СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Авиация » Российская космонавтика


Российская космонавтика

Сообщений 61 страница 90 из 184

61

Российская ракетно-космическая отрасль должна к 2020 году в два раза увеличить объем производства по сравнению с 2011 годом.

Об этом говорится в госпрограмме развития космической деятельности до 2020 года, опубликованной на сайте Роскосмоса, передает РИА Новости.

В тексте документа указывается, что будет модернизирована и переоснащена ракетно-космическая промышленность, что приведет к увеличение объема производства более чем в два раза. При этом доля России в мировом производстве космической техники должна увеличиться с 10,7 процента до 16 процентов.

В частности, в результате реализации госпрограммы должен быть создан ракетный комплекс "Ангара-А5", созданы первая и вторая очереди космодрома "Восточный", количество российских космический аппаратов должно быть доведено до 113, а точность системы ГЛОНАСС доведена до 0,6 метра.

Задача реформы космической отрасли была поставлена руководством России после серии громких неудач в космосе. За последние годы Россией были потеряны несколько спутников и межпланетная станция "Фобос-Грунт".

62

Роскосмос опубликовал основные положения программы "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы". С содержанием документа можно ознакомиться на сайте агентства.

Стоимость программы с учетом внебюджетных источников должна составить 2,1 триллиона рублей. Главной целью программы авторы документа называют "обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах науки и социально-экономической сферы".

Для достижения этой цели специалисты предлагают обратить особое внимание на модернизацию космодромов "Плесецк" и "Байконур", а также на создание космодрома "Восточный". Кроме того, планируется создать и принять в эксплуатацию ракетный комплекс "Ангара-А5".

Доля России в производстве ракетно-космической техники оценивается Роскосмосом в 10,7 процента, а к 2020 году ее планируется увеличить до 16 процентов. К этому же моменту точность системы ГЛОНАСС должна достигнуть 0,6 метров, а показателя в 1,4 метра ГЛОНАСС собирается добиться уже к 2015 году.

Среди научных планов Роскосмоса создание трех аппаратов "Спектр-УФ", "Спектр-М" и "Гамма-400", а также запуск зондов на луну в рамках проектов "Луна-Глоб" (недавно лишенной половины научной нагрузки) и "Луна-Ресурс". Планируется также создание транспортной системы ППТС, "способной обеспечить полёты человека к Луне".

Планы по созданию новых транспортных систем некоторые западные агентства оценили как стремление отказаться от устаревших "Союзов", хотя напрямую об этом в самой программе не сказано. Работы по созданию ППТС пока завершены на стадии проектирования. Летные испытания системы должны начаться только в 2017 году.

63

Российская ракета-носитель "Рокот" была запущена 15 января с космодрома Плесецк (Архангельская область). Этот запуск стал первым стартом с космодрома в 2013 году. Старт был выполнен в 20:24 по московскому времени.

В 20:30 от носителя успешно отделился разгонный блок "Бриз-КМ" и космические аппараты. На орбиту будут выведены три военных спутника "Космос".

Отметим, что старт "Рокота" был запланирован еще на 8 декабря. Однако накануне старта разгонный блок "Бриз-КМ" был признан неисправным.

Разгонные блоки "Бриз-КМ" производтся Госудасртвенным космическим научно-производственным центром имени Хруничева. Летом с.г. неисправность произведенного центром разгонного блока привела к тому, что ракета "Протон-М" не смогла вывести наорбиту космические спутники связи Telcom-3 и "Экспресс-МД2". После того инцидента руководство центра имени Хруничева сменилось.

64

3апуск космического аппарата "Луна-Глоб-1" будет проводиться в 2015 году с нового космодрома "Восточный". Об этом заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин информационному
агентству "Интерфакс".

http://img.lenta.ru/news/2013/01/15/globtovostok/picture.jpg

По словам Поповкина, лунный модуль станет первым космическим аппаратом, запущенным с нового космодрома в Амурской области.

По имеющимся сведениям, выведение на орбиту "Луна-Глоб-1" будет проводиться с помощью ракеты-носителя "Союз-2". Площадка под этот носитель в скором времени должна появиться на новом космодроме. О ходе строительства в декабре 2012 года рассказал генеральный директор ЦНИИ машиностроения Геннадий Райкунов: "две стартовые площадки для ракет "Союз-2" легкого и среднего классов будут построены на космодроме Восточный до 2015 года [..] Уже залит фундамент стартового стола и сформированы газоотводные каналы".

Ранее сообщалось, что аппарат "Луна-Глоб-1" будет лишен половины научного оборудования, первоначально запланированного к запуску. Разработчик зонда, Институт космических исследований РАН, объяснил такое решение соображениями надежности и тем, что "изготовитель не успевает с испытаниями некоторых приборов".

В соответствии с недавно опубликованной программой развития космической отрасли, строительство космодрома "Восточный" рассматривается как один из приоритетных проектов. По мнению Роскосмоса, введение в строй нового космодрома позволит обеспечить независимость российской космической программы. В то же время "Восточный" расположен севернее преимущественно используемого сейчас "Байконура" и в меньшей степени позволяет использовать вращение Земли при запусках.

65

Посадочный аппарат "Луна-Глоб-1", вероятнее всего, "прилунят" в районе Южного полюса Луны, сообщил директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый.

"Раньше мы рассматривали оба полюса. Сейчас Южный полюс предпочтительней и с точки зрения топографии и с точки зрения данных по наличию водяного льда", - сказал Л.Зеленый "Интерфаксу-АВН".

По его словам, посадка будет осуществлена не в кратер, поэтому место "прилунения" не будет иметь точного географического названия.

"Есть несколько вариантов, и они будут в ближайшее время уточнены. У нас сейчас есть короткий список из нескольких мест. Мы не в кратеры садимся, которые имеют названия, а на склонах, вблизи склонов", - подчеркнул директор ИКИ РАН.

Ранее он сообщил, что запуск посадочного аппарата "Луна-Глоб" состоится в 2015 году, а орбитального лунного модуля - в 2016 году. После этого ИКИ совместно с НПО имени Лавочкина планирует отправить к Луне тяжелый научный аппарат, а также совместно с Индией осуществить миссию "Луна-Ресурс".

"Первую посадку мы планируем осуществить на Южном полюсе Луны. Это будет спускаемый аппарат "Луна-Глоб". Следующий аппарат, который полетит через год - это орбитальный аппарат "Луна-Глоб", - сообщил Л.Зеленый.

Ранее также сообщалось, что для запуска аппарата "Луна-Глоб-1" предполагается использовать ракету-носитель "Союз-2". Масса научного аппарата с топливом составит порядка 1400 кг. Масса посадочного модуля составит порядка 500 кг, в том числе 20-25 кг научных приборов. На посадочном модуле будет установлена аппаратура для поиска воды, а также манипулятор для исследования образцов грунта.

66

Комиссия Роскосмоса, занимавшаяся расследованием отказа разгонного блока "Бриз-М" при выведении на орбиту спутника "Ямал-402", разработала комплекс мер по повышению надежности "Бриза", сообщил журналистам источник на космодроме Байконур.

По его словам, на реализацию этих мер уйдет от одного до двух месяцев. За это время будут проведены дополнительные проверки и испытания отдельных элементов и узлов разгонного блока, передает "Интерфакс".
Напомним, запуск космической ракеты "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и российским спутником "Ямал-402" состоялся в начале декабря прошлого года, однако прошел неудачно, так как космический аппарат не удалось вывести на орбиту, "Бриз-М" отключился на несколько минут раньше времени

67

Во вторник, 15 января, с космодрома «Плесецк» стартовала ракета-носитель «Рокот». В 20:30 мск от нее успешно отделился орбитальный блок в составе трех военных космических аппаратов и разгонного блока «Бриз-КМ».

По словам официального представителя Войск воздушно-космической обороны (ВВКО) полковника Алексея Золотухина,  отделение космических аппаратов от разгонного блока запланировано на 22:09 мск, передает «Интерфакс».

Напомним, пуск ракеты космического назначения (РКН) легкого класса «Рокот», запланированный с космодрома «Плесецк» на 8 декабря, был отменен. Дело в том, что специалисты ВВКО выявили неисправности разгонного блока «Бриз-КМ».

68

Казахстан откорректировал российские планы на космические запуски в этом году, разрешив осуществить всего 12 из 17 запланированных стартов. "Казахстанская сторона сократила количество пусков ракет-носителей "Протон-М" в 2013 г. до 12 против запрошенных российской стороной 17, поскольку они-де являются экологически грязными", - сообщил в пятницу "Интерфаксу" источник в российской ракетно-космической отрасли.

