СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Авиация » Гиперзвуковые планеры


Гиперзвуковые планеры

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Полномасштабный прототип-демонстратор европейского гиперзвукового транспортного средства LEA прошел испытания в аэродинамической трубе и готов к летным испытаниям в России.
Первые аэродинамические испытания планера, которые проводились во Франции, уже закончены. Полноценно испытать в лаборатории двухрежимный прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) затруднительно, но тестирование в аэродинамической трубе S4 во французском городе Модан показывает, что аппарат LEA готов к первому полету на скорости 6 М.

Летные испытания гиперзвукового аппарата LEA планируется провести с борта российского сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3. В 2014 и 2015 годах будут выполнены два пробных полета, в ходе которых предполагается достичь скоростей 4 М и 8 М. Параллельно будет проводиться продувка аппарата в трубе аэродинамической трубе S4 при скорости 6 М.

http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2012/10/03/03_hyper.jpg

Гиперзвуковой летательный аппарат LEA разрабатывается европейским оборонным концерном MBDA и французским исследовательским агентством Onera.

В преддверии заключительного тура испытаний во французской аэродинамической трубе будет проведена продувка в российском Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Модель LEA продуют совместно с носителем Ту-22М3. В реальном полете 4,2-метровый аппарат LEA сбросят с бомбардировщика на скорости 1,7 М, после чего включится разгонная ступень, созданная на базе российской противокорабельной ракеты Х-22.

Вместе с разгонной ступенью LEA будет иметь длину 12 м и вес около 5,6 тонн. Сброс произойдет на высоте 13 км, после чего ракетная ступень разгонит LEA до скорости 4 М. В течение 20-30 секунд собственный ПВРД гиперзвукового аппарата должен увеличить скорость до 8 М. Если все пройдет успешно, LEA в автономном режиме пролетит до 40 км, пока не выработает все топливо.

2

Не знал, что у нас с европейцами есть совместный проект по гиперзвуку.

3

по сообщениям U235 наши свернули тесное сотрудничество с ними с 2006 г., это остаток

4

tramp написал(а):

по сообщениям U235 наши свернули тесное сотрудничество с ними с 2006 г., это остаток

Значит из под сукна достали. Приперло?

5

В России начнется разработка гиперзвукового транспорта

03 октября 2012 
Елена Гладкова
Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что российский холдинг по разработке гиперзвуковых технологий может быть создан уже со дня на день. По его словам, по возможному научно-техническому прорыву проект можно сравнить с созданием атомной бомбы.

В состав нового холдинга войдут корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) и Научно-производственное объединение машиностроения (последнее, предположительно, выйдет из состава Роскосмоса). Согласно сведениям «Ъ», холдинг перейдёт в ведение Министерства промышленности и торговли.

Вице-премьер также пояснил, что данная промышленная кооперация фактически сложилась давно, теперь решаются юридические вопросы. Также в работе холдинга, в её интеллектуальной составляющей, будет задействован концерн «Алмаз-Антей», занимающийся системами ПРО и воздушно-космической обороны.
Источник «Ъ» в военно-промышленной комиссии при правительстве заявил:

— Изначально Роскосмос был против подобной передачи, поскольку НПО машиностроения было долгое время интегрировано в ракетно-космическую отрасль. Однако в ходе подготовки плана реформы отрасли НПО машиностроения из состава предприятий Роскосмоса выпало. Они специализировались на создании береговых ракетных комплексов типа «Бастион». У них осталась только космическая система дистанционного зондирования Земли «Кондор-Э», которую они должны будут доделать и сдать. После этого они будут специализироваться исключительно на боевой составляющей, но вне компетенции Роскосмоса.

О создании холдинга вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил ещё 19 сентября:

— Это не только интеграция мозгов и промышленного потенциала. В перспективе нужно будет думать об испытательном полигоне... Мы считаем, что за счет такого соединения, а не поглощения, мы сможем ускорить работы в области гиперзвука.

Разработка и внедрение гиперзвуковых аппаратов в последние годы стали устойчивым трендом на мировом рынке вооружений. В частности, в этом году США активно проводило пробные запуски чудо-аппарата X-51 WaveRider. Однако испытания закончились крушением. В России прежде также проводились разработки подобных систем, но дальше макетов они не продвигались, заявил ранее академик Российской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков.

О создании российского холдинга гиперзвуковых технологий «Однако» рассказал Игорь Коротченко, военный эксперт, председатель Общественного совета при Министерстве обороны РФ, директор Центра анализа мировой торговли оружием, главный редактор журнала «Национальная оборона»:

— Такое слияние даст возможность сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях создания новых видов ракетного оружия, в том числе основанных на принципах гиперзвука. В целом холдинг будет одним из основных центров компетенции в России по разработке широкой гаммы как тактического, так и стратегического вооружения. Хочу отметить, что научно-технологический потенциал корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и НПО машиностроения достаточно весомый. Слияние позволит ещё больше укрепить позиции и сосредоточиться на приоритетных целевых программах по разработке новых видов вооружений и даст новые возможности нашему оборонному комплексу.

В Росси аналогов таких нет. Заслуга президента Путина в том, что он проявил политическую волю в начале процесса интеграции в сфере оборонно-промышленного комплекса. До этого вся структура предприятий «оборонки» была унаследована со времён Советского Союза, и в то же время уже не было министерств, которые раньше всем этим управляли. Поэтому холдинги — это создание крупных центров компетенции, каждого по своему направлению развития научно-технического прогресса в сфере национальной обороны.

Что касается передачи холдинга в ведение Министерства промышленности и торговли, то это просто уточнение ведомственного переподчинения, это чисто технический вопрос, который не важен. Важно кто будет в холдинге, и под чьим руководством он будет работать.

Я так понимаю, что возглавлять холдинг будет нынешний генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Это квалифицированный, грамотный инженер, управленец, с огромным опытом в сфере оборонно-промышленного комплекса.

http://www.odnako.org/blogs/show_21134/

вложат столько же,сколько в свое время на разработку БПЛА,или еще больше?

