НЕВЕЖЛИВЫЕ КАСКИ ДЛЯ «ВЕЖЛИВЫХ ЛЮДЕЙ»
Любопытные данные опубликованы сотрудниками ЗАО «Специальная и медицинская техника» (г. Санкт-Петербург) и Пензенского артиллерийского инженерного института на конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности», прошедшей в начале апреля с.г. в НПО «Спецматериалы», г. Санкт-Петербург.
Согласно их информации, основанной на официальных протоколах испытаний, шлем 6Б47, который сегодня поставляется российской Армии в состав комплекта экипировки Ратник и заявляется его разработчиком ЦВМ «Армоком» как самый лучший шлем из известных легких шлемов в мире (см. статью «Положить пулю набок») оказывается не смог пройти испытаний на контузионную травму.
Шлем 6Б47 показал худшие результаты по уровню запреградной травмы как при воздействии пули пистолета АПС, так и при ударе тупым предметом. В последнем случае энергия, переданная на позвонки, составила 18 Дж (при допустимых 14 Дж). Что касается запреградной травмы от пули, то давление внутри имитатора головы в 3-х случаях из 8-ми зачетных выстрелов превышало допустимые значения до 39% ! При этом еще в двух зачетных выстрелах давление составило 97-98% от допустимого уровня, т.е. было на пределе допустимого (см. слайд из доклада).
Методика оценки запреградной травмы по уровню давления в центре имитатора головы разработана достаточно давно и признана военными медиками адекватной для оценки запреградной травмы при воздействии на бронешлемы. На сегодня она является единственным мерилом оценки качества армейских шлема по запреградной травме.
Армокомовский шлем 6Б47 по данной методике явно не прошел конкурсных требований, однако тогда были назначены дополнительные процедуры, не оговоренные условиями конкурса, в частности, были проведены испытания на трупе с участием специалистов ВМА им. Кирова. В результате воздействия пули, на голове была получена ушибленная рана, но ВИДИМЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ костей черепа и мозга получено не было, т.е. комиссия посчитала, что труп будет жить. Видимо, на основании этих данных и был сделан вывод о соответствии степени запреградной травмы требованиям заказчика (см. слайд из доклада).
Правда, не следует забывать, что все, что делалось в то время для вооруженных сил, в том числе и создание нового шлема, шло под руководством г-на А. Сердюкова, цели которого были весьма далеки от проблем обеспечения боеспособности своей армии.
Если продолжить эту тему и обратиться к зарубежному опыту, то стандартом НАТО NIJ 0106.01 допускается касание тыльной поверхности шлема головы при ударе пули, но при этом ОБЯЗАТЕЛЬНО измеряется ускорение в центре головы и оно не должно превышать 400g. Российским специалистам, как видим, достаточно взглянуть на труп, чтобы сделать выводы.
Приведенные докладчиками фотографии и рентгеновские снимки с этих испытаний показывают, что шлем Армокома 6Б47 при попадании пули сильно деформируется и прогибается в области 70-80 мм вокруг точки попадания, ударяясь тыльной стороной имитатора головы.
Между тем, например, в Институте спецтехники и связи МВД РФ («СТиС») принято считать запреградное воздействие безопасным только в случае полного отсутствия касания шлемом имитатора головы.
Испытания шлема на противоударную стойкость сбрасыванием его на ровное бетонное основание вообще вызывают улыбку. Это все равно, что пытаться разбить шарик пинг-понга о теннисный стол. А если этот шлем случайно стукнется о кузов при спешивании бойца с фургона или бронеавтомобиля или о выступ скалы – что станет с его тоненькой внешней скорлупой?
Сегодня «вежливые люди» с удовольствием носят легкий и удобный шлем 6Б47. И это замечательно, вот только, как и кто будет им объяснять, почему этот, самый лучший в мире шлем, не уберег его голову от травмы при ударе даже тех пуль и осколков, от которых он обязан его защитить уже в реальных боевых условиях.