По его прогнозу, "если все останется как есть, то сокращение коснется в первую очередь коммерческих пусков". "Это повлечет за собой выплату российскими пусковыми операторами значительных неустоек за невыполнение международных обязательств, что на сегодня для них неприемлемо и равнозначно банкротству. Кроме того, серьезный ущерб будет нанесен авторитету России как космической державы", - считает собеседник агентства.

В связи с ограничительными действиями Казахстана Москва может потребовать пересмотра условий аренды Байконура. "Один из вероятных вариантов дальнейшего развития ситуации - инициирование обсуждения возможности привязки размера арендной платы, которая ежегодно поступает Казахстану из бюджета РФ ($115 млн) к степени выполнения Байконуром своих функций, необходимых арендатору, то есть России", - сообщил собеседник агентства, знакомый с ситуацией. "Российская сторона идет навстречу Казахстану и поэтапно снижает вредные выбросы от пусков ракет", - заметил собеседник агентства, напомнив, что именно экологическим проблемами казахстанская сторона мотивирует ее намерение уменьшить число запусков "Протонов". "В частности, осуществлена дорогостоящая модернизация "Протонов" до уровня "Протон-М", полностью прекращены пуски гептильных ракет "Циклон-2" и РС-20", - напомнил он.

Эксперт прогнозирует, что, "по всей видимости, согласия в этих вопросах сторонам в ближайшее время достигнуть не удастся".

История началась в декабре, когда правительство Казахстана "своим постановлением от 28 декабря 2012 г. утвердило заключение Национального космического агентства республики (Казкосмос) по плану запусков космических аппаратов и испытательных пусков с космодрома Байконур на 2013 год". План был представлен казахстанской стороне Федеральным космическим агентством РФ (Роскосмос) для согласования в соответствии с Соглашением между правительствами РК и РФ от 18 ноября 1999 года. "В этом постановлении заключение Казкосмоса, утвержденное правительством РК, определено как единственное основание для осуществления любых пусков ракет с территории Казахстана", - отметил источник.

"Ключевым моментом заключения является согласование всего 12 пусков ракет-носителей "Протон-М", что на два пуска меньше, чем было согласовано казахстанской стороной в 2012 году", - подчеркнул он. "Глава Казкосмоса Талгат Мусабаев еще 10 декабря 2012 г. в ходе правительственного часа в парламенте Казахстана заявил о том, что его агентство намерено и в дальнейшем использовать механизм согласования планов пусков ракет в качестве "рычага давления" на Россию", - сказал собеседник агентства.

В ответ, по его словам, по дипломатическим каналам Астане впервые была направлена официальная нота, в которой российская сторона потребовала разъяснить слова казахстанского чиновника.

Источник заметил, что со своей стороны "представители МИД Казахстана и Службы центральных коммуникаций при президенте РК, комментируя в СМИ сложившуюся ситуацию, проблем в "околокосмических" отношениях России и Казахстана не отметили". "Взаимодействие в этой сфере между двумя странами они назвали развивающимся в духе добрососедства, заявили, что руководство республики считает неверным "упускать возможности тесного сотрудничества с такой важной космической державой, как Россия". Вместе с тем они выразили намерение казахстанской стороны "сполна использовать существующий потенциал для обеспечения потребностей экономики", - заметил собеседник агентства.

Тем не менее, по его оценке, "в космических взаимоотношениях двух стран нарастает напряженность, при этом существующая ситуация с согласованием лишь усугубляет имеющиеся противоречия".

Город Байконур и одноименный космодром образуют комплекс "Байконур", арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года. Ежегодная стоимость аренды комплекса "Байконур" составляет 115 млн долларов. Эксплуатация космодрома обходится России примерно в 5 млрд рублей в год. Город Байконур является административно-территориальной единицей Казахстана, функционирующей в условиях аренды.

На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур наделен статусом, соответствующим городам федерального значения РФ, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

В настоящее время в городе проживают более 70 тысяч человек, из которых 37% - граждане России, около 60% - граждане Казахстана. Кроме того, практически постоянно на Байконуре находятся около 4 тысяч россиян, командированных для обеспечения пусков. Из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно переводится более 1 млрд рублей

69

Первый грузовой корабль "Прогресс-1" был запущен к орбитальной станции "Салют-6" 20 января 1978 года. Всего с тех пор было осуществлено более 130 пусков "Прогрессов", только один закончился неудачей.

http://b.img22.rian.ru/images/47459/15/474591513.jpg

Российские грузовые корабли "Прогресс" ещё долго послужат на благо космонавтики, у РКК "Энергия" (предприятие-изготовитель этих кораблей) нет сомнений по их дальнейшему использованию, сказал РИА Новости первый заместитель генконструктора РКК "Энергия" Николай Брюханов.

В воскресенье, 20 января, исполняется 35 лет со дня запуска первого "Прогресса". Первый грузовой корабль "Прогресс-1" был запущен к орбитальной станции "Салют-6" 20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Ход операции контролировали Центр управления полётами и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции "Салют-6". 22 января корабль был пристыкован к станции в автоматическом режиме.

Всего с тех пор было осуществлено более 130 пусков "Прогрессов". Только один запуск закончился неудачей, но не из-за корабля, а из-за ракеты-носителя. 24 августа 2011 года после старта грузового корабля "Прогресс М-12М" на участке работы третьей ступени ракеты-носителя "Союз У" произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали в Горном Алтае. Жертв и разрушений не было.

Сложности при создании "Прогресса"

"Корабль создавался в те времена, когда я еще не работал на предприятии. Я здесь работаю с 1980 года. Но могу предположить, какие сложности были при конструировании корабля. Во-первых, это то, что корабль — полностью автоматический и необходимо было обеспечить его надёжную работу и возможность его применения без человеческого вмешательства", — сказал Брюханов.

"Более того, на тот момент времени, когда корабль создавался, такого режима, как телеоператорный режим управления не было. Сегодня мы этот режим иногда используем. Например, космонавт, находящийся на Международной космической станции, может перехватить управление на себя и, используя ручки управления, пристыковать корабль к станции. Таким образом, имитируется виртуальное присутствие космонавта на этом корабле. А раньше этого не было, и корабль должен был обладать соответствующей надёжностью, чтобы совершить сближение, стыковку, работу в соответствии со всеми программами, которые были запланированы", — рассказал первый замгенконструктора РКК "Энергия".

Он напомнил, что "Прогресс" был предназначен для снабжения орбитальных станций, на которые нужно было доставлять грузы для работы космонавтов и научное оборудование.

"Кроме того, "Прогресс" решал задачу и по дозаправке двигательной установки станции компонентами топлива. Вторая сложность, с которой столкнулись специалисты в то время, заключалась в том, что нужно было создать интерфейс по передаче топлива и создать систему, которая передавала бы это топливо с корабля на станцию. Это была непростая и серьёзная задача для инженеров", — сказал Брюханов.

"На сегодняшний день у нас существует единственный в мире такой интерфейс, он российский. Потому что, например, европейский грузовой корабль ATV пользуется нашим стыковочным узлом и использует систему дозаправки российского производства, американские корабли пока топливо на станцию вообще не передают", — отметил он.

По его словам, "Прогресс" создавался на базе уже отработанного космического корабля "Союз", и на нем использовались уже отработанные технические решения.

Что сейчас и каковы перспективы

Брюханов напомнил, что по "Прогрессам" ещё не было ни одного случая, чтобы этот корабль не состыковался со станцией и не доставил на нее грузы

"Кроме аварии, которая произошла в августе 2011 года. Но хочу напомнить, что авария была связана не с кораблём, а с работой третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", по кораблю у нас вопросов не было. Эта авария никак не повлияла на дальнейшую судьбу "Прогрессов" и сегодня эти корабли осуществляют снабжение, как российского сегмента, так и МКС в целом", — отметил первый замгенконструктора РКК "Энергия".

Он добавил, что в настоящее время сомнений по дальнейшему использованию корабля "Прогресс" у специалистов нет, его планируется использовать наряду с пилотируемым кораблём "Союз".

"Мы постоянно модернизируем эти корабли. Сейчас, конечно, нынешние "Прогрессы", как и "Союзы", только внешне напоминают те корабли, которые первоначально летали. Сегодняшние грузовые корабли оснащены совершенно другими системами, технические решения уже другие. Изменения коснулись практически всех бортовых систем "Прогресса" и "Союза", — отметил Брюханов.

В частности, по его словам, раньше был аналоговый контур управления, сегодня широко используются вычислительные средства для управления этими кораблями.

Он рассказал, что специалисты планируют проводить дальнейшую модернизацию пилотируемого и грузового кораблей, в будущем они будут называться "Прогресс-МС" и "Союз-МС".