6

sash написал(а):

В России начнется разработка гиперзвукового транспорта

преданье старины глубокой)

7

--А что по Х-90 было слышно.Ее испытывали.По некоторым слухам испытывалась,но неудачно.
http://s1.uploads.ru/t/f6Uw2.jpg

8

http://ftp.rta.nato.int/public//PubFull … 185-17.pdf

http://www.onera.fr/photos-en/simulatio … ramjet.php

Отредактировано гело (2012-10-11 15:39:44)

9

ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к гиперзвуковым летательным аппаратам.

http://www.findpatent.ru/img_data/281/2812088.gif
http://www.findpatent.ru/patent/205/2059537.html

10

это Аякс http://topwar.ru/1538-ayaks-giperzvukov … molet.html http://www.testpilot.ru/russia/leninets/ajax/ajax.htm

11

Работы над российским авиапроектом ГЭЛА (гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат), которые велись в подмосковной Дубне машиностроительным конструкторским бюро (МКБ) "Радуга", приостановлены как минимум до 2014 года. Об этом сообщают "Известия" со ссылкой на источники в МКБ и Центральном аэрогидродинамическом институте.

http://pics.top.rbc.ru/top_pics/uniora/62/1355358691_0062.250x200.jpeg

По сообщениям источников, не удалось решить некоторые технические проблемы — аппарат не может развивать гиперзвуковую скорость. В МКБ также добавили, что проект ГЭЛА не актуален уже 10 лет.

Создание управляемого гиперзвукового самолета — одна из задач, которые выделил в качестве важных вице-премьер РФ, курирующий вопросы оборонно-промышленного комплекса Дмитрий Рогозин. В сентябре с.г. он анонсировал создание "суперхолдинга" для построения гиперзвукового аппарата.

Вице-премьер уже отреагировал на сообщение в прессе о закрытии "гиперзвукового" проекта в своем микроблоге в Twitter. Д.Рогозин задает риторический вопрос: "Подумайте сами, готово ли человечество из-за каких-то технических проблем летать быстрее, выше, дальше?"

Стоит отметить, что в США от проектов пилотируемых гиперзвуковых самолетов отказались в 2003 году в силу их слишком высокой стоимости, сосредоточившись на беспилотниках.

12

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин считает, что работы по освоению гиперзвуковых скоростей в мире и России будут продолжены.

"Ну, подумайте сами, готово ли человечество из-за каких-то техн. проблем отбросить мечту летать быстрее, выше, дальше?", - написал Рогозин с воем микроблоге в "твиттере", комментируя публикацию "Известий" о том, что в РФ остановлены работы над гиперзвуковым самолетом.

По информации "Известий", Россия вслед за американцами "отказалась от идеи пилотируемого гиперзвукового полета (скорость более 5 Маха) в атмосфере".

13

Институт космических систем Германского аэрокосмического центра представил концепцию гиперзвукового пассажирского транспорта, который позволит добраться из Европы в Австралию за 90 минут.

Ученые из Германии, Австрии, Испании, Швейцарии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Франции и Швеции закончили очередной этап исследования в интересах проекта Fast20XX по созданию будущего высотного скоростного транспорта. Результаты проекта должны реализоваться в программах гиперзвуковых лайнеров Spaceliner DLR и ALPHA Innovation GmbH.

Пока до внедрения такого транспорта далеко – раньше 2050 года Spaceliner и ALPHA не взлетят, но необходимые технологии уже разрабатываются.

http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2012/12/17/4.jpg

Макет гиперзвукового транспорта Spaceliner

Концепция Spaceliner DLR предполагает использование ракеты-носителя, с помощью которой будет разгоняться гиперзвуковой 50-местный пассажирский аппарат. После запуска ракеты, многоразовый носитель отделится и опуститься на землю, а гиперзвуковой лайнер через 8 минут достигнет скорости 20 М и начнет планирование к конечной точке маршрута. Посадка на другой стороне земного шара состоится примерно через 80 минут на обычную взлетно-посадочную полосу, т.е. по-самолетному.

Одним из важных вопросов подобного транспорта является охлаждение корпуса. После разгона, из-за трения об атмосферу поверхность Spaceliner-а будет нагреваться до температуры 1800 градусов по Цельсию. Немецкие специалисты предлагают для охлаждения носа и передней кромки крыльев самолета использовать активное охлаждение на основе пористых керамических материалов с циркулирующей в них водой. Остальные части фюзеляжа будут покрыты теплоизоляционными материалами.

В настоящее время в плазменном туннеле лаборатории DLR в Кельне успешно испытали пористую керамику и испарительную систему охлаждения. Также ведется компьютерное моделирование потоков воздуха вблизи самолета. Это очень важно, поскольку Spaceliner достигнет большой высоты, где атмосферное давление очень низкое и существуют условия, сильно отличающиеся от тех, в которых летают обычные дозвуковые авиалайнеры.

Проект ALPHA отличается от Spaceliner и представляет собой транспортную систему, в которую входит гиперзвуковой аппарат, запускаемый с самолета-носителя Airbus A330. Небольшой аппарат с двумя пассажирами и одним пилотом будет отделяться от носителя на высоте 14 км, а затем набирать высоту до 100 км. Таким образом ALPHA - это прежде всего транспорт для суборбитальных туристических и научных полетов

14

Научно-технический задел, реализованный в той или иной степени в программах различных ведомств – X-43A (НАСА), X-51A (ВВС), AHW (СВ), ArcLight (DARPA, ВМС), Falcon HTV-2 (DARPA, ВВС) и других, позволит, по мнению ряда специалистов, создать гиперзвуковые ВВТ: авиационную крылатую ракету (КР) большой дальности, морскую крылатую ракету в противокорабельном (ПКР) и ударном (против наземных целей) вариантах – к 2018–2020 годам, разведывательный самолет – к 2030-му.

