СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Объявление

Вопрос с техподдержкой решен. Большое спасибо всем, кто помог проекту «Отвага»!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Авиация » Самолеты шестого поколения


Самолеты шестого поколения

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

Япония в ближайшие пять лет приступит к разработке нового истребителя, который некоторые американские эксперты уже отнесли к боевым самолетам шестого поколения. Новый самолет получит мощные двигатели, интеллектуальные бортовые системы и по своим возможностям превзойдет уже существующие истребители пятого поколения. Правда, шансы на то, что самолет японской разработки будет производиться серийно, малы. В будущем этот проект может слиться с американскими, и Япония, как обычно, закупит истребители, сделанные в США.

Новое поколение
Перспективный японский истребитель получит индекс F-3. Опытно-конструкторские работы в рамках этого проекта планируется начать в 2016-2017 годах, поднять первый прототип в воздух - в 2024-2025 годах, а начать серийное производство истребителя рассчитывают в 2027 году. Такие сроки оговорены в плане развития ВВС, подготовленном министерством обороны Японии. С этим документом ознакомилось издание Aviation Week. В общей сложности военные намерены купить не менее 200 новых самолетов.

http://img.lenta.ru/articles/2012/10/24/japfighter/pic002.jpg

Прототип ATD-X
Длина: 14 метров;
Высота: 4 метра;
Размах крыла: 9 метров;
Двигатели: Ishikawajima XF5-1, 15 тысяч килограммов-силы.

Демонстратор технологий является уменьшенной версией проектируемого истребителя. По этой причине в конструкцию прототипа не заложены внутренние отсеки вооружения. Предположительно, по своим размерам F-3, который возьмет множество технологий у Shinshin, будет по своим размерам сопоставим с F-15J.

Согласно планам японского военного ведомства, новые истребители национальной разработки должны будут заменить устаревшие Mitsubishi F-2 (созданы на базе американских F-16 Fighting Falcon) и F-15J/DJ Eagle/Kai. В настоящее время ВВС Японии выполняют полеты на 78 истребителях F-2A/B и 198 F-15J/DJ. Новые F-3 будут использоваться наравне с истребителями F-35 Lightning II; 42 таких самолета Япония намерена купить у США.

Предварительные научно-исследовательские работы по созданию нового японского истребителя начались в 2010 году. Их ведет Институт технических исследований и разработок (TRDI) при министерстве обороны Японии в рамках проекта i3. В перспективном самолете планируется использовать ряд технологий, которые будут созданы в рамках проекта по разработке истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin. Последний, скорее всего, не получит серийного продолжения и будет существовать только в виде нескольких летных прототипов.

ATD-X расшифровывается как Advanced Technology Demonstrator - X (демонстратор новейших техологий; X - пока неизвестный и не присвоенный цифровой индекс). Shinshin в переводе с японского означает "разум". Первый полет машины запланирован на 2014 год. Японское военное ведомство всерьез никогда не задумывалось о серийном производстве этого самолета, и весь проект в целом был инициирован скорее для того, чтобы доказать властям, что Япония еще может разрабатывать высокотехнологичную военную продукцию.

Из прорывных технологий ATD-X, которые может унаследовать F-3, в первую очередь следует назвать систему самовосстановления управления полетом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability). Суть этой технологии заключается в том, что бортовой компьютер будет получать с датчиков информацию о повреждении различных аэродинамических элементов конструкции и корректировать работу оставшихся целыми элементов таким образом, чтобы полностью восстановить управляемость самолетом.

В F-3 "перекочуют" и различные технологии малозаметности (геометрическая форма, пассивные электронные системы, радиопоглощающие и композиционные материалы, особое металлическое напыление и некоторые другие), многорежимный радар с активной фазированной антенной решеткой (возможно, усовершенствованная версия уже созданной РЛС JAPG-1 AESA), оптико-волоконная система дистанционного управления с многократным дублированием каналов, система радиоэлектронной борьбы и обмена информацией.

В ближайшее время основной упор планируется сделать на разработку новых двигателей для самолета и технологии малозаметности. Проектированием двигателя занимается корпорация IHI, которая намерена создать силовую установку, способную развивать тягу в 15 тысяч килограммов-силы. Вероятно, имеется в виду форсажное значение. Для сравнения, двигатель F119-PW-100 для истребителя F-22 Raptor способен развивать тягу в 10,7 тысячи килограммов-силы и в 15,9 тысячи килограммов-силы в режиме форсажа

На создание двигателя министерство обороны Японии намерено потратить 17,2 миллиарда иен (215,6 миллиона долларов), из которых 4,5 миллиарда будут выделены на проект уже в 2013 году. Испытания двигателя планируется начать в 2015 году, а завершить работы над новой силовой установкой - в 2017 году. Помимо большой тяги разработчики намерены добиться и более высоких температурных показателей воздуха в камере воздухозаборника перед компрессором.

Расчетное значение температуры пока составляет 1600 градусов Цельсия, однако IHI планирует перешагнуть этот рубеж. Внимание, которое японцы уделяют этому показателю, может указывать на то, что они хотят создать реактивный двигатель, способный работать на скоростях более трех чисел Маха (около 3,4 тысячи километров в час). Для достижения этой цели ученым, вероятно, придется разработать новые, более устойчивые к высоким температурам, материалы для конструкции воздухозаборников и компрессоров.

Дело в том, что при полете самолета всегда происходит торможение воздушного потока в воздухозаборнике, в результате чего воздух значительно нагревается. При превышении расчетного порога это может приводить к разрушению воздухозаборника и компрессора. Кроме того, компрессору становится труднее сжимать разогретый воздух и подавать его в камеру сгорания, и общая эффективность двигателя снижается. Именно по этой причине использование турбореактивных двигателей на гиперзвуковых скоростях становится невозможным.

Ожидается, что японский F-3 получит двухдвигательную конструкцию, а это значит, что совокупная тяга двигателей самолета будет составлять 30 тысяч килограммов-силы. Для сравнения, двухдвигательная силовая установка истребителей F-15J, которые должен будет заменить новый F-3, способна развивать тягу в 15,9 тысячи килограммов-силы и 22,6 тысячи килограммов-силы в режиме форсажа. Использование мощной силовой установки на F-3 указывает на то, что истребитель будет относиться к классу тяжелых. Максимальная взлетная масса тяжелого F-15J составляет 30,8 тонны.

Кроме того, TRDI намерен разработать для F-3 особое радиопоглощающее покрытие, в структуру которого будет интегрирована сетка из антенн, соединенных с системой радиоэлектронного противодействия. По данным TRDI, такая сетка позволит не только определять радиолокационное облучение самолета, но и снижать радиолокационную заметность истребителя. За счет таких антенн также планируется глушить радары противника. Технические подробности проекта пока неизвестны

http://img.lenta.ru/articles/2012/10/24/japfighter/pic003.jpg

На разработку новой технологии японское военное ведомство в 2013-2016 годах намерено выделить 1,6 миллиарда иен. В рамках этого же проекта будет вестись создание новой системы радиоэлектронной борьбы и противодействия, которая позволит обеспечить "всеобъемлющее наблюдение и глушение". Наконец, военные хотят получить технологию снижения эффективной площади рассеяния, отличную от принципов геометрической и структурной малозаметности. Техническая оценка этого проекта состоится в 2019 году.

