Независимый эксперт в области национальной безопасности Лорен Томпсон (Loren Thompson) опубликовал 3 июня в интернет-версии журнала Forbes статью «Война в Сирии показывает, почему США нуждаются в истребителях пятого поколения» (War In Syria Highlights Why U.S. Needs Fifth-Gen Fighters).
… США и их союзники могут ввести бесполетную зону над Сирией, как они это сделали во время войн в Ливии и Ираке, и эта возможность подчеркивает важность наличия «живучих» истребителей пятого поколения. Сейчас ВВС США и их союзников оснащены истребителями предыдущего поколения, которых сирийские зенитные ракеты могут сбивать в битве за контроль над воздушным пространством.
Такие опасения отводились на второй план, пока Пентагон в последние десять лет воюет с движением «Талибан», не имеющего ПВО и ВВС. Однако сегодня основное внимание в военном планировании должно переместиться в сторону противодействия странам, имеющих т.н. интегрированную систему ПВО, таких как Китай, Иран, Северная Корея и Сирия.
Свехзвуковые маневренные фронтовые истребители являются основным средством подавления ПВО противника. США и их союзники могут понести тяжелые потери в Сирии, если эта страна в ближайшее время получит самые современные российские ЗРК С-300. Эти системы разработаны с учетом борьбы с традиционной западной воздушной тактикой. На прошлой неделе эксперт Международного института стратегических исследований в интервью «Радио Свобода» высказал мнение, что средства РЭБ вряд ли смогут нейтрализовать С-300.
В войне против Сирии будет трудно использовать беспилотные летательные аппараты или крылатые ракеты для уничтожения мобильных ЗРК, которые могут их перехватывать. С-300 является очень мобильной системой оружия, время боевого развертывания составляет всего пять минут, и потому для их уничтожения нужны пилотируемые боевые самолеты, которые могут получать информацию с «непрерывным обновлением». Но такие самолеты должны обладать большой боевой живучестью, так как С-300 способны отслеживать до 100 целей одновременно и обстреливать десятки из них на дальности сто миль.
Этот фактор подводит меня к мысли использовать истребители пятого поколения. На протяжении многих лет американские истребители научились применять новые технологии, такие как умные бомбы и цифровая система управления полетом. Пятое поколение истребителей обладает расширенными боевыми возможностями, технологии стелс позволяют им быть трудно обнаруживаемыми, двигатели и новые материалы позволяют иметь высокую маневренность, новейшие системы датчиков обеспечивают пилотов высоким уровнем «всеобъемлющей» ситуационной осведомленности.
Наши пилоты могут видеть врага, но враг их не может увидеть. Даже если враг их обнаружит, малые радиолокационная и тепловая сигнатуры стелс-самолетов делают чрезвычайно трудными их сопровождение и обстрел. Передовая стелс-технология в сочетании с высокоточным оружием и высоким уровнем ситуационной осведомленности позволят подавить ПВО противника в течение нескольких дней.
Тем не менее, единственным боеготовым истребителем пятого поколения является только F-22 (185 машин). План состоит в том, чтобы насытить военную авиацию менее дорогими истребителями пятого поколения F-35.
F-35 поступит на вооружение ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США в «доступном пакете». Хотя в этом самолете отсутствует сверхманевренность F-22, в некоторых областях его бортовая электроника превосходит ту, что установлена на предшественнике. Проблема в том, что F-35 не войдут в эксплуатацию до 2015 года, если нужно будет подавить сирийскую ПВО в ближайшее время. Вероятно, значительную часть этой работы выполнят истребители четвертого поколения.
Хорошей новостью является то, что Сирия не сможет получить С-300 из России до конца этого года, потребуется еще некоторое время для его освоения сирийскими расчетами. Плохая новость состоит в том, что подобные передовые оборонительные технологии в ближайшее время могут появиться у недружественных государств, либо путем поставок из России, или Китай сможет скопировать их и передать государствам-изгоям как Северная Корея.