Несмотря на ряд неудач в проведении летных испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов, американские военные не сворачивают работы в данном направлении. В частности, в ВВС по-прежнему считают, что достижение сверхвысоких скоростей полета – главный приоритет в ведении боевых действий.
Двигатель – оружие – самолет

Работы в области гиперзвука начались в США в конце 70-х годов ХХ века, когда компания «Мартин Мариетта» разрабатывала перспективную стратегическую авиационную ракету ASALM (Advanced Strategic Air Launched Missile) с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). Именно в те годы американские специалисты осознали реальные технологические проблемы обеспечения гиперзвукового полета как для системы ударного оружия, так и для самолета. Реализация детального плана работ в области гиперзвука, сформированного на современном этапе развития науки и техники, должна помочь достижению давно задуманных целей

http://vpk-news.ru/sites/default/files/images/2013/01/21/10-01.jpg

Пока налицо крайне медленный прогресс в указанной области за весь период с момента создания ракеты ASALM до недавних полетов аппарата – демонстратора гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) – крылатой ракеты X-51A Waverider разработки компании «Боинг». Тем не менее неизменной остается погоня за увеличением скорости.

В ближайшее время в США будет завершено формирование целостного плана, реализация которого обеспечит создание гиперзвуковых ударного оружия (ракет) и самолета. Отличительной особенностью этого плана, как отмечает еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи», является распределение перспективных задач не по годам, а по десятилетиям.

Работы по ракетам в основном завершатся к 2020 году, а по разведывательному гиперзвуковому самолету, способному преодолевать систему ПВО противника, – к 2030-му. Не исключено, что аппарат будет создан в пилотируемом варианте. Чтобы начать полномасштабную разработку гиперзвукового оружия, к началу 2018 финансового года планируется достигнуть шестого уровня технологической готовности (УТГ, Technology Readiness Level – TRL) – отработки демонстратора перспективного двигателя. В области гиперзвукового самолета заявлена гораздо менее амбициозная задача – достижение четвертого УТГ (отработка конкретных узлов) к 2020 году. В то же время представители ВВС сообщили, что в случае необходимости темпы разработки самолета можно ускорить.

«Непосредственно на данный момент в гиперзвуковом самолете нет прямой необходимости, но если потребуется, мы сможем ускорить исследования», – говорит Кристофер Клей (Christopher Clay), заместитель по технологиям заместителя министра ВВС по науке (Deputy Chief of the Science and Technology Division – AQRT). Конечной задачей исследований, по его словам, является придание боевым возможностям ВВС США гиперзвуковой составляющей. Таким образом, гиперзвуковые КР будут созданы раньше самолета: реализация демонстрационной программы высокоскоростного ударного оружия (в части ракет) HSSW (High-Speed Strike Weapon) начнется примерно в марте 2013 года, а ее завершение запланировано к концу 2020-го с проведением боевых испытаний.
Демонстратор ракетных технологий

«Мы попробуем начать испытательные пуски КР с 2017 года, и если они будут успешными, то продолжатся в 2018 и 2019 годах», – сообщил еженедельнику представитель ВВС США. Он добавил, что планом предусматривается проведение от шести до семи полетов. Главной задачей при их выполнении является повышение надежности различных технологических компонентов оружия – от системы управления до двигательной установки. Цель демонстрационной программы состоит в выполнении успешных ударов по целям на дальности до сотен километров. «Необходимо продемонстрировать точность стрельбы, а также показать работоспособность оружия совместно с существующими бортовыми самолетными системами, возможность его установки как во внутренних отсеках бомбардировщиков, так и на внешних подвесках истребителей. Оно также должно обладать возможностью применения в распределенной сети разведывательных и боевых средств и иметь различные поражающие факторы», – отмечают в ВВС.

Для решения поставленных задач отрабатываются передовые системы наведения, боевые части селективного действия, а также концепции эффективной высокоскоростной двигательной установки длительного действия. Новое оружие стремятся сделать легким и недорогим. Его стоимость не должна превышать стоимость дозвуковых КР более чем в два раза, то есть затраты на выполнение боевых задач должны быть обоснованными и допустимыми. Идея состоит в том, чтобы применять гиперзвуковое оружие там, где это целесообразно. В противном случае гиперзвук не является оптимальным вариантом.
Тактико-технические требования

Гиперзвуковые КР и их прототипы, создаваемые по таким программам, как, например, завершившийся проект «Арклайт» (ArcLight) Управления перспективных исследований Министерства обороны (DARPA), должны быть совместимыми с различными пусковыми системами, в том числе с вертикальной пусковой установкой Mk 41 VLS, принятой на вооружение ВМС США.

ВВС уже практически определились с ключевыми требованиями к ракетам. Они прописаны в «дорожной карте» (плане) – High Speed Weapon Roadmap – по ракетному оружию, формирование которой в настоящее время находится на завершающей стадии.

Что касается самолета в разведывательном или ударном (high-speed ISR/strike) варианте, то он должен сохранить боеспособность (выжить) в течение суток без космической поддержки – коммуникационных и навигационных спутников – и быть в состоянии проникать в зоны, прикрываемые ПВО. Аппарат будет оснащаться турбинным двигателем комбинированного типа TBCC (Turbine-Based Combined Cycle), совершать крейсерский полет на скорости более М=4 и стартовать с обычной взлетно-посадочной полосы. Позже в требованиях ВВС установили конкретную цифру – M=5. Разработка самолета станет значительным шагом вперед в вопросе гиперзвуковых технологий и связана с более высоким уровнем риска по сравнению с ракетами, считают в ВВС.