С 2010 года TRDI получил 2,5 миллиарда иен на исследования в области аэродинамики внутренних вооружений, включая сброс бомб и запуск ракет из внутренних отсеков вооружения, раскрытие створок на больших скоростях полета и расчет прочностных характеристик материалов таких отсеков. На завершение работ и создание прототипов внутренних отсеков потребуется еще 3,8 миллиарда иен.

Хотя японское министерство обороны явно не указало принадлежность перспективного самолета к конкретному поколению боевых самолетов, американские аналитики отнесли F-3 к шестому поколению истребителей. В 2011 году агентство Jane's также сообщало, что Япония начала предварительные работы по созданию собственного истребителя шестого поколения. Сборкой самолета будет заниматься японская корпорация Mitsubishi Heavy Industries.

По оценке японского военного ведомства, в 2020-х годах новыми высокотехнологичными истребителями и ракетами с увеличенной дальностью будут обладать Китай, Южная Корея и Россия - ближайшие соседи Японии, с которыми она имеет ряд территориальных споров. В качестве противовеса Япония и намерена создать собственный многоцелевой тяжелый истребитель, способный выполнять задачи как завоевания господства в воздухе, так и нанесения высокоточных ударов по наземным целям.

Вероятность слияния
Примерно в обозначенные Японией сроки создать собственные истребители шестого поколения для ВМС и ВВС намерены США. С января 2011 года американские ВВС и ВМС ведут совместную разработку требований к истребителю поколения "6", который планируется принять на вооружение в 2025-2030 годах. В ВМС США эта программа называется F/A-XX, а в ВВС - F-X. Некоторые американские аналитики предположили, что, как и проект ATD-X, новый F-3 может не получить своего серийного продолжения - Япония предпочтет закупить американские самолеты.

Предварительный список требований пока обнародовали только американские ВМС, но вряд ли он значительно отличается от требований ВВС. Военно-морские силы хотят получить самолет, базирующийся на авианосце, способный обеспечивать господство в воздухе и решать ряд других боевых задач в пространстве с ограничением и воспрещением доступа и маневра (A2/AD, anti-access/area denied operational environment), включая ведение воздушного боя, нанесение наземных ударов, противокорабельную борьбу и непосредственную поддержку с воздуха

Собственные концепции истребителей шестого поколения уже представили американские компании Boeing и Lockheed Martin. Первая ведет проектирование боевого самолета F/A-XX с 2009 года; в мае 2010 года Boeing на конференции Военно-морской лиги США показал две концепции перспективного истребителя. В целом, по данным Boeing, самолет соответствует требованиям американских ВМС. Кроме того, он может быть как дистанционно управляемым, так и пилотируемым.

Lockheed Martin представила свое видение истребителя шестого поколения в начале января 2012 года. К отличительным чертам боевых самолетов этого поколения компания отнесла принципиально новые двигатели, материалы, системы обеспечения энергией и оружие. Истребители должны быть быстрее существующих самолетов пятого поколения, обладать большей дальностью полета и рядом новых технологий, как, например, "самовосстанавливающихся структур" и "многоспектральной малозаметности".

В качестве наиболее вероятной силовой установки в настоящее время рассматриваются усовершенствованные реактивные двигатели изменяемого цикла с адаптивной технологией (ADVENT). Их особенностью станет использование третьего воздушного контура, благодаря которому воздушный поток будет обходить компрессор и камеру сгорания. При взлете и полете на максимальной скорости третий контур будет закрываться, чтобы двигатель мог поддерживать максимальный уровень тяги. При полете на крейсерской скорости контур будет открыт, что позволит повысить тягу двигателя и одновременно снизить потребление топлива

http://img.lenta.ru/articles/2012/10/24/japfighter/pic004.jpg

Некоторые аналитики предположили, что, когда США приступят к разработке новых боевых самолетов, Япония присоединится к проекту. При этом японские наработки могут быть предложены американцам. Присоединившись к американскому проекту, Япония может отказаться и от создания собственного реактивного двигателя, также передав все наработки американской стороне. Таким образом, если японское министерство обороны сменит курс и решит закупать F-X, самолеты на вооружении этой страны будут отличаться от американских версий только бортовым оборудованием, как отличаются F-15J от F-15C/D.

В целом ATD-X и F-3 скорее относятся к имиджевым проектам Японии, на протяжении десятков лет закупающей вооружение и военную технику у США. Пытаясь поддержать собственные оборонные предприятия, японское правительство приобретает у США лицензии на производство военной техники. Кроме того, нередко американская техника для Японии проходит через несколько этапов доработки на местных предприятиях, поэтому японские версии истребителей, разработанных в США, стоят существенно дороже оригиналов.

Ведя разработку перспективных истребителей, Япония скорее пытается поддержать технологическую и научную базу собственного оборонно-промышленного комплекса, за редкими исключениями не создававшего собственного оружия с момента окончания Второй мировой войны. С 1947 года в Японии действует девятая статья конституции, запрещающая государству не только участвовать в каких-либо военных конфликтах, но даже иметь собственную армию

2

Странная тема

3

Японцев к программе NGAD за милю не подпустят, я думаю.

4

если эта штука в ближайшие лет 10 будет летать как нормальный аппарат, я даже буду рад за мериканинов

Отредактировано злодеище (2012-11-12 14:11:57)

5

Боинговский прожект явное развитие  идей Х-45 и Х-32,  и очень интересное развитие на самом деле- двухдиапазонный, двухместный, скорее всего с хорошей дальностью.

6

Wotan написал(а):

двухдиапазонный, двухместный, скорее всего с хорошей дальностью.

так что шестое поколение все же будет пилотируемым?

