Ничего личного. Экономика свободы слова и немного гешефтов
Во всей этой истории с «закрытием кровавым режимом последнего свободного телеканала» — прекрасно буквально всё. Начиная с того, что «свободолюбивый канал», в общем-то, никто как бы и не отключает.
Но — давайте по порядку.
Была (и есть) такая радиостанция «Серебряный дождь», где работала (точнее, руководила) нынешняя владелица и руководительница телеканала, отменившего прилагательное «Серебряный» в своём названии. И одна из моих контор, РА «МедиаХаус», бывшая в те благословенные времена одним из крупнейших, если не вообще крупнейшим игроком на рынке FM-рекламы, с этой станцией, естественно, взаимодействовала. Не могу сказать, что мы дружили с самой Синдеевой (с ней приятельствовал наш тогдашний медиа-директор Лёша Барабанов) — но, естественно, были знакомы, и я к ней до сих пор достаточно тепло отношусь: крепкая была медийщица.
И — профессиональная, надо отдать должное.
Просто ещё тогда на рекламном рынке столицы ходил такой анекдот: «радиостанция «Серебряный дождь» — это станция, о которой все слышали, но никто не слушает» (с). И это только ещё раз говорит о профессионализме девушки: собирать весьма неплохие для радио рекламные бюджеты при рейтингах «в границах статистической погрешности» — дело, знаете ли, непростое. Но — возможное. Дело в том, что рейтинги там меряются не по GRP, как на телевидении, а по CPT. Расшифровывать не буду, дело это профессиональное и довольно скучное, но главный смысл уловить может и непрофессионал: если на «телеке» ставятся специальные «счётчики» и там рейтинги — это фактически чистая математика, то «радийка» измеряется в первую очередь за счёт «опросов». Вот так примерно: «Назовите десять радиостанций, которые вы слушаете». Вот люди и называют, что помнят. А «слышали о Дожде», напоминаю, — все.
На телевизоре, как вы уже, наверное, поняли, — совсем другая история.
Там главное — «счётчики»: смотрят тебя или не смотрят, а это — уже не столько PR-история, там главное — качество самого продукта. А вот с этим у «оптимистического канала» — есть определённые проблемы, и политика тут, простите, совершенно ни при чём. И поэтому заявления о том, что «кровавый режим» запрещает рекламодателям ставить свою рекламу на «оппозиционном канале», вызывают у профессионалов искреннюю восторженную истерику: на телевидении, видите ли, главный рекламодатель — масс-маркет, а это прежде всего — западные корпорации. И вот теперь представьте себе «кровавый режим», названивающий, допустим, в McDonald’s или PepsiCo с таким вот замечательным предложением-повелением — тоже, думаю, обхохочетесь.
…Но это — ещё цветочки.
Теперь перейдём к теме «запрета и цензуры». Там ведь в чём на самом деле вопрос: насколько я понял, кабельщики всего лишь собираются исключить их из пакета (там несколько каналов), от которого начинают отказываться покупатели. Тоже, чтобы было понятно, просто зайдите на сайт, допустим, НТВ+ — и можете легко убедиться, что на сегодняшний день купить ЛЮБОЙ пакет НТВ+ без «оптимистического канала» у вас просто не получится: он «зашит» в «базу», в «Лайт». И если вы думаете, что это происходит от высоких рейтингов (с ними при желании можно легко ознакомиться даже в открытой части исследований TNS), — поговорите «по секрету» с самими трансляторами. И они вам расскажут, из каких высоких кабинетов, как и зачем им звонили для того, чтобы это произошло. Административный ресурс в бизнесе, знаете ли, — всегда административный ресурс, даже ежели он и свободолюбивый, и либеральный. И вот именно по этой причине, а вовсе не из желания «лизнуть кровавому путяре», их и стали выкидывать из «пакетов» немедленно, как они только подставились. Когда тебя перед этим «нагибают», знаете ли, сложно ждать какой-то иной реакции: тут уважаемый В. В. Познер, знающий эту кухню как никто другой, совершенно прав, и это даже не обсуждается.
Причём что самое в этой истории фиговое: дело тут даже не в низком качестве самого «оптимистического продукта». Он, в общем-то, даже и не то чтобы плохой — он просто чудовищно сырой. Где никакой высокий профессионализм тех же, как к ним ни относись, Козырева или Лобкова, ряда других ведущих и журналистов, не в состоянии «вытянуть» всю остальную примкнувшую к ним совершенно чудовищную биомассу. Но тут даже не это главное: он ещё и работает на ту аудиторию, от которой, ввиду её полной коммерческой креаклиной безнадёжности, отказался даже приснопамятный РЕН-ТВ.
Да и не был этот канал нацелен на коммерческий успех изначально, это понятно любому более-менее вменяемому медийщику. Его гешефт находится совершенно в иной плоскости человеческого бытия.
И вот это, пожалуй, и есть самое главное: я могу понять владельцев и сотрудников данной весёлой организации и даже вполне способен проявить по отношению к ним чисто профессиональную солидарность. Я не могу понять всю эту окрестную «клаку», пытающуюся всех зомбировать на тему «свободы слова».
Ребят.
«Ящик» никогда не был и не может быть никаким «рупором свободы», это просто бизнес. Сложный, высокотехнологический, иногда профессиональный, иногда не очень, но — бизнес.
И вот именно за это, будем говорить прямо, вы всем и предлагаете «биться» и приносить «на алтарь свободы».
А тут ничего личного.
http://www.odnako.org/blogs/nichego-lic … gesheftov/