"Мы сегодня ведём работу, по заданию Роскосмоса, по созданию нового пилотируемого корабля. Могу предположить, что на базе этого корабля будет создан и новый грузовой корабль, но это пока предположение. Всё зависит от заказчика, то есть от Роскосмоса", — заключил Брюханов

70

Fritz написал(а):

Чё ж не покупать то у дураков

Российские пилотируемые космические корабли [b]"Союз" будут доставлять астронавтов американского космического агентства NASA на Международную космическую станцию (МКС) по меньшей мере до 2016 года[/b]. NASA уже объявило о заключении контракта с Роскосмосом по покупке двенадцати мест на кораблях "Союз" для доставки астронавтов на МКС и возвращения с нее. За дюжину "билетов" американцы заплатят 753 млн долларов

теперь понятно кто глупый человек.

71

На пост генерального директора ОАО «Российские космические системы» (РКС) выдвинут Геннадий Райкунов, возглавляющий с 2008 года ЦНИИмаш — ключевую научную структуру Роскосмоса, пишет во вторник, 22 января, газета «Известия».

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0236/000002364058/pic_1358818492.jpg

О выдвижении на этот пост Райкунова, изданию сообщил начальник управления имущественных отношений Роскосмоса Игорь Зубков. Райкунов, по словам Зубкова, «представляется оптимальной кандидатурой, способной перезапустить ряд процессов в РКС» . Кроме того, добавил он, в случае назначения Райкунова «Роскосмос сможет понимать, что происходит внутри РКС».

При этом представитель Роскосмоса подчеркнул, что кандидатура Райкунова пока не прошла окончательное согласование в Военно-промышленной комиссии при правительстве и администрации президента. Предположительно, решение будет принято в ближайшие две-три недели, однако никакие точные сроки не обозначены, заявил Зубков.

Райкунов, по словам собеседника издания, также выдвинут от Роскосмоса и в состав совета директоров РКС. Вместе с ним космическое агентство предложило кандидатуры члена ВПК Николая Моисеева, замруководителя Роскосмоса Виталия Давыдова, замгендиректора ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» Николай Ваганова, а также самого Игоря Зубкова. Кроме Ваганова все остальные кандидаты ранее в состав совета директоров РКС не входили. Этот список, заявил Зубков, уже одобрен Росимуществом и ожидает согласования в администрации президента.

Пост генерального директора «Российских космических систем» освободился после того, как в ноябре 2012 года занимавший его Юрий Урличич подал прошение об отставке, сославшись на состояние здоровья. Незадолго до увольнения Урличич был снят с должности главного конструктора ГЛОНАСС на фоне громкого скандала о масштабных хищениях средств, направленных на разработку этой системы.

В середине декабря совет директоров РКС назначил временным главой компании — до момента избрания гендиректора - Андрея Чимириса.

Ранее в СМИ уже появлялись версии нового состава совета директоров РКС. В частности, сообщалось, что свои посты в нем сохранят лишь два члена из пяти. В числе кандидатов на вхождение в совет директоров называли бывшего начальника Генштаба Юрия Балуевского, однако эта информация была позже официально опровергнут

72

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве оборонно-промышленный комплекс, выступил с предложением в обозримом будущем построить отечественную научную станцию на Луне.

http://www.infox.ru/photos/2012/88/136388/331x252_NyAc8OUbt01gHA7FwvDbUQ5D3EJcv4Gn.jpg

По словам вице-премьера, рашение задачи, подобной построению лунной станции, могло бы стать «серхцелью», способствующей качественному развитию российской науки, промышленности и космической отрасли в целом. «У нас в космической деятельности есть большое соревнование между странами, и поэтому должна быть большая сверхцель, которая потянет за собой науку, промышленность, которая позволит стране вырваться из того плена проблем, в которых мы находимся 20 лет», - заявил Рогозин в эфире радиостанции «Вести FM».

Заместитель главы правительства также отметил, что за последнее время в рамках проекта Международной космической станции российские космонавты и специалисты Роскосмоса освоили принципы работы в околоземном пространстве, на околоземной орбите, а также в условиях отсутствия гравитации. Теперь же, по его мнению, целесообразно реализовать проекты, предусматривающие работу в условиях малой гравитации. «Это будет база для дальнейших прыжков и подскоков», - заключил Рогозин.

Также чиновник выразил намерение провести в ближайшее время переаттестацию руководства космической отрасли. «Должна быть переаттестация руководящих работников, я сам лично буду ее проводить, и мы будем вводить конкурсность при назначении директоров на предприятия», - заявил Рогозин. По его словам, субъективный фактор, имеющий место при назначении директоров предприятий, приводит к снижению уровня ответственности работников и, как следствие, к «старению» всей отрасли.

73

Федеральное космическое агентство Роскосмос планирует потратить 2,1 трлн руб. на разработку замены космическому кораблю "Союз". Причем в первый полет новый корабль отправится до 2020 года.

Несмотря на свою надежность, космический корабль "Союз" сегодня окончательно устарел. Он был разработан в 60-х годах и не отвечает современным требованиям по грузоподъемности и продолжительности полета. По большому счету, если бы американцы уже имели готовые и доведенные до ума пилотируемые корабли Dragon, Orion или DreamChaser, то запуски "Союзов" скорее всего носили бы эпизодический характер или вовсе были прекращены. Если Россия хочет участвовать в освоении глубокого космоса, включая полеты на Луну и Марс, ей нужен новый корабль.

Предполагается, что новый космический корабль будет выводиться на орбиту новой ракетой-носителем с новейшей двигательной установкой, которую начнут тестировать уже 2018 году. По словам представителей Роскосмоса, новый корабль предназначен для изучения Луны и будет использовать совершенно новые технологии межпланетных путешествий.

Надо отметить, что несмотря на успех частной космонавтики в разработке кораблей для полетов на околоземную орбиту, полеты в глубокий космос пока по плечу лишь правительственным организациям. Да, в США компании Boeing и SpaceX разрабатывают корабли для дальних полетов, однако организовать реальные пилотируемые экспедиции к астероиду и Марсу без масштабного финансирования и господдержки затруднительно.

74

меня всегда убивают формулировки типа  "планирует потратить" и "планирует освоить"...

75

Россия предъявила Казахстану ультиматум на 500 миллионов долларов в ответ на ограничение запусков ракет с Байконура. http://news.nur.kz/247157.html#comment

76

Советский спутник "Космос-1484" массой 2,5 тонны, запущенный в 1983 году, войдет в плотные слои атмосферы 29 января, свидетельствуют данные Стратегического командования США.

Спутник "Космос-1484" (второе название аппарата — "Ресурс-ОЭ") был создан на основе аппаратов серии "Метеор" и предназначен для оперативного мониторинга поверхности Земли. Однако спутник не удалось использовать по назначению из-за неполадок в системе ориентации. На его базе в дальнейшем был создан спутник "Ресурс-О1".

Согласно расчетам американских военных, спутник войдет в атмосферу во вторник 29 января в 06.26 по Гринвичу (10.26 мск). В то же время, по данным Центра исследования космического мусора корпорации Aerospace, аппарат должен войти в атмосферу днем ранее, 28 января в 06.20 по Гринвичу (10.20 мск) плюс-минус 30 часов.

Ранее французский астроном-любитель Жозеф Реми (Joseph Remis) рассчитал, что "Космос-1484" упадет на Землю в ночь на 27 января.

Неясно, какая часть спутника войдет в атмосферу — около 10 лет назад он пережил взрыв и военные США отслеживали 48 обломков этого спутника, которые уже вошли в атмосферу. По мнению американского эксперта Филипа Кларка (Phillip Clark), распад "Космоса" произошел 18 октября 1993 года. По его мнению, на спутнике мог взорваться аккумулятор.

77

Европейское космическое агентство (ЕКА) и Роскосмос рассматривают возможность технических испытаний буровой установки, разрабатываемой для проекта "ЭкзоМарс", в ходе одной из российских лунных миссий, сообщил журналистам глава ЕКА Жан-Жак Дорден.

В 2017 году Россия рассчитывает отправить на Луну тяжелый посадочный аппарат "Луна-Ресурс" с расширенным набором научной аппаратуры, в числе которой будет, в частности, буровая установка. В свою очередь на европейском марсоходе, который планируется отправить на Марс в рамках проекта "ЭкзоМарс", будет буровая установка, способная бурить скважины глубиной до двух метров.

"(Наши партнеры) предлагают возможность использования буровой установки для проекта "ЭкзоМарс" в лунной миссии, в качестве своеобразного предварительного технического испытания. Мы обсуждаем эту возможность", — сказал Дорден на пресс-конференции в четверг.

Глава ЕКА подчеркнул, что сотрудничество двух агентств не ограничивается одним только проектом миссий к Марсу, и обсуждаются различные варианты сотрудничества, в том числе, и параллельного с "ЭкзоМарсом".

