Москаль: предъявите террориста!
Лидия ДЕНИСЕНКО
Геннадий МОСКАЛЬ, генерал-лейтенант милиции в отставке, экс-глава Госкомитета Украины по делам национальностей и миграции, бывший замминистра внутренних дел и экс-зампреда СБУ, председатель Временной следственной комиссии Верховной Рады, народный депутат (фракция «Батькивщина»), своим прогнозом на ближайшее будущее меня просто огорошил.
Сказал: сейчас плохо, а будет еще хуже.
Нет, конечно, не ради этих мрачных перспектив мы договаривались побеседовать, а ради того, чтоб Геннадий Геннадиевич дал собственную оценку операциям, в том числе и АТО, по наведению порядка.
Москаль говорил, как всегда, обстоятельно. Поэтому получилось монологов — часа на три.
Тут я их, конечно, сократила, так что не взыщите, Геннадий Геннадиевич: газетная площадь лимитирована.
Тяжеловес Лавров
«...В Верховной Раде есть депутаты, которых я называю «пещерными», им что-либо доказывать бесполезно, а есть адекватные, при памяти. Так вот эти, которые со здравым смыслом, откровенно говорят то же, что и я:
«Мы готовы отказаться от зарплат, кто имеет какой-то бизнес — готов и от него отказаться. И хотим передать финансовую помощь на нужды антитеррористической операции. Потому что от нее зависит наше будущее.
Но мы не будем бросать деньги в пропасть. Поэтому покажите результат, предъявите хоть одного российского террориста!
Если они есть (о чем постоянно пишут СМИ), если их такое огромное количество, то, наверное ж, без особого труда можно было б кого-то поймать?
И перед Женевой дать его г-ну Дещице. Чтоб тот показал г-ну Лаврову живого агента ФСБ, ГРУ или Службы внешней разведки РФ, которые, как пишет пресса, промышляют на территории Украины.
Наш и. о. министра обязан был сказать министру иностранных дел России такие слова: «Господин Лавров! Вот человек, такой-то и такой-то, совершил то-то и то-то...».
Но не предъявил, потому что — нету! Их даже по украинским каналам не показывают.
По документации, которая есть в ВР, ни Главное разведывательное управление, ни Служба внешней разведки РФ не ведут разведывательной работы в отношении Украины.
Есть документы, взаимно ратифицированные Радой и Госдумой, о том, что они исключают проведение разведывательно-диверсионной работы на территориях наших государств.
А вот между ФСБ и СБУ нет таких договоренностей. ФСБ создало свое пятое управление, которое вот этим и занимается. Но это уже — вопрос к СБУ.Да и не только...
На четырехсторонней встрече в Женеве, где, кроме Украины и России, участвовали представители ЕС и госсекретарь США Джон Керри, г-н Дещица выглядел очень слабенько.
Тяжеловес Лавров его, конечно, обвел вокруг пальца. И заставил согласиться на аннулирование всех незаконных формирований на территории Украины, освободить все захваченные здания, площади, улицы и т.п. И никуда не денешься — надо освобождать.
Ведь, извините, на то, чтоб майдановцы занимали Украинский дом, Госуправление делами давало разрешение? Или есть контракт, чтобы занимать Октябрьский дворец? Я уж не говорю об отеле «Казацком» и т. д.»
«Скринька» на майдане
«А посмотрите на сегодняшний майдан! Сначала они говорили, что будут стоять до выборов президента. Теперь говорят: нет, уже будем стоять до выборов Верховной Рады.
Мое впечатление такое: любая власть вынуждена будет этот майдан содержать пожизненно.
Только не надо сравнивать майдан в январе—феврале и сейчас. Тогда мы как народные депутаты были там, отбивали атаки всех, кто блокировал подвоз дров, продуктов питания, воды. Сами все носили, за руль сами садились, дежурили. Но то было другое: люди стояли за идею.
А сегодня майдан я обхожу десятой дорогой.
Потому что не могу смотреть без возмущения, когда молодой парень стоит с прозрачной «скринькой», чтоб кидали туда деньги.
Я его спрашиваю: «Ты что — инвалид? Чего ты деньги просишь?» А он: «Вот нам не за что купить покушать!»
