СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Новости МКС

Сообщений 61 страница 90 из 95

61

Американское космическое агентство и компания Bigelow Aerospace рассказали о деталях устройства надувного модуля для МКС и планах создания частной космической станции. Озвученные на совместной пресс-конференции подробности приводит The New York Times.

http://img.lenta.ru/news/2013/01/17/bigelowdetails/picture.jpg

Почти шарообразный модуль BEAM ("Bigelow Expandable Activity Module") в надутом состоянии будет иметь размеры три на четыре метра. Его внутренний объем составит примерно 16 кубических метров. BEAM создан из многослойного вектрана (более прочный аналог кевлара, который используется в бронежилетах). Разработчики заявляют, что даже попадание в него высокоскоростного метеорита не должно привести к разрыву и взрывной декомпрессии, опасной для металлических модулей.

BEAM проведет на станции как минимум два года. Первое время, когда будут проходить испытания оборудования на герметичность и устойчивость к метеоритам, модуль будет пустовать. Если испытания пройдут не успешно, NASA получит назад часть потраченных на него 17,8 миллионов долларов.

Создатели надеются, что в дальнейшем астронавты смогут использовать BEAM для сна и уединения. Речь о хранении в модуле научного оборудования (о чем первоначально сообщали источники) на пресс-конференции не шла.

Роберт Бигелоу, основатель и владелец компании, поделился также планами на создание собственной космической станции. По его словам, Bigelow Aerospace уже строит два более крупных надувных модуля объемом по 328 кубических метров каждый. Проживание в такой космической станции в течение двух месяцев будет стоить, по его словам, чуть более 26 миллионов долларов. Бигелоу планирует сдавать надувную станцию странам, не имеющим собственной космической программы.

Базовая технология создания надувных модулей была первоначально создана специалистами NASA. Впоследствии, из-за высокой стоимости разработки, государственное агентство продало технологию в частные руки. Bigelow Aerospace ранее удалось дважды провести испытательные запуски, но от планов создания космического "отеля" компании пришлось отказаться.

62

На следующей неделе НАСА собирается испытать на борту МКС очень перспективную систему дозаправки спутников прямо на околоземной орбите. Предварительно первая симуляция космической дозаправки назначена на 23 января 2013 года.

Еще 12 июля 2011 года шаттл Atlantis выгрузил на МКС установку для роботизированной заправки. Устройство, названное RRM, в будущем серьезно изменит подходы к эксплуатации космического оборудования, особенно спутников. Сегодня спутники после выработки топлива не могут поддерживать свою орбиту и, соответственно, не выполнять свои функции. В результате приходится вновь тратить миллионы долларов на запуск нового спутника, хотя и старый мог бы отработать как минимум столько же. Это то же самое, что покупать новый автомобиль, после того, как опустел бак у старого.

Решить эту проблему смогут специальные спутники с модулями RRM. Они будут передвигаться в пределах самой оживленной околоземной орбиты – геостационарной, расположенной на высоте около 22000 км. Именно здесь находятся более 400 спутников, обеспечивающих планету метеорологическими данными, связью, телевидением и т.д. Если у какого-либо из этих спутников закончится топливо, аппарат RRM приблизится к нему и с помощью специальных инструментов проведет необходимые ремонт и дозаправку.

Модуль RRM по габаритам сравним со стиральной машиной, хотя весит намного больше – около 250 кг. В настоящее время он размещен на 3,6-м манипуляторе Dexter, установленном снаружи МКС. Модуль RRM оснащен набором различных инструментов: захватами, отверткой, кусачками, заправочным штуцером и т.д. В 2012 году RRM успешно отрезал с помощью кусачек два скрученных провода.

В новом испытании RRM будет использовать 4 других инструмента для выполнения еще более сложной задачи: заправки через клапаны с тройным уплотнением, такие клапаны стоят на многих спутниках, при этом они изначально никогда не предназначались для повторного доступа. Самое главное - во время операции по удалению изоляционных материалов и заправке, RRM будет управляться с Земли. В будущем спутники-заправщики будут контролироваться именно таким способом – с расстояния тысяч километров, так что необходимо доказать жизнеспособность данной концепции.

Если все пройдет успешно, следующее испытание состоится в 2013 году, а всю работу по программе RRM планируется продолжить до 2015 года

63

Фрагменты взорвавшегося 16 октября 2012 года разгонного блока «Бриз-М» представляют угрозу для космических аппаратов на низкой орбите, в том числе для МКС. Такой вывод содержится в ежегодном отчете Американского космического агентства.

По словам специалистов, опасность будет непродолжительной: большинство фрагментов разгонного блока должны войти в атмосферу в течение года. Вероятность столкновения частей аппарата с МКС или другими спутниками за это время в отчете называется «меньшей частью риска столкновения с фоновым космическим мусором».

Американским специалистам, наблюдающим за космическим пространством (SSN) удалось обнаружить около 700 крупных фрагментов «Бриза», 111 из которых получили к концу декабря официальные каталожные номера.

В отчете говорится, что взрыв произошел вблизи от низшей точки орбиты — на расстоянии 290 километров от поверхности Земли. Орбиты МКС и «Бриза-М» были в этот момент практически перпендикулярны, из-за чего относительные скорости тел оказались весьма высоки. К концу декабря из-за поворота орбиты станции относительная скорость фрагментов в целом уменьшилась.

В пресс-службе ГКНПЦ имени Хруничева, производителя разгонного блока «Бриз-М» сообщили, что «не комментируют информацию о космическом мусоре». Представители Роскосмоса заявили, что пока не знакомы с отчетом NASA, а слежение за всеми космическими объектами в России возложено на Минобороны.

«Бриз-М» попал на незапланированную орбиту в результате неудачного запуска двух телекоммуникационных спутников 6 августа 2012 года. Двигатель разгонного блока отработал меньше запланированного из-за поломки системы подачи топлива. С 2007 года произошло три аварийных пуска «Бризов», последний из которых случился 8 декабря 2012 года

64

Глава Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден не видит смысла в продлении срока работы Международной космической станции (МКС) после 2020 года только из-за того, что партнеры по этому проекту не имеют других инновационных идей и других возможностей для сотрудничества в космосе.

"На встрече с (главой Роскосмоса Владимиром) Поповкиным я сказал ему то же самое, что до этого говорил (главе НАСА Чарльзу) Болдену — что я не хотел бы продлевать "жизнь" МКС только лишь потому, что мы не придумали ничего лучше… Для меня это было бы поводом для сожаления", — сказал журналистам Дорден на пресс-конференции в четверг.

На данный момент партнеры по МКС приняли решение эксплуатировать станцию до 2020 года. Вместе с тем, представители Роскосмоса ранее заявляли, что не исключают возможности продления сроков эксплуатации МКС вплоть до 2028 года.

РИА Новости http://ria.ru/science/20130124/91955688 … z2IvFXXh25

65

Dextre, управляемый с Земли специалистами НАСА и Канадского космического агентства, 14 января начал работу со специальным экспериментальным комплексом RRM (Robotic Refueling Mission) - "коробкой" размером со стиральную машину на внешней поверхности МКС с различными типами клапанов и других приспособлений

http://e.img22.rian.ru/images/91800/00/918000036.jpg

Канадский робот Dextre, работающий на Международной космической станции (МКС), успешно завершил первый эксперимент по отработке технологии автоматической заправки спутников на орбите, сообщают американское, европейское и канадское космические агентства.

