14.09.2014 - 07:07
Не успели высохнуть чернила на документе о передаче украинской ГТС в руки заокеанских собственников, как в Киеве заговорили о новой распродаже активов. На этот раз речь идёт о передаче части пакета акций госкомпании «Энергоатом» в руки американского концерна «Westinghouse».
Согласно намерениям украинского Кабмина западный инвестор должен получить в своё распоряжение долю 40% от общего количества акций. А так как контрольным пакетом считается четверть всей суммы уставного капитала, то получается, что управлять «Энергоатомом» будут два номинальных акционера-мажоритария: государство Украина и «Westinghouse». Учитывая, что экономика Незалежной смертельно больна, то обладатель 60% акций при таком раскладе быстро превращается в миноритария: формальными голосами такого акционера легко управлять.
Приватизация «Энергоатома» проходит по классической рейдерской схеме: несколько дней назад в здание правления компании было устроено «маски-шоу» с тщательным обыском в ящиках столов, сейфах и прочих хранилищах сверхсекретных тайн.
Цель таких мероприятий одна – забрать стратегически важные для предприятия бумаги и атрибутику. Особенно важен уставной пакет документации: по украинскому законодательству в случае разбирательства суд принимает сторону того, кто предъявит уставные документы, подтверждающие государственную регистрацию предприятия.
Чем грозит столь грубая приватизация «Энергоатома»?
Начнём с того, что вся атомная энергетика Украины построена по советским проектам, а гарантийное обслуживание ядерного оборудования и поставки топлива выполняет ГК «Росатом», являющаяся правопреемницей Министерства среднего машиностроения СССР. Иными словами, сложилась идеальная схема, когда весь цикл функционирования украинских АЭС – от проекта постройки до финальной утилизации – находится в руках гарантийного партнёра, берущего на себя огромное количество обязательств.
Российско-украинское атомное партнёрство развивалось достаточно успешно: РФ достраивала блоки украинских АЭС, был даже заложен памятный камень в основании украинского завода по обогащению урана и производству собственного ядерного топлива. Тем более что Украина обладает богатейшими урановыми и циркониевыми месторождениями в Поднепровье и Приазовье. Однако из-за «евромайдана» этим надеждам было не суждено реализоваться.
После прихода к власти хунты выяснилось, что топлива в реакторах украинских АЭС надолго не хватит. С Россией успели поругаться, а в бюджете на его закупку средств не оказалось. Начались лихорадочные поиски нового поставщика.
Одно время Украина пыталась заместить российское ядерное топливо выпущенным на заводах фирмы «Westinghouse». Однако американские тепловыделяющие элементы оказались абсолютно несовместимыми с реакторами советского проекта, и начали разрушаться в активной зоне. В результате несколько энергоблоков Южноукраинской АЭС пришлось поставить на капитальный ремонт.
Кроме того, у компании «Westinghouse» нет своих мощностей по обогащению урана: все делящиеся материалы она заказывает на стороне. Что также снижает гарантии качества поставляемого топлива.
Тем не менее, правительство Яценюка настояло на выборе именно этого партнёра.
Если раньше «Энергоатом» был полностью государственной компанией и мог самостоятельно регулировать цены на продукцию, то с приходом частного инвестора ситуация изменится: убытки в его планы не входят, а дотаций ждать неоткуда. А так как украинские АЭС производят до половины всей электроэнергии в стране, то рост цен не за горами. Особенно, если учесть, что с газом и углём этой зимой на просторах Незалежной будет очень неважно.
Сделка однозначно проигрышная для Украины во всех отношениях. Почему же на неё собирается идти хунта? Да потому, что в государственном бюджете попросту нет денег. И таким образом она пытается оттянуть неизбежный крах экономики.