Пока вся мировая пресса смакует гонконгский Майдан, Китай растерянно смотрит на все это безобразие и думает: «Вы там в своем Гонконге совсем офигели?». Китайская пресса до недавнего времени вообще совсем не замечала протесты в Гонконге. Однако ситуация медленно, но верно выходит из-под контроля, не замечать блокированный демонстрациями Гонконг уже нельзя. СМИ в Китае выходят с безликими заметками о протестах, резко осуждая действия бунтарей. А китайская цензура блокирует многие гонконгские новостные сайты, даже Инстаграм попал под запрет. Что же думают о ситуации в Гонконге китайцы?
Я перевел одну из статей в китайской прессе, которая, по мнению моих китайских друзей, очень хорошо отражает общие настроение в Поднебесной.
«Что Родина [имеется ввиду Китай] сделала для Гонконга?
1. Родина держит свое слово и неукоснительно соблюдает политику «Одна страна, две системы». Китайские законы не применяются в Гонконге, потому что Китай позволяет Гонконгу сохранять высокую степень автономности в юридических и управленческих вопросах.
2. Налоговые послабления. Гонконг – часть Китая, но он не должен платить налоги. Заработанные в Гонконге деньги остаются в нем и идут на развитие региона. Другие провинции этому могут только позавидовать.
3. Привилегированное положение: чтобы защитить особый статус Гонконга в международной экономике, правительство постоянно прижимает другие проекты и города, например глубоководный порт и финансовый центр в Шанхае, так как беспокоится, что их рост может повредить Гонконгу.
4. Особые таможенные условия, упрощенные правила торговли на внутреннем рынке Китая.
5. Поддержка туризма в Гонконге. Правительство поощряет людей с материка ездить в Гонконг, а главная цель такой поездки – шопинг, что очень благотворно влияет на экономику.
6. Если бизнесмен из Гонконга хочет вести дела на материке, для него действуют особые условия
7. Приоритет на благосостоянии людей. Гонконг маленький, основные потребности в продовольствии удовлетворяются материком. Еда отправляется каждый день с материка на кораблях, Китай не жадничает.
8. Высокий статус в мире. В международных вопросах Гонконг действует самостоятельно.
Свернуть
Как некоторые жители Гонконга относятся к родине?
1. Они говорят: «Мы предпочитаем быть слугой Великобритании, а не Китая». Некоторые жители Гонконга хотят вернуться в эпоху британского колониализма. Такое ужасное поведение всех поражает.
2. Некоторые жители Гонконга вечно хотят получить независимость от правительства, поэтому устраивают митинги и требуют, чтобы китайцы ушли из Гонконга.
3. Кампания Occupe Central. Некоторые люди с помощью долгосрочного Оккупая хотят добиться всеобщего избирательного права по западным стандартам, но в противоречие всем международным правилам инициировали проведение незаконного референдума.
4. Гонконгцы врываются в правительственные армейские гарнизоны и сеют там смуту.
5. Публичное оскорбление жителей материка. Некоторые гонконгские СМИ сравнивают китайцев с саранчой и постоянно очерняют нас. Например, ребенок пописал на улице, и они обвиняют китайцев в невоспитанности. Но если на улице пописал ребенок Дэвида Бэкхема, они умиляются.
6. Ругают китайское правительство. Некоторые гонконгские СМИ постоянно разжигают эту тему.
7. Противятся патриотическому воспитанию в Гонконге. В каждой стране детей учат уважать их родину, но гонконгцы открыто выступают против этого, так как считают, что такое воспитание будет использоваться в политических целях.
8. Не соглашаются с принятием в Гонконге 23-й статьи. Эта статья посвящена измене, призывам о разделе страны и т.д. Запрет на подобные вещи – это нормально, но некоторые люди выступают против, и поэтому статья все еще не принята.
Мнение автора [автора этой статьи, а не мое]
Мы должны проучить гонконгцев. Как сказал Ли Кашин [известный гонконгский предприниматель], Гонконг – избалованный мальчишка, испорченный правительством. Некоторые по-настоящему умные гонконгцы понимают, что государственная политика «Одна страна, две системы» гарантирует региону процветание и стабильность в долгосрочной перспективе.
Правительство действительно борется за Возрождение Китая и национальное единство, но некоторые гонконгцы решили использовать это в своих корыстных целях. Они знают, что правительство дорожит стабильностью в Гонконге. Если мы будем давать ребенку сладость сразу же, как только он заплакал, мы его избалуем. То же самое произошло в Гонконге. Как только люди выходят на митинг, правительство тут же идет на уступки. Гонконгцы вертят правительством, как хотят.
Почему я всегда восхищался Си Цзиньпинем? Потому что у него есть принципы, чувство ответственности и достаточно политической воли, чтобы реализовать задуманное. Это очень важно для нации и ее высоких целей. Я как представитель интеллектуальной части общества действительно хочу помочь правительству преподать бесстыжим гонконгцам урок.
Во-первых, права на независимость Гонконга принадлежат Китаю. Когда Великобритания тянула с возвратом Гонконга Китаю, Дэн Сяопин прямо сказал: если возврат не состоится, Китай сам вернет себе Гонконг своими методами и в удобный момент. Британцы капитулировали и признали за Китаем его права без лишних препирательств. Это означает, что Гонконг принадлежит Китаю, и никак иначе.