Dextre, управляемый с Земли специалистами НАСА и Канадского космического агентства, 14 января начал работу со специальным экспериментальным комплексом RRM (Robotic Refueling Mission) — "коробкой" размером со стиральную машину на внешней поверхности МКС с различными типами клапанов и других приспособлений.

"Автоматическая заправка: миссия выполнена!… Dextre доказал, что роботы могут дозаправлять спутники в космосе. Мы только что наблюдали, как вершится история", — говорится в сообщении, распространенном микроблогами агентств в Twitter.

Ранее Dextre уже выполнил первую часть эксперимента — в марте 2012 года он успешно перерезал два тонких провода, а в июне смог подключиться к газовой арматуре. В этот раз робот открывал клапаны, подключал к ним топливный шланг и перекачивал жидкость, имитирующую топливо. Затем Dextre предстоит "научиться" работать с термоизоляцией спутников, отвинчивать болты и открывать задвижки.

Проект по отработке технологий заправки и ремонта спутников на орбите призван значительно увеличить срок службы космических аппаратов, что позволит сэкономить миллиарды долларов, которые тратятся сейчас на поддержание спутниковых группировок.

66

Российские космонавты впервые по лазерному каналу связи передали реальную научную информацию, подготовленную на борту Международной космической станции (МКС), сообщило Федеральное космическое агентство. Архив был передан полностью и без ошибок.

http://filearchive.cnews.ru/img/cnews/2013/01/29/laser_240.jpg

По данным ведомства, в состав архива информации входили снимки Земли, космоса и телеметрия, общий объем данных составил 400 Мбайт. Информация передавалась через атмосферу Земли в дуплексном режиме (передача информации одновременно в двух направлениях) со скоростью 125 Мбит/сек от бортового лазерного терминала и 3 Мбит/сек от наземного лазерного терминала.

Данные работы проводятся в рамках космического эксперимента «Система лазерной связи» по передаче информации по лазерному каналу между МКС и станцией оптических наблюдений «Архыз» на Северном Кавказе, принадлежащей НПК «Системы прецизионного приборостроения». Это же предприятие совместно с РКК «Энергия» разработало использующуюся для эксперимента аппаратуру лазерной связи.

«Полученные результаты позволяют перейти к этапу практического использования высокоскоростных систем передачи информации в целях повышения эффективности космических аппаратов дистанционного зондирования земли», - отмечают в космическом агентстве.

В октябре 2012 г. сообщалось о первой пробной передаче широкополосной информации с российского сегмента МКС на Землю по лазерному каналу. Тогда объем переданных данных составил 2,8 Гб на аналогичной скорости.

Ранее информация с МКС передавалась по каналам радиосвязи. В качестве одной из причин внедрения лазерных линий связи в космическую технику России указывается, что при меньших массогабаритных параметрах бортовой аппаратуры потенциально они могут обеспечивать исключительно высокую скорость информационного потока – до десятков гигабит в секунду

67

Новый российский модуль для Международной космической станции - Научно-энергетический модуль номер 1 в будущем может стать новой российской орбитальной станцией, заявил во вторник в МГТУ имени Баумана в ходе "Королевских чтений" руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин.

По его словам, научно-энергетический модуль изначально создается таким образом, чтобы он в случае принятия решения о завершении эксплуатации МКС, мог летать автономно и использоваться как малая орбитальная станция для решения научных проблем.

Поповкин сообщил, что запуск данного модуля к МКС запланирован на 2016-2017 годы.

Роскосмос рассчитывает также в декабре 2013 г. запустить к МКС Многофункциональный лабораторный модуль. Кроме того, в этом году по плану должны начаться летные испытания ракеты "Ангара".

68

Жизнедеятельность микроорганизмов, обитающих на борту Международной космической станции (МКС) в целом не угрожает безопасности МКС, заявил РИА Новости представитель Института медико-биологических проблем РАН, в котором ведутся работы по изучению активности микробов в космических условиях.

Ранее в ряде СМИ появлялись сообщения о том, что микробы уничтожают материалы, из которых построена МКС, и, в конце концов, якобы могут стать причиной разрушения станции.

"Не будет этого, станцию микробы не съедят", — сказал собеседник агентства. По его словам, в присутствии на станции микрофлоры нет ничего необычного — это "неизбежная черта любых герметичных объектов, будь то МКС или объект на Земле".

"Колонии микробов на станции растут, но они не питаются никакими металлами. В процессе роста выделяются разные вещества, например органические кислоты, действующие на разные поверхности — контакты в электросетях, иглы датчиков. Это может привести к замыканию контактов, срабатыванию датчиков", — пояснил ученый.

По его словам, экипажи МКС борются с этим, обрабатывая поверхности бактерицидными средствами. "Кроме того, создаются материалы, препятствующие росту на них микробов. А если будет надо, то какие-то элементы конструкции МКС можно будет и заменить", — сказал ученый.

69

С космодрома Байконур к Международной космической станции успешно стартовала ракета "Союз-У" с транспортным грузовым кораблем "Прогресс М-18М. Запуск состоялся в 18:41 мск.

В соответствии с циклограммой полета, космический корабль отделился от третьей ступени ракеты-носителя и выведен на заданную орбиту, сообщили в Роскосмосе. Стыковка "Прогресса М-18М" с МКС (стыковочный отсек "Пирс") запланирована на 12 февраля.

Как ранее сообщало Федеральное космическое агентство (Роскосмос), грузовой корабль должен доставить на МКС более 2,5 т груза - научное оборудование и комплектующие для станции, топливо для поддержания ее орбиты, продукты питания, воду и воздух для космонавтов.

Это первый пуск грузового корабля из запланированных в 2013г.

В настоящее время космическую вахту на МКС несут шесть человек: россияне Олег Новицкий, Евгений Тарелкин и Роман Романенко, астронавты NASA Кевин Форд и Томас Машберн, а также астронавт Канадского космического агентства Крис Хадфилд.

70

По мнению разработчиков, надувные орбитальные комплексы откроют широчайшие возможности для таких стран, как Япония, Канада, Бразилия, Великобритания, Нидерланды и Швеция. Эти страны могли бы значительно увеличить сове присутствие в космосе, а меньшие страны, не имеющие опыта полетов человека в космос, например, Сингапур или Объединенные Арабские Эмираты, могли бы за умеренные деньги сделать свои первые смелые шаги в освоении космического пространства.

Вопрос транспортировки людей на орбиту практически решен коммерческими космическими кораблями, такими как SpaceX Dragon, который сможет доставить космонавтов к надувной станции Bigelow Alpha Station всего за 26,25 млн долл. Использование корабля Boeing CST-100 и ракеты Atlas V обойдется дороже - в 36,75 млн долл. на одного члена экипажа. Это приблизительно в 2 раза дешевле, чем американские затраты на полеты астронавтов на российских кораблях "Союз" (около 60 млн долл.).

