На выставке возле бронированного «КамАЗа» скромно притулился броневичок «Рысь» – российский клон итальянской бронемашины Iveco LMV M65. Полное название данной модели «Рысь LMV M65». Утверждается, что использоваться эта машина будет в армейских подразделениях, внутренних войсках и в подразделениях ФСБ. Вмещающая четыре человека, один из которых водитель, этот более чем шеститонный (берегись осенняя глина!) конкурент «уазика» вполне годится для патрулирования сотрудниками МВД и, возможно, пограничниками. Что будет делать эта машина стоимостью 20 млн. руб. в армейских подразделениях? Начальство возить? Или бригады нового облика действительно будут заняты в основном патрулированием, например, городских улиц в дни всенародных торжеств и выступлений?
На выставке были представлены аналогичные машины российского производства – «Тигр», «Скорпион». Тоже с противоминной защитой, бронированием и всякими ухищрениями для сбережения экипажа. Стоят они дешевле, вмещают солдат больше, но, видимо, не хватает им чего-то европейского и американской автоматической коробки скоростей.
За все надо платить
Анатолий Ситнов: «Вот теперь говорят: «Нам не нужна наша танковая пушка. Она плохая». Наша танковая пушка дает начальную скорость 1800 м/с. Танковая пушка «рейнметалл» дает 1430 м/с, но у них на 2 килограмма тяжелее снаряд. Наш снаряд пробивает танк. И они пробивают танк. Наши говорят: «Мы поставим их пушку «рейнметалл» весом 5,6 тонны на наш танк». Я говорю: «Ребята, у вас крыша поехала или вы ничего не соображаете? Импульс отката при этой пушке будет 130 тонн. Соответственно нужен танк массой 65–70 тонн. У нас же импульс отката 70 тонн. И мы танки делаем до 50 тонн. Потому что инфраструктура нашего пространства западнее Волги предполагает наличие мостов грузоподъемностью 50 тонн». И все это происходит от безграмотности, которая сегодня присутствует в руководстве Минобороны и некоторых других кругах. Да вот взяли, «слизали», допустим, Iveco, везде проверили, откатали. Генерал докладывает: «Не подходит». Министр ему говорит: «Молодец! Уволен!» И вот так оно все идет.
Прекращаем делать гражданскую авиацию, не будет военной. Не будет своего двигателестроения, не будет ничего. Прекращаем выпуск танкового газотурбинного двигателя в Калуге, прекращаем производство такой машины, как «Урал». Вот стоит «Урал»-двадцатитонник. Я был в Эфиопии – племенные вожди ездят на «Уралах». В кузове холодильник, шторкой прикрыто, жена там у него, телевизор. Говорит: «Царь-машина». Взрывается на мине – отрывается одно колесо, она едет без одного колеса. Даже переднее? Даже переднее. Более высокой проходимости, чем у этой машины, ни у кого нет. «Урал» специально сделали с тяжелой крепкой рамой, которая не скручивается. Это сделано под монтаж вооружения и тяжелых комплексов. Теперь мы его закроем и никогда не восстановим. Потому что для создания и развития такой культуры, как автомобиль «Урал», требуется минимум 6–7 миллиардов долларов. Или сейчас говорят: «Мы будем делать многоосные машины, как «БелАЗ», которые сейчас покупаем в Белоруссии. Я, конечно, понимаю, что в инженерном деле вы ничего не понимаете, так хотя бы соображали: для создания и производства такой машины минимум 12 миллиардов долларов надо.
Появилось Iveco под видом «Рыси», другие иностранные образцы ВВТ. И мы, огромная страна, унаследовавшая Советский Союз, мы были вторыми в мире, а теперь закупаем на стороне неизвестно что, старье закупаем.
Поэтому можно сказать, рассматривая все это, что нужна маленькая реорганизация. Первое: создание министерства оборонных отраслей. Выделение денег на развитие технологий. Если на эти технологии нельзя давать деньги напрямую, надо создать государственную лизинговую компанию, которая приобретала бы и отдавала. Ликвидировать, как говорит Сергей Иванов, все «живопырки», которые присосались к оборонке, и идти на прямые заказы от заводов-изготовителей, а не через сервисные и управляющие компании. Это даст возможность на 20–30% снизить стоимость изделий. Возродить военную приемку, потому что без нее ничего не будет. И создать технологические институты, которые занимались бы внедрением современных технологий. Надо понять, что произошел разрыв в стратегии развития общества. Сейчас главный вопрос безопасности государства – технологическая зависимость или технологическая независимость».
Форум «Технологии в машиностроении – 2012» в Жуковском показал не только отдельные образцы и системы вооружения, военной техники и промышленных технологий. Опытному взгляду специалиста он открыл весь комплекс проблем российской оборонки, отсутствие концепции развития Вооруженных сил РФ, связанное с потерей военной науки, отсутствие перспективных разработок, ведущих к 6-му поколению вооружения, где в основе робототехника, глубокая автоматизация, саморегулируемые и самонастраивающиеся системы. А это уже свидетельство потери институтов прикладной математики и механики. И при этом упование на частный бизнес и иностранных инвесторов. Но в развитие науки и техники деньги вкладывает только государство. Так во всем мире.
Вот почему форум в Жуковском оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, есть на что посмотреть. С другой – радости при этом не испытываешь.