"Как мы понимаем, Луна и лунные исследования будут одним из приоритетов для России, запланировано несколько лунных миссий, и Россия обращается к нам с тем, чтобы понять, может ли это быть нам интересно", — сказал Дорден.

78

Казахстан, скорее всего, вернет России то количество запусков с космодрома Байконур, которое изначально было заявлено российской стороной, поскольку Казахстану абсолютно невыгодно терять участие в совместных с Россией проектах "Байтерек" и "Днепр", считает эксперт в ракетно-космической отрасли.

Ряд СМИ в четверг сообщил, что Россия и Казахстан могут прекратить сотрудничество по всем совместным проектам в области космоса из-за ограничения запусков российских ракет с Байконура. В ноте говорится, что в сложившейся ситуации Россия пересмотрит свою позицию о продолжении двустороннего сотрудничества по совместным проектам, в том числе по программе "Днепр", совместному проекту "Байтерек".

Ранее правительство Казахстана утвердило предоставленный РФ план запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома Байконур на 2013 год. Число пусков ракеты-носителя "Протон-М" для запусков космических аппаратов в 2013 году было снижено до 12 (с 14 в 2012 году). Россия планировала осуществить в этом году 17 запусков.

"Казахстан, скорее всего, вернет то количество запусков, которое было изначально заявлено Россией. Нам не так важно участие Казахстана в этих проектах ("Байтерек", "Днепр"), а вот казахам эти проекты очень важны и нужны. Скорее всего, Казахстан пойдёт навстречу российской стороне и вернёт первоначальное количество запусков", — сказал эксперт РИА Новости.

Вместе с тем, по его мнению, судя по тому, как сейчас развивается ситуация, очень трудно предположить, как она будет развиваться дальше. "Думаю, что, в конце концов, эта ситуация выйдет на уровень президентов России и Казахстана и стороны договорятся. Но до этого возможен обмен разного рода "любезностями", в частности, в виде дипломатических нот", — отметил собеседник агентства.

79

На поверхности Луны вскоре могут появиться обитаемые научные станции. Об этом сообщил начальник управления стратегического планирования и целевых программ Роскосмоса Юрий Макаров.
        Представитель ведомства отметил, что не может назвать точную дату начала работ над подобным проектом. "Всегда трудно выдавать прогноз, но, думаю, после 2030 года", - рассказал журналистам Макаров.
        Сотрудник Роскосмоса также добавил, что для строительства обитаемых станций можно будет использовать воду и грунт, которые уже есть на спутнике: это значительно облегчит процесс освоения планеты. Кроме того, по его словам, на Луне отсутствуют какие-либо сейсмические колебания. "Можно строить какие-то сооружения, которые будут использоваться в научных целях", - отметил Макаров.

80

Запуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с телекоммуникационным космическим аппаратом "Интелсат-27" перенесен с 31 января на 10:56 мск 1 февраля 2013 года. Об этом сообщил представитель РКК "Энергия".
        "Перенос даты старта обусловлен внешними организационно-техническими причинами, не связанными с погодными условиями, техническим состоянием комплекса и его возможностями", - рассказал журналистам сотрудник РКК "Энергия". По его словам, стартовая платформа и сборочно-командное судно находятся в точке старта на экваторе, имеющей координату 154 градуса западной долготы. Технические средства и персонал готовы к выполнению программы заключительных операций по подготовке и осуществлению запуска.

81

Специалисты Роскосмоса попытались восстановить контроль за движением межпланетной станции "Фобос-Грунт". Когда аппарат оказался в зоне видимости ЦУП, с него была получена телеметрическая информация. Расшифровка данных позволит установить причину неполадок

http://www.vesti.ru/videos?vid=375409

82

Планировавшийся на конец февраля старт с Байконура ракеты-носителя "Союз" с российским космическим аппаратом дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) "Ресурс-П" переносится на неопределенное время, так как Казахстан пока не дал разрешение на пуск по "северной" траектории, сообщил агентству "Интерфакс" в четверг источник на космодроме.

"На 2013 год такого разрешения (на пуски по "северной" траектории, - "ИФ") пока нет, казахстанская сторона отказывается его выдавать и требует подписания отдельного соглашения по выделению нового района падения. Сроки выхода сторон на подписание документа не ясны, в связи с этим на Байконуре приостановлена подготовка спутника", - рассказал собеседник агентства.

По его данным, в настоящее время расчеты космической отрасли России начали перевод спутника в режим хранения. В ближайшие дни командированные на космодром специалисты должны будут его покинуть.

83

Летные испытания двух запущенных в июле 2012 года спутников связи "Гонец-М" будут завершены к началу 2014 года, сообщил президент компании-оператора ОАО "Спутниковая система "Гонец" Дмитрий Баканов.

"Для завершения этих испытаний на орбите должны находиться не менее шести аппаратов "Гонец-М". На 2013 год запланирован запуск еще тройки таких аппаратов, что позволит нам завершить летные испытания и с 2014 года перевести спутники в режим опытной эксплуатации", - сказал Д.Баканов "Интерфаксу-АВН".

По его словам, штатная эксплуатация системы начнется после того, как будет сформирована полная группировка из 12 космических аппаратов.

84

BalinTomsk написал(а):

Специалисты Роскосмоса попытались восстановить контроль за движением межпланетной станции "Фобос-Грунт". Когда аппарат оказался в зоне видимости ЦУП, с него была получена телеметрическая информация. Расшифровка данных позволит установить причину неполадок

http://www.vesti.ru/videos?vid=375409


Вот так вот, без подготовки, не ознакомившись с инструкцией... Завязывайте с турбокальяном...

85

Первый в 2013 году запуск ракеты-носителя «Протон-М» состоится не ранее конца февраля — середине марта. Об этом заявил источник информационного агентства «Интерфакс» в космическом центре имени Хруничева.

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0297/000002977817/pic_1359469192.jpg

Положение с запусками «Прогрессов» источник пояснил так: «После нештатной ситуации при выведении с помощью разгонного блока „Бриз-М“ космического аппарата „Ямал-402“ компания International Launch Services (ILS) совместно с иностранными заказчиками пусков проводит анализ ситуации. Совместная комиссия ведет работу в эти дни. Решения о возобновлении пусков она еще не приняла, но, учитывая сроки на подготовку к старту, даже если такое решение будет принято в ближайшее время, сам запуск сможет состояться не раньше конца февраля. Более реальным выглядят сроки начиная с середины марта».

По словам специалиста, первым спутником, который должен будет вывести на орбиту «Протон-М», станет мексиканский телекоммуникационный аппарат «SatMex 8». Запуск должен был состояться еще 27 декабря 2012 года, но был отменен из-за нештатной ситуации с пуском 8 декабря аппарата «Ямал-402» . Тогда аппарат отделился от разгонного блока «Бриз-М» раньше положенного времени, из-за чего вышел на нерасчетную орбиту. 15 декабря 2012 года «Ямал-402» удалось вывести на геостационарную орбиту за счет собственного двигателя. По мнению специалистов, маневр уменьшил срок работы спутника с 15 до 11 лет.

Телекоммуникационный спутник «SatMex 8» изготовлен компанией Space Systems Loral и предназначен для телевещания на территории Америки. Его масса составляет немногим менее шести тонн.

В 2012 году также не удалось вывести на орбиту российский фотоспутник «Ресурс-П», запуск которого сначала перенесли из-за обнаруженных неисправностей, а затем отменили в следствие отсутствия договора с Казахстано

86

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0297/000002977670/detail_1359449233.jpg

«Фобос-Грунт» 15 января 2012 года на 1097-м витке орбиты вошел в плотные слои атмосферы и сгорел. Если какие-то обломки аппарата и достигли Земли, то упали они в несудоходном районе Тихого океана. Так завершился проект, который был надеждой российской межпланетной космонавтики на протяжении почти 20 лет. Спустя год после крушения аппарата «Лента.ру» поговорила с генеральным директором НПО им. Лавочкина (эта компания разрабатывала «Фобос-Грунт») Виктором Хартовым — о причинах провала «Фобоса», состоянии отечественной космической отрасли и о том, почему американцы по-прежнему впереди.

На проходной НПО им. Лавочкина меня встречает мужчина, который представляется Юрием Николаевичем. Пока мы идем к корпусу музея (на территории завода располагается великолепный музей, в котором есть совершенно уникальные экспонаты — например, капсулы, в которых на Землю был доставлен лунный грунт), я замечаю в стороне — за забором с колючей проволокой — стройку. «Ваше?» — интересуюсь я. «Нет, конечно, — ухмыляется Юрий Николаевич, — это какой-то офисный центр строят. Пять или шесть этажей. Ставь на крышу камеру и спокойно снимай всю территорию секретного завода». Последнюю фразу он произносит с горечью. На вопрос, кто мог разрешить такое строительство рядом с режимным объектом, пожимает плечами: «Ну кто-то разрешил».