В отличие от недельных "туров" на МКС, богатые космические туристы смогут проводить на борту надувной космической станции от 10 до 60 дней. На это время космонавтам будет предоставлено научное оборудование станции, а необходимость техобслуживания силами "туристов" будет сведена к минимуму. Это повысит привлекательность Alpha Station для компаний, которые желают провести свои эксперименты и исследования на орбите.

При этом размер модулей надувной станции будет больше, чем размер модулей МКС, благодаря чему появляются новые возможности. Например за 25 млн долл. клиент может на 60 дней арендовать треть объема отдельного модуля BA 330 объемом 110 кубических метров – это сравнимо с объемом целого модуля МКС..

Общий объем модуля BA 330 составляет 330 кубических метров, а диаметр 6,7 м, он в три раза больше модуля МКС и оснащен инновационной противометеоритной защитой, которая уже была успешно испытана специалистами Bigelow Aerospace. При этом заказчики за 25 млн долл. могут взять в аренду на год всю надувную станцию и перепродать аренду для проведения экспериментов сторонними заказчиками. По мнению руководства компании Bigelow Aerospace, это сделает Alpha Station привлекательным мероприятием с точки зрения получения прибыли.

71

Транспортный космический корабль "Прогресс-М18М" в ночь на вторник в штатном режиме совершил стыковку с Международной космической станцией (МКС). Запущенный в понедельник с космодрома "Байконур" аппарат доставил на орбиту продукты питания для космонавтов и оборудование. "Стыковка осуществлена по командам с Земли в расчетное время, в автоматическом режиме", – сообщил РИА "Новости" представитель подмосковного Центра управления полетами.

"Прогресс" доставил на станцию новую бортовую вычислительную систему и оборудование для научных экспериментов. Космонавтам привезли воду и контейнеры со свежими продуктами, часть из них – по индивидуальным заказам. Членов экипажа, к примеру, побалуют копчеными сосисками и компотом. Кроме того, на МКС доставили средства гигиены, белье и оборудование для медицинского обследования, посылки от родственников, фото-, аудио- и видеоаппаратуру и российские флаги.

Вчерашний старт "Прогресса" стал первым запуском космического грузовика в 2013 году. Разгрузка аппарата начнется во вторник днем.

Стыковка в третий раз в истории МКС была проведена по шестичасовой схеме (ранее грузы доставлялись на орбиту в течение двух – трех дней). Новая схема позволяет существенно облегчить условия нахождения космонавтов на станции.

В настоящее время на МКС несут дежурство шесть человек: астронавты NASA Кевин Форд и Томас Машберн, астронавт Канадского космического агентства Крис Хадфилд и трое россиян – Олег Новицкий, Евгений Тарелкин и Роман Романенко. Сегодня помимо разгрузки "Прогресса" членам экипажа предстоит взять пробы воздуха в модулях МКС, провести регистрацию дозы радиации и техническое обслуживание, сообщается на сайте Роскосмоса.

72

Транспортный корабль "Прогресс-М18М", запущенный в понедельник с Байконура, штатно пристыковался к Международной космической станции (МКС) в автоматическом режиме, сообщил представитель подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) ЦНИИМАШ. "Стыковка осуществлена по командам с Земли в расчетное время, в автоматическом режиме", - рассказал представитель ЦУП.
        Новый "Прогресс" привез на МКС воду в баках системы "Родник", контейнеры с рационами питания, свежие продукты, белье, средства личной гигиены, оборудование медицинского контроля и обследования. Грузовик также доставил экипажу посылки от родных и близких, комплект фотоаппаратуры, аудио-видеокомплекс "Агат-2" и укладку с флагами России. Также на станцию прибыла новая БВС-бортовая вычислительная система, оборудование для экспериментов "Молния-гамма", "Обстановка", "Релаксация", "ИММУНО", "Бактериофаг", "БАР".

73

Спускаемый аппарат пилотируемого корабля "Союз ТМА-04М" благополучно приземлился в Казахстане в районе, близком к расчетному, сообщил комментатор подмосковного Центра управления полетами, где ведется прямая трансляция спуска "Союза" и его капсулы на Землю.
        С Международной космической станции (МКС) на Землю вернулись космонавты Роскосмоса Геннадий Падалка и Сергей Ревин, а также астронавт NASA Джозеф Акаба. Экипаж перенес посадку нормально, сообщил комментатор ЦУПа со ссылкой на офицера поисково-спасательной службы.
        Для обеспечения операции были задействованы специальные подразделения Росавиации. Посадку спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-04М" обеспечивали три самолета (Ан-12 и Ан-26), 12 вертолетов Ми-8, шесть поисково-эвакуационных машин, а также более десяти единиц вспомогательной техники.

74

рузовой корабль Dragon, принадлежащий компании SpaceX, отправится в полет к Международной космической станции (МКС) 1 марта 2013г. Как передает телеканал Fox News, об этом сообщает Национальное агентство по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США.

На борту пилотируемого дистанционно корабля будут находиться 544 кг продуктов питания и научного оборудования, предназначенного для сотрудников МКС.

На орбиту Dragon будет доставлен ракетой Falcon-9. Цели назначения он достигнет 2 марта. Возвращение корабля ожидается 26 марта 2013г., когда Dragon приводнится в Тихом океане.

В настоящее время корабль Dragon является единственным космическим аппаратом, который совершает полеты к МКС на коммерческой основе. Между Национальным управлением по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (NASA) и компанией SpaceX заключен контракт на проведение 12 полетов к космической лаборатории, его стоимость составляет более 1,5 млрд долл.

В связи с приостановкой в США программы пилотируемых полетов доставку экипажей к МКС осуществляет российская сторона.

На борту МКС работает экипаж в составе россиян Олега Новицкого, Евгения Тарелкина и Романа Романенко, американцев Кевина Форда и Томаса Машберна, а также канадца Кристофера Хэдфилда. Командиром 34-й экспедиции на МКС является опытный астронавт НАСА Кевин Форд

75

Частная компания SpaceX запустила ракету с капсулой Dragon к Международной космической станции. Запуск состоялся с мыса Канаверал в 19:10 мск.

По последним данным, у Dragon возникли сложности с отделением от ракеты Falcon-9, которая доставила грузовую капсулу на орбиту. В SpaceX заявили, что корабль не смог запустить три из четырех двигателей.

Корабль Dragon должен был доставить на МКС больше полутонны полезного груза. По окончанию миссии космический грузовик должен будет приводнится в Тихом океане 25 марта.

Напомним, что это уже второй запуск космического грузовика компанией SpaceX. Первый произошел в октябре прошлого года. Он доставил на орбиту около 450 кг различных грузов, в том числе одежду, оборудование, материалы для проведения 166 научных экспериментов и провизию.

Спустя три недели Dragon успешно приводнился в Тихом океане, в 300 км от побережья Калифорнии. Он доставил на Землю старое оборудование и результаты экспериментов, проведенных астронавтами на МКС.

Всего в рамках заключенного между NASA и SpaceX соглашения запланировано 12 полетов к МСК. Стоимость контракта составила 1,5 млрд долл.

