

А ради чего существует прогресс?

Попробуйте сами ответить, посмеюсь.

0

261

Mark Nicht написал(а):

Ради чего?

Ради нормального двигателя. Корабельные дизеля, кстати, мы тоже не шмогли :'( 
Атомный подводный флот уже полвека как ужассс на супостата наводит, а вот дизелек все никак, вернее через жопу.

Гайковерт написал(а):

Не знаю, может и жесткие требования... Но запрет эксплуатации на основном топливе - это за гранью моего понимания.

А можно поподробнее?

Отредактировано tatarin (2015-02-09 18:19:50)

0

262

Mark Nicht написал(а):

Попробуйте сами ответить, посмеюсь.

Так и запишем, сложнее мосинки солдату не давать

0

263

tatarin написал(а):

Ради нормального двигателя.

Ради нормального двигателя надо было без метаний доводить дизель, а по остальному вести НИРы.

tatarin написал(а):

Атомный подводный флот уже полвека как ужассс на супостата наводит, а вот дизелек все никак, вернее через жопу.

Спасибо борцам с ним.

kulikov написал(а):

Так и запишем, сложнее мосинки солдату не давать

Так и запишем - передёргиваете за недостатком аргументов.

Отредактировано Mark Nicht (2015-02-09 18:21:23)

0

264

-

Отредактировано kulikov (2019-12-04 12:06:20)

0

265

-

Отредактировано kulikov (2019-12-04 12:06:27)

0

266

kulikov написал(а):

Да это у вас передергивания, дай вою солдат в 21 веке так и бегал бы в бушлате и в порятнках

kulikov написал(а):

Да-да, а в  ВМФ надо было отказатся доводить  ядерные силовые установки, все на дизеля!

Передёргиваете снова. Не надоело?

Отредактировано Mark Nicht (2015-02-09 18:24:37)

0

267

Mark Nicht написал(а):

Ради нормального двигателя надо было без метаний доводить дизель, а по остальному вести НИРы.

Mark Nicht написал(а):

Спасибо борцам с ним.

Ну чумадан виделся как именно танковый, компактный, мощный единый двигатель, и бабла и времени на него было положено немеряно! И что в итоге? Где гарантия, что на выходе 2В будет конфеткой?

0

268

-

Отредактировано kulikov (2019-12-04 12:06:35)

0

269

tatarin написал(а):

Ну чумадан виделся как именно танковый, компактный, мощный единый двигатель, и бабла и времени на него было положено немеряно! И что в итоге? Где гарантия, что на выходе 2В будет конфеткой?

Нигде гарантии нет - потому и сначала проводятся НИР, потом ОКР а не пихается в производство сырое изделие, и уж тем более не изделие с принципиальными пороками. Семейство В-2 давало время работать на перспективу (до сих пор ещё актуально!), но его упорно старались задвинуть ради прожектов и вундерваффе. Это что, в интересах отрасли или государства?

Формально ОКР по военной технике проводились по ТТТ Мино-бороны и соответственно, по договору с Минобороны, за счет средств, выделяемых этому министерству. Но в данном случае Минобороны категорически отказалось заключать договор на ОКР по ГТД и силовой установке с этим двигателем. ГБТУ согласилось оплатить только изготовление серийных танков Т-64, поставляемых из Харькова на Л КЗ для ОКР по силовой установке. Причина была в следующем. Ранее я уже говорил, что все три танковых КБ провели экспериментальные работы по установ-ке в танках вертолетных модификаций ГТД. Поддавшись общему увле-чению газовыми турбинами, ГБТУ заключило договора с КБ на эти работы и оплатило все расходы. При этом все эксперименты дали отрицательный результат. В государстве в то время существовал порядок, при котором любая работа по созданию нового образца вооружения или его серьезной модернизации должна была начинаться с НИР, выполняемой промышленностью НИР позволяла определить возможные конкретные технические характеристики нового образца. После НИР можно было приступать к полномасштабной разработке реальных боевых образцов с большой степенью вероятности вложить крупные материальные средства в реальное дело При этом в Минобороны существовал порядок, при котором деньги, затраченные на ОКР, Центральное финансовое управление (ЦФУ) списывало с заказывающего управления только после принятия нового образца на вооружение или снабжение армии. В случаях с вертолетными ГТД принимать на вооружение было нечего. Миллионные суммы "повисли" на счетах Начальника танковых войск. ЦФУ вынесло этот вопрос на коллегию Минобороны. Министр обороны в приказе по коллегии объявил маршалу БТВ Полубоярову выговор за неправильное использование средств министерства. Для ЦФУ этот выговор стал основанием к списанию денег с ГБТУ, а для танкистов - предметным уроком на будущее. В этой ситуации мы в ВПК понимали, что уговорить военных снова платить деньги за ОКР, которой не предшествовала НИР, невозможно.
Оставалось одно - записать проведение ОКР за счет средств Ми-ноборонпрома. Что мы и сделали. С.А. Зверев с этим вынужден был согласиться.

0

270

-

Отредактировано kulikov (2019-12-04 12:06:42)

0


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Бронетанковая техника » История Советского танкостроения-3