Этот материал не претендует на фундаментальное исследование; тем не менее, он призван создать некий базовый, «скелетный» вариант развития Луганской области исходя из текущих реалий и грядущих задач, опираясь на мое видение местных реалий.
Состояние области описывать бессмысленно – оно меняется каждый день, причем не к лучшему. Мной это делалось неоднократно – см. цикл «Большая прогулка». Тем не менее, вкратце изложим часть задачи в виде «дано», ну и по пути я буду добавлять некоторые штрихи к портрету, для полноты понимания картины и чтобы обосновать свои выводы.
«На мамином диване большой военный флот…»
Население области составляет около 1.5 миллиона человек (прикидочно). Уехали все те, кто при деньгах – поскольку могли уехать и им было, что терять. Остались те, кто, собственно, работал – шахтеры, рабочие, торговля.
Вводные данные: 50% экспорта области составляла продукция металлургических предприятий (чермет), 22% - нефтеугольная промышленнность (уголь, шахтный способ добычи) и 10% составляла продукция химической промышленности. Данные за 2008 год, источник – госстат Украины. Существенных изменений в этом соотношении произойти не могло.
Данные госстата, поэтому место регистрации юрлиц-владельцев шахт роли играть не должно.
На данный момент внешняя торговля в луганской республике отсутствует. Судьба остальной Луганской области меня будет волновать тогда, когда она будет занята армией ЛНР.
«А в стране дураков дураков не осталось – все приехали к нам, поглуять, отдохнуть…»
Перед правительством на данный момент стоят два блока задач: социальные и политические. Без социальных задач политические – не более, чем фарс. Без политических социальные – затыкание дырок.
Задачи социальные: обеспечить существование (выживание) населения; обеспечить функционирование инфраструктуры городов; обеспечить безопасность населения.
Задачи политические: обеспечить материальное содержание армии (ополчения); обеспечить социальную защиту населения; обеспечить построение государства социальной справедливости.
Для решения социальных задач многого не надо: обеспечить население продовольствием, электричеством, водой, канализацией, работой и пенсиями, отоплением. Далее идет вторая фаза - правоохранительная деятельность и иная социально значимая деятельность – суды, архивы, ритуальные службы, общественный транспорт, наконец.
Решение политических задач невозможно в отрыве от армии и военных действий, которые сейчас происходят. Армии нужна поддержка. И не обязательно деньгами – расквартированием и обеспечением тоже вполне можно. В дальнейшем важно прийти к тому политическому строю, который будет гарантировать населению достойный уровень жизни, без социального паразитизма (если смотреть по Марксу), а оттуда недалеко и до «светлой мечты» Павла Губарева – государства социальной справедливости, где нет ссудного процента, виноград зреет круглый год, машины ездят на отходах и сапоги чистятся сами.
Как видно, оба блока можно решать параллельно, для этого надо лишь создать два параллельно действующих центра власти. Сейчас к тому есть все предпосылки: социальными проблемами должны заниматься люди на местах, политическими – руководство страны.
«Нам не дано с тобой понять, чему так радуется Петя…»
Нужно признать, что деятельность руководства страны нынче вызвана более желанием решения внутренних проблем, чем внешних – именно этим объясняются последние кадровые перестановки. Два месяца город находится на линии фронта, за это время не было проведено ничего, что могло бы изменить ситуацию. Отсутствие электричества в городе – следствие именно этой политически-военной импотенции – за два месяца артобстрела снаряд чисто статистически должен был попасть в подстанцию и таки отключить город.
Вторая ошибка действующей власти – абсолютная закрытость. Никакие действия власти не контролируются обществом, не публикуются, не обсуждаются.
Третья ошибка – игнорирование окружающих реалий. Луганск – столица государства, пускай вновь образованного, пускай и непризнанного. И руководство в этой столице должно заботиться об окружающих городах и селах не меньше, чем о себе. Следствием такой заботы будет и понимание суммарных потребностей, централизованных резервов и ресурсов, без чего планирование в масштабах страны не дотянет даже до уровня Дюны-2.