76

Американский частный грузовой космический корабль Dragon, стартовавший на этой неделе с космодрома на мысе Канаверал, пристыкован в воскресенье к Международной космической станции (МКС). Прямая трансляция стыковки велась на сайте НАСА.

Как и в предыдущих полетах, Dragon сблизился с МКС на расстояние 10 метров, после чего астронавты Кевин Форд и Том Машберн сначала захватили его с помощью руки-манипулятора, а затем специалисты наземных служб пристыковали его к станции. До этого стыковка Dragon осуществлялась с МКС. "Dragon доставил на МКС 544 кг грузов, в том числе оборудование для 160 научных экспериментов", - сообщается в пресс-релизе компании SpaceX, осуществляющей доставку грузов на станцию по контракту с НАСА.

Напомним, что ракета-носитель Falcon 9 с "грузовиком" стартовала с космодрома на мысе Канаверал (Флорида) в пятницу в 19:10 мск.

Предполагалось, что Dragon пристыкуют к МКС в субботу. Этому помешали непредвиденные обстоятельства - сразу после отделения от носителя из-за сбоя в работе системы подачи топлива не запустились три из четырех пар двигателей малой тяги. Специалистам компании SpaceX и НАСА потребовалось почти три часа, чтобы устранить неисправность. В результате стыковка была перенесена на воскресенье.

Новый полет капсулы Dragon стал третьим по счету и вторым коммерсческим. Первый демонстрационный полет состоялся в мае 2012 года, второй по счету и первый коммерческий - в октябре 2012 года.

Возвращение капсулы на Землю ожидается 25 марта. По применяемой в США схеме, она приводнится в Тихом океане близ Калифорнии. В капсуле на Землю будет доставлено свыше 1 тонны грузов, в том числе результаты медицинских исследований и ранее использовавшееся научное оборудование.

Согласно контракту с НАСА стоимостью в 1,6 млрд долларов, компания SpaceX должна выполнить 12 рейсов Dragon к МКС.

Отметим, что Dragon - единственный сейчас непилотируемый корабль, способный доставлять грузы с МКС на Землю.

В августе 2012 года SpaceX подписала контракт с НАСА на сумму 440 млн долларов на разработку пилотируемого варианта Dragon.

Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/world/txt.asp?id=293512

77

Государственная комиссия на заседании в среду утвердила состав экипажа космического корабля "Союз ТМА-08М", который стартует к Международной космической станции (МКС) 29 марта.

В основной экипаж вошли Павел Виноградов (Роскосмос), Александр Мисуркин (Роскосмос), Кристофер Кэссиди (НАСА). Их дублируют Олег Котов, Сергей Рязанский и астронавт НАСА Майкл Хопкинс.

78

http://pics.utro.ru/utro_photos/2013/05/14/252big.jpg

Спускаемый аппарат "Союз ТМА-07М" с тремя членами экипажа МКС сегодня ранним утром благополучно приземлился в степи Казахстана, пишет Vesti.ru.

Аппарат приземлился в запланированном месте посадки, расположенном в 147 км от города Жезказгана, в 06:30 мск. Посадку спускаемого аппарата обеспечивали три самолета, 12 вертолетов Ми-8 и шесть поисково-эвакуационных машин Росавиации. В ЦУПе за возвращением космонавтов наблюдали их родственники, а также руководители Роскосмоса и NASA.

Капсула доставила на Землю членов 35-й экспедиции МКС: россиянина Романа Романенко, американца Томаса Машберна и канадца Кристофера Хадфилда, который в последние несколько месяцев был капитаном космической станции. К слову, перед возвращением на Землю Хадфилд исполнил под гитару песню Дэвида Боуи "Space Oddity" ("Странный случай в космосе"). Ролик астронавт выложил в Интернет.

Во время пребывания на станции экипаж провел ряд научных экспериментов, а также принял и разгрузили несколько транспортных кораблей. На орбите члены 35-й экспедиции МКС провели более 144 суток.

На станции остались россияне Павел Виноградов и Александр Мисуркин, а также американец Кристофер Кэссиди. Они продолжат работу до прибытия следующей длительной экспедиции, старт которой намечен на 29 мая. Известно, что в экипаж 36-й экспедиции входят космонавт Роскосмоса Федор Юрчихин, астронавт NASA Карен Найберг и астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) Лука Пармитано.

Вскоре после посадки члены экипажа покинули капсулу, позднее их отправили на реабилитацию. Как сообщили в Роскосмосе, все они чувствуют себя хорошо и находятся в приподнятом настроении.

По словам Романенко, посадка была очень мягкой. "Ощущалось, что мы отклонились и перевернулись, а так все штатно, все нормально. Самочувствие хорошее. В этот раз погода замечательная, поэтому это хорошо", - отметил он.

79

Ракету-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз ТМА-09М" вывезли из монтажно-испытательного комплекса и установили на "гагаринском" старте космодрома Байконур, сообщил РИА Новости представитель Роскосмоса.

"Вывоз и установка ракеты на стартовый комплекс прошли штатно", — сказал собеседник агентства.

На корабле "Союз ТМА-08М" в ночь на 29 мая на Международную космическую станцию (МКС) отправится экипаж новой экспедиции.

В основной экипаж входят космонавт Роскосмоса Федор Юрчихин, астронавт НАСА Карен Найберг и астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) Лука Пармитано. Их дублеры — космонавт Роскосмоса Михаил Тюрин, астронавт НАСА Рик Мастраккио и астронавт Японского космического агентства (JAXA) Коити Ваката.

В понедельник, 27 мая, госкомиссия под председательством первого заместителя руководителя Роскосмоса Олега Фролова окончательно утвердит состав экипажа, который в среду отправится на МКС.

80

Пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-09М» успешно осуществил автоматическую стыковку с Международной космической станцией. Как сообщает РИА Новости, это произошло 29 мая в 6:10 по московскому времени.

«Союз» доставил на станцию космонавта Роскосмоса Федора Юрчихина, астронавта NASA Карен Найберг и астронавта Европейского космического агентства Луку Пармитано.

В соответствии с расписанием, вновь прибывшие космонавты пробудут на станции 172 дня. За это время они проведут 34 научных эксперимента и осуществят несколько выходов в открытый космос, а также встретят четыре грузовых корабля.

«Союз ТАМ-09М» стартовал с Байконура 29 мая в 00:31 МСК и вышел на расчетную орбиту девять минут спустя. Второй раз в истории МКС «Союз» доставил космонавтов на станцию по так называемой «короткой схеме»: полет корабля по орбите продолжался лишь шесть часов, а не двое суток, как ранее. Впервые «короткая схема» была успешно применена во время доставки на станцию предыдущего экипажа в конце марта 2012 года.

81

Головное российское предприятие по пилотируемой космонавтике — РКК «Энергия» сообщила о сокращении спроса на транспортные космические корабли «Прогресс» вследствие успешного начала эксплуатации коммерческих кораблей Dragon для грузового снабжения Международной космической станции.