Лента.ру: Давайте начнем с истории проекта.

Виктор Хартов: Начать стоит с автоматических станций «Вега-1» и «Вега-2». В 1984 году с разницей в шесть дней станции отправились к Венере. В СССР из соображений надежности запускали сразу две станции — не одна долетит, так другая. В случае с «Вегами» страховка не потребовалась — обе станции долетели. Вместе с ними на Венеру прибыли посадочные аппараты и аэростаты. Были исследованы характеристики атмосферы Венеры в процессе спуска и полета аэростатов, проведено исследование грунта посадочными аппаратами. Огромное количество новых данных. А потом, выполнив роль ретрансляторов для посадочных аппаратов, станции за счет гравитационного маневра направились к комете Галлея. При прохождении вблизи ядра они потеряли от столкновений с веществом кометы половину мощности солнечных батарей, но задачу выполнили — уникальные данные о ядре кометы получили. Проект «Вега» чрезвычайно удачным получился.

Потом была пара станций «Фобос-1» и «Фобос-2» — как следует из названия, к марсианскому спутнику. Там, конечно, не все прошло гладко. Первую станцию потеряли во время полета к Марсу из-за ошибки в заложенной с Земли программе. До Марса долетела вторая станция и успешно сблизилась с Фобосом. Но потом связь исчезла. Наверное, марсианам вся эта суета не очень понравилась...

Скорее, фобосианцам.

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0297/000002977639/preview_1359445793.jpg

Ну да, фобосианцам. Совсем неудачной миссию назвать нельзя — получены снимки Фобоса, масса научных данных, удалось уточнить массу Фобоса.

После этих миссий доверие к советской космонавтике в мире было огромным. В этой атмосфере на свет появился «Марс-96». Это был очень красивый проект — к Марсу летели орбитальный аппарат, два посадочных модуля и два пенетратора, которые на скорости 70 метров в секунду должны были вонзиться в марсианскую поверхность. Носовая часть уходила метров на шесть-семь в грунт, а хвостовая оставалась торчать и передавать данные. При этом датчики в носовой части были рассчитаны на перегрузки в 500g.

Но тут начались девяностые. Надо понимать, в каких условиях приходилось трудиться над этим аппаратом и его составными частями: безденежье, угроза отключения электричества, воды, долги по зарплате. И психологически очень непросто.

Сложность научных космических аппаратов вынуждает применять технические решения на самой грани возможного. И при любом контроле успех миссии зависит от каждого работника. И каждый должен понимать — одна ошибка одного человека может свести весь многолетний труд на нет. Должна быть осознанная самодисциплина, а какая тут осознанность — денег нет, перспектив не видно, в стране черт-те что. Поленился надеть антистатический браслет, коснулся тайком аппарата — щелкнуло статическое электричество, и все, где-то перегрузилась микросхема, бомба для будущих проблем заложена...

«Марс-96» запустили, но разгонный блок не сработал. Всего через несколько часов станция вошла в атмосферу и сгорела. Это был, конечно, удар. Хотя, как написал в своей книге Эрик Михайлович Галимов, случившееся было «скорее, закономерным результатом, нежели несчастным случаем».

После этого провала нужно было срочно что-то решать, выбирать следующий проект. Иначе дело шло к потере отечественной межпланетной космонавтики вообще: без работы теряются навыки, разбредаются кадры. Набирали активность американцы, которым удалось запустить Mars Global Surveyor, а потом сразу же Mars Pathfinder с первым марсоходом. Повторять «Марс-96» не имело смысла, поэтому родилась идея попробовать что-то, на что, скажем, американцы или европейцы не решатся. С другой стороны, это должно было быть нам по силам. Так и родился «Фобос-Грунт» — проект доставки с марсианского спутника грунта на Землю. С одной стороны, это должно было стать уникальным проектом, с другой — у нас были наработки по «Фобосам», был опыт (пусть и не совсем удачный), который вполне можно было применить в этой миссии. Изначально предлагаемая программа включала в себя запуски к Луне — в том числе, для того чтобы обкатать необходимые для полета к Фобосу технологии.

Да, Луна, конечно, представляется целью попроще

Менее сложной, я бы сказал. Такое последовательное наращивание сложности жизненно необходимо. Как бы мы ни старались, предусмотреть на Земле все, что может случиться в космосе, просто невозможно. Безусловно, максимально необходимо имитировать космические условия при отработке аппаратов на Земле. Но каждое очередное приближение к реалиям полета обходится все дороже. Поэтому с какого-то уровня целесообразной становится уже летная проверка, естественно, с риском невыполнения миссии. И так было всегда. Например, в советское время из 58 лунных миссий только 29 были успешными. И в целом у каждого проекта есть три взаимосвязанных параметра: сложность миссии, затраты средств и времени на подготовку и риски. При очень сложной задаче и ограниченных затратах обязательно возрастают риски. И так далее.

Так что стало с этими пробными лунными миссиями?

Ничего не стало. В какой-то момент — видимо, в результате всяческих урезаний бюджета — эти лунные проекты просто исчезли. Видимо, решили, что это слишком долго, дорого, поэтому будем запускать сразу на Фобос.

Подождите, кто это решил?

Проект долгий путь прошел от идеи до реализации. Пока шел по этому бюрократическому пути, Луна и отпала.

Я не спрашивал, как это вышло. Меня интересует, кто конкретно принимал это решение? Речь же о том, что был вполне себе логичный проект, осмысленный. А потом здравый смысл из этого проекта выветрился, что, в перспективе, и привело к провалу всей задумки. Должен же быть кто-то виноват в этом?

Да вы прямо по классике — кто виноват и что делать. Тут же не виноватых искать надо, а учитывать этот опыт сегодня.

Давайте тогда я переформулирую вопрос: чисто теоретически, если мы решим найти виноватых в этом провальном решении, это можно будет сделать?

Не было провального решения. Так сложилось при эволюции космической программы. Здравая идея последовательного наращивания сложности миссий где-то выплеснулась. У нас же в стране вообще есть проблема с системным подходом, в том числе и в космической отрасли.

Хорошо. Так что же было дальше с «Грунтом»?

Луна отпала, но это не значит, что проект сдвинулся с мертвой точки. В 1998 году начались работы, но денег, по-хорошему, не было ни на что. То есть шло только согревающее финансирование. По-настоящему деньги стали выделяться только со второй половины 2008 года — при первом сроке запуска в 2009-м

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0297/000002977653/pic_1359447263.jpg

Что значит — согревающее?

Например, за первые пять лет порядка 50 миллионов рублей при общей стоимости проекта около пяти миллиардов рублей. Кстати, просто для сравнения, затраты на американский марсианский проект MSL «Кьюриосити» — 75 миллиардов рублей, при одном с нашим порядке сложности.

То есть никаких работ технических, с железом?

Нет, конечно, никаких работ с летным оборудованием. Аппарат изготавливали в последние два года, когда, наконец, появились достаточные деньги. Но самое главное: из-за длительного перерыва в межпланетных полетах практически все бортовые системы были разработаны вновь — и не имели летной квалификации. Представьте, сложнейший комплекс, включающий в себя перелетный аппарат, посадочный и возвращаемый аппараты, спускаемую капсулу, а все составные части выполняют задачу в космосе первый раз. По моим субъективным ощущениям вероятность полного выполнения программы полета была около 50 процентов. Разумеется, стоял вопрос о допустимости такого риска. Но снизить его можно было только начав программу сначала, изготавливая новый аппарат, предварительно «облетывая» составные части на более простых миссиях. Мы полетели. Рискнули. Начали вновь получать реальный летный опыт межпланетных полетов. Увы, недолго.

Было очень обидно.

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0297/000002977771/preview_1359460873.jpg

А представьте, как нам было обидно. Когда аппарат вывели на орбиту, он должен был лететь к Марсу сам. По идее-то, существенное снижение риска было бы, если бы какой-нибудь разгонный блок толкнул бы его к Марсу (проверенный, отработанный разгонный блок). Если неполадка во время стабильного полета происходит, то у нас есть время, возможность как-то исправить ситуацию, перезаложить программу. Время терпит. А у нас же с начала проектирования было заложено совсем другое инженерное решение, очень опасное: «Фобос-Грунт» должен был сам, первый раз в жизни включившись, тут же лететь к Марсу. Другую схему полета ракета-носитель «Зенит» просто не могла обеспечить.