Поэтому программа создания гиперзвукового самолета и соответствующая «дорожная карта» (High Speed Aircraft Roadmap) имеют более длительные сроки реализации и требуют значительно больших ассигнований. Для определения технологических проблем, которые необходимо решать в ближайшей перспективе, проводился анализ потребности в высокоскоростном носителе. Наряду с изучением новых концепций и видов летательных аппаратов выбиралась желаемая скорость. «Все исследования вели нас в направлении числа M=5 и выше. Мы начали выяснять, какие технологии необходимы, чтобы реализовать такую скорость», – отметили в ВВС. Формируемый целостный план работ предусматривает демонстрацию системы переключения газотурбинного двигателя на двухрежимную работу прямоточного и гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя в 2020 году. «Очень важно преодолеть переходный режим, – отмечают американские специалисты. – При этом необходимо исследовать, как можно использовать коммерческие серийные газотурбинные двигатели. Например, можно ли немного продлить работу газотурбинного двигателя и слегка задержать начало работы двухрежимного ПВРД?».
Силовая установка

В мае 2010 года первый полет X-51A с углеводородным ГПВРД продолжался 143 секунды вместо запланированных 300. Утечка в уплотнении между двигателем и соплом привела к преждевременному окончанию полета, однако ГПВРД обеспечил требуемое ускорение. Второй полет в июне 2011-го завершился, когда воздухозаборник не начал работать в момент запуска ГПВРД. А третий в августе 2012 года закончился до момента запуска двигателя из-за неисправности в управляемом стабилизаторе аппарата, которая привела к его падению и разрушению. В рамках подготовки к завершающему четвертому полету по всем выявленным недостаткам были проведены необходимые конструктивные доработки аппарата-демонстратора.

Новые испытания двигателя-демонстратора будут проходить на планере уменьшенных размеров с подачей потока топлива как полномасштабной, так и половинной мощности. Эта опытная модель станет технологическим стендом для отработки других систем, например композиционных конструкций с керамической матрицей, технологии регулирования мощности, теплорегулирования, бортовых датчиков. В тестах будут применяться ГПВРД, в 8–16 раз превосходящие по размерам те, которые выполняли испытательные полеты до нынешнего дня.

Недавно в число задач технологических испытаний включена герметизация сопла. «На примере аппарата X-51A мы увидели, как простые вещи, например уплотнение, могут привести к проблемам», – отметил один из представителей ВВС. Он также сообщил, что четвертый полет демонстратора гиперзвуковых технологий X-51A состоится в любом случае. Всего было проведено три испытательных полета: один признали частично успешным, два – неудачными. Научно-исследовательская лаборатория ВВС США (Air Force Research Laboratory – AFRL) четвертый тест наметила на середину 2013 года.
Ведомственные программы

Интересно отметить, что американские специалисты в области аэрокосмических технологий категорически не согласны с мнением, что неудачи летных испытаний обусловливают необходимость сворачивания реализуемых программ. Особенно если дело касается гиперзвуковой техники. Чем сложнее программа, тем больше она связана с возможными неудачами в ходе ее реализации, считают эксперты. Эти неудачи являются неотъемлемой частью формирования опыта и накопления знаний и без них невозможен прогресс в развитии техники. Желательно только, чтобы в целях снижения стоимости и рисков неудачи случались на ранних стадиях реализации проекта.

Надежды ВВС на возможность создания боевой гиперзвуковой техники в указанные сроки связаны с определенными успехами прежних программ различных организаций. В частности, в ходе первого полета аппарата X-51A работа в режиме ГПВРД продолжалась 143 секунды, что в 11 раз превысило время работы аппарата X-43A НАСА в 2004 году.

В ноябре 2011-го проведено успешное летное испытание высокоточного боевого блока-демонстратора AHW (Advanced Hypersonic Weapon) для СВ США. Гиперзвуковой атмосферный планирующий аппарат дальнего действия был запущен из Тихоокеанского ракетного испытательного центра (остров Кауаи, Гавайские острова) в зону атолла Кваджалейн, где расположен испытательный полигон СВ. Цель испытаний заключалась в сборе данных по технологиям обеспечения гиперзвукового планирующего полета в атмосфере на большую дальность. Оценивались аэродинамические характеристики, система навигации, наведения и управления, технологии системы теплозащиты. Трехступенчатая ракета-носитель обеспечила выведение планирующего аппарата AHW на расчетную траекторию полета и его отделение от последней ступени ракеты. Аппарат выполнил полет на гиперзвуковой скорости по небаллистической планирующей траектории и менее чем за 30 минут достиг расчетной зоны падения на атолле Кваджалейн. На всех участках полета проводился сбор телеметрической информации космическими, воздушными, наземными и морскими средствами. Полученные данные используются для моделирования и разработки перспективных гиперзвуковых планирующих аппаратов. Программу AHW реализуют Командование космической и противоракетной обороны (United States Army Space and Missile Defense Command – USASMDC) и Стратегическое командование (Army Forces Strategic Command – ARSTRAT) СВ США в рамках инициативы МО «Быстрый глобальный удар» (Prompt Global Strike).

Разгонная ступень и планирующий аппарат разработаны Национальной лабораторией Сандиа в Альбукерке штата Нью-Мексико. Система теплозащиты аппарата создана Центром авиационных и ракетных НИОКР СВ в городе Хантсвилле штата Алабама (Redstone Arsenal SMDC/ARSTRAT).
Переломный момент

Одно из направлений перспективных работ ВВС по гиперзвуку состоит в достижении более высоких скоростей и более широкой зоны действия. Это резко сокращает время, отпущенное противнику для ответной реакции, и позволяет сохранить свои войска на безопасном удалении (вне зоны действия огневых средств противника). В будущих военных конфликтах между практически равными по техническим возможностям сторонами для достижения превосходства очень привлекательной является идея применения гиперзвукового оружия. Именно поэтому AFRL и DARPA продолжают работы по программам изучения таких технологий.

Как подчеркивают эксперты, в рамках нынешнего военного бюджета США и при наличии весьма жестких требований к выполнению заявленных НИОКР необходима прорывная концепция для привлечения заказчиков. Высокоскоростное гиперзвуковое оружие глобального радиуса действия как раз и является такой идеей. Здесь речь идет действительно о революционных достижениях науки, а не о различных технологических инновациях. Отказы в испытаниях являются неотъемлемой частью реализации концепций данного типа, поскольку база знаний, необходимых для достижения успеха, все еще находится в стадии формирования.