7

вот еще немногоhttp://s3.uploads.ru/t/5tN3M.jpg
http://s3.uploads.ru/t/wVusn.jpg
http://s2.uploads.ru/t/NHWQg.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Duje3.jpg
http://s3.uploads.ru/t/JdY8B.jpg

8

А это фан арт примерно http://s3.uploads.ru/t/EqvfA.jpg
http://s3.uploads.ru/t/y6smO.png
http://s2.uploads.ru/t/Amgjo.jpg
http://s3.uploads.ru/t/GVW7f.png
тогоже

9

Китай приступил к работе над истребителем 6 поколения
http://periscope2.ru/2012/12/10/6745/
На фоне одновременных летных испытаний двух прототипов китайских истребителей 5 поколения китайская авиационная промышленность приступила к разработке истребителя 6 поколения. За работы над машиной отвечает Шэньянская корпорация авиационной промышленности, входящая в состав китайской авиационно-промышленной корпорации AVIC. Об этом свидетельствует статья, опубликованная в ноябре в газете «Чжунго гунъе бао» и воспроизведенная на китайском государственном портале по проблемам оборонной промышленности. Приводим сокращенный перевод этого текста.
13 ноября на открывшемся в Чжухае авиасалоне были представлены военные и гражданские самолеты, другие летательные аппараты и оборудование. Накануне, 12 ноября, СМИ была впервые представлена модель малозаметного отечественного истребителя J-31. На самом деле этот самолет, который разрабатывается Шэньянской авиационной корпорацией AVIC, еще 31 октября совершил первый полет.
По мнению экспертов, J-31 — это новейший тип истребителя четвертого поколения, получивший название «Гуин» (鹘鹰, «Сокол»), с двумя двигателями, одноместный, с двойным наклонным вертикальным оперением, не имеющий (в отличие от J-20) переднего горизонтального оперения по схеме «утка», воздухозаборниками в форме раковин моллюска и являющийся вторым отечественным малозаметным самолетом после J-20.
После появления новости о первом успешном полете J-31 специалисты сравнили его с получившим название «всемирного истребителя» американским F-35, отметив, что он выглядит более вытянутым, с большим размахом крыльев, а потому может иметь более высокие летные характеристики и маневренность.
Какие технологии лежат в основе такого продвинутого проекта как J-31, столь сильно отличающегося от прошлого?
Разработка — основа любого продукта. Шэньянская авиационная корпорация проделала путь от традиционных методов проектирования до 2D и 3D — цифрового проектирования, а затем внедрила практику «бережливого проектирования» (Lean R&D), пройдя несколько этапов в своем развитии.
В период, когда осуществлялась традиционная модель проведения НИОКР, реализовывалась традиционная технология проектирования самолетов, разработчики, каждый в соответствии со своей специальностью, например специалисты по компоновке, аэродинамике, прочности и различным системам, каждый готовили проектные документы, на основе которых создавался полный комплект чертежей. В переходный период двухмерного цифрового проектирования главную роль играл ручной труд и происходил переход от бумаги к двухмерной дигитализации, происходил переход к подготовке чертежей при помощи компьютера; в период трехмерного цифрового проективрования был осуществлен переход к цифровому проектированию и информатизации процесса разработок.
В условиях конкуренции и в соответствии с требованиями рынка, ввиду услождения конечных продуктов и чтобы управлять процессом разработки сложных продуктов, предприятия ОПК начали прибегать к разнообразным приемам: проводить политику привлечения или воспитания опытных кадров, перенимать передовые методы проектирования, сегментировать и оптимизировать процесс разработок, использовать современные инструменты проектирования — использование всех этих методов приносило пользу, но делало процесс разработки еще более сложным.
Но в основе деятельности любого предприятия лежат прежде всего три составляющих: инновации, повторение и управление качеством. Технологии, касающиеся всех трех сфер, зародились в 40-е годы прошлого века и к концу прошлого века достигли пика своего развития. Но постепенно появились многообразные проблемы, использование различных типов прикладного программного обеспечения создало «изолированные острова информации». Все большее использование программного обеспечения CAE и CAD уменьшило период прохождения продуктом пути от фазы разработки до рынка. Интегрированная разработка продукта, примером которой является использование цифровых прототипов, повысила точность разработки продукта. Но по мере развития промышленности и постоянного получения отзывов от клиентов процесс разработки продукта перестал быть линейным и стал ветвиться на множество путей. Например, если взять в качестве примера автомобиль, даже в ходе разработки двери применяются 16 видов моделирования, нечего и говорить о сложностях разработки самолета — процесс взаимодействия генерируемых при этом потоков информации беспримерно сложен. Именно поэтому после распределения заданий главному конструктору продукта очень сложно держать под контролем ход работ по каждой системе и ход работ над компонентами, что необходимо для обеспечения успеха проекта.
Поэтому в ходе информатизации, предприятия вынуждены были мало-помалу обратить внимание на проблему «изолированных островов информации». Однако само по себе это не позволяет радикально повысить конкурентоспособность предприятия.
Именно поэтому предприятиям необходима высокоинтегрированная система управления НИОКР, которая позволит управлять разными элементами процесса и повысить скорость и эффективность разработок, повысить качество работы и добавленную стоимость. Метод «бережливого проектирования» как раз и позволяет удовлетворить эти потребности предприятий и открывает путь для трансформации и развития китайского ОПК.
После перехода на цифровое проектирование Шэньянская авиационно-промышленная корпорация приобрела особенно глубокое понимание и добилась успехов во внедрении цифровых технологий. Перестройка технологий — это не только перестройка оборудования, важную роль играет перестройка программного обеспечения. На основе оборудования была построена программная платформа для НИОКР в компании. Это была основанная на знании и контроле качества, ориентированная на процесс комплексная аналитическая система НИОКР.
Насколько известно, в прошлом у Шэньянской корпорации авиационной промышленности цикл разработки и внедрения одного продукта составлял 10—15 лет, а теперь он уже сократился до 3—5 лет. А в случае с J-31, в условиях повышенных требований военных, корпорация выпустила второй образец китайского малозаметного истребителя всего за 19 месяцев.
С первой модели НИОКР (имеется в виду традиционная) до четвертой модели (цифровое проектирование по модели Lean R&D) Шэньянская авиационная корпорация проделала путь развттия длиной 50 лет. … В условиях сформированной модели цифрового проектирования четвертого поколения Шэньянская авиационная корпорация уже запустила платформу проектирования самолета следующего (6-го, по китайской терминологии 5-го поколения).
….Требования к платформе истребителя следующего поколения заключаются в базировании на знании, полном мониторинге качества, ориентированности на процесс, визуализации, дигитализации всего процесса проектирования и испытаний, а также создания 5 платформ моделирования конструкции в целом и аэродинамики.
Подготовил Василий Кашин

10

Компания Sukhoi подняла в воздух четвертый опытный истребитель пятого поколения
Москва. 12 декабря. INTERFAX.RU - Четвертый опытный образец российского истребителя пятого поколения (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) совершил первый вылет в Комсомольске-на-Амуре.
Как сообщила "Интерфаксу" пресс-служба компании Sukhoi, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. Истребитель провел в воздухе 40 минут и совершил посадку на взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома.
http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1448&id=280465

11

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0299/000002992100/pic_1365405448.jpg

Американская компания Boeing планирует представить на выставке Sea-Air-Space Exposition 2013, которая пройдет в Вашингтоне с 8 по 10 апреля, обновленную версию проекта истребителя шестого поколения F/A-XX. Об этом сообщает Flightglobal.

Обновленный концепт F/A-XX, как и предыдущая его версия, выполнен по схеме «бесхвостка» и проектируется в двух версиях: пилотируемой и беспилотной. Самолет оснащен двумя воздухозаборниками для сверхзвукового крейсерского полета (как у F-35 Lightning II).