Есть удивительное совпадение. Американская миссия MSL — Mars Science Laboratory, которая доставила марсоход «Кьюриосити». У этого аппарата на третьи сутки зависла машина. В то же время, что и у нас — при включении звездного датчика (прибора для ориентации по звездам — прим. «Ленты.ру»). Но так как средства выведения уже толкнули аппарат в направлении Марса, то у американцев было время, чтобы машину перезапустить, программное обеспечение поправить — и все пошло гладко. Когда мы включили звездник (прибор для ориентации по звездам — прим. «Ленты.ру»), точнее должны были включить, и у нас прошел перезапуск компьютера, то мы ничего не могли сделать. Аппарат летал на очень низкой орбите, устойчивой связи не было, вовремя вмешаться в очень динамичный процесс было невозможно.

Мне очень понравилось, как американцы сформулировали причину (там тоже комиссия работала, конечно). Я, к сожалению, дословно не могу вспомнить, но смысл такой, что, мол, вскрылась ошибка, которая не могла быть найдена на Земле из-за невозможности полного моделирования всех условий полета.

У нас в выводах комиссии практически то же самое, только другими словами написано. А решения, создавшие предпосылки к провалу, — эти решения были сделаны на стадии проектирования. Схема выведения к Марсу, наличие радиолинии для устойчивой связи около Земли, полностью новое оборудование, эти тонкие места проекта не исправишь за год или два. Только закрывать программу и начинать все заново. А представьте, если бы в 2011 году был поднят вопрос — программу закрыть, «Фобос-Грунт» не пускать. Какова бы была реакция общественности?

Думаю, что она была бы крайне негативной.

Конечно, есть у нас в стране некое общественное мнение, некие форумные обсуждатели. Что бы они сказали? «А, мы опять такие дерьмовые; спалили деньги; распил, наверное; растащили эти деньги и вот теперь решили: раз — и закрыть! Молодцы, закопали деньги!»

Это вообще большая проблема — реакция прессы, общественности. Вспоминается притча о божьей коровке на краю поля. Прилетает муха с этого поля и говорит: там так много дерьма. Прилетает пчелка: там такие замечательные цветы, я много меда прекрасного набрала. Так вот у нас все больше мухи. В течение последних 20 лет (а именно за это время формируется уровень такой сложной отрасли) затраты на космос в США во многие десятки раз превышают аналогичные затраты России. Там надо считать не только сам бюджет NASA, но и деньги, которые попадают в отрасль от армии, флота, ЦРУ, агентства национальной безопасности и прочих. Так вот, у нас в десятки раз (может, даже в сотни) меньше средств пошло в космос за это время, а вся связь в России обеспечивается российскими спутниками. Промышленность, образование пережили тяжелейший упадок, а мы делаем запусков больше всех в мире. И что в ответ на это? Ярлык — «извозчики». Да каждая страна мечтает о такой роли. А можем только мы.

Или вот самый яркий и печальный пример — «Глонасс». Невероятная ведь вещь: мы сравнялись с Америкой, россияне создали свое навигационное поле Земли, европейцы только в начале пути (но как еще он пойдет?), китайцы изо всех сил стараются сделать — и у них гораздо хуже характеристики, да и работы непочатый край. А мы здесь, в России, создали. Но только что сейчас человек думает, когда слышит «Глонасс»? «Ворю-ю-ги».

Видеть в себе только плохое и смаковать это — любимое занятие многих. Патология какая-то. Есть в случае космоса и способствующее этому обстоятельство. Перешедшие уже в область мифологии воспоминания о былом идеальном космическом величии Советского Союза и завышенные ожидания от сегодняшней космонавтики. А ветераны прекрасно знают, с какими потерями и рисками всегда был сопряжен путь в космос. Читайте воспоминания

Мне кажется, ни у кого духу не хватает признать: «Знаете, у нас и 20 лет назад все было очень плохо, у нас еще нет выстроенной системы производства, и мы вынуждены жить с тем, что есть. Но стараемся как можем — и смотрите, еще есть результат». Вместо этого начинается: «Щас, да мы щас, да мы щас...» Потому что мы великая космическая держава, мы все умеем. Нам очень хочется ничего не делать, а потом сразу в дамки. Вот люди и ожидают успехов. Хотя давайте обратно к «Фобос-Грунту», а то с такими рассуждениями нас вполне могут и в непатриотизме обвинить. Итак, ситуация была — либо запускать с определенным риском, либо отменять и строить новый.

Да, так и было. Только мы не умеем оценивать риски запусков, как это делают американцы. Они, например, про все тот же MSL с самого начала говорили, что система посадки уникальна, вероятность успеха — всего 60 процентов. То, что у нас сбой произошел на самом раннем этапе, это особенно обидно. Как я и говорил, случись позже, когда мы были на траектории полета к Марсу, то инструменты для исправления ситуации у нас были.

Что было дальше?

Нужно учесть следующий фактор. При запусках с российских космодромов второе включение двигателей разгонных блоков, и в том числе двигателей «Фобос-Грунта», который выполнял в это время роль разгонного блока, обычно происходит над южным полушарием. А там у нас станций слежения нет, то есть когда на «Фобосе» произошел сбой, мы его просто не видели.

Аппарат болтался на орбите до середины января. И там постоянно были такие качели — говорили, что можно еще спасти, потом — что нельзя, потом снова, что можно. И так продолжалось довольно долго, где-то до середины декабря. Все это выглядело довольно противоречиво и подозрительно. Когда точно стало понятно, что все, остается только ждать, пока сгорит?

Тогда же, в середине декабря. Мне кажется, никакой полировки не было. Ведь мы действительно боролись за миссию. С какого-то момента, конечно, было ясно, что уже, например, не удастся вернуть капсулу с грунтом. Но еще что-то сделать, какие-то данные получить было можно. Да и китайский спутник на борту был. С каждым днем баллистическая ситуация ухудшалась, но надежда была.

Сразу же нам стали предлагать помощь, в части привлечения наземных станций, наши коллеги из США, Европы. Включая Швецию, у которой есть станция в Чили. У нас нет в Южном полушарии станций. А у великой космической державы Швеции — есть. Это я к слову о наших сегодняшних возможностях, о том, из какой глубокой ямы выбирается сейчас наша космонавтика. А вообще, я должен сказать, что в этой драматической ситуации мы получили большой опыт работы с западными партнерами. И еще раз почувствовали реальное космическое братство. Например, когда станция в Перте (Австралия) приняла наш сигнал, мы слышали по громкой связи с европейским центром в Дармштадте такие радостные и торжествующие крики наших коллег!

Главная же проблема со связью была из-за низкой орбиты. Практически невозможно сделать радиосредства, хорошо работающие и на расстоянии 100 миллионов километров, и 300 километров. А для отдельной радиолинии ближней зоны просто не было резерва массы.

После, когда «Фобос» уже сгорел, говорили, что технически аппарат был не готов.

Нет, конечно, так говорить нельзя. С точки зрения техники аппарат был готов — прошел полный объем проверок, предусмотренных нашими стандартами. Правильно сказать, что было большое количество рисков, заложенных в саму концепцию.

После падения «Фобоса» работала межведомственная комиссия. Сплошь опытные специалисты работали ночи напролет. Все собрали, все проанализировали, выводы все правильные сделали. Только вот лучше бы это сделать в процессе создания космического аппарата. Но не было системы собирать умных людей до того, пока гром не грянет. Сейчас идет совершенно правильная работа по созданию в отрасли такой системы.

Какие выводы сделала комиссия?

Они опубликованы.

Опубликованы. Но если коротко?

Если коротко, то в конкретной микросхеме произошел эффект ТЗЧ — тяжелой заряженной частицы. Схема встала в тупик. И это все лечилось просто: надо было машину выключить-включить. Бортовая логика отработала правильно, система перезагрузилась самостоятельно и ждала команды, что ей делать дальше. Все работало, станция была ориентирована, но из-за проблем со связью дать ей команду на продолжение циклограммы отлета к Марсу не удалось. Задним числом, конечно, понятно, что нужно было добавить в бортовую логику еще одно правило: если система находится слишком долго в режиме ожидания, она должна самостоятельно пытаться понять, в какой фазе полета аппарат находится, и принимать соответствующее решение. Да много чего стало яснее после. После драки кулаками не машут. Хотя это и называется опыт. Сын ошибок трудных.

А что вы думаете по поводу информации в прессе, что «Фобос-Грунт» якобы сбил американский радар?

В пылу борьбы за спасение экспедиции у нас было много разных версий, в том числе и конспирологических. Потом разобрались. Когда терпишь неудачу, есть два варианта поведения. Первый — найти виноватого, врага. Второй — разобраться, что сделал не так, и сделать выводы. Я думаю, мы в конце концов выбрали правильный вариант.

Ну и какие выводы были сделаны? Что делать-то (опять по классике спрашиваю)?

