Бла раньше у Веремеева на "Анатомия армии" интересная статья такая, сейчас он ее правда убрал. Статья конечно старенькая но мысли есть интересные, в частности по системе мобильного базирования.
"3. Система базирования и развертывания подводного флота.
Система базирования - комплекс портовых сооружений, коммуникаций, и вспомогательных судов, обеспечивающий поддержание корабельного состава и экипажей в боеспособном состоянии, и должный коэффициент оперативного напряжения (это количествово лодок от общего числа имеющихся в строю, одновременно находящихся на БС). Система развертывания - комплекс баз, обеспечивающих скорейший маневр силами на ТВД и между ТВД. В настоящий момент система базирования подводного флота ВМФ РФ имеет следующий вид:
Главные базы океанских флотов:
Базы севера Кольского полуострова для СФ, южного Приморья и восточной Камчатки для ТОФ.
Главные базы морских флотов: Балтийск для БФ, Севастополь для ЧФ.
Ремонтные базы океанских флотов: Североморск и Северодвинск для СФ, Большой Камень и Владивосток для ТОФ.
Ремонтные базы морских флотов: С-Петербург для БФ, Новороссийск для ЧФ.
Данная система базирования, создававшаяся в свое время для обеспечения действий ВМФ СССР, даже в усеченном виде обеспечивает поддержание корабельного состава и КОН 0,5, с повышением, при необходимости, до 0,75 (нормальный КОН ВМФ СССР - 0,3; максимальный - 0,6). В настоящий момент система базирования требует вложения сравнительно небольших средств на подержание ее в должном состоянии, из-за долговечности абсолютного большинства составляющих элементов. Например, если срок службы боевого НК или ПЛ от приемки до списания составляет сейчас в среднем 30 лет, то срок службы вспомогательного корабля составляет свыше 50 лет, а иногда и дольше, например, СС «Коммуна» ЧФ было построено на верфи Путиловского завода в Санкт-петербурге в 1913 году, и остается в строю до сих пор. Другой пример: авианосец ВМФ Франции "Шарль де Голль" проходит плановое докование в 65-тысячетонном плавдоке "Нормандия" в Сен-Назере, построенном в конце 30-х годов для обеспечения ремонта новых французских линейных кораблей.
Можно также сказать, что преодолен наметившийся в середине 90-х кризис незагруженности судоремонтных заводов, специализировавшихся на ремонте ПЛ, что грозило потерей квалифицированных ремонтников.
С 1997 года по настоящее время заводы выполняют достаточно большой объем задач по судоремонту. Например, на Севере за это время был проведен капремонт всех имеющихся на СФ РПКСН проектов 667БДР и БДРМ (8 лодок), двух РПКСН проекта 941, 8 ПЛА проектов 971 и 945 и др. Также там был выполнен ремонт свыше 20 ДЭПЛ ВМФ России, Ирана и Индии.
Таким образом, можно констатировать, что система базирования ПЛ ВМФ РФ в настоящий момент отвечает стоящим перед ней задачам. Но она имеет серьезный недостаток: значительное сокращение баз рассредоточения в случае войны делает наши лодки одноразовыми - после возвращения с патрулирования они не смогут выйти во второй поход, т.к. в отсутствие баз рассредоточения, главная база, подвергшаяся удару, либо вообще не сможет обеспечить выход лодок, либо темпы и, следовательно, КОН, упадут до недопустимо малых величин.
К сожалению, ситуация с системой развертывания обстоит хуже. Маневр силами и средствами для ВМФ РФ значительно затруднен. Так, например, для действий в Средиземном море, из-за отсутствия там постоянных баз, приходится водить вокруг Европы лодки Северного флота, которые тратят по 10-12 дней только на переход в район патрулирования. Положение на данном театре облегчается благодаря наличию ВМБ Тартус (Сирия), обеспечивающей временное базирование дивизии АПЛ.
Более тяжелое положение создалось на критически важном Индоокеанском ТВД, для перехода на который ПЛ ТОФ требуется не менее двух недель, и даже долее, учитывая, что лодки, выходящие из Владивостока подвергаются риску быть выслеженными (а в военных условиях это означает - быть уничтоженными), при прохождении Цусимским проливом, и поэтому основной базой АПЛ ТОФ является Камчатка.