Прошли десятилетия с начала исследований в области гиперзвука. Промышленность по-прежнему продолжает собирать новую информацию об аэродинамике, двигателе, управлении полетом и тепловой защите гиперзвуковых летательных аппаратов. В отличие от технологий обеспечения малозаметности «Стелс», которые разрабатывались в рамках официальных, хотя и закрытых работ, в области гиперзвука в США до последнего времени не было постоянной программы исследований с достаточным количеством полетов, необходимых для отработки научно-технических задач. Проведено относительно немного летных испытаний, что связано со снижением затрат и рисков. Однако руководство каждой новой программы в области гиперзвука пытается оправдать ее существование, достигнув более высоких результатов, чем в предшествующих проектах, увеличивая таким образом риск и стоимость отказов. Но ведь погоня за гиперзвуком – это только верхушка айсберга.

Развитие потенциально ценных технологий в аэрокосмической индустрии сдерживается из-за страха провалов даже на ранней стадии НИОКР. Каким-то образом эта отрасль, важная сама по себе, достигла состояния, где нет или почти нет терпимости к риску, подчеркивают американские специалисты. В связи с этим американское научное сообщество считает, что сегодня настал такой момент, когда необходимо собраться, возобновить летные испытания и попытаться решить сложные проблемы, связанные с дальнейшим развитием гиперзвуковых технологий

15

Прогресс в области создания гиперзвукового транспорта и вооружений в последние десятилетия демонстрировал настолько скромные темпы, что даже ярых оптимистов превратил в хмурых скептиков. Тем не менее новейший план НИОКР военно-воздушных сил США уверенно утверждает: действующее гиперзвуковое оружие появится в распоряжении Штатов уже в 2020 году.

http://www.popmech.ru/images/upload/article/ec04_0324_146_1355822830_full.jpg

Минуло уже полвека с момента, когда СССР и США осознали потенциал гиперзвуковых вооружений и начали поиски в данном направлении. Со времен экзотического проекта стратегической ракеты ASALM из поздних 1970-х до последних полетов беспилотника-демонстратора Boeing X-51A прошло более 30 лет, а добиться устойчивой работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя на гиперзвуковых скоростях по-прежнему не удалось. Эта область исследований демонстрирует обескураживающе медленный прогресс. Тем не менее ВВС США обнародовало новый стратегический план по НИОКР, и он ясно показывает, что именно скорость остается одним из главных приоритетов американских военных.

На этот раз план измеряется не годами, а декадами. Однако конструкторские задачи и сроки их выполнения обозначены в нем с предельной точностью, а финансовая часть стратегии предполагает необходимые инвестиции, даже несмотря на тяжелые времена.
Текущая стратегия предусматривает два основных временных горизонта. Уже к 2020 году планируется разработать гиперзвуковое ударное вооружение, то есть крылатую ракету с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД).

К 2030 году на свет должен появиться разведывательный самолет, вероятно пилотируемый. «Данные сроки мы считаем разумными с точки зрения вложения средств, – говорит Кристофер Клэй, специалист подразделения ВВС по НИОКР, – однако в случае острой необходимости мы можем ускориться».

Главными действующими лицами, разумеется, будут Исследовательская лаборатория ВВС (AFRL) и Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам DARPA. К ним присоединится ряд зарубежных разработчиков. Планируется использовать наработки всех проектов, которые когда-либо велись, но были закрыты, отменены или приостановлены в связи с нехваткой средств.

К ним относится и X-51A, которому пока что отмерен последний испытательный полет, и закрытый по финансовым причинам проект Blackswift – уникального самолета с гибридной силовой установкой, сочетающей турбореактивный двигатель и ГПВРД в одном агрегате.

«В AFRL было запущено множество проектов, но ни один из них не набрал критической массы. Поэтому было решено выбрать всего два и полностью на них сконцентрироваться», – поясняет Клэй. Причем первый и ранее развивался неплохими темпами, а вот второй многие годы топтался на одном месте.

Быстрая смерть

Под первым, относительно успешным проектом подразумевается Boeing X-51A. Несмотря на всего один наполовину удачный и два неудачных полета демонстратора ГПВРД, по-прежнему планируется построить четвертый и последний образец к середине 2013 года. «Лидерство в области военно-воздушных сил по-прежнему зависит от исследований в области ГПВРД, – говорит Чарли Бринк, руководитель программы X-51A. – Образ аппарата, способного пролететь 600 морских миль за десять минут, приобретает все больший вес в глазах военных».

В мае 2010 года, во время первого полета Х-51А его двигатель проработал 140 секунд из планируемых 300. Повреждение соединения между двигателем и соплом привело к преждевременному окончанию полета, однако ГПВРД успел разогнать машину до 6,5 М. Во время второго полета в июне 2011 года не запустился ракетный двигатель разгонной ступени, а августовский третий завершился потерей управления из-за отказа руля. К четвертому полету все выявленные недоработки должны быть исправлены.

«То, что в кризисных условиях на Х-51А нашлось финансирование, подчеркивает уровень интереса к гиперзвуку», – говорит Бринк. Именно он возглавит направление разработки корпуса и двигателя в проекте высокоскоростного ударного вооружения HSSW.

Кульминацией демопрограммы, которая стартует в марте 2013 года, должны стать боевые учения к концу декады. «Мы стремимся начать полеты уже в 2017 году, и если все пойдет хорошо, они продолжатся в 2018-м и 2019-м», – говорит Кристофер Клэй, уточнив, что всего планируется совершить шесть-семь полетов. Ключевая задача этих испытаний – получить практический опыт в разных аспектах гиперзвуковой технологии, от двигателей до систем наведения. Цель демопрограммы – успешное поражение мишеней на расстоянии тысяч миль.

