На поле боя солдатам и командирам приходится противостоять не только противнику, но и неизвестности – так называемому "туману войны". Этот термин был введен великим военным теоретиком Карлом фон Клаузевицем, чтобы подчеркнуть: война – область недостоверного, а воюющий всегда сталкивается не с тем, что ожидал.
Рассеять туман, обеспечить ЦАХАЛу как можно более полную информацию о происходящем, помочь командирам принять правильное решение призвано подразделение "Небесных всадников" ("Рохев шамаим"). Мини-БПЛА, которые стоят на его вооружении, передают комбатам точные данные о том, что ждет его бойцов на поле боя.
О том, как это происходит, NEWSru.co.il рассказал 33-летний выпускник "Техниона" майор Дуду Габай. После получения степени по программированию он был призван в ЦАХАЛ и начал службу в технологическом управлении сухопутных войск. Наш собеседник отвечает за разработки, связанные с малыми БПЛА, и курирует проект "Небесные всадники".
Как возникло это подразделение?
Начало проекту "небесные всадники" было положено в 2003-2004 годах. Мы решили посмотреть, что будет, если установить маленькую камеру на малый беспилотник. В результате этих проверок мы пришли к выводу, что подобная разработка существенно расширит возможности боевых частей. Они смогут получать гораздо более полную картину происходящего на поле боя. По мере прогресса нашей работы к такому же выводу пришло и армейское командование. Тогда и было принято решение создать в составе сухопутных войск особое подразделение.
Оно было создано 10.10.2010. Такая "десятка в кубе" была выбрана умышленно?
Не думаю, что кто-то сделал это специально. Просто случайное совпадение.
Какое оборудование вы используете?
Наша система состоит из двух частей – летной и наземной. Летная часть – это самолет, масса которого составляет около семи килограммов. Его очень легко собрать и разобрать. Он напоминает детский конструктор – все составляющие наши бойцы несут на спине. Расчет сопровождает батальон на поле боя, и когда комбат решает задействовать БПЛА, его собирают буквально за десять минут.
Летательный аппарат состоит всего из десяти частей – крыльев, хвостового стабилизатора, двигателя и т.д. Затем оператор запускает его в небо при помощи катапульты, "ножка" которой укрепляется в земле. Решение о запуске двигателя принимает второй оператор, который контролирует летательный аппарат в полете.
У оператора, отвечающего за наземную часть, есть компьютер, и он контролирует полет с помощью специального программного обеспечения. Делать это очень легко – оператор не управляет самолетом, как стендовой моделью, а определяет на карте точку, над которой он должен находиться. Все остальное БПЛА делает автоматически. Это позволяет оператору сосредоточиться на выполнении задания, не отвлекаясь на управление самолетом.
В данной области все время появляются новые разработки. Какие новшества ждут ЦАХАЛ?
Мы завершаем работу над новой модификацией "небесного всадника", так называемой десятой моделью. Это БПЛА нового поколения. Внешне он мало отличается от того, что стоит на вооружении сейчас, но несет принципиально новое электронное оборудование.
Мы улучшили связь – появилась возможность получать более качественные данные, добавили тепловизионную камеру, которая расширяет наши возможности в темное время суток, улучшили аэродинамику – самолету стало легче действовать в ветреную погоду, установили новый бортовой компьютер. Где-то в июне новая система поступит на вооружение ЦАХАЛа.
Насколько ваша разработка влияет на то, что происходит на поле боя?
Командир батальона в режиме реального времени может получить информацию о том, что ждет его бойцов, и заранее к этому подготовиться. Тот, кто узнает первым – действует первым и первым достигает успеха. Так что такая информация очень важна. Когда командир получает точные и качественные данные о том, что ждет его через два-три километра, это дает ему возможность значительно эффективней управлять боем, выбирая пути наступления и избегая ненужных потерь. Нам удавалось обнаруживать туннели, противостоять запускам ракет и применению противотанкового оружия.
Вы помогли избежать потерь среди военнослужащих. Приходилось ли вам терять БПЛА?
Мы осознаем, что надежность нашей системы не самая высокая, и знаем, что летательный аппарат может упасть на землю или потеряться. Но никакого оперативного ущерба при этом не наносится. С технологической точки зрения, падение БПЛА ничем не угрожает.
То есть потери были, но переоценивать их значение не стоит?
Именно так. Все данные кодируются, и какую-либо информацию с упавшего БПЛА получить невозможно.
Как к вам относятся в полевых частях? Приходят два солдата с чемоданом и начинают "запускать самолетики".
Подразделения, с которыми мы работаем, осознают, какую пользу мы приносим, какую ценную информацию предоставляем. Наши аппараты пользуются все большим спросом, практически все полевые батальоны хотят получить своего "небесного всадника". Так что спрос превышает предложение.
Насколько подобные разработки уникальны для ЦАХАЛа?
В этой области Израиль – один из мировых лидеров, как по численности находящихся на вооружении БПЛА, так и по качественным показателям. В других армиях подобные разработки ведутся, но они не столь масштабны. ЦАХАЛ пошел на создание особого подразделения, непосредственно в составе сухопутных войск, и с концептуальной точки зрения это революция.
Приходилось ли вам общаться с коллегами из других армий?
Мы взаимодействуем с другими армиями, встречаемся и на конференциях. Они очень интересуются израильскими разработками, тем, как функционирует наше подразделение. Это самое передовое направление, и Израиль занимает здесь лидирующие позиции.
Противники Израиля также уделяют значительное внимание беспилотным летательным аппаратам. Есть ли у израильтян основания для беспокойства?
Я не хотел бы касаться этого вопроса. Он выходит за рамки моих служебных обязанностей.
Почему это подразделение относится к артиллерии, а не к ВВС?
Доктрина "небесных всадников" требует, чтобы они были как можно доступнее для маневрирующих частей. Для этого необходимо, чтобы подразделение было органической частью сухопутных войск. Рассматривались разные варианты, кому их подчинить, но выбор был сделан в пользу артиллерии.
Символ подразделения – Пегас. Почему?
Оно называется "Небесные всадники". Крылатый конь – лучший символ, ведь это наземное подразделение, у которого есть крылья. По концепции наш самолет – скорее крылатая камера, чем самолет с глазами.
А как было выбрано такое поэтичное название – "Небесные всадники"?
Оно встречается в Писании. Во Второзаконии есть благословение колену Ашера, где упоминается "небесный всадник", и подобное соединение неба и земли показалось нам подходящим