В этих условиях, потеря базы Камрань во Вьетнаме, вдвое сокращавшей путь - хуже, чем преступление. Это - ошибка.
Комментарий Веремеева Ю.Г. По моему, И.Крамник сильно смягчает название тому, что сделано с базой Камрань. Это и не преступление, и не ошибка, это предательство, сознательное, продуманное и видимо хорошо оплаченное предательство. Сколькими жизнями наших молодых парней наш народ поплатится нам еще предстоит узнать.
То же самое следует сказать относительно сокращения группировки кораблей снабжения, позволявших быстро организовывать мобильные базы на мелководье в нейтральных водах. Эта система, заимствованная у Японии, активно использовавшей мобильные базы во 2-ю мировую войну, была весьма эффективна - 5-я оперативная эскадра ВМФ СССР с 1967 по 1979 год (до получения баз в Сирии) держала на мобильных базах до 90% боевых единиц, коих насчитывалось до двадцати пяти надводных кораблей и до двадцати ПЛ.
Кроме того, сейчас наши АПЛ не могут пользоваться базами на Кубе и в Йемене, которые позволяли производить смену экипажей в критически важных районах (восточное побережье США и Аравийское море) без возвращения лодок в главную базу, что позволяло удваивать срок патрулирования одной подлодки.
Последним штрихом может служить то обстоятельство, что СССР имел по два подготовленных экипажа на КАЖДУЮ строевую АПЛ, тогда как сейчас мы имеем по два экипажа только на РПКСН и ПЛАРК.
Комментарий Веремеева Ю.Г. Снова И.Крамник сильно смягчает. Общеизвестно, что для выхода ПЛАРК "Курск" на учения экипаж собирали со всей дивизии подводных лодок. Это в лицо президенту кинула вдова командира лодки на его встрече с смеьями в Видяево.
Таким образом, обеспечить быстрое наращивание сил на критически важном ТВД для нашего ВМФ сейчас значительно тяжелее, чем для ВМФ СССР. .
Как компенсировать недостатки системы базирования и развертывания? (Меры перечислены по критерию скорости реализации - сначала те, которые осуществляются легче и быстрее всего). .
Укомплектование всех линейных АПЛ двумя строевыми экипажами. Усиление стратегической разведки и повышение качества военного планирования, с тем чтобы избежать ошибок при определении наиболее важного района в настоящий момент, и, как следствие, ошибок в развертывании сил.
Повышение КОН в мирное время, с тем чтобы обеспечить нахождение на БС максимального количества лодок, тем самым, сокращая время, потребное на наращивание сил в районе БС.
Воссоздание баз рассредоточения, их материального обеспечения. .
Строительство для ВМФ РФ новых ПЛ с более высокими скоростями крейсерского хода, что обеспечит более высокую скорость маневра силами, вооружение этих, и имеющихся в строю лодок дальнобойным ракетным оружием, позволяющим осуществлять маневр огнем.
Воссоздание системы мобильного базирования. Укомплектование минимум четырех (по две для каждого океанского флота) подвижных групп ВСГ в составе: 1 70.000 т. суперлихтеровоз типа RO-RO (главная база/склад/вертолетная площадка), 1 36.000 т. судно комплексного снабжения, 2-3 25.000 быстроходных контейнеровоза, переоборудованных для хранения/погрузки боезапаса, 2-3 25.000 т. быстроходных танкера, 1 госпитальное судно на 300-500 коек (в качестве госпиталя/дома отдыха), 1 плавбаза подлодок, 1 20.000 т. плавдок.
В состав группы должно входить также судно-хранилище радиоактивных отходов - повторять все советские примеры, включая слив радиоактивного теплоносителя прямо в океан, совсем не требуется. Уяснение на высшем уровне необходимости постоянного присутствия ВМФ РФ в критических районах океана, возобновление базирования ПЛ и НК ВМФ РФ в портах дальнего зарубежья."