Самая острая проблема для сверхтяжелой бронетехники - стратегическая мобильность.
Даже если разобрать танк на части, вписывающиеся в железнодорожный габарит, в эшелон обычной можно будет погрузить не более 3-4 тысячетонных танков - это вместо танкового батальона ОБТ.
Пропускная способность Транссиба - 120 поездов в сутки, 200 миллионов тонн грузов в год.
В 1991-ом американцы, готовясь ударить по Саддаму, завезли в Персидский залив около 7 миллионов тонн военных грузов. Такой объем Транссиб способен пропустить за пару недель, если прекратить гражданские перевозки. Во время ВОВ военные перевозки загружали железные дороги примерно на 40%.
Однако для разгрузки сотен тысяч тонн прибывающих грузов в сутки нужна колоссальная инфраструктура. Хорошо, если она не повреждена противником и может работать стабильно, как в мирное время. А если нет?
Попробуем проработать возможность переброски сверхтяжелой бронетехники без использования железных дорог.
Реки в России в основном текут вдоль меридианов, а главное направление переброски войск - между западной частью страны и Дальним Востоком.
Северный морской путь - прекрасный вариант, если только противник не помешает морским перевозкам.
По автомобильным мостам сверхтяжелые танки в собранном виде не пройдут. В тоннели не пролезут.
Танки придется гнать своим ходом, без дорог. На сотни и тысячи км.
Танк - машина вездеходная, приспособленная пересекать реки по дну. Большие размеры сверхтяжелого танка облегчат преодоление рек.
В мирное время необходимо заранее наметить трассы движения танков, там где местность для них проходима, на реках есть участки с твердым дном и пологими берегами, а ущерб для гражданской инфраструктуры от движения танков будет минимален.
Но возникает вопрос ресурса двигателя и ходовой части танка. На существующих танках они обычно измеряются в сотнях часах и тысячах км пробега.
К примеру ресурс разных типов танковых гусениц - 2000-6000 км. Главная причина выхода из строя гусениц с открытым шарниром - абразивный износ. У гусениц с резинометаллическим шарниром и обрезиненой беговой дорожкой стираются резиновые элементы.
У обрезиненых танковых катков первыми изнашиваются резиновые бандажи.
Танковые дизели имеют ресурс порядка 500-1000 часов.
Для танка массой порядка 1000 тонн будет характерна сравнительно небольшая максимальная скорость (чтобы не слишком раздувать объемы МТО) - порядка 20 км/ч при удельной мощности 7-8 л. с. на тонну.
Учитывая низкую скорость и огромную массу танка, применение в ходовой резиновых элементов нецелесообразно. Опорные катки будут цельнометаллическими, гусеница с открытым шарниром.
Наиболее подходящий двигатель - ГТД с электротрансмиссией.
Но ГТД имеет ресурс, в разы превосходящий ресурс танкового дизеля. Например для Абрамса создан двигатель с ресурсом 6000 часов: http://engine.aviaport.ru/issues/22/page28.html
Поэтому по условию ресурса двигателя и электрогенератора танку нипочем будут тысячекилометровые пробеги.
Можно применить и другое решение - вообще не расходовать ресурс танкового двигателя на марше, а цеплять к танку гусеничный прицеп (легкобронированный) с высокоресурсным двигателем и электрогенератором. Можно взять 1-2 тепловозных дизеля. Их сравнительно низкая удельная мощность, большие массогабариты - в данном случае несущественны.
Но износа ходовой избежать будет нельзя. В первую очередь конечно изнашиваться будут гусеницы. На перегон 6000 км уйдет 2-3 комплекта гусениц с ОМШ.
Сколько это будет стоить? В ценах 1985 года комплект гусениц Т-64 стоил 1900 рублей. На фоне цены танка - мизер.
Повторяю, что такие массовые перегоны сверхтяжелых танков на тысячи км будут необходимы только во время войны - а тогда можно потерпеть и ущерб для инфраструктуры от этих мастодонтов (для засеянных полей, пересекаемых дорог, поваленных деревьев), и замену износившихся элементов ходовой.
Отредактировано Шестопер (2015-04-25 21:12:36)