Это что такое? Чего вы там сидите? Идите на восток Украины, защищайте страну!
Когда была крымская агрессия, никто ж с майдана не отправился туда. И сейчас тоже: есть агрессия — записывайтесь, создавайте добровольческие батальоны. Сегодня достаточно формирований, которые финансируются зажиточными людьми. Там зарплата намного выше, чем у действующих бойцов Национальной гвардии. Чего ж не хотят туда?
На майдане уже собралась другая категория: этих людей я не видел во время событий до 20 февраля. Так что если придет мэром г-н Кличко и ему комфортно будет жить с ними, то и пусть живет на здоровье... Но, извините, когда страна в опасности, вот так тупо стоять со «скринькой» как инвалид... Это ж какое откровенное приспособленчество!
А какая, скажите, необходимость вообще находиться на майдане? «Мы,— говорят, — контролируем власть». Мне интересно: у них что, достаточно знаний? Они экономисты, финансисты?
Знаете, мне кажется, что сегодня самые востребованные профессии в стране — майдановец, евромайдановец, автомайдановец, антимайдановец, контролер власти. Еще — борец с коррупцией. Все борются! Количество организаций, которые сражаются с коррупцией, намного превышает количество самих коррупционеров!
Еще очень популярные профессии — люстратор, ополченец, сепаратист, террорист, агент ФСБ, агент ГРУ и «рука Москвы». Причем их численность растет день ото дня — и равняется количеству желающих.
Мы теперь самая милитаризированная страна не только в Европе, СНГ, но, наверное в мире. И очень странно, что нынешняя власть игнорирует статью 17 Конституции, где сказано: «...забороняється створення й функціонування будь-яких формувань, якщо вони не передбачені законом». Покажите мне закон об ополченцах. Но они же существуют! И некоторые видные политические деятели вообще открыто проводят работу по созданию собственных ополчений.
А повестки в райвоенкоматы! Это же что-то!.. Ко мне как-то подошла женщина, просто увидала меня на улице, решила обратиться. Говорит: вы, г-н Москаль, с чувством юмора, так что, наверное, оцените вот это. И показывает две повестки в райвоенкомат, выписанные на имена уже умерших людей.
Она хотела, чтоб я это опубликовал. Отказался только потому, что Украина в таком трагическом положении, сейчас в общем-то не до юмора... Но то, что такие повестки рассылали — правда».
Монолог о «Стрелке»
«...Я не знаю, как распоряжаются бюджетными средствами на армию, но, скорее всего, бездарно. И на сегодняшний день разрекламированная антитеррористическая операция проходит «як мокре горить».
Чего стоит «кампания» по обезвреживанию лидера донецких сепаратистов по прозвищу Стрелок! С чего взяли, что его надо идентифицировать как некоего «полковника ГРУ»? Да это же полный идиотизм!
Когда смотрю телевизор, то себя щипаю: не сплю ли я, не схожу ли с ума?! На полном серьезе нам рассказывают, что этот самый «Стрелок» был заслан к нам с «разведывательной целью»!
Оказывается, он был в охране, когда сюда возили «Дары волхвов». Ну и что? Ходил он за этими «дарами», смотрел, чтоб не сперли прихожане. Так какая там разведывательная деятельность? Выяснять информацию у молящихся, когда те крестились и подавали ему тайные знаки?! Ну, бред же сивой кобылы!
Неужели ни до кого не может дойти, что это просто «заробитчанин», «найманец», который ездит по военным конфликтам. У нас и своих «найманцев» достаточно — и те, кто воевал на стороне Чечни, и на стороне Приднестровья. Так в чем проблема?
Не могут поймать «Стрелка»? Что ж так? Сидит человек в Славянске, устраивает провокации, раздает интервью... А эти придумывают «сказки про полковника»! Знаете, было б это в Израиле, от него б уже только одни лапти остались после точечного удара!
Ну так поймайте, черт побери! Все силы бросьте, возьмите его живым. И пусть расскажет, кто он и что.
Но это явно кому-то из руководства АТО невыгодно! Потому что расскажет не то, о чем сегодня пропаганда спецорганов трубит. А трубит она об успехах, нечеловеческих сложностях операции и т. д.