«С октября 2012 года NASA может самостоятельно выполнять грузовые перевозки и возвращать грузы с МКС с помощью грузового космического корабля Dragon компании SpaceX. В связи с этим спрос на грузовые корабли «Прогресс» на международном рынке существенно сократился», — говорится в отчете «Энергии» за I квартал этого года.

По словам президента РКК «Энергия» Виталия Лопоты, речь идет о сокращении заказа «Прогрессов» на треть.

— После завершения программы Space Shuttle по соглашению с партнерами по МКС производство космических кораблей расширено до четырех пилотируемых «Союзов» в год и шести грузовых «Прогрессов». Сейчас заказ уменьшился до пяти «Прогрессов» в год, затем планируется снижение до четырех, — сказал он.

Глава РКК «Энергия» не смог конкретизировать стоимость «Прогресса» — по его данным, трудоемкость изготовления одного такого корабля лежит в пределах до 400 тыс. нормо-часов. По словам знакомого с ситуацией источника в Роскосмосе, сейчас «экспортная» цена «Прогресса» около $60 млн. Эта сумма учитывается в качестве вклада РФ в снабжение МКС, однако РКК «Энергия» получает меньшую сумму.

Кроме корабля Dragon, построенного частной компанией SpaceX, конкуренцию российским грузовикам в ближайшее время должен составить корабль Cygnus от компании Orbital Sciences Corporation. Его демонстрационный полет запланирован на ближайшие недели. Cygnus был создан по контракту с NASA в рамках той же программы «Коммерческая орбитальная транспортировка» (COTS), что и Dragon.

В плане пилотируемых кораблей Россия в лице РКК «Энергия» пока сохраняет монополию — до 2017 года к МКС люди будут добираться только кораблями «Союз». Что будет дальше — сейчас сказать сложно. NASA прогнозирует появление американских альтернатив «Союзам» в 2017 году со следующей оговоркой: если будут удовлетворены бюджетные запросы агентства. Запросы эти удовлетворяются не всегда, что уже послужило переносу  срока ввода в эксплуатацию корабля Orion. Но в РКК «Энергия» предполагают, что монополия России в пилотируемых кораблях разрушится, как и в случае с грузовиками.

«Весьма успешные полеты Dragon открыли новую страницу в пилотируемой космонавтике, и NASA возлагает на этот корабль большие надежды. По контракту между NASA и SpaceX на $1,6 млрд планируется, что эти космические корабли будут перевозить груз, а после 2017 года и доставлять астронавтов к МКС. В этом случае Россия и РКК «Энергия» потеряют монополию на пилотируемые полеты», — говорится в отчете «Энергии».

3 августа прошлого года NASA подписало соглашения с тремя компаниями о продолжении разработок по программе Commercial Crew Integrated Capability (CCiCAP), в рамках которой финансируются работы по созданию новых пилотируемых кораблей. Boeing получил $460 млн, SpaceX — $440 млн, Sierra Nevada Corporation — $212,5 млн.

SpaceX обещает создать и сертифицировать пилотируемую модификацию корабля Dragon уже в 2017 году. Если у компании что-то не сложится и сроки сдвинутся, то уже на 2018 год намечено начало программы полетов к МКС корабля CST-100, создаваемого Boeing. Начало эксплуатации нового российского пилотируемого корабля (ПТК) при этом намечено на 2020 год.

Директор по развитию кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково» Дмитрий Пайсон полагает разрушение монополии РКК «Энергия» процессом естественным.

— В случае с количеством выпускаемых «Прогрессов» не совсем корректно говорить о влиянии рынка на бизнес компании. Для РКК «Энергия» это лишь величина госзаказа, его сумма варьируется в зависимости от обязательств Роскосмоса перед NASA. В «Энергии», насколько можно судить, к этому готовы, поэтому и диверсифицируют портфель заказов, — считает Пайсон.

По словам Виталия Лопоты, освободившиеся из-за изменения заказа на «Прогрессы» ресурсы будут задействованы для создания научно-энергетического модуля для МКС (НЭМ-1) и ПТК (проект пилотируемого транспортного корабля нового поколения). Контракт на создание НЭМ-1 объемом более 15 млрд рублей «Энергия» выиграла осенью прошлого года. Стоимость создания комплекса ПТК (кроме самого корабля включает в себя ракетный блок аварийного спасения, сборочно-защитный блок и целый комплекс наземных средств) оценивается экспертами РКК «Энергия» в 160 млрд рублей в ценах 2012 года

82

За последние годы приоритеты России в космосе претерпели изменения. В планах пилотируемых миссий появилось покорение Луны. О том, как будут реализовываться эти и другие планы, начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов накануне Дня космонавтики рассказал корреспонденту «Известий» Ивану Чеберко.

— Сейчас МКС — это главный космический проект в мире. Что может стать следующей ступенью в этом направлении — база на Луне, международная экспедиция на Марс?

— Сейчас этот вопрос регулярно обсуждается на международных конференциях. И могу сказать, что на сегодняшний день ни у кого из партнеров по МКС или новых членов космического клуба, таких как Китай и Индия, нет программ, которые позволили бы шагнуть вперед. Американцы делают новый пилотируемый корабль, мы делаем новый пилотируемый корабль, рассматриваем возможность создания новых средств довыведения — имею в виду разгонные блоки, которые могут быть скомплексированы с сегодняшними носителями. Все это в работе, и в течение ближайших семи лет вряд ли какая-либо из космических держав достигнет возможности для реализации принципиально новой программы. Это означает, что если мы примем решение о затоплении МКС в 2020 году, то остановимся в развитии. Это смерти подобно для космической индустрии. Как, к примеру, NASA потеряло тысячи специалистов после закрытия программы Space Shuttle. До этого была закрыта программа Constellation, тоже потери измерялись тысячами. Чтобы потом эти потери восполнить, вырастить новых специалистов, уйдут десятилетия. Поступательность движения в развитии пилотируемой части космоса необходима.

Следующей целью для пилотируемой космонавтики, по-видимому, станет Марс. На данном этапе развития технологий она может быть достигнута ориентировочно в 2035–2040 годах. Если не произойдет технологического прорыва, позволяющего ускорить решение задачи. Достижение Марса как конечной цели возможно несколькими путями, например через Луну. Здесь подразумевается как исследование Луны, так и отработка технологий, с помощью которых мы сможем полететь дальше. Или же можно развивать технологии через полеты в точки Лагранжа, откуда есть возможность стартовать к Марсу с гораздо меньшими энергетическими затратами, чем с Земли. Полагаю, национальные космические программы будут выстраиваться примерно в этом направлении и у нас, и у американцев.

— В 2013 финансовом году бюджет NASA на содержание МКС составил $3 млрд, из которых $1,49 млрд — на поддержку и обслуживание, $1,28 млрд — на транспортное обеспечение, $229 млн — на исследовательские работы. Каков вклад России в содержание МКС?

