maik написал(а):Автор: Свирин Михаил Николаевич - Книга: "Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)" - Страница 13
ь создание 06 мая 1924 года в Москве, в системе Главного управления военной промышленностью, танкового бюро, которое в 1926-1929 годах именовалось «Главное конструкторское бюро Орудийно-Арсенального треста (ГКБ ОАТ)».
На бюро были возложены задачи по проектированию боевых гусеничных машин и оказанию помощи заводам в освоении их производства. Отсутствие в ГКБ ОАТ производственной базы и необходимого оборудования весьма затрудняло и сдерживало работу этой организации.
В связи с этим нескольким машиностроительным заводам, в том числе и Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна, была поручена организация работ по танкостроению, а в дальнейшем и разработка конструкций отечественных танков.
Такому решению способствовало наличие на ХПЗ организованного с 1923 года производства мощных гусеничных тракторов «Коммунар», которое являлось хорошей производственной базой для развития на заводе танкостроения.
Официальным документом, определяющим начало работ по производству танков на заводе, является Постановление постоянного мобсовещания от 1 декабря 1927 года, когда Главное Управление металлической промышленности (письмо №1159/128 от 7 января 1928 г.) поручило «...в срочном порядке проработать вопрос о постановке на ХПЗ производства танков и тракторов...» (из материалов Харьковского областного Госархива, дело №93, лист 5).
Алексеенко Иван Никанорович - самый первый руководитель танковой конструкторской группы ХПЗ им. Коминтерна с 1927 по 1930 гСобственно история ХКБМ начинается в декабре 1927 года, когда на ХПЗ из числа конструкторов тракторного производства был создан новый коллектив — танковая конструкторская группа. Первым руководителем этой группы, а потом и конструкторского бюро был молодой инженер-конструктор Иван Никанорович Алексенко.
Ядром этого бюро стали конструкторы специальной танковой группы, созданной в декабре 1927 года, и участвовавшие в разработках, изготовлении и испытаниях танков Т-12 и Т-24: И.Н. Алексенко, Л.Л. Алферов, А.С. Бондаренко, П.Н. Горюн, Е.Т. Дикалов, В.И. Дорошенко, В.Т. Кириленко, А.А. Морозов, Н.Г. Поляков, М.И. Таршинов и др. Руководителем танкового производства был С.Н. Махонин.
Одной из первых задач этой группы было участие совместно с ГКБ ОАТ в проектировании танка, имевшего обозначение 1-12-32, обеспечение завода конструкторской документацией, участие в подготовке производства танков на заводе.
С ростом объема конструкторских работ в начале 1928 года директором завода были утверждены дополнительные вакансии к штатному расписанию танковой конструкторской группы на 8 человек. Осенью 1928 года на ХПЗ поступил правительственный заказ на изготовление опытного образца «маневренного» танка (1-12-32), разработанного ГКБ ОАТ.
История Т-34, Тоскин Н.М. содатель колёсно-гусеничного движителяВ 1930 году ХПЗ им. Коминтерна как завод, уже накопивший некоторый опыт по конструированию и изготовлению танков, получил особо ответственное задание — начать работы по созданию и организации производства специального быстроходного танка, необходимого для укомплектования механизированных соединений Красной Армии.
Для помощи и усиления руководства работами по созданию первого быстроходного танка к бюро был прикомандирован из Управления механизации и моторизации Красной Армии опытный военный инженер Н. М. Тоскин.
Работа над быстроходным танком (БТ) переросла предполагаемые рамки и превратилась в творческий процесс создания не только новых узлов, но и совершенно новой компоновки машины.
Его главной конструктивной особенностью являлось наличие колесно-гусеничного движителя, позволявшего в хороших дорожных условиях двигаться на колесах, а по бездорожью — на гусеницах. Руководителем всех работ, связанных с танком БТ, был Н.М. Тоскин. Первый танк (он назывался ОБТ - опытный) был собран в конце сентября 1931 года. После некоторых незначительных переделок и доводки конструкции танк пошел в серию под маркой БТ-2.
07 ноября 1931 года три первых серийных танка БТ-2 участвовали в военном параде на Красной площади в Москве.
Фирсов А.О. - руководитель КБ Т2К ХПЗ им. Коминтерна с 1931 по 1936 г.Главным конструктором танкового КБ завода №183 был назначен М.И. КошкинПоскольку вопрос создания быстроходного танка был решен, Н.М. Тоскин (как кадровый военный инженер) был отозван в Управление механизации и моторизации КА для продолжения своей основной службы. 06 декабря 1931 года руководителем танкового КБ был назначен А.О. Фирсов.
Дальнейшие работы над повышением боевых и технических свойств колесно-гусеничного танка привели в 1933 году к замене БТ-2 его модификацией - танком БТ-5. Важное значение в этой машине имела установка вместо импортного мотора «Либерти» отечественного авиационного двигателя М-5 конструкции А.А. Микулина.
Кроме того, на БТ-5 устанавливалась более мощная пушка калибра 45мм (вместо 37мм на БГ-2). На опытном танке выпуска 1935 г. устанавливалась 76,2 мм пушка. Этот танк получил наименование «артиллерийского» и предназначался для огневой поддержки атакующих танков. Танки БТ-5, предназначавшиеся для командного состава, выпускались оборудованными радиостанцией 71-ТК1 с поручневой антенной на башне.
В период 1932-1933 годов велись конструкторские разработки по соединению броневых деталей корпуса и башни с помощью электросварки взамен заклепочных соединений. Танк типа БТ-2 со сварным корпусом и башней имел наименование БТ-4.
Продолжая дальнейшее совершенствование танков серии БТ, коллектив конструкторов КБ Т2К в 1935 году создал его следующую модификацию - танк БТ-7. На этом танке был установлен более совершенный карбюраторный авиационный двигатель М-17Т и подверглись радикальным изменениям агрегаты трансмиссии. Часть танков оснащалась зенитными пулеметами.
Во второй половине 1936 года ХПЗ им. Коминтерна был переименован в завод №183. Внутри завода также была введена цифровая индексация служб, танковому конструкторскому бюро Т2К был присвоен индекс КБ-190.
28 декабря 1936 года приказом Наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе Главным конструктором танкового КБ завода № 183 был назначен М.И. Кошкин, взамен обвиненного в негодной конструкции КПП и репрессированного А.О. Фирсова, хотя массовый выход из строя этого узла был вызван неправильной эксплуатацией и «увлечением» прыжками на танках БТ.