Нет, кто-то может себе представить, чтобы полковник ГРУ приехал со спецзаданием в Украину, да еще и под своей собственной фамилией?! Эти деятели, специалисты хреновы, даже не знали его фамилии! Только кричали: «Стрелок, Стрелок!» А потом, когда идентифицировали лица по фотографиям, кто пересек госграницу со стороны России, — выяснили, что это некто прапорщик Гиркин. Он повыставлял свои фотографии в соцсетях.
Найдите хоть одного сотрудника СБУ, а тем паче ФСБ в соцсетях.Если б такое случилось, их бы завтра повыгоняли! Вот госпожа Чапман попалась же только потому, что когда-то забыла стереть свое фото в Фейсбуке или где-то еще.
Так вот я бы нашей Службе безопасности посоветовал устроить коллективный просмотр старого советского фильма «Ошибка резидента». Может, классика кино хоть чему-то научит».
Пуля на шее
«На днях на заседании Временной следственной комиссии ВР я сказал, что фактически все вещественные доказательства гибели людей на майдане пропали. Исчезли журналы выдачи и сдачи оружия, пулегильзотеки и т.д.
Вся документация уничтожена, 31единица оружия, калибр которого совпадает с тем, которым расстреливали майдан, бесследно исчезла.
Никакое расследование следственные органы не проводили и не проводят, даже не возбуждались уголовные дела, где должны были быть пострадавшими те работники милиции, которые получили ранения. Если не могут найти виновных, не возбуждаются дела, то и потерпевшие таковыми признаны быть не могут!
Я был поражен, когда смотрел, как приехали родители погибших на майдане. Правительство с такой помпой рассказывало, что родственникам выплатит материальную помощь... И что? Ничего им не дали. Пошли к Кабмину, там им что-то стали говорить о том, что кто-то напортачил...
Ну как так можно?! Причем как с одной стороной — майдановцами —так поступили, так и с другой — правоохранителями — тоже не по-людски.
Милиционеры, которые были ранены, не могут оформить пенсии, а чья-то семья не может получить компенсацию по утере кормильца. А все потому, что нет уголовных дел!
То есть не доказано, что человек погиб при исполнении служебных обязанностей. И главное — кого в руководстве МВД, СБУ, ГПУ ни спросишь, разводят руками: вы видите, говорят, что творится на Донбассе, а вы тут с этими проблемами!
С потерпевшими милиционерами никто не встречался... Но весь мир знает: в событиях 18—20 февраля в Киеве были убитые и с одной, и с другой стороны. И раненые — и там, и там. И я спрашиваю: почему никто из руководства МВД не поехал к своим же в больницу, почему никого не было на похоронах убитых работников милиции? Не думаю, что они любили Януковича или Партию регионов...
Одного из потерпевших я спрашивал: «Ты был ранен?» — «Да». — «Лежал в больнице?» — «Лежал». — «Тебя вызывали в прокуратуру?» — «Нет». — «И никто не допрашивал?» — «Нет». — «По факту возбуждено уголовное дело?» — «Нет». — «Ты прошел судебно-медицинскую экспертизу?» — «Нет». — «Тебя признали потерпевшим?» — «Нет, не признали».
И тогда интересуюсь у милиционера: «А где находится вещдок?»
Он расстегивает рубашку, вытягивает цепочку, на которой висит пуля. Носит как талисман. Но это же вещественное доказательство. Оно должно быть у экспертов.
Вот так: ни дела, ни экспертиз, ни признания потерпевшим! А пуля — разве что на память».
Нет звонка в 23.00
[Москаль: предъявите террориста! // ВЯЧЕСЛАВ БЕРЛОГ]
Фото Вячеслава БЕРЛОГА
«...Видеть тупость наших милицейских вождей, не знаю, как кому, а мне тяжело. У меня, конечно, не было иллюзий при назначении на должность министра г-на Авакова, но все-таки поначалу какие-то надежды, что человек начнет работать правильно, были.
Мне казалось, что в первый же день, сойдя с трибуны ВР уже в ранге и.о. руководителя МВД, он хотя бы прислушается к советам профессионалов. К сожалению, я ошибся.