Я считаю, что проблем вскрыто много и выводов сделано тоже достаточно. Например, о необходимости последовательного наращивания сложности миссий. О максимально возможной межпроектной унификации технических решений и бортового оборудования. Это действительно хороший резерв для повышения эффективности отрасли. В частности, до сих пор у нас применяется очень большое количество типов процессорных наборов, на которых строят бортовые машины. Больше, чем во всем остальном мире. Обеспечить необходимое качество, радиационную стойкость для всех них — большая, практически нерешаемая задача. Нужно выбрать и поддерживать один-два варианта. Как делают в США и Европе. Стала ясна необходимость срочного внедрения строго промышленного подхода к программированию. Внедрения системы этапных рассмотрений с привлечением экспертов. И прочее, и прочее.

То есть главный вывод из истории с «Фобосом» в том, что мы совсем отстали? Или что наша космическая отрасль пребывает в полной изоляции от мировых процессов? Все вот стремятся к унификации, а мы — нет?

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0297/000002977627/preview_1359443602.jpg

Все сложнее. Есть крупные российские фирмы, полноправные участники мирового рынка. Например, ОАО «ИСС им. академика Решетнева» успешно продает свои спутники связи иностранным заказчикам. ГКНПЦ им. Хруничева занимает своим «Протоном» изрядную долю мирового рынка пусковых услуг. Самарский «Союз» вместе с нашим разгонным блоком «Фрегат» закупают европейцы. Фактически конечную продукцию — спутники, ракеты, разгонные блоки — мы можем делать конкурентоспособную. Иная ситуация с российскими производителями составных частей космических аппаратов: приборов, датчиков, исполнительных элементов. Их достаточно много, но практически нет с амбициями, готовых играть на мировом рынке. Любая западная фирма, начиная делать какой-либо прибор, сразу борется за глобальный сбыт. И в случае успеха изготавливает, например, более ста звездных приборов в год. Как французский Содерн или немецкая Йена. У нас гораздо больше предприятий, которые делают звездные приборы, но только для внутреннего рынка и по несколько штук в год. А то и меньше. Разве может в этом случае быть достигнут тот же уровень качества? Специалист раз в год выполняет какую-либо операцию. Это уже не специалист. А стоимость содержания различных барокамер и КПА раскладывается не на сто приборов, а на один. Есть такой мировой океан, где плавают акулы — и есть теплый прудик, набитый карасиками. И эти караси в мировой океан не стремятся, им тут хорошо и спокойно. Но просто разрушить перемычку между прудом и океаном нельзя. Скушают карасиков. Полноправной частью западного мира мы не стали — и независимые производственные способности нужно сохранять. Но карасикам волшебный пендель дать надо — достоин жить тот, кто имеет глобальные амбиции.

Это совсем общая проблема. Не только в космической отрасли. Как этот пендель дать?

Это вопрос эффективного собственника. Когда спрашиваешь западного партнера: «Как это у вас получается постоянно технически развиваться, оптимизировать структуру, затраты?» — «Ну как, у нас же просто: у нас все акции имеют стоимость на рынке, и если собственник фирмы видит, что их стоимость снижается, тут же меняет верхний менеджмент. Поэтому верхний менеджмент изо всех сил борется за этот интегральный показатель эффективности работы фирмы».

Вы правы, нет собственника. А есть попытки реформировать всю отрасль сверху. Перестановка местами слагаемых — одни фирмы сливают с другими, вторые делят, третьи переименовывают. А вот если вас как руководителя спросить — что в такой ситуации делать? Только конкретно.

Это не ко мне. Мне доверили управлять фирмой. У меня задачи — план, положительный бюджет, технический уровень, загрузка, квалификация специалистов и прочее, и я над этим работаю. Ваш вопрос к руководителям другого уровня, которые должны заниматься решением этих проблем (и занимаются). Я вообще оправдываться пришел по «Фобос-Грунту» — так уж, честно говоря. Пытаться объяснить, почему мы не выполнили задачу.

Проблемы, результатом которых стал провал проекта, тоже важны. Когда, скажем, я говорю, что у нас в космической отрасли нет системы, — это одно. Когда человек вашего уровня — совсем другое. Потому что правда такая — все плохо.

Нагнетать не стоит. Есть же совершенно положительные результаты. Я о них уже говорил выше. Или вот, например, летает космический совершенно уникальный радиотелескоп «Спектр-Р». Тут мы возвращаемся к тому, что мы просто не умеем себя подать. Ведь «Спектр-Р» позволяет видеть внутреннюю структуру объектов в других галактиках на расстоянии 3,5 миллиарда световых лет. Но ярко осветить этот выдающийся результат не можем

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0297/000002977651/pic_1359447212.jpg

У меня, к слову, была возможность сравнить. Летом я присутствовал в американском центре JPL при посадке на Марс «Кьюриосити». Это было просто великолепное шоу: постоянные доклады, рассказы, разные точки съемки. Настоящий Голливуд. И после посадки один из инженеров с мужественным лицом очень четко, как хороший актер (то ли репетировал, то ли в натуру у них это уже вбито) заявил: мол, мы долго терпели неудачи на пути к Марсу, но проявили настоящий американский характер, настойчивость и теперь покоряем Марс раз за разом. Я специально потом посмотрел: в 1992-м Mars Observer — связь потеряна за три дня до марсианской орбиты. 1996-й — нормально слетали. 1996-й, еще один, первый марсоход — нормально слетали. 1998-й, Mars Climate Orbiter — не вышел на орбиту Марса. 1999-й, Mars Polar Lander — связь исчезла перед вхождением в атмосферу. 1999-й, Deep Space II — связь потеряна при посадке. А дальше — 2001-й, 2003-й, 2005-й, 2007-й, 2011-й (MSL с «Кьюриосити»), в 2013-м будет пуск еще. Каждое баллистическое окно производили пуски — и научились. Да как научились.

Очень впечатлил факт: во время посадки они выстроили спутники, которые у них на орбите Марса летают, таким образом, что было получено изображение открывшегося парашюта. Мы здесь, возле Земли, не имеем возможности такое сделать, а они возле Марса это сделали. Это же потрясающе. Но посмотрите чуть выше — сколько полетов у них было за последние 20 лет. Против нашего одинокого «Фобос-Грунта».

Какие дальнейшие планы у вас?

Мы, по сути, вернулись к тому, с чего начинали — к предложению академика Галимова.

То есть сделали выводы из неудачи и вернулись к плану почти 20-летней давности?

Сейчас выстроена достаточно здравая программа, на мой взгляд, где первый полет — к Луне. Это полет-демонстратор, где мы должны себе и всему миру доказать, что можем садиться на Луну. Когда мы садились в последний раз? В 1976-м «Луна-24» привезла образцы грунта. Почти 40 лет прошло. Нельзя уже сказать, что мы умеем летать на Луну — это надо доказать.

Так что первая миссия будет упрощенной с точки зрения науки, масса поменьше, апробированная схема посадки. По плану это 2015 год. Сядем мы так же, как садились в СССР, — выбираем расчетную точку и опускаемся. Надо понимать, что мы должны быть готовы к тому, например, что на месте посадки будет камень. Недавно американцы опубликовали фотографию лунной поверхности, где видно, что одна из наших «Лун» (не помню, какой номер) стоит прямо рядом с кратером. То есть повезло, когда садились.

Вторая миссия пойдет попозже, она уже будет с большой наукой. При этом потребуется обеспечить безопасную посадку в сложной области. Сейчас ученых интересуют полярные районы Луны, а там удобных для посадки зон не так уж и много. Придется решать сразу две задачи: навигация возле Луны, чтобы прилуниться в требуемом районе, и обеспечение безопасности посадки — чтобы в случае чего даже в самый последний момент можно было сманеврировать и уйти от помехи. Чтобы не полагаться на везение.

На каком этапе первый проект сейчас?

Учитывая опыт «Фобос-Грунта», идет очень серьезная коррекция раннее созданного задела. В этом году мы должны полностью определиться с составом и характеристиками бортового оборудования, поставщиками, интерфейсами, графиками, объемами наземных испытаний. Последнее особенно важно, критически важно. Соотношение натурного моделирования с математическим. Удастся ли обойтись без реальных полетов моделей посадочных аппаратов? Как всегда поиск оптимального соотношения затрат, рисков и технических характеристик.

Думаю, про более далекие планы пока спрашивать смысла нет?

Думаю, нет. В будущем хотим лед привезти с Луны. Есть гипотеза, что он накапливался там миллиарды лет. Возможно, его туда принесли кометы из разных уголков Вселенной. Такой образец очень нужен ученым.

Слушайте, а не кажется ли вам все это очень долгим? То есть вот с конца 1980-х, как отлетали «Веги», мы ничего не запускали. Как-то тормозится у нас научный прогресс, разве нет?

Конечно, если с 1940-50-ми сравнивать, то мы вообще еле плетемся. В 1940-х наше НПО выпускало еще деревянные самолеты, а в 1950-х — уже полностью титановые сверхзвуковые межконтинентальные крылатые ракеты. В 1957 году в космос запустили спутник, а через четыре года — уже человека. Всего 16 лет с окончания войны прошло. А в 1969 году американцы уже на Луну человека отправили.