Четвертая ошибка, являющаяся отчасти следствием всех вышеуказанных, отчасти – «синдромом временщика», то есть желанием половить рыбку в мутной воде – есть полное отсутствие своего креатива и нежелание принимать чужой. Это объяснимо: если руководство занимается «зашибанием бабла», креатив в схеме просто опасен; креатив приемлем только тогда, когда стоит задача вытянуть страну из сложившейся ситуации.
Консерватизм – назовем это таким термином – выражается в том, что вся ОГА ходит, оглядываясь, и пугает друг друга возможностью оказаться «на подвале». Угроза осуществима и обоснована на уровне «а я скажу старшему брату, он придет и тебя отлупит!» Гораздо выше вероятность огрести пулю в темном переулке от задействованных в схемах лиц, но об этом не говорится.
Теперь, собственно, к решению проблем насущных.
«Если мяса с ножа ты не ел ни куска…»
Проблема первая: обеспечить республику продовольствием. Базовая потребность решается введением нормативов потребления (карточек). Дополнительное решение – либерализация торговой политики. Исторически это было решено введением НЭПа.
В чем плюсы карточек? Во-первых, это – перепись населения. Во-вторых, это возможность агитации и пропаганды. –третьих, это контроль за расходом продовольствия. Ну и в-последних, без карточной системы – которая, напомню, была и у нас в 90-х, вспомним талоны на сахар и резиновую ветчину TULIP – никакой России не хватит для того, чтобы снабжать Донбасс. Всё равно половина будет у спекулянтов.
Стратегическое решение проблемы гораздо более сложно. Нужно дать возможность населению приобретать еду, а это значит – зарабатывать деньги. То есть, первично нужно обеспечить население работой.
Во-первых, нужно наладить снабжение ополчения всем, включая денежное довольствие. Минимальное, начисляемое, но не выплачиваемое, но нужно. Это – вопрос престижа. Для этого нужно освободить ополченцев от оплаты процентов по кредитам в банках, разрешить расквартирование в жилом фонде (при согласии хозяев) с пищевым довольствием и обязать ополченцев помогать хозяевам, если это не противоречит боевой задаче и приказу. Всё как в 42-43 годах. Это позволит наладить снабжение и содержание армии.
Во-вторых, нужно реанимировать комплекс предприятий Луганской Республики. Здесь честь и хвала Н. Н. Дрёмину – министру промышленности ЛНР – за его неустанные попытки сделать хоть что-нибудь с этим огромным комплексом. Беда в том, что госпредприятия России не готовы – да и не могут в силу реакции «илиты» - сотрудничать с ЛНР. Чемезов на это пойдет? Нет, у него слишком много интересов за границей. Так что рассчитываем на частников, которым плевать на санкции и которые не боятся лить против ветра.
Реанимировать можно а) химкомплекс, б) Луганский патронный завод (нужно уточнить состояние), в) механические обрабатывающие производства, коих на Донбассе было немало; г) шахты и добывающее производство; д) металлургию. Нужно обсуждать с министром порядок реанимации производства.
Здесь же нужно сказать о модном и неоднократно упоминаемом слове «национализация». Национализировать можно предприятия в части, в которой они принадлежали Украине. Национализация в оставшейся части недопустима и опасна, поскольку свалит на плечи новоиспеченной республики бремя по содержанию этих самых шахт, заводов, газет и пароходов. Вместе с тем, нужно понимать, что это не означает отсутствия контроля за деятельностью стратегических предприятий – это всего лишь юридическая задача по корпоративному контролю.
Итак, предлагаемые меры:
1) Ввести рационирование продуктов для населения, включая ополчение;
2) Ввести финансовое, пищевое и юридическое обеспечение ополчения;
3) Ввести продовольственный налог;
4) Реанимировать предприятия области, сократить рабочие места, возможно –перепрофилировать.
Проекты постановлений правительства по пп. 2 лежат в Луганске уже месяц. Эффекта, как я уже говорил, нету.