Вот, говорят, у Москаля с Аваковым конфликт. Да нет никакого конфликта! Просто в тот день, когда его назначили, я подошел к нему и сказал: «Арсен Борисович, мне как председателю комиссии, собственно, ясно, что произошло тогда-то и тогда-то на майдане, на Грушевского... Но одной моей ясности мало. Нужны доказательства, документы. Я понимаю, что у вас много сейчас забот и вам не до этого, но я скажу, что надо, а вы мне дадите какого-то офицера с соответствующими полномочиями, чтобы он помог мне — при расследовании событий 18—20 февраля — действовать от вашего имени, по крайней мере чтобы можно было обеспечить сохранность вещественных доказательств, чтоб не смылись из страны командиры, дававшие приказы стрелять по людям, и т. д.»
Аваков отвечает: «О да! Все это правильно! Сейчас к вам выйдут, так сказать, от моего имени».
«Хорошо, — говорю себе, — подожду, пока выйдут». И прождал до 23.00. Но никто ко мне не вышел.
В 23.00 звоню в дежурную часть МВД.Там выслушали, говорят: мы вам перезвоним.
Действительно, на следующий день утром звонят и говорят: «Если у вас есть какие-то вопросы, то официально нам напишите. А мы рассмотрим».
Я, конечно, не сдержался, сказал все, что думаю о руководстве МВД, теми словами и выражениями, которые позаимствовал в органах внутренних дел.
И что я должен был делать? Прорываться с боем к Авакову?
В парламенте подошел к одному депутату, который кому-то там перезвонил, что-то выяснил, говорит мне: «В МВД сказали, что Москаль им будет только мешать, а мы сами во всем разберемся». Словом, там испугались, что кто-то у них хочет отобрать славу.
Ну а пока они якобы «разбираются», все покрыто мраком, никаких результатов. Семьи пострадавших ждут, когда ж будет сказана правда. Да хотя бы хоть что-то будет сказано!
Зато во время противостояния на юго-востоке, а до того — в Крыму ничего более мудрого не могли придумать, как принять решение об уменьшении личного состава милиции на 80 тысяч.
Понятно, что, с одной стороны, довели разнарядку в УВД: люди сидят на чемоданах. С другой — от них же требуют сейчас гражданской сознательности и чтоб стояли насмерть. Ия не понимаю, зачем 80 тысяч уже обученных сокращать, а их место все равно надо будет занимать, но кем? Какими-то сомнительными ополченцами из сомнительных батальонов, от которых пока я не вижу реального вклада в борьбу с терроризмом.
Нет, генералы все на месте: в министерстве сегодня аж 34 таких высоких чина. А сколько генералов в областных управлениях? Они хоть раз были на передовой? Или кто-то из руководства был в райотделах Донецкой, Луганской областей?
Может, г-н Аваков проехался по горячим точкам, обратился к личному составу проникновенным словом: «Братцы!», как некогда Николай Второй приветствовал войска перед боем... Николай мог, а вот Арсен Борисович, вероятно, считает ниже своего достоинства общаться с подчиненными, тем более в районах.
Что больше всего поражает, это фантастическое, извините, невежество! Вот милицейское руководство, сидя в кабинетах, рассказывает, что там, на востоке, распоясались бандиты...
Могу привести пример из собственной практики, когда меня назначили начальником Главного управления МВД Украины в Крыму. Тогда мы быстро сделали «инвентаризацию» всех крымских бандитов, которые были вооружены. Причем от Керчи до Фороса. Их оказалось 3тыс. 700. Не думаю, что в Донецке больше!
Так вот для проведения «инвентаризации» нам не требовались ни танки, ни бронетранспортеры. Своими силами кого могли — посадили, кого могли — арестовали, а кто-то удрал. Но если враг бежит, то это тоже победа».
«Дайте санитаров!»
«...Или вот новость: оказывается, «архивы Пшонки» находятся в некоем военизированном формировании, которое участвовало в событиях на майдане, и теперь через адвокатов (!) с ними, образно говоря, государство ведет переговоры, чтобы вернуть. Но положительного результата все равно нет.
