еще один немаловажный момент , характеризующий советское танкостроение. Причем характеризующий не лучшим образом.
По сравнению с другими воюющими странами, мало ГАБТУ уделяло внимания специализированным машинам на базе танков. Кроме СУ-76 и ПТ САУ, иных САУ не имелось. Особняком стоит СУ-122, которая хотя и применялась как классическая САУ поддержки, но по сути имела чрезмерную бронезащиту, и вытекающую из нее чрезмерную массу и поэтому была быстро вытеснена СУ-76. СУ-152 изначально применялась как ПТ ср-во, не говоря уже о ИСУ-152 и ИСУ-122. Класс чисто артиллерийских САУ, который в вермахте получил Веспе, Хуммель и Брумбэр, а также ряд более редких моделей, так в СССР и не зародился - аж до 70-х гг. И даже на период распада СССР во внутренних округах ряд танковых полков имел буксируемые гаубицы.
Попытки создать ЗСУ предпринимались очень вяло, были проекты (и даже госиспытания) зенитных танков на базе Т-70 с ЗПУ, но они показали низкую эффективность. Хотя создай ГАБТУ спаренную ЗСУ 37-мм калибра на базе Т-34 (а попытка на базе СУ-76 оказалась явно неудачной) - и проблема зенитного прикрытия танковых частей на марше была бы решена. Немецкие БТВ имели разнообразное количество вариантов ЗСУ.
Так же отсутствовали инженерные танки (кроме Т-34 с катковым тралом - и они показали высочайшую эффективность). Танковые тягачи создавались силами армейских бронетанковых служб в инициативном порядке из поврежденных и устаревших (КВ) машин. Между тем в вермахте были штатные БРЭМ, та же Бергпантера.
Однако огнеметные танки (ОТ-34) имелись и они были самыми эффективными на тот период машинами в мире в своем классе.
По всей видимости исходили из того, что переделка машины ликвидирует боевую единицу. Однако, как показала практика, минусуя одну боевую единицу, резко можно повысить эффективность частей и соединений. Осознали это не сразу, а спустя некоторое время после войны.