«А в городе том сад, всё травы да цветы…»
Обеспечить функционирование инфраструктуры городов – задача, с которой нужно бы разобраться до холодов. Основные потребности включают: электричество, вода, отопление, канализация. Далее идут: сотовая связь, интернет и прочие излишества.
Инфраструктура существует. Вопрос лишь в поставке энергоносителей и их распределении. Градоначальнику вменяется в обязанность иметь перечень объектов, требующих бесперебойного питания, и рассчитывается суточное потребление и НЗ. Далее энергоносители завозятся (бензин) или используются на месте (газ). Это просто надо делать.
Необходимо ввести государственную ценовую политику на базовые товары и услуги – сахар, картофель, хлеб, спички, газ и воду. По городу установить колонки – на случай, если не будет работать вода в доме. Вернуть общественные туалеты формата «Яма и будка» - это, извините, основы борьбы за живучесть города. Рубль на хлорку город найдет.
Да, кстати. Давно имело бы смысл освободить население от оплаты мест на кладбищах на период военных действий.
Предлагаемые меры:
1) Ввести должность коменданта города, которому подчиняются все, кроме армии, прокуратуры, судов и ГБ;
2) Создать список критичных потребителей;
3) Наладить планирование потребления и использования энергоносителей;
4) Принять меры по усилению живучести городов;
5) Установить единую сбытовую политику на ключевые продукты.
«Пресловутая «чёрная кошка» забоится наших ребят!..»
Город должен жить своей жизнью, борясь с одним врагом. Двух врагов город – да и страна – не выдержит. Поэтому необходимо срочно принимать УК (любой), создавать органы прокуратуры, ФСИН и милиции/следствия. С милицией проще – в Краснодоне дела вернулись на круги своя, милиция работает. Прокуратура и суды нужны как воздух. Уголовные уложения нужны ничуть не меньше.
Проекты законов давно уже в Луганске. Чем люди занимаются? Правильно, делом. Не суйся, мы тут судьбы мира решаем...
Собственно, весь кусок социальных проблем решается именно так, как я описал. Существенным условием является личная ответственность всех фигурантов этого процесса.
Предлагаемые меры:
1) Ввести и оформить прокуратуру, суды, систему исполнения наказаний;
2) Оформить гражданство желающим.
«Будем жить в тайге мы пока что небогато, чтобы все богатства взять из-под земли!»
Несмотря на то, что национализировать что бы то ни было можно только имея интуицию сапёра с 30-летним стажем, некоторые вещи национализировать можно и нужно. Речь идет о недрах и природных ресурсах.
К пониманию некоторых вещей надо прийти. Во-первых, осужденные и пленные – это рабочая сила, которая должна иметь возможность возместить ущерб, нанесенный участием в боевых действиях. Во-вторых, недра – богатство Донбасса. В-третьих, богатство можно менять на деньги. В-четвертых, деньги должны быть реальными.
Как-то раз мы спорили с г-ном Никитиным на тему того, как привлечь на Луганщиину денег. Пропуская мысль о том, что я ну ни фига не понимаю в евробондах и банковской деятельности, скажу лишь, что идея печатать свой Лугандиский Доллар (название роли не играет) меня ввергла в полное непонимание. Скажу лишь, что в Абхазии валюта – российский рубль, и Абхазия живет и не парится.
Считаю, что необходимо ввести свободное обращение доллара США и рубля. Курс ежедневно устанавливать официально. Во-первых, это снизит инфляцию в регионе по сравнению даже с Украиной. Во-вторых, это позволит выявлять неуплату налогов или уплату налогов в Киев.
Эти законы надо еще писать; самое главное, что это позволит привлекать иностранные деньги. Налоговый кодекс должен быть простым и удобным. Юрлица должны пройти перерегистрацию.
Предлагаемые меры:
1) Законодательно оформить право собственности на природные ресурсы;
2) Ввести в практику способ оформления их добычи;
3) Ввести в обращение доллар США и российский рубль;
4) Принять Налоговый кодекс.
Законы, опять же, уже написаны. Выложу скоро на обозрение в жеже.