Это ж до какого маразма надо дойти, чтоб подобное заявлять! «Архивы» в «Правом секторе». Вынесите постановление, возьмите решение суда, придите с обыском, окружите и заберите. В чем вопрос?
Можете представить, если бы я вломился в редакцию какой-то газеты, забрал там компьютеры, принтеры, а потерпевшим бы потом следствие сказало: «Идите к Москалю и ведите с ним переговоры»?
Просто сейчас везде идет торговля! В принципе она и раньше была... В свое время я написал 26 запросов в Генпрокуратуру: когда возьмут кровь на диоксин у Ющенко? И 26раз Ренат Равильевич Кузьмин мне отвечал, что идут очень сложные переговоры с Виктором Андреевичем.
А я им говорю: хотите, я сам вам Ющенко доставлю? Только обеспечьте врача и двух санитаров, чтоб его скрутить, если будет буйным.
Но так и не взяли анализ... Потому что не было желания. А Ющенко был нужен Партии регионов, он собственно, и привел ее к власти.
Он же вместе с Наливайченко посадить меня в тюрьму хотел. За то, что я рассказывал... Ну, наверное, помните, лет 10 назад интервью вам давал по «отравлению Ющенко»? И полушутя сказал, мол, то он поел плова из казана, в который по ошибке помочился один из его друзей, участник памятной трапезы на даче. Но совершил это «деяние» в посудину с пловом не потому, что хотел испортить блюдо, а потому что был пьян.
Так вот тогда Балоге карандашиком статью подчеркнули, он «2000» Ющенко отнес, и тот кричал, что посадит и Москаля, и того «грузина», который такое якобы сделал в казан. На меня они столько раз в суд подавали!.. Но я все выиграл. Причем даже моральный ущерб им не выставлял».
Будет хуже
«...Самое прискорбное, что у высшего руководства страны нет политической воли. Все заняли такую позицию: ждем выборов. И пусть новый президент наводит порядок.
Некоторые панически боятся, что выборы закончатся одним туром. Но если вы все такие патриоты, так переживаете за судьбу страны и хотите ей лучшего, то дайте народу выбрать достойного.
Не мешайте и не пытайтесь сорвать выборы, потому что, видите ли, «корона» вам явно не достанется. Мало того: уже большинству в стране понятно, кому очень хочется, чтоб у нового президента ничего не получилось.
Как по мне, было б хорошо, если бы в первом туре победил Порошенко, по крайней мере это оптимальный вариант. И даже если после таких моих слов прибавится врагов в стане нынешнего руководства государством — мне безразлично. Когда у меня был десяток врагов, я еще реагировал, а когда тысячи — меня это уже не трогает.
...А я вот сейчас думаю: что изменилось в стране за то время, что к власти пришли новые лица? Если бы что-то поменялось, я с радостью б поделился этим с читателями «2000». Но не могу ничего хорошего добавить.
И когда представляю, что будет через некоторое время, уже после выборов, тоже не вижу ничего хорошего. Думаю, будет и хуже.
Все идет к созданию республик — Луганской и Донецкой. Потом встанет вопрос их объединения в «Донбасскую республику» или какую-то другую (интервью с «идейным руководителем объединительного процесса» Олегом Царевым, пожалуйста, читайте на стр. A4 в блоке «Форум»).
Они изберут свой парламент, правительство. И сделают эдакое «украинское Приднестровье». С одной стороны границы — российские области Воронежская, Белгородская, Ростовская, с другой — украинские, но не скажу, что так уж патриотично настроенные. Т.е. и внутри, и снаружи будут поддерживаться соответствующие настроения.
Цель будет достигнута: создать, как и в Молдове, «островок», по численности превышающий всю Прибалтику вместе с Македонией и Словенией, — эдакий «анклав», который для Украины окажется и в политическом, и в экономическом смыслах катастрофой.
Я не хочу этого. Дай бог, чтоб я ошибся. Поэтому и надеюсь, что в Украине все произойдет иначе. И худшие прогнозы не сбудутся».
Лидия ДЕНИСЕНКО
Данная статья вышла в выпуске №21 (699) 23 – 29 мая 2014 г