Юридические ничтожества. Киевская имитация власти — даже формально не власть
С каждым днём мне попадается на глаза всё больше бурных и увлекательных обсуждений того, каковы перспективы чьей-либо победы на предстоящих выборах президента Украины и каковы будут последствия этих выборов для нас. На сей счёт и впрямь можно рассуждать много и увлекательно. Но прежде чем затевать эти рассуждения, надо иметь в виду главное: эти выборы так же юридически ничтожны, как и вся нынешняя деятельность тех, кто провозгласил себя властью на Украине.
Содержательная сторона дела очевидна. Например, ясно: невозможно провести выборы, когда боевиками захвачены Центральная избирательная комиссия и типография, где печатают бюллетени для голосования, да вдобавок те же боевики пообещали присутствовать на каждом избирательном участке, то есть силой пресекать любую попытку голосовать вопреки воле самих боевиков — и таким образом независимо от воли народа победителем на выборах объявят того, кого сочтут нужным объявить боевики. Не может быть пригодна для выборов обстановка в стране, где реальная власть принадлежит незаконным вооружённым формированиям (пусть сейчас и пытаются объявить о разоружении «Правого сектора» — но сам этот сектор составляет лишь малую долю НВФ Украины). Не может отражать волю народа — и вообще быть законной — деятельность парламента, где добрая половина депутатов в одночасье сменила политическую ориентацию, то есть фактически отказалась исполнять свои предвыборные обещания. И уж подавно не может восприниматься всерьёз деятельность парламента, где значительная часть депутатов находится в той или иной форме под вооружённым контролем. Правда, сейчас боевики уже не заходят с автоматами в здание Верховного совета, но известно, что нескольких депутатов избивали сразу после переворота, а сейчас довольно многие родственники депутатов пребывают фактически на положении заложников.
Но это всё — содержательные вещи. Их при большом желании можно не замечать. Как известно, журналисты и политики из стран, всё ещё почему-то именующихся развитыми, очень хорошо научились действовать по принципу трёх обезьянок: не вижу, не слышу, не говорю. Поэтому я остановлюсь на соображениях чисто формальных, ибо их труднее подделать, чем содержательные, а главное — труднее говорить, что их не существует.
Формально картина выглядит так. В первый же день государственного переворота — 2014.02.22 — Верховный совет Украины попытался провести импичмент президента. Но для этого не хватило голосов — даже со всеми мыслимыми натяжками. Тогда паДламентарии нашли вроде бы красивый выход: они объявили, что президент Украины устранился от исполнения своих обязанностей, исчез в неизвестном направлении, а посему отстраняется от дальнейшего исполнения обязанностей и вместо него назначается исполняющим эти обязанности свежеустановленный глава Верховного совета Турчинов.
Но данное основание для отстранения президента от должности не предусмотрено законами Украины. Более того, законы Украины никоим образом не предписывают президенту исполнение обязанностей в каком бы то ни было конкретном месте — он может работать в любом месте, какое сочтёт нужным и удобным для себя. Следовательно, и его отстранение от должности по такому основанию — недействительно. Он остаётся законным главой государства.
Его законность выражается, в частности, в том, что Верховный совет всё ещё обязан представлять на его утверждение все свои решения. Боюсь запутаться в тонкостях регламента, но, кажется, даже решение о смене главы самого парламента должно быть утверждено президентом. В любом случае, все решения, относящиеся к жизни государства в целом, парламент обязан представлять на утверждение всё тому же законному президенту Януковичу.
Закон Украины, как закон практически любой страны, предусматривает возможность отказа главы государства от утверждения решений, принятых парламентом, и указывает законный способ утверждения этих решений даже в таком случае. Например, депутаты могут большинством в 2/3 голосов преодолеть президентское вето. А если президент просто ничего не сделает — ни в плюс, ни в минус — в установленный законом срок — право подписать парламентское решение обретает глава парламента.
Но в данном случае парламент попросту не пытается следовать этой законной процедуре, не пытается предъявлять свои решения на утверждение законному главе государства. Он сам отказывается придать своим решениям законную силу. Таким образом эти решения оказываются юридически ничтожны — то есть не имеют никакого законного смысла и никаких законных последствий.
Причём это относится ко всем решениям парламента, принятым начиная с 2014.02.22. Это относится, в частности, и к решению о назначении досрочных выборов. Это решение тоже юридически ничтожно, ибо парламент даже не сделал попытки утвердить его в законном порядке. Соответственно, кто бы ни был объявлен (хоть по воле боевиков, хоть по действительному раскладу бюллетеней) победителем президентских выборов, законным президентом Украины вплоть до исчерпания срока своих полномочий на рубеже февраля–марта 2015-го года остаётся Виктор Фёдорович Янукович.
Более того, даже если вследствие каких-то хитрых политических соображений президентом Украины будет объявлен Олег Анатольевич Царёв, то при всём моём уважении к нему, к его ярким выступлениям в тот период, когда эти выступления были ещё сравнительно безопасны, я всё равно должен буду вновь и вновь напомнить: законным главой государства останется Виктор Фёдорович Янукович.
Как ни относиться к этой личности, но любой другой претендент на роль главы государства Украины обречён оставаться кандидатом просто потому, что сами выборы, назначенные на 2014.05.25, заведомо юридически ничтожны.
Это, должен заметить, касается не только выборов. Юридически ничтожны все отстранения от должности и назначения на должность, сделанные Верховным советом. Юридически ничтожны все распоряжения лиц, назначенных Верховным советом. Юридически ничтожны все законы, принятые Верховным советом. И так далее.
Единственный способ выйти из этого состояния юридического самоубийства парламента — отменить заявление об отстранении президента Януковича от должности, а затем либо провести его импичмент в порядке, предусмотренном законом Украины, либо представить все решения Верховного совета, принятые начиная с 2014.02.22, на утверждение президенту Януковичу, после чего смиренно ждать его решения.
Если же те, кто сейчас пытается в Киеве изобразить власть, не пойдут ни на одно из этих решений, они так и останутся юридическими ничтожествами (как и все, кто пытается делать вид, что действия этих узурпаторов значимы). А то, что они фактические ничтожества, они доказали столь давно и столь многими способами, что, я думаю, нет даже смысла отдельно останавливаться на этом.