Во-вторых, верховное право управлять Гонконгом принадлежит правительству, и тут не о чем спорить. Поначалу британцы пытались разделить власть, но Дэн Сяопин был тверд. В итоге Великобритания согласилась передать все права по вопросам управления Китаю.
В-третьих, Гонконгом управляет народ Гонконга. Так решил Дэн Сяопин, и это правильно. Во времена британского правления люди не могли влиять на политику, но теперь Гонконг вернулся к Китаю. Право на самоуправление – подарок жителям Гонконга от правительства.
В-четвертых, «Одна страна, две системы» - прекрасная концепция Дэн Сяопина. Она показывает заботу и уважение правительства. Гонконг не должен платить налоги, более того, правительство предоставляет многочисленные финансовые поблажки, поддерживает регион экономически, поощряет внутренний туризм. Однако у некоторых гонконгцев нет никакой благодарности, они воспринимают поддержку как должное – это оттого, что в прошлом они были лизоблюдами империалистов.
В-пятых, некоторые жители Гонконга не понимают, что во фразе «Одна страна, две системы» ключевая часть – это «Одна страна». Если они будут бунтовать, только она и останется, а вторая часть, «Две системы», будет отменена. Автономия Гонконга не свалилась с неба, она была дана правительством и правительство отзовет ее обратно, если это необходимо.
В-шестых, некоторые жители Гонконга не понимают, что политика «Одна страна, две системы» базируется на том, что мы все идентифицируем себя с одной страной. Мы не должны позволять людям, которые не лояльны правительству, управлять Гонконгом, нравится им это или нет.
В-седьмых, некоторые жители Гонконга не понимают, что политика «Одна страна, две системы» основана на любви к своей стране. Материк хорошо обращается с Гонконгом, но сами гонконгцы не уважают материк и правительство. Хватит это терпеть. Если это все не прекратится, за оскорбления придется заплатить, и Гонконгу придется несладко.
В-восьмых, некоторые жители Гонконга не понимают, что Дэн Сяопин разместил в Гонконге армейские части не ради развлечения. Правительственные войска защитят Гонконг в случае вторжения врага или гражданской войны. Я каждый раз веселюсь, когда вижу, что люди, прикрываясь знаменем справедливости, тянут свои руки к Гонконгу. Волк в овечьей шкуре хочет присвоить себе то, что принадлежит нам по праву. Разве это называется демократией?»
Красиво написано. Я обсудил эту статью с одним уважаемым китайцем, чье имя слишком известно, чтобы его называть, и понял, что здесь не все так однозначно.
C точки зрения идеологии статья, наверное, правильная. Но как ее воспринимают – сложно сказать. Китайцы вполне могут и удовлетвориться этой примитивной пропагандой. С одной стороны, никто здесь такую хрень не читает, как в совке не читали Правду. С другой, здесь очень правильно взята интонация: «Нас все обидели, назвали саранчой, мы им все, а они нам - Майдан». Для Китая такая интонация – в порядке вещей. Здесь вообще историю принято воспринимать как череду унижений.
Приведу пример. Чем гордится Россия? Что победила всех во 2-й мировой войне, победила Наполеона, присоединила Крым. «Мы все такие, нас просто распирает, какие мощные и милитаристы». Чем гордится Германия? Тем, что объединилась. Победила Францию, привезла их пушки в Берлин, сделала их них стелу и теперь эта стела стоит в центре Берлина, а вокруг нее проводятся гей-парады. Чем гордится Америка? Ну, то же самое: победила всех в 1 и 2 мировой войне, победила коммунизм и т.п.
Что вспоминает Китай? «Нас все унизили в опиумных войнах. Европейские страны разделили нас на концессии. Англичане повесили в Шанхае табличку “собакам и китайцам вход воспрещен”. Русские, воспользовавшись нашей слабостью, отняли 1 млн кв. км земли. Японцы убивали и насиловали нас во время 2 мировой войны.» Очень показательно, что в Пекине одна из основных достопримечательностей, связанных с историей – парк Юаньминюань. Его история: когда европейцы вторглись в Пекин, в Пекине был парк Юаньминюань, где император, поддавшись слабости и любви к европейской архитектуре, построил комплекс в европейском стиле. И европейцы его разрушили. Что делают китайцы? Правильно, они сохраняют этот парк, водят туда малышей и рассказывают им, как европейцы у них все разрушили.
То есть все строят памятники, чтобы показать, как они всех побеждали, а китайцы делают памятником символ их обиды и унижения.
Поэтому эта статья вполне укладывается в логику “мы так любим Гонконг, а он нас называет саранчой”.
Для Китая Гонконг, как и Тайвань - это очень важные регионы. Они очень богатые, там живут культурно однородные китайцы, которые с радостью инвестируют в свою же страну. Нормальное состояние экономики Гонконга – это не заслуга КНР в плане строительства, но, безусловно, заслуга, что они не превратили их в какую-нибудь ДНР или ЛНР.
Для китайцев - что их, на самом деле, очень красит - экономика, как правило, важнее политики. Именно поэтому они смогли быстро уйти от культурной революции к концепции Дэн Сяопина: “Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она мышей ловила”. Вдумайтесь, в совке бы такого никогда не сказали, здесь всегда было “кто не с нами, тот против нас”. Это я к тому, что богатый Гонконг - не только в интересах самого Гонконга, но и в интересах КНР, которая от этого много выигрывает, и не надо говорить, что “мы им даем, а они нам - нет”.
А тем временем сегодня истекает ультиматум гонконгских студентов. Что в этой ситуации делать Китаю, непонятно.