С начальником Генштаба, утвердившим «Концепцию развития техники и вооружения ВДВ до 2025 года», было абсолютное понимание...
Пока в Генштабе не появилась другая концепция – создания тяжелых, средних и легких общевойсковых бригад, различающихся и техникой, и решаемыми задачами.
– В 2010-м, – рассказывает Левшунов, – нам предложили отказаться от БМД-4М в пользу одной из перспективных машин. Но мы убедили начальника Генерального штаба, что 25-тонная БМП «Курганец» подойдет пехоте, но не Воздушно-десантным войскам. Во-первых, не имеющим тяжелого вооружения ВДВ нужна машина с более высокой огневой мощью (а «Курганец» вооружат 30-мм пушкой. – Прим. авт.), а во-вторых, наша «четверка» весит 13,8 тонны, и это предел, позволяющий самолету брать на борт три машины.
В результате начальник Генштаба и министр обороны подписали утвержденную затем президентом РФ «ГПВ-2020», предусматривающую полное перевооружение ВДВ на БМД-4М и созданную на ее базе специальную технику. Всего десантники за 10 лет должны были получить порядка 1700 единиц бронетехники. Но вместо первой партии новых машин прошлым летом получили решение Генштаба об отказе от серийных поставок БМД-4М из-за ее «недостаточной защищенности».
– Это известие, – рассказывает бывший руководитель военно-научного комитета ВДВ полковник запаса Андрей Бернгардт, – грянуло для нас громом среди ясного неба. Ведь модернизацию БМД-4 в БМД-4М, которую Курганмашзаводу предложили провести за свой счет, в 2007 году утвердил не кто-нибудь, а генерал армии Николай Макаров! Он же, будучи замминистра по вооружению, определил и параметры обновленной машины, в том числе по защищенности на обстрел и подрыв. Все они были достигнуты, и при модернизации обошлись предприятию в 200 миллионов рублей.
Теперь же эти параметры задирались до нереальных, казалось бы, величин. И хотя концепция применения десантируемой и легкой БМД-4М предполагала брать не защищенностью, а «длинной рукой», командующий ВДВ предложил промышленности выполнить новые требования Генерального штаба.
И промышленность справилась! Сумев увеличить защищенность машины за счет вручную прикрепляемых к корпусу дополнительных бронелистов. Дело в том, что техника ВДВ должна ездить и даже плавать со средствами десантирования. А это почти 2 тонны, вместо которых машину снабдили навесными защитными модулями. В результате у БМД-4М стало два варианта бронирования: обычный – для выброски с парашютом, и усиленный – для участия в наземных операциях и десантирования посадочным способом. Проведенные испытания новой бронезащиты показали, что увеличенные параметры защищенности машины на обстрел и подрыв достигнуты. Так, например, заключение Научно-исследовательского испытательного центра бронетанковой техники 3-го ЦНИИ МО РФ констатировало увеличение противоминной защиты днища с 0,7 до 3 кг в тротиловом эквиваленте, а лоб корпуса и башню, державшие выстрел 23-мм пушки с 500 метров, было теперь не пробить уже и со 100 метров.
Однако, когда командующий ВДВ представил в Генштаб результаты испытаний дополнительной бронезащиты «четверки», НГШ сказал, что все равно считает БМД-4М недостаточно защищенной машиной и никакого перевооружения на нее не будет.
АРГУМЕНТЫ ГЕНШТАБА И ТЕХ, КТО ВОЮЕТ
Но в чем причины подобного отношения начальника Генерального штаба к новой боевой машине десанта? Если дело в защищенности, то ее уже дважды доводили до заданных им параметров. И как тогда объяснить проводимую вместо покупки новой техники модернизацию БМД-1, при которой эти давно отбегавшие свое машины оснащают башней БМД-2? Только в 2012–2013 годах так «модернизируют» более 250 БМД-1, защищенность которых втрое ниже, чем у «четверки». Но Генштаб не против такого перевооружения ВДВ. Получается, дело не в защищенности. Но тогда в чем?
– БМД-4М не примут на вооружение, потому что она не вписывается в концепцию создания перспективной техники для тяжелых, легких и средних бригад, – пояснил наш источник в Минобороны. – Легкие соединения однозначно посадят на колеса, базовой машиной для средних бригад станет перспективный колесный БТР «Бумеранг» или перспективная гусеничная БМП «Курганец», а тяжелые получат технику на танковой базе «Армата». Пока эта техника будет создаваться, никакая другая приобретаться не будет. Армия «доносит» то, что имеется. Десантникам же модернизируют их старые боевые машины, в придачу к которым позднее поставят еще и бронеавтомобили «Рысь», для чего Министерством обороны уже подана заявка о дополнительном включении в гособоронзаказ на 2013–2015 годы 2,5 тыс. этих бронеавтомобилей.
«Рысь», или Ivecco LMV M 65, – это выпускаемый на одном из бывших заводов Минобороны по итальянской лицензии и из итальянских комплектующих бронеавтомобиль с пулеметом на крыше. Эта способная перевозить до четырех человек 7-тонная машина не плавает, развивает скорость до 130 км/ч и имеет такой же запас хода, как БМД-4М (500 км).
– Наверное, это хорошая машина для патрулирования, но не для боя. В Грузии и Чечне нам не хватало даже нашей 30-мм пушки, а теперь нам предлагают вместо нее пулемет? – недоумевает один из командиров полков ВДВ, прошедший все три войны на Кавказе.