— В данном случае сравнивать вклад стран в долларовом выражении не совсем корректно. Еще в 90-х годах прошлого века, когда мы с партнерами по МКС согласовывали доли участия и кто на что в результате может рассчитывать, то выработали документ под названием «Исполнительное соглашение по вносу вкладов и услуг». В рамках этого документа мы пытались сравнивать затраты обеих сторон: киловатты, килограммы, человеко-часы, кубометры. В результате стало очевидно, что единой линейки их сопоставления создать невозможно. Потому что нормо-час на РКК «Энергия» отличается от нормо-часа где-нибудь в Центре Джонсона NASA. Накладные расходы, система налогообложения, социальные отчисления — все то, что формирует себестоимость продуктов и услуг, существенно отличается. Конечно, разрыв в себестоимости сейчас не такой громадный, каким был, скажем, в середине 1990-х.

Но он сохраняется, и лакмусовой бумажкой тут могут служить услуги по доставке космонавтов на МКС, каковые американцы предпочитают покупать у нас. В последнее время программа Space Shuttle работала только под МКС. И запуская челноки по 3–4 раза в год, NASA тратило на эту программу $2,1 млрд (63 млрд рублей) в год. Только на транспортно-техническое обеспечение МКС. Это половина бюджета всей Федеральной космической программы России. Из-за такой дороговизны программу Space Shuttle и закрыли — американцы справедливо посчитали, что такие суммы можно вкладывать более эффективно в те же научные исследования космоса.

— И все же если говорить о бюджете МКС — сколько стоит ее содержание в год?

— Ну, если приблизительно посчитать, то российский взнос — это порядка $1 млрд в год. Американцы тратят $3 млрд, но у них и модулей на МКС больше. Европейцы вкладывают примерно столько же, сколько и мы, у них там по сути один большой модуль. Японцы тратят чуть больше. Но у них планка стоимостных показателей заведомо выше. Возьмите любую вещь — ее производство в Японии будет дороже, чем где-либо еще. В сумме получается, что содержание МКС обходится где-то от $6 млрд до $6,5 млрд в год.

— МКС в этом году исполняется 15 лет. Сколько она способна просуществовать еще?

— Мы считаем, что с технической точки зрения нет особых препятствий для продления срока активного существования МКС еще на период от 10 до 15 лет. То есть продление возможно до 2025–2028 годов. Но это технический аспект. Политические и финансовые вопросы по МКС сейчас согласованы до 2020 года. Всё, что за рамками этой даты, — пока открытый для обсуждения вопрос.

— Видите ли вы возможной смену партнеров по МКС на тот случай, если кто-то захочет выйти из проекта? Сможет ли другая страна занять место выбывшего?

— Теоретически такое возможно, практически вряд ли. Все участники проекта внесли свой вклад в развитие инфраструктуры МКС. У каждого есть некое «железо» (т.е. материальная часть), которое кто-то должен будет взять на обслуживание. Просто так всё бросить и выйти из проекта нельзя. У нас есть статья в соглашении, по которой любое действие участника, оказывающее отрицательное воздействие на других партнеров, должно сначала обсуждаться со всеми участниками проекта. Кроме того, партнер обязан минимизировать либо скомпенсировать материально любые действия, оказывающие отрицательное влияние. Просто так всё бросить на плечи партнеров и выйти из проекта нельзя.

— Недавно РКК «Энергия» по заданию Роскосмоса прорабатывала план затопления МКС. Когда-то ведь станцию придется сводить с орбиты. Как выглядит сценарий такой масштабной и беспрецедентной операции? Потребуется ли для этого разработка, модернизация существующих средств?

— Тема безопасного свода МКС с орбиты обсуждается в рамках международного партнерства. Эта функция может быть обеспечена европейскими грузовыми кораблями ATV, их двигатели способны обеспечить необходимый импульс, чтобы затормозить станцию управляемо. Но коль скоро разговор идет о конце десятилетия, то мы смотрим и на перспективные технические возможности. В любом случае обеспечение безопасного затопления МКС это не только российское, это коллективное обязательство. Но в любом случае реализуемый сценарий безопасного свода с орбиты МКС существует.

— Разрабатываемый новый пилотируемый корабль предусматривает возможность полета к Луне, но без высадки на ее поверхность. Это означает, что такая цель не ставится на сегодняшний день?

— Мы уже поручили ЦНИИмашу работу по взлетно-посадочному модулю, позволяющему сесть на поверхность Луны и взлететь с нее. Это составная часть опытно-конструкторской работы по пилотируемой транспортной системе, и мы настаиваем, чтобы она исполнялась достаточно энергично, с тем чтобы в относительно скором времени можно было выполнить эскизный проект. В рамках той же ОКР «Перспектива» разрабатываются элементы жизнеобеспечения, позволяющие человеку провести на поверхности Луны до двух недель: это средства хранения топлива, луномобиль, роботосистема. ЦНИИмашу предстоит сформировать видение этих элементов, оценить нашу технологическую зрелость. С тем чтобы мы года через полтора могли выйти уже на более конкретные планы по созданию такого оборудования.

— Возможно ли формирование широкого международного консорциума по типу МКС для исследований Луны и последующих полетов в дальний космос?

— Думаю, что такой консорциум будет создан. И кооперация в его рамках может быть более углубленной. Позволю себе пофантазировать: наши разгонные блоки могли бы в перспективе использоваться с американскими ракетами-носителями. К такому сценарию нас подталкивает логика последних событий. Все считают деньги. Смотрите, ракеты, способной выводить на орбиту 100 т, нет ни у кого даже в перспективе. Американцы создают носитель, рассчитанный на 65–70 т. Такая ракета «опустить» аппарат с космонавтами на Луну не может. Она может доставить космонавтов в точку Лагранжа. То есть подразумевается некая этапность и международная кооперация.

— Насколько велики шансы певицы Сары Брайтман стать девятой космической туристкой в истории?

— Этот вопрос может проясниться к концу апреля, когда будет утвержден состав экипажа, стартующего к МКС в октябре 2015 года. С Европейским космическим агентством (ЕКА) и с NASA подписан предварительный документ — протокол о взаимопонимании — о том, что в экипаж может войти на определенных условиях представитель ЕКА. Если ничего не поменяется, то, возможно, в экипаж будет включен непрофессиональный космонавт, очередной космический турист. Но помимо госпожи Брайтман есть еще претенденты, несколько человек. Там, насколько известно, целая очередь из желающих. Более того, наш партнер — компания Space Adventures проинформировала нас, что есть двое желающих совершить облет Луны на корабле «Союз». Они и такую услугу предлагают. Стоимость такого билета — $150 млн. С точки зрения возможностей и сроков я пока ничего сказать не могу.

— Если спрос настолько велик, не стоит ли задуматься о его удовлетворении, тем более претенденты готовы платить десятки миллионов долларов?

— Мы неоднократно подчеркивали, что функцией Роскосмоса не является отправка туристов. Это своего рода побочный продукт. Положительный момент в том, что тема космического туризма способствует популяризации космической тематики. Space Adventures подтягивает в нашу отрасль коммерческую составляющую, обозначая те участки, куда могли бы быть инвестированы частные деньги. Сегодня космическая индустрия просто-напросто не в полной мере приспособлена для развития массового космического туризма. Но пройдет время — развернутся частные компании, появятся новые носители и, возможно, в космос будут летать, как однажды уже было сказано, по профсоюзным путевкам

83

Европейское космическое агентство начало обсуждать с Роскосмосом возможность совместной работы над проектом «научной шлюпки» для МКС, отделяемого на время экспериментов научного модуля. Предполагается, что аппарат «Ока-Т-МКС» будет использоваться для проведения тех опытов, которые непосредственно на станции ставить нельзя из-за вибраций или иных помех. Подробности со ссылкой на директора пилотируемых программ ESA Томаса Райтера сообщает РИА «Новости».