Прототипы должны будут продемонстрировать не только точный удар, но и совместимость с существующими авиационными системами. Аппарат будет размещаться как в отсеке бомбардировщика, так и под крылом истребителя. Будут разработаны продвинутые системы наведения, боеголовки с различным характером поражения, а также эффективные одноразовые двигательные системы для разгонных ступеней

Впервые план по разработке высокоскоростных вооружений предусматривает некоторую долю международного сотрудничества. Полем для совместной работы может стать разработка компактных бустеров – одной из ключевых технологий плана по высокоточному оружию. Другие сферы возможного сотрудничества – системы наведения, работающие в широком диапазоне скоростей, высокоскоростные системы ориентирования в условиях отсутствия GPS и спутниковой связи, аэродинамические конфигурации, композитные материалы и системы термозащиты.

Большая часть технических требований к проекту сформулирована на основе детального анализа вероятных боевых миссий. Однако главные из них весьма просты и очевидны – это малый вес и умеренная стоимость. Цена нового вооружения не должна превышать стоимость обычного дозвукового оружия более чем вдвое. При этом оно должно поражать удаленные цели за считанные минуты. Прототип HSSW будет базироваться на базе ВВС «Эглин» во Флориде.

Переходный возраст

Для второго проекта – гиперзвукового разведывательно-ударного самолета – ВВС очертили требования не менее четко. Он должен быть абсолютно самодостаточен в условиях недоступности спутников навигации и связи, разгоняться до скоростей свыше 5 М и при этом самостоятельно взлетать с обычной взлетно-посадочной полосы.

С 2010 года стратеги ВВС США целились в 4 Маха. Однако повторный анализ возможных боевых миссий с применением гиперзвукового самолета привел к однозначному увеличению желаемой скорости как минимум до 5 М. Пришлось приступить к поискам технологий, которые позволили бы добиться этой цели.

Проект пилотируемого самолета намного более дорогостоящий и рискованный, чем HSSW. Он требует разработки двигателя, который сможет функционировать и на дозвуковых, и на сверхзвуковых, и на гиперзвуковых скоростях.

При взлете он будет работать как турбореактивный, затем переходить в режим прямоточного, а при переходе на гиперзвук превращаться в ГПВРД.
Пытаясь воплотить в жизнь такой мотор, создатели проекта Blackswift в свое время столкнулись с главной проблемой: турбина дозвукового двигателя не выдерживает температур, связанных с движением на гиперзвуке.

Конечно, гиперзвуковой поток не проходит через турбину непосредственно, но даже соседство с ГПВРД действует на деликатный узел губительно. Поэтому основной упор в исследованиях предстоит сделать на жаропрочные материалы, в том числе композиты с керамической матрицей, и системы распределения и рассеяния тепловой энергии.

Действующий двигатель должен быть разработан к 2020 году. Несмотря на отрицательный результат прошлых тестов, их анализ говорит о том, что программа вполне реализуема. Летные испытания будут проходить с полноценным двигателем, смонтированным в фюзеляже уменьшенного масштаба. Аппарат станет испытательной платформой для многих других систем: механизмов управления, навигации и наведения, новых материалов, сенсоров.

«Сложнейшая технологическая задача состоит в переходе на гиперзвук. Нам предстоит изучить возможности доработки стандартных турбодвигателей, имеющихся в продаже, на предмет расширения их скоростного диапазона. Необходимо поработать и над ГПВРД, чтобы, напротив, снизить его минимальную скорость.

Пока мы не можем заставить скоростные диапазоны турбины и ГПВРД хоть немного пересечься, – говорит Кристофер Клэй. – А ведь нам предстоит спроектировать и испытать куда более крупные ГПВРД, в 8 и даже 16 раз превышающие мощность X-51A».

Опыт X-51A показал, что хорошо узнать технологию можно лишь в ходе реальных полетов. Тысячи талантливых инженеров-теоретиков не заменят тестовый запуск прототипа. План американских ВВС, в том числе финансовый, это обстоятельство учитывает. Так что уже в течение ближайшей декады мы увидим немало интересных полетов.

Отредактировано BalinTomsk (2013-01-31 06:12:39)

16

Берлин, 8 февраля. Немецкий аэрокосмический центр проектирует сверхзвуковой космический лайнер, который мог бы взять на борт до 50 человек и доставить их на другой конец планеты всего за полтора часа, сообщает телеканал «МИР 24».

Ожидается, что создаваемый аппарат Spaceliner сможет преодолеть расстояние от Лондона до Сиднея всего за 90 минут за счет полета на сверхзвуковой скорости в верхних слоях атмосферы Земли.

Согласно плану разработчиков, космолет будет выходить на низкую околоземную орбиту, где будет разгоняться до 24 скоростей звука и пролетать значительную часть пути. Затем аппарат будет спускаться в атмосферу и совершать посадку подобно обыкновенному самолету. С нынешним уровнем развития технологий стоимость полета на подобном аппарате была бы сопоставима со стоимостью билета на космический корабль Virgin Galaxy, то есть составляла бы 200 тысяч долларов за человека

17

Уже в конце десятилетия могут начаться лётные испытания революционного космолёта Skylon, разрабатывающегося компанией Reaction Engines. Правительство Великобритании согласилось выделить £60 млн (около $91 млн) на создание инновационной силовой установки SABRE — гиперзвукового комбинированного воздушно-реактивного/ракетного двигателя с предварительным охлаждением. Но — обо всём по порядку.

http://compulenta.computerra.ru/upload/iblock/225/2258e6e47aa2e794ab9ecda1e9e4f064_resized_width_391eb3a5378c49dcf04c1bb02a8736e8_500_q95.jpg

Предполагается, что Skylon обеспечит дешёвый вывод на орбиту 12–15 т груза. Конструкция аппарата такова, что он не имеет отделяемых ступеней. Взлёт и посадка у Skylon самолётные, что значительно упрощает эксплуатацию.