В отличие от более ранних прототипов F/A-XX также оснащен передним горизонтальным оперением, которое, как принято считать, делает самолет более радиозаметным. В то же время, предполагает Flighglobal, новый прототип F/A-XX будет достаточно незаметным и маневренным для выполнения задач в закрытых зонах или зонах, где запрещены или ограничены маневры (A2/AD, anti-access/area denied operational environment)

Как сообщалось ранее, Boeing готовит свой концепт F/A-XX для замены к 2030-м годам истребителей-штурмовиков четвертого поколения F/A-18E/F Super Hornet и самолетов радиоэлектронной борьбы E/A-18G Growler, стоящих на вооружении ВМС США.

ВВС США, в свою очередь, задумывалось о проекте истребителей шестого поколения F-X, которые могли бы заменить дорогостоящие F-22 Raptor пятого поколения.

Сейчас в США продолжаются испытания многоцелевых истребителей на единой платформе F-35 Lightning II. Самолеты создаются в трех версиях F-35A (для ВВС), F-35B (для Морской пехоты с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) и F-35C (для ВМС, запуск при помощи катапульты).

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0299/000002992142/pic_1365411805.jpg

12

гело написал(а):

А это фан арт примерно тогоже


Неустойчивый самолёт.

13

BalinTomsk написал(а):

Обновленный концепт F/A-XX, как и предыдущая его версия, выполнен по схеме «бесхвостка» и проектируется в двух версиях: пилотируемой и беспилотной. Самолет оснащен двумя воздухозаборниками для сверхзвукового крейсерского полета (как у F-35 Lightning II).

--Я давно это предлагал--пилотируемую и БПЛА делать на базе одного планера.Тот же ПАК ФА можно так и реализовать в более отдаленном будусчем.
Даже криво попытался давно изобразить.
http://s2.uploads.ru/t/Pe8al.jpg
http://s3.uploads.ru/t/MvYJX.jpg

.Радует что правильно думал.... :idea:
А вообще по картинкам видно как проект из всякой экзотики  с верхнерасположенными ву превращается в более реального вида машину.
Единственное радикальное новшество отказ от Вертикального оперения.Решили компенсировать СУ.И вот интересно что к ПГО всеже пришли...... :rolleyes:

Отредактировано гело (2013-04-09 06:35:40)

14

В России началась разработка истребителя шестого поколения. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин. По его словам, новый самолет будет беспилотным. Подробности перспективного проекта Дейнекин не раскрыл. При этом бывший главком ВВС отметил, что «прыгать через поколения у нас вряд ли получится», поэтому сейчас Россия занимается разработкой истребителя пятого поколения Т-50.

Ранее летчик-испытатель проекта Т-50 (ПАК ФА) Сергей Богдан предположил, что истребитель шестого поколения появится в России не ранее, чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя четвертого поколения до поколения пятого прошло 35 лет», ─ пояснил свою оценку Богдан. При этом он добавил, что несмотря на то, что перспективные самолеты будут беспилотными, «пилотируемая авиация еще будет жить долго».

Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям шестого поколения, пока неизвестно. Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Пилотирование аппарата должно быть опциональным. Истребитель должен уметь свободно действовать в зонах с полным или частичным запрещением или ограничением маневров (A2/AD, anti-access/area denied operational environment).

Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час).

15

BalinTomsk написал(а):

Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час).

А вот это уже какое-то пальцесосание, к пилотируемому истребителю "6 поколения" отношение не имеющее.

16

Самолеты шестого поколения будут беспилотниками, оснащенными искусственным интеллектом
Об этом заявил глава ВВС РФ Виктор Бондарев. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) готов предложить заказчикам не только свои беспилотные летательные аппараты, но также “начинку” для их функционирования. На Международном авиационно-космическом салоне “МАКС – 2013″ будет представлено настоящее чудо робототехники – малогабаритная двухдиапазонная радиолокационная станция двойного назначения МБРЛС МФ2.
Это совместная разработка Научного центра специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ и Корпорации “Фазотрон-НИИР”. Проект уже прошел стендовые испытания, разработчики ведут переговоры с заказчиками. Стоит отметить, что НЦ СРМ МАИ – первое научно-конструкторское бюро, которое одновременно занимается разработкой радиоэлектронных систем, изготовлением их узлов и модулей, а также ведет подготовку к их серийному производству.
Что же касается самой разработки, то ее преимущество – сравнительно небольшой вес (она вдвое легче самого малого авиационного радара) и срок службы (более 20 лет). Функционал МБРЛС МФ2 поистине огромен. Система предоставляет информацию о состоянии поверхности земли, атмосферы, акватории, лесных массивов, транспортных коммуникаций, районов нефте- и газодобычи в течение непродолжительного времени. МБРЛ МФ2 способна также предоставлять данные о пораженных стихийными бедствиями районах. Радар может работать в течение суток и предоставлять точные данные, не обращая внимание на изменчивость природных условий.
Накопленная в полете информация может сниматься по его окончании, а при необходимости может сбрасываться в режиме реального времени, что позволит быстро принимать оперативные решения. По мысли разработчиков, комплекс может быть предложен для оснащения вертолетов Ка-52, Ми-28Н, Ка-62, Ка-27/28 и др
Разработка будет экспонироваться на стенде МАИ в павильоне “F4″.
Права на данный материал принадлежат МАИ

Малогабаритная радиолокационная станция МБРЛС МФ2 МАИ на «МАКС — 2013»
23.08.2013 | Выставки 
На Международном авиационно-космическом салоне «МАКС — 2013» Московский авиационный институт (МАИ) представит настоящее чудо робототехники — малогабаритную двухдиапазонную радиолокационную станцию двойного назначения МБРЛС МФ2, сообщает пресс-служба МАИ.
«Это совместная разработка Научного центра специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ и Корпорации «Фазотрон-НИИР». Проект уже прошёл стендовые испытания, разработчики ведут переговоры с заказчиками. Стоит отметить, что НЦ СРМ МАИ — первое научно-конструкторское бюро, которое одновременно занимается разработкой радиоэлектронных систем, изготовлением их узлов и модулей, а также ведёт подготовку к их серийному производству», — рассказали в институте.
Самолёты шестого поколения будут беспилотниками, оснащёнными искусственным интеллектом. Об этом заявил глава ВВС РФ Виктор Бондарев. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) готов предложить заказчикам не только свои беспилотные летательные аппараты, но также «начинку» для их функционирования, также заявили в МАИ.
«Что же касается самой разработки, то её преимущество — сравнительно небольшой вес (она вдвое легче самого малого авиационного радара) и срок службы (более 20 лет). Функционал МБРЛС МФ2 поистине огромен. Система предоставляет информацию о состоянии поверхности земли, атмосферы, акватории, лесных массивов, транспортных коммуникаций, районов нефте- и газодобычи в течение непродолжительного времени. МБРЛ МФ2 способна также предоставлять данные о поражённых стихийными бедствиями районах. Радар может работать в течение суток и предоставлять точные данные, не обращая внимание на изменчивость природных условий», — особо отметили в МАИ.
Накопленная в полёте информация может сниматься по его окончании, а при необходимости может сбрасываться в режиме реального времени, что позволит быстро принимать оперативные решения. По мысли разработчиков, комплекс может быть предложен для оснащения вертолётов Ка-52, Ми-28Н, Ка-62, Ка-27/28 и др. Разработка будет экспонироваться на стенде МАИ в павильоне «F4».
http://s4.uploads.ru/t/XHm0x.jpg

Отредактировано гело (2013-08-27 09:32:22)

17

http://s8.uploads.ru/t/t6Ujm.jpg
нашел картинку в лучшем качестве.