Конечно, кривая прогресса несколько загнулась, более пологой стала. Но мне кажется, это естественно — использована сумма знаний, накопленная к этому моменту. Вообще, вера в то, что должен быть постоянный мощный прогресс — это скорее западный фетиш. Ведь не всегда так было. Вот создало человечество парус, а потом под ним тысячи лет ходило. Вот и мы сейчас на таком же плато — нам надо научиться извлекать плюсы из тех «парусов», которые мы уже научились делать. Нам для следующего качественного скачка не хватает знаний — мы же только сейчас разобрались, что барионная материя, к которой все известные законы физики применимы, и пяти процентов от всей Вселенной не составляет. Впрочем, это мы уже в проблемы философии познания ушли.

Космическая тема замечательна именно тем, что при ее обсуждении всегда философия всплывает. Вот, например, вы говорите, что прогресс не должен быть фетишем. Тогда пытливый читатель может спросит: а зачем нам космос? У нас дети голодают.

Все предыдущие периоды истории человеческой цивилизации были гораздо менее комфортными для жизни людей. Но даже тогда находились силы для движения вперед.

После интервью меня до проходной провожает все тот же Юрий Николаевич. Непонятно как, но наш разговор перескакивает на обсуждение небольшой деревянной церкви, больше похожей на часовенку, стоящей на территории завода, — недалеко от все той же проходной. «Нет-нет, настоящая церковь, — уверят меня Юрий Николаевич, — ее два митрополита приезжали святить. А разрешение дал сам патриарх. Оказывается, даже на освящение такой небольшой церкви нужно личное разрешение. Зато теперь тут все можно служить. К крещению еще и баки со святой водой поставят»

87

Безопасный способ использования ядерной энергии в космосе изобретен в России, и ведутся работы по созданию на его основе ядерной установки, сообщил генеральный директор Государственного научного центра РФ «Исследовательский центр имени Келдыша», академик Анатолий Коротеев.

http://www.thelivingmoon.com/45jack_files/04images/URDF_3/rd0410.jpg

«Сейчас институт активно в этом направлении работает в большой кооперации предприятий Роскосмоса и Росатома. И я надеюсь, что в установленные сроки мы здесь получим положительный эффект», – заявил А.Коротеев на ежегодных «Королевских чтениях» в МГТУ имени Баумана во вторник.

По его словам, «Центр имени Келдыша» изобрел схему безопасного использования ядерной энергии в космическом пространстве, которая позволяет обойтись без выбросов и работает по замкнутой схеме, что делает установку безопасной даже в случае отказа и падения ее на Землю.

«Эта схема в значительной степени снижает риск использования ядерной энергии, особенно с учетом того, что одним из основополагающих моментов является эксплуатация этой системы на орбитах выше 800-1000 км. Тогда, в случае отказа, время «высвечивания» такое, что оно делает безопасным возвращение через большой промежуток времени этих элементов на Землю», - уточнил ученый.

Он добавил, что создаваемая в «Центре Келдыша» ядерная установка откроет новые возможности для освоения космического пространства.

А.Коротеев сообщил, что ранее в СССР уже применялись космические аппараты, работающие на ядерной энергии, но они были потенциально опасными для Земли, и впоследствии от них пришлось отказаться. «СССР использовал ядерную энергию в космосе. В космосе было 34 космических аппарата с ядерной энергией, из которых 32 советских и два американских», - напомнил академик.

По его словам, разрабатываемая в России ядерная установка будет облегчена за счет использования бескаркасной системы охлаждения, при которой охладитель ядерного реактора будет циркулировать непосредственно в космическом пространстве без системы трубопроводов.

88

Обитаемая лаборатория на Луне появится после 2030 года. Об этом заявил начальник управления стратегического планирования и целевых программ Роскосмоса Юрий Макаров. Дату начала практической реализации проекта чиновник не назвал.

"Всегда трудно выдавать прогноз, но, думаю, после 2030 года", - сказал Макаров в интервью РСН, отвечая на вопрос о дате строительства лаборатории. При этом специалист заметил, что на поверхности естественного спутника Земли отсутствуют сейсмические колебания, что упрощает строительство искусственных сооружений.

Осваивать Луну будет проще, если использовать в строительстве лунный грунт и местную воду, считают в Роскосмосе. Представления о том, что воды на Луне в достаточных для ее использования количествах быть не может, пересмотрены после зондирования в 2008 г. поверхности радаром Mini-SAR, расположенным на индийском зонде Chandrayaan-1. Позднее в районе северного полюса в 40 кратерах был обнаружен водяной лед, залегающий слоями толщиной до двух метров. По оценкам NASA, только в этих катерах содержится до 600 млн т воды.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы оборонно-промышленного комплекса, осенью 2012 г. сообщил, что строительство базы на Луне может стать главной целью России в космосе на ближайшие десятилетия. Ранее стало известно о том, что Роскосмос планирует испытать на Луне буровую установку, разрабатываемую совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА) в рамках программы "ЭкзоМарс". Глава ЕКА Жан-Жак Дорден сообщил о том, что российская сторона предложила европейским специалистам принять участие в российских лунных миссиях.

В Федеральной космической программе запланированы миссии "Луна-Глоб" и "Луна-Ресурс", в ходе которых на Луну будет отправлен возвращаемый зонд, способный доставить на Землю пробы грунта, а на лунную орбиту - автоматическая исследовательская станция. Исследования естественного спутника Земли являются частью мер по преодолению отставания России от ведущих космических держав в области фундаментальных космических исследований.

89

В России начались летные испытания легкой ракеты-носителя "Ангара", которую планируется к 2015г. запустить с космодрома "Восточный". Об этом сообщил журналистам вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Строительство космодрома "Восточный" находится в стадии реализации, и к 2015г. мы планируем запустить с него легкую "Ангару". Хочу сказать, что вчера мы начали летные испытания "Ангары", - отметил он.

Ракета-носитель "Ангара" - новое поколение ракет-носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Семейство включает в себя носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 до 35 т. Головным разработчиком и производителем ракет этого семейства является Государственный космический научно-производственный центр им.Хруничева. Работы над "Ангарой" ведутся с 1995г.

90

http://cdn.lenta.ru/images/0000/0297/000002979160/pic_1360054193.jpg

В аварии ракеты-носителя «Зенит-3SL», упавшей вскоре после старта 1 февраля в Тихий океан, по предварительной версии, виноват бортовой источник мощности (БИМ) первой ступени. Об этом во вторник, 5 февраля, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к комиссии по расследованию инцидента.

«То, что причиной аварии был бортовой источник мощности, было ясно в первый день. Тем не менее надо дождаться официального заключения аварийной комиссии, которое будет объявлено в ближайшие дни», — заявил собеседник агентства.

По словам источника «Интерфакса», БИМ начинает раскручиваться за 10 секунд до подъема ракеты и создает давление, обеспечивающее привод рулевых машин. «За четыре секунды до контакта подъема начинается зажигание двигателя. БИМ, закачанный гелием, нагнетает давление до 150 атмосфер, и рулевые машины начинают работать. Через 1,5 секунды после старта двигатель набирает обороты и происходит переключение — гелиевый поток завершается и набирается керосин. Во время аварийного пуска эта турбина начала крутиться на керосине, но проработала меньше секунды и отключилась», — пояснил собеседник агентства.

«Во время старта ракеты камеры сгорания сведены в фокус, чтобы пламя не "распушалось". Ракета начинает сходить со стартового стола, приподнимается на несколько метров. В этот момент камеры сгорания ставятся в рабочее положение. А тут давление исчезло, и камеры сгорания стали неуправляемыми, в результате чего ракета начала отклоняться от заданной траектории», — рассказал собеседник «Интерфакса».

Затем, по его словам, система управления дала команду на аварийное отключение двигателя. Команда прошла только через 20 секунд — это время необходимо для того, чтобы увести ракету на безопасное расстояние от пусковой платформы. Ракета поднялась на два километра и отошла от пусковой платформы примерно на 2,6 километра, а затем упала в океан.

Ранее о возможной причастности к аварии «Зенита» БИМ первой ступени заявил глава РКК «Энергия» Виталий Лопота. Окончательные выводы о причинах инцидента планировалось объявить в течение недели.

Пуск ракеты «Зенит-3SL» стал 35-м в рамках международной программы Sea Launch («Морской старт»). В общей сложности 31 пуск признали успешными, три (включая последний) — аварийными, а еще один — частично успешным. 1 февраля «Зенит-3SL» должна была отправить на орбиту спутник связи «Интелсат-27», в результате аварии спутник был утерян.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Авиация » Российская космонавтика