После подъёма с полосы силовая установка SABRE работает как гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. При этом забортный воздух под высоким давлением доставляется в камеру сгорания, где в качестве горючего используется водород. В таком режиме SABRE функционирует до тех пор, пока корабль не разгонится до пятикратной скорости звука, а высота не достигнет 25 км. Затем силовая установка переходит в ракетный режим с окислителем в виде жидкого кислорода.

http://compulenta.computerra.ru/upload/iblock/3d7/3d729e61b79c14fdbf46cb521ea6ebb2_resized_width_7e108dea452d6ded1c93daa43fda7dc9_500_q95.jpg

Описанный принцип позволяет значительно уменьшить количество окислителя; это же избавляет от необходимости сброса отработанных ступеней. Но есть проблема: при работе в ГПВРД-режиме воздух, подающийся в камеру сгорания, должен быть сжат до 140 атмосфер. Это чревато таким ростом температуры процесса, что любой из известных материалов попросту расплавится.

http://compulenta.computerra.ru/upload/iblock/3d7/3d729e61b79c14fdbf46cb521ea6ebb2_resized_width_7e108dea452d6ded1c93daa43fda7dc9_500_q95.jpg

И здесь в дело вступает инновационная разработка Reaction Engines — система предварительного охлаждения, позволяющая «сбросить» температуру поступающего атмосферного воздуха с 1 000 ˚C до –150 ˚C за 0,01 с! В камере предварительного охлаждения задействована двухступенчатая схема «газообразный гелий — жидкий азот».

http://compulenta.computerra.ru/upload/iblock/b81/b817d11eca0fdb55539ea92761fce8db_resized_width_2bdb5a487cc2402c8e095ead2924ea1f_500_q95.jpg

Около года назад Reaction Engines отрапортовала об успешных наземных испытаниях предварительного охладителя. «Узкое место» преодолено? Похоже на то. Вот и британское правительство готово выделить проекту немалые деньги. Теперь Reaction Engines сможет приступить к созданию прототипа силовой установки SABRE, которая должна быть сконструирована к 2017 году.

Ну а в 2020-х ожидаются первые испытания собственно космолёта Skylon, который теоретически имеет все шансы революционизировать космическую отрасль.

http://compulenta.computerra.ru/upload/iblock/b9c/b9c5e01bee2e95deefe6b49d2131bead_resized_width_0a41fb25ac3ed85ef4c18ca2d18a2f8e_500_q95.jpg

18

Здравствуйте.
Я изобретатель Валерий Сиротин.
Выношу на обсуждение свои разработки.
«Гиперзвуковой самолет с газодинамической системой управления»
http://s4.uploads.ru/t/DdeSm.jpg http://s4.uploads.ru/t/KHaeM.jpg http://s4.uploads.ru/t/3C9Lz.jpg http://s4.uploads.ru/t/ILA8V.jpg http://s4.uploads.ru/t/hum45.jpg http://s5.uploads.ru/t/gw38r.jpg http://s4.uploads.ru/t/Uq0cl.jpg

Сопроводительная записка к изобретению  «Гиперзвуковой самолет с газодинамической системой управления»
В России приостановлены работы над созданием гиперзвукового самолета. Специалисты признают бесперспективными управляемые полеты на гиперзвуке – один из любимых проектов Дмитрия Рогозина. Он предположил, что на «Радуге» не решили проблему с прямоточным турбореактивным двигателем, который необходим, что бы летательный аппарат развил гиперзвуковую скорость.
                    В 1990-е годы Россия отказалась от похожей разработки «Клипер», масса не решаемых технических проблем: теплоизоляция корпуса на сверхвысоких скоростях, форма воздухозаборника, работа двигателя. В частности, что бы такой самолет летел на гиперзвуке, реактивная струя двигателя должна иметь скорость от 5 Маха, иначе произойдет резкая потеря мощности. В одно время с «Клипером» была закрыта программа «Север» - гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковым горением. Самолет с таким двигателем имел бы радиус разворота в десятки километров и практически не мог маневрировать, кроме того перегрузки пилотов становились смертельными. Сейчас не решаемой проблемой остается двигатель. Не только стабильно поддерживающий работу в сверхзвуковом режиме, но и способный перейти на гиперзвук.
                      У меня есть два варианта двигателей для гиперзвукового самолета, а именно один из них на Фиг. 19, прямоточный двигатель работающий совместно с турбореактивным двигателем, где устойчиво поддерживается реактивная струя в двигателе при работе одновременно турбореактивного двигателя с прямоточным, есть вариант где двигатель гиперзвукового самолета работает раздельно, а именно прямоточный двигатель работает раздельно от двигателя турбореактивного, но прямоточный двигатель непосредственно связан с двигателем турбореактивным для поддержания реактивной струи в прямоточном двигателе, такой вариант двигателя я хотел бы применить на другом изобретении гиперзвуковом самолете – истребителе - перехватчике с газодинамической системой управления, где будут сняты все проблемы теплоизоляцией корпуса на сверхвысоких скоростях. Кроме того будет применена не обычная кабина для пилотов, не имеющая аналогов в мире, позволяющая перенести  перегрузки у пилотов не ухудшая их здоровье. На новом изобретении гиперзвуковом самолете - истребителе - перехватчике с газодинамической системой управления, будет применима не обычная силовая схема, позволяющая отказаться от применяющихся на самолетах стрингеры и шпангоуты, а  также не обычный обтекатель , позволяющий легко набрать гиперзвуковую скорость на большой высоте в полете.  Но у меня нет средств оформить заявку на изобретение. И поэтому прошу рассмотреть этот вариант изобретения «Гиперзвукового самолета с газодинамической системой управления, аналог другой заявки на изобретения  «Гиперзвуковой самолет – истребитель – перехватчик с газодинамической системой управления».