Отделяемый экспериментальный модуль «Ока-Т-МКС» проектируется РКК «Энергия» и его запуск запланирован на 2016-17 год (по данным издания «Новости космонавтики» на 2017-18; ранее назывался 2015 год). Внутри будет как герметичная кабина, куда во время стыковки с МКС смогут переходить космонавты, так и негерметичный отсек для научных экспериментов. Кроме того, сзади «Оки» установят специальный экран, за которым во время полета образуется область сверхглубокого вакуума для проведения опытов в недостижимых на Земле условиях.

Часть оборудования, как говорится в опубликованных материалах по проекту, будет обслуживаться во время стыковок с орбитальной станцией. Другая часть предполагает замену или ремонт при помощи манипулятора на борту МКС, а также космонавтами, выходящими в открытый космос. Европейские ученые, как сообщил Райтер, рассчитывают использовать «Оку» для выращивания кристаллов белков в условиях невесомости. Получение кристаллов числится в списке основных задач автономной станции

Возможность отделяться от МКС в проекте объясняется двумя факторами. Первым называют влияние вибраций, которые возникают на орбитальной станции из-за работы бортовых систем; вторая причина уходить в автономный полет заключается в смене орбиты на более высокую. Предполагается, что для некоторых научных экспериментов «Ока» сможет выйти на высокую орбиту с апогеем около трех тысяч километров, в то время как высота орбиты МКС варьируется в пределах от 337 до 430 километров.

84

http://pics.top.rbc.ru/top_pics/uniora/12/1370471094_0112.250x200.jpeg

Европейский грузовой космический корабль ATV-4 "Альберт Эйнштейн" стартовал к Международной космической станции с космодрома Куру, расположенного во Французской Гвиане, сообщает Европейское космическое агентство.

Запуск "Альберта Эйнштейна" был произведен с помощью ракеты-носителя Ariane-5. Стыковка космического грузовика с МКС намечена на 15 июня в 17.46 мск.

Это уже четвертый грузовой корабль, который Европа доставляет к МКС и при этом самый тяжелый из всех четырех. "Альберт Эйнштейн" доставит на космическую станцию более 6,5 тонн груза – топливо, научное оборудование, продукты, а также воздух и воду.

Первый европейский грузовик, который носил имя "Жюль Верн" был запущен к МКС в 2008г. Второй ("Иоганн Кеплер" в 2011г. ) Предшественник ATV-4 по имени "Эдоардо Амальди" полетел к МКС в прошлом году.

Ранее руководитель Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден заявлял, что после Edoardo Amaldi к МКС будут запущены еще два корабля, после чего агентство прекратит производство грузовиков ATV. ESA приняло решение производить корабли другого типа.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/06/06/2013/860799.shtml

85

http://icdn.lenta.ru/images/2013/06/15/18/20130615182650754/pic_769c7a7ad0003611f313ee575942191c.jpg

Европейский автоматический грузовой корабль ATV-4 «Альберт Эйнштейн» (Albert Einstein), запущенный 6 июня с космодрома Куру во Французской Гвиане, пристыковался к Международной космической станции. Об этом сообщает РИА Новости.

Стыковка прошла на 20 минут позже, чем планировалось, поскольку Европейскому космическому агентству понадобилось дополнительное время на проверку работоспособности лазерных отражателей, отмечает «Интерфакс».

Во время сближения со станцией корабль сделал четыре остановки на расстоянии от нее в три с половиной километра, 250 метров, 20 метров и 12 метров. Для стыковки «Альберт Эйнштейн» использовал несколько систем: на дальнем расстоянии корабль шел к МКС по данным навигационной системы GPS, а на близкой дистанции использовал визиометр. Установленная на ATV российская система «Курс» использовалась как дополнительная только для визуального контроля параметров сближения корабля со станцией.

Космический грузовик доставил на МКС более 6,5 тонн груза, в том числе топливо, воду, кислород, продукты, экспериментальное оборудование и средства обслуживания. Корабль пробудет в составе станции до 28 октября, после чего будет отстыкован и затоплен в несудоходном районе Тихого океана.

Первый грузовик ATV (Automated Transfer Vehicle), «Жюль Верн», был запущен к МКС в 2008 году. Последний полет корабля такого типа намечен на июнь 2014 года. Это будет ATV-5 «Жорж Леметр», названный в честь бельгийского ученого, одного из основоположников теории «большого взрыва».

86

Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" завершает работы по подготовке к запуску к Международной космической станции (МКС) Многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) "Наука", сообщил "Интерфаксу-АВН" по итогам прошедшего в четверг в РКК совещания президент, генеральный конструктор корпорации Виталий Лопота.

По его словам, сейчас проводятся испытания МЛМ, которые должны завершиться в начале IV квартала, после чего модуль будет готов к отправке на полигон.

87

Космическое агентство НАСА планирует установить на Международной космической станции опытную установку для испытаний новой технологии лазерной связи. Экспериментальная установка под названием OPALS (Optical Payload for Lasercomm Science) позволит создать новые системы связи, которые значительно улучшат космическую коммуникацию, в частности повысят пропускную способность и защищенность линий связи.

Установку OPALS уже доставили в Космический центр Кеннеди во Флориде и в настоящее время готовят к запуску, который запланирован на конец 2013 года. Запуск произведут с помощью ракеты-носителя Falcon 9, а на космическую станцию OPALS прибудет внутри частного космического корабля SpaceX Dragon. Ожидается, что эксперимент по использованию лазерной связи продлится 90 дней.

http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2013/07/15/optical_payload_lasercomm_science_opals_laser_iss_lg.jpg

OPALS будет установлена на внешней обшивке Международной космической станции и сможет «общаться» с наземной станции во Врайтвуде, Калифорния (горный городок недалеко от Лос-Анджелеса).

Лазерный коммуникатор будет проводить небольшие сеансы связи, которые на самом деле являются сложнейшей технической задачей, ведь МКС пересекает небосвод за считанные минуты и поддерживать связь МКС с неподвижным наземным центром весьма непросто. Инженер НАСА Богдан Оайда приводит следующее сравнение: «Представьте, что вам нужно непрерывно в течение двух минут во время ходьбы точно светить на точку диаметром с толщину человеческого волоса, которая находится на расстоянии около 15 м».