Отредактировано гело (2014-03-18 16:18:50)

18

https://pp.vk.me/c633723/v633723436/5796/QrWFs8CEgSo.jpg
Northrop Grumman/Next Generation Air Dominance.

Официальный концепт-арт истребителя шестого поколения от Northrop Grumman. Пока что концепт называется NG Air Dominance. Среди основных характеристик названы высокая боевая нагрузка, большой радиус действия и высокая живучесть. Вице-президент Northrop Grumman по исследованиям, разработкам и перспективным проектам Крис Хернандез отозвался о концепте как о "маленьком B-2".

На картинке мы видим применение лазеров для самообороны. По словам вице-президента Northrop Grumman по аэрокосмическим программам Тома Вайса, важным аспектом концепта является решение проблемы отведения избыточного тепла, образующегося при использовании лазерного оружия и сохранения всеаспектной малозаметности.

19

Как выясняется, главную проблему самолётов "шестого" поколения, отвод тепла (главным образом от оружия направленной энергии) и уменьшение в разы тепловой сигнатуры, Northrop Grumman собирается решать посредством тепловых(го) аккумуляторов(а) и отвода тепла через третий, холодный контур новых адаптированных двигателей. Работы непочатый край, тем интересней...

20

Это нортроп решил для себя в его понимании шестое.  У них там и пингвин без крейсерского сверхзвука пятое.
Для некоторых это может оказаться выход за пределы стратосферы и соответствующие скорости с соответствующими высокоскоростными планирующими боеприпасами и т. п.

Отредактировано dell (2015-12-17 08:58:47)

21

В начале весны КБ Сухого представило вице-премьеру Дмитрию Рогозину первые разработки по боевому самолету 6-го поколения. Позже в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех») сообщили, что уже ведут научно-исследовательские работы по системе радиоэлектронной борьбы для нового поколения летательных аппаратов.

Основная часть боевых самолетов будущего будет беспилотной. Аппараты, вооруженные электромагнитными пушками и способные развивать гиперзвуковую скорость, смогут сбиваться в стаи, где человек останется необходимым, но самым слабым звеном. Беспилотные истребители смогут неделями барражировать в воздухе, при необходимости выходя в ближний космос.

Об этом и многом другом рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев.

- Что будет представлять собой самолет 6-го поколения?

— Боевой самолет 6-го поколения мы сегодня представляем в виде комбинированного летательного аппарата, то есть в двух вариантах — пилотируемом и беспилотном.

Основной принцип применения этого самолета — так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные — беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полетные функции, начиная от взлета до выполнения боевых задач и посадки. Пилотируемый самолет 6-го поколения получит урезанные на программном уровне характеристики, но у летчика будет возможность управления, чтобы принять решение в сложной тактической ситуации.

Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. Это будут характеристики, недостижимые для 5-го поколения: самолет-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полета 4-5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачок, потом в нужном месте войти в атмосферу.

- Что будет представлять собой его система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которую вы собираетесь разрабатывать?

— КРЭТ будет делать для этих летательных аппаратов весь «борт» (бортовое радиоэлектронное оборудование — прим. ТАСС). Это будет так называемый интегрированный борт, то есть каждый блок сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, системой передачи данных и средством связи, а также выполнять функции навигации и госопознавания. Кроме того, все эти блоки будут дополнять друг друга, повышая надежность и эффективность всей системы.

- То есть блок РЭБ этого самолета будет не только подавлять системы противника, но и передавать данные?

— Да, он будет заниматься вопросами связи, навигации, госопознавания и радиолокации. Потому что этот блок будет унифицированным и одновременно будет являться приемопередающим устройством, которое имеет систему обработки информации. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприемные устройства. И работать этот блок РЭБ будет с учетом коллективных действий.

- Как будет действовать стая самолетов 6-го поколения?

— В каждой стае будет главный аппарат, дальше по иерархии будут аппараты-исполнители, решающие какую-то конкретную задачу, например нанесение удара по наземным целям, уничтожение самолетов противника, разведка и т. д.

Беспилотники будут прикрывать самолет, в котором находится человек. Человек сел в самолет 6-го поколения, самолет опознал, кто это сел — командир эскадрильи или летчик. Соответственно статусу он получает несколько подчиненных беспилотных летательных аппаратов. Они в свою очередь поняли — нужно защищать, например, лейтенанта Петрова. А если сел полковник Иванов, то у него количество подчиненных аппаратов должно быть больше, и так далее.

- Как будет работать система опознавания?

— Летчик интегрирован в пилотажно-навигационный комплекс и подключен к бортовой системе через свой шлем и специальный летный костюм. Все его физиологические данные учитываются. Какую он выдержит перегрузку, какая у него обученность. В зависимости от этого количество задач ему будет ставиться больше или меньше.

Натренированный пилот значительно больший объем информации успевает «переварить», «переварить» на бессознательном уровне. Вся эта беспилотная стая — роботизированный комплекс, и человек — только одна из его составляющих.

— Сейчас на самолетах есть похожие интегрированные системы, например на ПАК ФА?

— Да, мы сейчас отдельные решения, которые будут стоять на 6-м поколении, уже отрабатываем и на 5-м поколении, и на наземной технике. На ПАК ФА отдельные элементы пилотажно-навигационной системы уже стоят.

- Что это за элементы?

— К примеру, радиолокационная станция на ПАК ФА должна быть и локатором, и системой разведки, и РЭБ, а комплекс РЭБ, в свою очередь, должен заниматься вопросами радиолокации. То есть интеграция и перераспределение функций на ПАК ФА уже происходит.

Вопрос такой интегрированной аппаратуры очень плотно отрабатывается на многих летательных аппаратах. Наши вероятные друзья идут примерно по тому же пути.

- То есть на американском F-22 похожую систему отрабатывают?

— Я думаю, да, и на F-35 тоже.

- Эта красивая концепция самолета 6-го поколения только ваш инициативный аванпроект или уже есть набор параметров от заказчика, то есть Минобороны РФ?

