Немцы начали разработку беспилотника для подлодок
Немецкая компания Gabler приступила к созданию беспилотной системы воздушной разведки для подводных лодок, которая получила обозначение VOLANS (coVert OpticaL Airborne reconnaissance Naval adapted System). Об этом сообщает The Register.
Система VOLANS представляет собой герметический контейнер с тремя или более складными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и пусковой катапультой. Контейнер монтируется на многоцелевой телескопической мачте Triple M, которая выдвигается подлодкой в погруженном положении подобно перископу. Вместо беспилотников на мачту также может устанавливаться платформа с дистанционно управляемым крупнокалиберным пулеметом или комплектом разведывательной аппаратуры.
БПЛА VOLANS создаются немецкими специалистами на основе запускаемых с руки малоразмерных аппаратов Aladin, которые состоят на вооружении Бундесвера и уже применялись в Афганистане. В базовой версии беспилотник способен вести разведку в течение одного часа в радиусе до 30 километров. Скорость его полета составляет 45-90 километров в час.
После запуска БПЛА VOLANS подводная лодка может убрать мачту с катапультой и, оставаясь вблизи поверхности воды, получать данные воздушной разведки в реальном масштабе времени при помощи выдвижной антенны либо погрузиться на более безопасную глубину и скачать видеоизображение с беспилотников через заданный промежуток времени.
По мнению экспертов, система VOLANS может стать эффективным средством ведения разведки подводными лодками в погруженном положении. В то же время ее применение, по всей видимости, будет ограничено конфликтами низкой интенсивности, поскольку в ходе полномасштабных боевых действий современных флотов беспилотники сделают подводные лодки слишком уязвимыми.
КБ Skunk Works фирмы Lockheed Martin получило от управления перспективных разработок МО США DARPA подряд на более детальное исследование своей концепции многоцелевого беспилотного летательного аппарата MPAV (Multipurpose Air Vehicle), применяемого с подводной лодки (ПЛ) и многократно используемого. БЛА может выполнять задачи разведки, оценки результатов бомбометания, а также оснащаться оружием.
Свою концепцию КБ Skunk Works предложило еще в 1997 г. командованию систем оружия авиации ВМС (NASC) на условиях бесконкурсного контракта, или контракта с единственным подрядчиком. MPAV предназначался для размещения на борту атомных ракетных подводных лодок (SSGN) ВМС США класса OHIO, однако неопределенность в отношении времени для программы их переоборудования привела к тому, что эту идею отложили.
ВМС в настоящее время приступили к модификации четырех ПЛ в целях поддержки Сил специального назначения и оснащения ПЛ крылатыми ракетами вместо межконтинентальных баллистических ракет (МБР) “Trident”.
Фирма Lockheed Martin характеризует программу как начальную оценку осуществимости создания ЛА,
запускаемого с ПЛ. Фирма исследует возможные результаты его создания с учетом также отрицательных факторов, например, увеличения массы. Если работа пойдет успешно, откроются возможности рассмотрения других концепций, таких, как спасение ЛА, что впоследствии может привести к проведению демонстрации.
В конструкции MPAV имеется складывающееся крыло типа “чайка”, что позволит хранить его в вертикальном положении в одной из имеющихся на ПЛ SSGN 24 модифицированных трубчатых пусковых направляющих для МБР “Trident”. Ввод БЛА MPAV в действие осуществляется следующим образом: БЛА выплывает из стартовой трубы на поверхность воды, затем выполняется запуск двух навесных ускорителей, разгоняющих БЛА за 15 с до скорости 280 км/ч, после чего включается турбореактивный двухконтурный двигатель.
БЛА может нести во внутренних отсеках вооружение массой до 450 кг на дальность 1100 км или комплект датчиков для разведки в поддержку крылатой ракеты морского базирования BGM-109 “Tomahawk”; в каждой стартовой трубе ПЛ SSGN предусматривается размещать по семь таких ракет.
Наиболее технически сложной частью применения БЛА MPAV является его спасение, предполагающее выключение двигателя, вторичную герметизацию воздухозаборника и сопла двигателя и выполнение маневра с поднятием вверх носовой части, по типу самолетного маневра “Кобра”, чтобы уменьшить скорость БЛА и обеспечить его вертикальный вход в воду. ПЛ SSGN, находясь под водой, должна зацепить БЛА крючком и возвратить его в пусковую трубу для подготовки к повторному применению,
Flight International, 29/IV – 5/V 2003
Отредактировано Алексей (2010-01-23 21:49:04)