Подробное описание на моем сайте:
http://aviator.ucoz.org/index/giper/0-7

19

Отделение Skunk Works компании Lockheed Martin предложило разработать новый самолет разведки, наблюдения и рекогносцировки (intelligence, surveillance and reconnaissance — ISR) SR-72, способного летать со скоростью 6М, или почти в два раза быстрее, чем выведенный из эксплуатации SR-71 Blackbird, сообщает flightglobal.com 1 ноября.
Ставится задача создать единый двигатель, который был бы способен разогнать самолет от нуля М до 6М. «Наши противники работают над способами противодействия стелс. Гиперзвук будет дополнением к стелс. Такой самолет летит так высоко и так быстро, что у них просто не хватит времени от обнаружения до перехвата», говорит руководитель отделения гиперзвуковых систем «Сканк Воркс» Брэд Леланд (Brad Leland).
Проблема заключается в большом разрыве скоростей между гиперзвуковым аппаратом и аппаратами, оснащенными реактивными и низкоскоростными ПВРД (прямоточный воздушно-реактивный двигатель). Большинство ПВРД не способно работать на скоростях ниже 4М, ТРД способен разогнать самолет лишь до скорости М2,2. Вопрос состоит в том, как достичь промежуточной скорости 3М.
SR-71 удалось достичь скорости 3,2М благодаря особой конструкции двигателя Pratt & Whitney J58, который преобразовывается в низкоскоростной ПВРД на форсажном режиме путем обтекания воздушного потока вокруг турбины двигателя. В последнее десятилетие Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) и компания Lockheed работают над проектом ПВРД по программе HTV-3X, который может работать на скорости ниже 3М. Исследовательская лаборатория ВВС работала над проектом небольшого газотурбинного двигателя, способного разогнать аппарат за пределы 2,2М, однако проект не увенчался успехом. В результате Lockheed и Aerojet Rocketdyne разработали собственный метод кратковременного увеличения скорости на основе использования двигателей F100 и F110 за пределами 2,2М. Леланд говорит, что надо идти от демонстрации возможностей отдельных элементов до создания полномасштабного демонстрационного прототипа.
ВВС США планируют создать гиперзвуковое оружие на основе технологий Х-51 Waverider, чтобы затем разработать мнгогоразовый беспилотный самолет со скоростью 6М. Но до сих пор со стороны правительства США нет финансирования полномасштабной демонстрационной программы для разработки двигателя с «высокоскоростной турбиной» или симбиоза двигателя с изменяемым рабочим циклом с технологиями ПВРД. Леланд говорит, что «Локхид» делает акцент на создании двигателя на основе «доступных технологий».
Гиперзвуковая ракета по своей стоимости должна быть конкурентоспособной с обычной дозвуковой ракетой, иначе она превратится в «серебряную пулю». «Нам нужно добиться создания доступных по цене гиперзвуковых технологий, которые наводнили бы поле боя, и тогда это действительно будет оружие, которое изменит правила игры», говорит Леланд

http://s7.uploads.ru/t/47lax.jpg
http://s6.uploads.ru/t/Fa3TO.jpg

http://s7.uploads.ru/MLdbm.jpg
http://s6.uploads.ru/SIhKd.jpg

Отредактировано Andrew_F (2013-11-03 11:32:37)

20

На прошлой неделе Китай провел первый испытательный полет нового летательного аппарата с «ультравысокой» скоростью полета, разработанного для прорыва системы ПРО США, сообщает explorernews.cov 13 января со ссылкой на сообщение чиновников министерства обороны США.
Испытание гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) было проведено 9 января, Пентагон дал ему индекс WU-14, сообщили источники на анонимной основе. Гиперзвуковой аппарат представляет собой важный шаг вперед в разработке Китаем стратегических ядерных и обычных военных и ракетных программ.
ГЛА на большой высоте отделился от МБР, запущенной над Китаем, и на высоте ближнего космоса начал спуск и на очень большой скорости (более 10 Махов) выполнял маневры на траектории полета к цели. Пресс-секретарь Пентагона подтвердил факт испытания, но отказался сообщить подробности.

http://explorernews.com/news/todays_hea … 963f4.html

21

В корпорации «Тактическое ракетное вооружение» привыкли решать задачи любой сложности в поставленные сроки и с минимальными затратами. Конструкторы из подмосковного Королёва заняты сейчас исследованиями по проекту создания гиперзвуковой ракеты. И это будет «изделие», вполне соответствующее уровню двадцать первого века  – так обрисовал будущее «изделие» своего предприятия генеральный конструктор ТРВ Борис Обносов.

По его словам, новая ракета в полёте сможет в 12–13 раз превышать скорость звука. «Наша задача в последующем – это действительно развитие тематики гиперзвуковых ракет. Мы в этом году проводим первые работы на нашем предприятии в Дубне».

«Надеюсь, что эта идея станет общенациональной, и мы откроем настоящий проект — создание гиперзвуковых изделий», – добавил Обносов, не раскрывая, впрочем, подробностей.

В  СССР существовал проект создания ракеты с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, и даже была создана летающая лаборатория «Холод» на базе ракеты зенитного комплекса С–200. Тогда в ходе лётного испытания ракета сумела развить скорость в 5,2 числа Маха  – около шести тысяч километров в час. Очевидно, к проекту решили вернуться, и его дальнейшая разработка ведётся под названием «Холод–2». Предположительно, проект ведёт Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова. В частности, он занимается созданием гиперзвукового летательного аппарата «Игла».

Есть неплохие наработки по теме гиперзвука и у совместного российско-индийского предприятия «БраМос». В настоящее время конструкторы СП заняты разработкой гиперзвуковой ракеты, способной «сходить» за шесть чисел Маха. Создание нового боеприпаса ведётся на базе уже существующей сверхзвуковой ракеты «БраМос», ранее поступившей на вооружение ВВС и сухопутных войск Индии. В основе «БраМос» лежит российская ракета «Оникс».

Работают над созданием гиперзвуковых ракет и американские инженеры – в США концерн Boeing занимается разработкой ракеты X–51A Waverider, а Lockheed Martin – FHTV–2.


Вы здесь » СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru) » Авиация » Гиперзвуковые планеры