— Да, на данный момент это наш инициативный аванпроект совместно с ОАК.

С другой стороны, есть общий подход к так называемым поколениям самолетов. Все они, конечно, условные, однако, скажем так, достаточно ранжированные. Например, мы четко понимаем, что самолет 5-го поколения должен обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью и технологиями снижения радиолокационной заметности.

По 6-му поколению, и с этим все соглашаются, основной отличительной чертой будет их беспилотность. Потому что у этих самолетов будут такие характеристики, что человек в определенные моменты станет лишним. Летчик будет ограничивать характеристики машины, так как он не может выдержать большую перегрузку во время маневров, для него губительно рентгеновское излучение ближнего космоса.

Также маловероятно, что на пилотируемом варианте самолета 6-го поколения будет использоваться электромагнитное оружие, или СВЧ-оружие (сверхвысокочастотное — прим. ТАСС). В частности, электромагнитный импульс, которым будет вести стрельбу СВЧ-оружие, будет такой мощности, что крайне сложно защитить человека, летчика от собственного вооружения. Как бы хорошо мы ни экранировали кабину, этот электронный импульс будет туда проникать. А так как человек — это тоже в какой-то степени «прибор», работающий на основе приема и передачи электромагнитных сигналов, то такое оружие может нанести сильный ущерб здоровью пилота.

Защита делается уже сегодня — экранировка, специальные очки, стеклянный фонарь кабины покрывается золотым напылением, чтобы снизить это излучение. Однако 100% защиту обеспечить пока не удается.

Кроме того, боевой самолет 6-го поколения также ограничат по перегрузке, скорости и высоте полета. 6-е поколение боевых летательных аппаратов — это прежде всего беспилотная авиация. Стая, в которой на один пилотируемый самолет будет приходиться 5-10 беспилотных.

- Эти стаи как-то между собой будут взаимодействовать?

— Да, конечно. И здесь важный момент — возможность передачи управления. В этом квадрате, к примеру, один летчик выполняет задачи со своей группировкой аппаратов, а за тысячу километров от него — другой. Допустим, одну стаю потрепали. Тогда вторая группа может поделиться с ней аппаратами. Здесь как раз очень важно иметь беспилотные самолеты с гиперзвуковой скоростью полета и возможностью выхода в ближний космос, тогда за небольшой промежуток времени они могут быть переброшены и пополнить ряды потерявшей летательные аппараты стаи.

— Правильно ли я понял, что ОАК параллельно с вами готовит аванпроект по самому самолету?

— Да, все верно. А мы должны обеспечить его необходимым перспективным бортовым радиоэлектронным оборудованием.

- К какому приблизительно году должен состояться весь этот проект?

— Было заявлено, что первый полет самолет 6-го поколения совершит до 2025 года. Соответственно, нам к 2020-2021 году уже нужно иметь научно-технический задел по этой теме, а отдельные элементы обкатать на 5-м поколении.

- Вы говорили об электромагнитном оружии, расскажите подробнее.

— Во многих боевых уставах вооруженных сил разных стран, в том числе в боевом уставе армии Российской Федерации, уже прописано «радиоэлектронное поражение», и только в скобках «радиоэлектронное подавление».

Уже сегодня системы РЭБ наносят противнику именно радиоэлектронное поражение, то есть облученный прибор, в частности радиолокационная станция, не может полноценно работать.

Подавляющий цифровой помеховый сигнал не только оказывает ложное дезинформирующее воздействие, но и способен вывести работу радиоприемного устройства за рамки динамического диапазона, когда на его входе находится сигнал такой мощности, который препятствует получению полезной информации. Если мощность этого сигнала еще повысить, то мы загоним радиоприемный тракт в режим так называемого насыщения — это могут быть секунды, а могут быть минуты и даже часы. Мы уже сняли свою помеховую нагрузку и улетели пить кофе, а приборы противника по-прежнему не работают — не успели восстановиться.

С дальнейшим развитием это радиоэлектронное поражение будет уже приводить к прямому разрушению электронно-компонентной базы, то есть приемный тракт прибора противника будет полностью выведен из строя.

- Насколько такую электромагнитную пушку можно сделать портативной и где брать энергию для ее использования на самолете?

— На самом деле она не такая уж и портативная. А каждый современный самолет — это летающая электростанция, вырабатывающая десятки киловатт электроэнергии. Преобразовав ее в СВЧ-сигнал, с учетом усиления антенными устройствами, мы на выходе получаем сотни мегаватт или даже гигаватты так называемой эквивалентной изотронно-излучаемой мощности. Соответственно, в том месте, куда мы эту энергию сфокусировали и перебросили, мы можем физически разогревать любое тело, мощность в том месте будет очень высокая.

- На какую дальность такое электромагнитное оружие сможет действовать?

— Эффективно обычное СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

- То есть образцы электромагнитных пушек существуют уже сегодня?

— Сейчас есть определенные разработки и отдельные образцы. Но уже разрабатывается защита от этого оружия — на сегодняшний день радиоприемные тракты многих локаторов, головки наведения ракет оснащаются специальными фильтрами. Это извечная борьба меча и щита.

- Вся эта система — электромагнитное оружие и стая беспилотных аппаратов — по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого?

— Нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.

С другой стороны, нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

- Как еще может применяться такой беспилотный самолет?

— Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

Для России это всегда актуально, если учесть огромную протяженность ее границ в арктических широтах. Для этого на базе наработок по самолету 6-го поколения можно создать специализированный летательный аппарат разведки и наблюдения. Он сможет барражировать неделями, передавая на землю информацию. Все эти варианты также просматриваются и прорабатываются.

- Как относится ко всем этим идеям Минобороны РФ?

— По направлению перспективных проектов головные профильные научно-исследовательские институты ВВС совместно с нашими предприятиями работают рука об руку и обмениваются информацией. Они вносят свои корректировки, работа идет постоянно.

И это не только бумажная работа. Мы планируем, что после 2020 года у нас будет необходимый научно-технический задел. А дальше мы получим от Минобороны техническое задание и все свои заделы превратим в конкретные изделия.

К этому времени отдельные элементы уже обкатаются и на военных, и на гражданских самолетах. Мы поймем, насколько они эффективны, работают ли принципы локации, навигации, наведения, защиты, связи и управления, на какие расстояния, в каких диапазонах, какие объемы информации на борту этого боевого самолета нужно обрабатывать, где у нас будут обычные локаторы, а где фотонные радары.

22

sensey08 написал(а):

самолет-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полета 4-5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачок, потом в нужном месте войти в атмосферу

Я фигею...
"Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки".