Если специалистам НАСА удастся успешно протестировать систему OPALS и создать на ее основе надежную лазерную систему связи, возможности исследования космоса существенно расширятся. Системы лазерной связи могут передавать на Землю намного больше данных с космических аппаратов, чем это могут сделать нынешние системы радиосвязи. Это обеспечит необходимым каналом связи современные сенсоры и научные приборы, которые собирают гигабайты информации. Кроме того, лазерная связь пригодится спутникам дистанционного зондирования Земли, обладающими сенсорами высокого разрешения. Возможно, в будущем с помощью лазеров удастся резко поднять пропускную способность спутниковых сетей связи. Специалисты НАСА полагают, что системы вроде OPALS обеспечат скорость передачу данных в 10-100 раз большую, чем существующие технологии космической связи.

88

INTERFAX.RU - Работы экипжа Международной космической станции в открытом космосе были во вторник сорваны из-за нештатной ситуации — у итальянского астронавта Луки Пармитано в скафандре появилась вода.

Как рассказал "Интерфаксу" руководитель полета российского сегмента Международной космической станции Владимир Соловьев, некоторое время американские специалисты пытались понять, из какой системы произошла утечка, однако установить точно не смогли, поскольку в системе жизнеобеспечения скафандра "довольно много систем с жидкостью".

По его словам, российские члены экипажа МКС не участвовали в управлении этим выходом в космос, но следили за ним в качестве дублеров.

Пресс-секретарь главы Роскосмоса Анна Ведищева сообщила "Интерфаксу", что решение об экстренном возвращении астронавтов на борт МКС приняла американская сторона.

Российские и американские коллеги Пармитано внесли его из шлюза во внутренний модуль МКС и помогли снять шлем, в котором скопилась вода. На прямой трансляции на сайте NASA было видно, как итальянца вытирают полотенцами, а из его скафандра в невесомости вылетают капли.

Пармитано и другой космонавт — американец Кристофер Кэссиди — провели в космосе час и 32 минуты, выполнив три поставленные перед ними задачи. От сообщения о поступлении воды в скафандр Пармитано до момента, когда астронавт оказался на станции и с него сняли шлем, прошло чуть более получаса.

Руководитель представительства Европейского космического агентства Рене Пишель рассказал "Интерфаксу", что повторный выход в космос можно будет провести только после того, как экипаж выяснит, что произошло со скафандром.

По словам Пишеля, на МКС есть запасной скафандр, но прежде чем его надеть, нужно понять, что случилось с основным. Представитель ЕКА отметил, что история космонавтики еще не знает таких случаев, как прекращение выхода в открытый космос из-за заполнения скафандра водой.

Представитель NASA в российском Центре управления полетами заявил "Интерфаксу", что вода оказалась в скафандре Пармитано еще во время прошлого выхода в космос. "Лука сообщил, что вода была в его скафандре еще во время прошлого выхода, но совсем немного", — сказал собеседник агентства.

По словам американца, жидкость могла попасть в скафандр из баллона с питьевой водой, которую астронавты пьют во время работы в открытом космосе.

По словам Анны Ведищевой, утечка произошла в скафандре американского производства. Судя по всекму, речь идет о скафандре EMU (Extravehicular Mobility Unit), нынешнеяя модификация которого используется с 1998 года. Костюм весом 145 кг позволяет астронавту находиться в открытом космосе до 8 с половиной часов. Помимо EVA на МКС используются и российские скафандры "Орлан", рассчитанные на 7 часов работы в безвоздушном пространстве.

Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/world/txt.asp?id=318751

89

С космодрома Танэгасима на юге Японии состоялся запуск к Международной космической станции ракеты-носителя японского производства H-2B с беспилотным грузовым кораблем "Конотори" - "Белый аист"

Старт состоялся в 04:50 по местному времени. Через 15 мин после старта "Контори" успешно отделился от ракеты-носителя и вышел на орбиту.

Стыковка корабля с МКС запланирована на 10 августа.

"Белый аист" доставит на орбиту продовольствие и одежду для экипажа МКС, а также научное оборудование, в том числе для японского модуля "Кибо".

Это уже четвертый запуск "Конотори". Первый грузовой корабль этого типа выполнил успешный полет к МКС в сентябре 2010 года, напоминает ИТАР-ТАСС. До 2015 года Япония намерена запустить в космос еще 5 подобных "грузовиков".

Корабль длиной 10 м и диаметром 4,4 м способен доставить за один раз на станцию до 6 т груза, в том числе крупногабаритного.

Отредактировано BalinTomsk (2013-08-04 07:15:49)

90

http://icdn.lenta.ru/images/2013/10/22/20/20131022201212802/pic_a69b131ee7c6cde4811f8951a2e509db.jpg

Многофункциональный лабораторный модуль, МЛМ, он же модуль «Наука» отправится на Международную космическую станцию не раньше второй половины 2014 года. При этом источники в РКК «Энергия» и Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева по-разному оценивают состояние модуля. Подробности приводит ИТАР-ТАСС.

Руководитель «Энергии» Виталий Лопота заявил, что проведенная проверка выявила ряд недостатков в уже собранном модуле. «У нас существует ряд замечаний к качеству работы и модуль однозначно будет передан в ГКНПЦ», сказал Лопота журналистам. Ранее, со ссылкой на анонимный источник в РКК, информагентство сообщало об обнаруженных в трубопроводах лабораторного модуля «посторонних загрязнениях», устранить которые без отправки изготовителю не представляется возможным.

При этом представители центра имени Хруничева отрицают наличие дефектов и связанную с этим отсрочку запуска. В августе в качестве срока доставки МЛМ на орбиту была указана точная дата, 25 апреля 2014 года, что тоже означало очередную задержку: перед этим планировалось пристыковать модуль к МКС уже в 2013 году. Сроки добавления к космической станции «Науки» за все время ее строительства переносились многократно, а в нескольких случаях такие объявления сначала делались СМИ на основе анонимных источников, потом опровергались Роскосмосом и затем все-таки подтверждались официально.

Строительство модуля было начато в 1995 году. Проект получил название ФГБ-2, функционально-грузовой блок номер два (ФГБ-1 выведен на орбиту как модуль «Заря»), но в 2004 году его проект был пересмотрен. Тогда планировалось, что созданный на основе ФГБ-2 лабораторный модуль состыкуют с МКС не позднее 2007 года, однако в 2006 году стало известно о том, что срок запуска откладывается до отметки «не позднее 2009». В 2009 МЛМ планировалось вывести на орбиту в 2011, в 2010 шла речь о 2012-м (и в том же году был объявлен конкурс на создание модуля), а в 2012 году Роскосмос опроверг информацию о переносе запуска на 2014 год. В сентябре 2013 года о запуске МЛМ в 2014 году в интервью журналистам рассказал бывший тогда главой Роскосмоса Владимир Поповкин.

МЛМ должен стать одним из самых больших (14 метров в длину и 4,2 метра в диаметре; масса до 24 тонн) модулей не только в российском сегменте, но и на всей Международной космической станции. Он будет использоваться как для научных исследований, так и для ряда других задач. Снаружи на «Науке» будет закреплен специальный манипулятор для переноса грузов в открытом космосе, внутри модуля разместится дополнительный санитарный блок (туалет), а его система жизнеобеспечения отчасти возьмет на себя функции основной системы жизнеобеспечения станции. Подготовительные работы на самой станции, включавшие в себя прокладку локальной сети к будущему модулю, в настоящее время практически завершены