23

В России разрабатывается воздушно-космический гиперзвуковой стратегический бомбардировщик, способный наносить удары из воздушного пространства и космоса, сообщил РИА Новости преподаватель филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) подполковник Алексей Солодовников.
"Задумка такая: с обычных аэродромов он будет взлетать, патрулировать воздушное пространство. По команде — выход в космос, для выполнения поставленных ударных задач, и возвращается обратно на свой аэродром. Это стратегический самолет", — сказал Солодовников.
Он добавил, что новая машина будет обладать широкими возможностями и сможет за один-два часа достичь любой точки планеты через выход в космос.

24

https://phototass2.cdnvideo.ru/width/744_b12f2926/tass/m2/uploads/i/20160713/4290601.jpg

В России создан авиационный двигатель для полетов в ближнем космосе

Комбинированный двигатель, с помощью которого самолеты смогут выполнять полеты и в атмосфере, и в ближнем космосе, создан в России и будет представлен на форуме "Армия-2016".

Об этом сообщил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев.

"В филиале Военной академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов) разработан двигатель для перспективного воздушно-космического самолета.
Данное ноу-хау позволило решить задачу создания комбинированной силовой установки летательного аппарата для перевода двигателя с воздушного
режима работы при полете в атмосфере на ракетный - в космическом пространстве", - сказал Каракаев.

Командующий РВСН рассказал, что на международном оборонном форуме "Армия-2016", который пройдет в начале сентября в подмосковной Кубинке
под эгидой Минобороны РФ, военные представят действующую модель этого двигателя. По его словам, модель прошла огневые испытания и "работоспособность агрегата доказана".

Весной вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил, что российские самолетостроители приступили к разработке боевого самолета шестого поколения.

Как сообщил советник первого заместителя гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" (компания ведет исследования по бортовому
оборудованию для нового поколения истребителей), одной из главных технических особенностей этих летательных аппаратов станет возможность
выходить в ближний космос и выполнять там управляемый полет с гиперзвуковой скоростью.
Планируется, что опытный образец совершит первый полет до 2025 года.

tass.ru

25

пожалуй самая интересная новость за полгода

26

То чувство, когда с лунной базой облом, а в космосе повоевать все же охота 8-)

27

А зачем это показывать всем???

28

Тут много очень интересного про 6 поколения и немного по РЛС ПАК ФА

Собственно статья

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) продолжает работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования и электромагнитного оружия для истребителя шестого поколения, который придёт на смену Т-50 (ПАК ФА). О начале работ над этим самолётом в 2016 году объявил курирующий «оборонку» вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. КРЭТ, в частности, работает над созданием радиофотонного радара, СВЧ-пушек и лазерной защиты для будущих истребителей. Что будет представлять собой радар и на что способна система лазерной защиты самолёта шестого поколения, какие экспериментальные образцы уже созданы в рамках этой программы, рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.

— Владимир Геннадьевич, в прошлом году мы уже говорили о концепции истребителя шестого поколения и разработках КРЭТ по этой теме. На какой стадии сейчас находятся работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО)?

— Продвижение в работах по созданию БРЭО для летательного аппарата шестого поколения есть. В том числе они касаются отдельных работ, выполняемых нами по заказу Фонда перспективных исследований. Например, мы работаем над бортовой радиолокационной станцией с радиооптической фотонной антенной решёткой.

— В чём принципиальное отличие такого локатора от обычного?

— В обычной радиолокационной станции (РЛС) сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение генерируется электровакуумными или полупроводниковыми приборами. Коэффициент их полезного действия относительно низкий — 30–40%. Оставшиеся 60–70% энергии превращаются в тепло, которое нужно отводить системой охлаждения — если посмотреть даже на самую современную РЛС с активной фазированной антенной решёткой, то под 3D антенным полотном стоит толстенная охлаждающая плита.

В новом радаре радиолокационный сигнал получается за счёт преобразования фотонным кристаллом энергии когерентного лазера в СВЧ-излучение. У такого передатчика коэффициент полезного действия будет составлять не менее 60–70%. То есть большая часть энергии лазера будет преобразовываться в радиолокационную, в результате чего мы можем создать радар большой мощности.

На фотонном передатчике также можно будет получить сверхширокополосное излучение, которое на обычной РЛС невозможно в силу физических принципов генераторных ламп и полупроводников.

— И как далеко вы продвинулись в создании фотонного локатора? Есть ли экспериментальные образцы?

— Радар прошёл этап технического проектирования, получены результаты на макете. Сейчас в рамках научно-исследовательской работы (НИР) создается полноценный макет этой радиооптической фотонной антенной решётки, который позволит отработать характеристики серийного образца. Мы поймём, каким он должен быть, в каких геометрических размерах, на каких диапазонах и на какой мощности должен работать.

В НИР на основе экспериментального образца построен и излучатель, и приёмник. Всё это работает, ведёт локацию — излучаем СВЧ-сигнал, он отражается назад, мы его принимаем и обрабатываем, получаем радиолокационную картинку объекта. Смотрим, что нужно сделать, чтобы она была оптимальной. Отрабатываем технологию конкретных элементов — излучателя, фотонного кристалла, приёмного тракта, резонаторов, построенных на модах «шепчущей галереи», и так далее.

Серийный образец локатора сделаем, когда перейдём на этап опытно-конструкторской работы (ОКР), например, по заказу военного ведомства.

— Какие преимущества даст новый радар истребителю шестого поколения?

— Радиофотонный радар сможет видеть, по нашим оценкам, значительно дальше существующих РЛС. А так как мы будем облучать противника в беспрецедентно широком спектре частот, то с высочайшей точностью узнаем его положение в пространстве, а после обработки получим почти фотографическое его изображение — радиовидение. Это очень важно для определения типа: сразу и автоматически компьютер самолёта сможет установить, что это летит, к примеру, F-18 с конкретными типами ракетного оружия.

За счёт своей сверхширокополосности и огромного динамического диапазона приёмника радиофотонный радар будет иметь большие возможности по защите от помех. Также, благодаря тому, что все системы истребителя шестого поколения будут интегрированными с точки зрения функций, фотонный радар дополнительно будет выполнять задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ), передавать данные и служить средством связи.

— Как он будет примерно выглядеть?

— Радиофотонный локатор не будет стоять отдельным модулем в носу самолёта, это будет распределенная система. Нечто похожее можно наблюдать сегодня на истребителе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), радиолокационная станция которого работает в разных диапазонах и в разных направлениях. По факту это один локатор, но он разнесён по самолёту. Получается порядка 3–4 разных РЛС, которые комфортно размещены по всему фюзеляжу и позволяют одновременно обозревать все пространство вокруг самолёта.
Читайте также: КРЭТ: истребитель 6-го поколения будет вооружён электромагнитными пушками

— Концепция создания истребителя шестого поколения в двух вариантах — беспилотном и пилотном — сохраняется?

— Сохраняется, боевой самолёт шестого поколения должен иметь две опции — быть и в пилотируемом варианте, и в беспилотном. Эти варианты будут отличаться и по внешнему виду, но, главное, по начинке.

Если с любого существующего самолёта мы уберём оборудование, которое нужно для обеспечения жизнедеятельности лётчика, связи его с пилотажно-навигационным комплексом для индикации ему информации, передачи управляющих действий от человека к самолёту, то высвободится огромное количество места и массы. Кроме этого, присутствие лётчика сильно ограничивает лётные возможности самолёта: современному истребителю нельзя выходить за определенные ограничения по перегрузке, чтобы человек остался в живых, необходима защита от СВЧ-излучения приборов и оборудования, жёсткого космического рентгеновского излучения на больших высотах и при суборбитальном полёте.

Поэтому беспилотный вариант будет иметь характеристики, которых нельзя достичь на пилотируемом самолёте — большую манёвренность, гиперзвуковую скорость, возможность выходить в ближний космос.

— По-прежнему планируется, что они будут действовать в «стае»?

— Да, мы говорим, что должен быть принцип «стаи»: на один-два пилотируемых аппарата, будет приходиться группа беспилотников. И именно беспилотник сможет нести электромагнитное или, по-другому, СВЧ-оружие. Применение СВЧ-оружия для самолёта с лётчиком крайне проблематично из-за необходимости сохранять его жизнь. Если же мы будем создавать дополнительную систему защиты от собственного СВЧ-оружия, то ещё больше потеряем места и запаса по массе. Кроме этого, даже самая сложная и эффективная защита может быть недостаточно эффективна.

— Размеры «стаи» истребителей шестого поколения вы рассчитывали?

— Смотрели разные варианты. Оптимальным мы считаем 20–30 беспилотных самолётов на один пилотируемый. В основном это связано с конечными возможностями человека по управлению. Как бы ему компьютер не помогал, человек способен выполнять не более 2–3 задач одновременно, на каждую он выделяет 3–4 беспилотника плюс горячий резерв. Вот и получаем 20, максимум 30 беспилотников. Хотя, конечно, когда мы эту «стаю» будем отрабатывать с реальными изделиями и реальными людьми, а не на моделях, наверняка численность стаи будет скорректирована.

— Если вернуться к электромагнитному оружию, то какой-то прогресс за год был достигнут в этой области? Какие-то образцы испытывались?

— СВЧ-оружие есть, испытания в лабораторных условиях идут постоянно. Например, можем сжечь какой-нибудь прибор, чтобы посмотреть какое количество электромагнитной энергии и как нужно приложить.

Учитывая, что наши «вероятные друзья» ведут такие же исследования, мы разрабатываем ещё и систему защиты, чтобы приёмник, система РЭБ или наша ракета не вышла из строя от применения СВЧ-оружия противника.
Читайте также: КРЭТ: радиофотонные радары будут созданы до 2018 года

— Какие это системы защиты?

— Можно поставить на входе принимающего устройства фильтры, задерживающие энергию, так, чтобы на датчик прошло только информативное излучение и другие полезные сигналы. Эти системы защиты должны быть перестраиваемые, причём программно, чтобы противник не имел возможности вычислить «окна» в фильтре. Эти исследования также нами ведутся.

— Какое ещё оружие, наряду с электромагнитным, будет на истребителях шестого поколения?

— Любое. Один беспилотник в «стае» будет нести СВЧ-оружие, включая управляемые электронные боеприпасы, другой — средства радиоэлектронного подавления и поражения, третий — набор обычных средств поражения. Каждая конкретная задача решается разным вооружением.

— Недавно Пентагон заявил об успешном применении лазерной пушки в Персидском заливе — они сбили беспилотник. У нас такое вооружение есть?

— Мы проводили исследования в этом направлении, и я знаю, что у нас подобные системы есть, однако это не по линии КРЭТ. Мы занимаемся оптикой в интересах защиты. У нас уже есть лазерные системы защиты на самолётах и вертолётах, а сейчас мы говорим о работах в области силовых лазеров, которые будут физически разрушать головки самонаведения атакующих ракет. Грубо говоря, мы будем выжигать «глаза» ракетам, которые на нас «смотрят». Такие системы, естественно, будут ставится и на самолёты шестого поколения.

— Когда такая интегрированная система — радар, СВЧ-оружие, лазерная защита и другое — может быть создана?

— Практическая работа наших НИИ и КБ с научно-исследовательскими институтами Минобороны России ведётся уже сегодня. В остальном всё зависит от того, будет ли востребована эта тематика нашим главным заказчиком. КРЭТ может это изобрести, показать, что в состоянии произвести, но потом у нас это не купят — не будет денег или другие приоритеты будут стоять.

Еще нюанс: лётчики всегда воспринимают беспилотную авиацию очень настороженно, потому что это покушение на их профессию, работу и мечту.

— В инициативном порядке вы будете продолжать эти работы?

— Мы понимаем, что всё принципиально новое сначала воспринимается как бред, через какое-то время уже как «давайте посмотрим», а ещё через 2–3 года — «почему до сих пор не сделано».

Поэтому мы продолжаем эти работы и проводим испытания, так как всё равно рано или поздно это будет востребовано. Здесь самое главное — не отстать от наших «партнёров».

— Обычные строевые самолёты типа Су-35 или МиГ-35 можно будет переделать в беспилотные?

— Маловероятно, так как принцип построения самого беспилотника сильно отличается от принципов пилотируемого самолёта. Создавать изначально два типа (пилотный и беспилотный) на одной базе — это оправдано, а переделать — нет. Хотя у нас есть большой опыт использования переделанных в беспилотники самолётов в качестве мишеней на испытаниях в рамках различных НИР и ОКР. Но там мы ставим над самолётом различные эксперименты, и от него требуется выполнение каких-то конкретных задач.

— Какие ещё системы разрабатываете в рамках шестого поколения?

— На новом истребителе будет также стоять мощная многоспектральная оптическая система, работающая в различных диапазонах — лазерном, инфракрасном, ультрафиолетовом, собственно оптическом, однако значительно превышающем видимый человеком спектр. С помощью неё мы также получим большое количество дополнительной информации об окружающем пространстве.

— Какие наработки по искусственному интеллекту есть на сегодняшний день для беспилотного варианта истребителя шестого поколения?

— Мы работаем над написанием программ, чтобы в будущем можно было создать полностью автономный беспилотник с искусственным интеллектом (ИИ), который сможет сам взлететь, добраться до места выполнения задачи и принять решение о её выполнении.

Мы на МАКС-2017 представили программный продукт, который позволяет нам исследовать отдельные особенности ИИ. Мы вводим в программу определённые условия, ставим для них задачи, запускаем виртуальные вертолёты и самолёты и смотрим, как они справляются. Пока не всегда удачно: летательные аппараты могут зависнуть над каким то районом, имеют трудности с идентификацией объектов, не хотят выполнять боевую задачу, неправильно докладывают. Но это уже отработка отдельных составляющих искусственного интеллекта. На этих ошибках виртуального мира мы набираемся опыта и обучаем дроны будущего.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Авиация » Самолеты шестого поколения