– Ни «Рысь», ни «Тигр», ни БТР-90 для ВДВ не подходят, потому что войскам нужна десантируемая машина с мощным вооружением, – поясняет командующий ВДВ генерал-полковник Шаманов. – Не патрульная, а боевая машина для современного общевойскового боя.
Но почему тогда не подождать несколько лет появления еще более вооруженных и защищенных машин, как это предлагает Генштаб?
– Потому что в отличие от пехоты нам, кроме боевых машин, воевать просто нечем, – поясняет начальник штаба ВДВ Герой России генерал-лейтенант Николай Игнатов. – Потому что мы ориентированы на действия в отрыве от основных сил, на действия на чужой территории. И там нам никто ничем не поможет. С чем летим, на том и воюем. А вся наша техника скоро встанет колом! Создавать единую машину для ВДВ и Сухопутных войск не будут из-за ограничений по весу, накладываемых на нас десантированием. Бронезащита пехотных машин всегда будет выше. Наша БМД-4М с людьми и боеприпасами весит меньше 14 тонн, а американская «Брэдли» и немецкая «Пума» – 37 и 43 тонны. По весу это практически танки. Будем наращивать защиту БМД – тоже получим танк. Но танк нам не нужен! Наша машина десантируется и плавает. При этом она ориентирована на уничтожение бронеобъектов противника на расстояниях, превышающих дальность их стрельбы. А пробивается сегодня любая броня. Наверное, в будущем сделают машину и лучше, но до 2020 года ничего лучшего нам не предложат. Воевать же нам уже не на чем! И никто лучше нас не знает, какой должна быть наша боевая машина.
Остается лишь добавить, что с минной угрозой можно бороться не только наращиванием защищенности, но и развитием инженерной разведки. Может быть, именно в этом направлении Генштабу активизировать нашу промышленность?..
А теперь посмотрим на проблему в экономическом ракурсе. Одна БМД-4М со 100-мм орудием при серийном производстве обойдется Минобороны в 64 млн. руб. Стоимость «Рыси», для сравнения, 20 млн. 300 тыс. руб., а «модернизация» 35–40-летних БМД-1 до уровня чуть менее устаревшей БМД-2 обходится в 16 млн. руб. При этом бронетехнику ВДВ сейчас автоматизируют: боевые машины оснащают цифровыми радиостанциями, системой навигации и бортовыми компьютерами, позволяющими командирам машин видеть на компьютерном мониторе свое местоположение и соседей, а также обмениваться с ними текстовыми и графическими сообщениями. Дело, конечно, нужное. Только в этих старых машинах и так было негде сидеть! А после автоматизации в БМД-2 не влезает уже и один из семи десантников. При этом стоимость одного такого комплекта – 15 млн. руб.! А значит, переделка двух БМД-1 в БМД-2 вместе с их автоматизацией тянет на 62 млн. руб., то есть практически на стоимость одной современной машины. А теперь спросите любого офицера с боевым опытом, что он выберет на войне: 10 неспособных поразить противника, но укомплектованных электронными картами БМД-2 или пять машин с современным вооружением? Ответ очевиден даже для невоенного человека. Однако, отказывая десантникам в современной технике, ВДВ продолжают автоматизировать и перевооружать на БМД-2. И к концу 2013 года Воздушно-десантные войска будут полностью обеспечены боевой машиной образца 1985 года!
НУЖНЫ ЛИ ВДВ?
– Если в ближайшей перспективе не получим БМД-4М, в современной войне сможем рассчитывать лишь на роль партизан-диверсантов, – категоричен в оценке командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.
Вникнув в ситуацию, понимаешь, что он не сгущает краски. Ведь в зависимости от перевооружения на современную технику прогнозируется и будущее ВДВ. Пересев на БМД-4М, десантники останутся главной ударной компонентой сил общего назначения, их по-прежнему будут бросать реагировать на любую угрозу, поручая самые сложные боевые задачи. Если же десантникам в придачу к боевым машинам времен афганской войны добавят лишь новые бронеавтомобили, а пехоту вооружат современной бронетехникой, неминуемо разделение труда: Сухопутные войска – для общевойскового боя, ВДВ – для диверсионных и противодиверсионных задач. Сохранять их родом войск тогда не имеет смысла, и на их основе в округах скорее всего сформируют по паре мобильных бригад. И хотя такой вариант еще никем не озвучивался, похоже, именно он читается в отношении Генштаба к перевооружению ВДВ.
Логика в разделении задач между Сухопутными и Воздушно-десантными войсками, безусловно, присутствует. Но не будем забывать, что мотострелки у нас и раньше были вооружены серьезнее десантуры. Только вот задачи при этом почему-то решали «слабо вооруженные» голубые береты. Ну как тут не вспомнить, например, что 1 января 1995-го из штурмующих Грозный частей в город прорвались только два батальона ВДВ, а 131-я мотострелковая бригада и 81-й мотострелковый полк потеряли на городских улицах почти всю свою бронетехнику? А кто в августе 1999-го остановил в Ботлихском районе Дагестана Басаева и Хаттаба? Почему это сделали не «Грады» и «семьдесятдвойки» стоящей в Буйнакске 136-й мотострелковой бригады, а десантники новороссийской дивизии? Именно голубые береты первыми подоспели тогда к Ботлиху на своих стареньких немощных боевых машинах. И что с того, что 58-я армия в августе 2008-го имела арсеналы самых мощных огневых средств, если судьбу кампании все равно решила прилетевшая десантура? Нелогично, но факт: за счет какой-то особой «психологии победителей» ВДВ, ощутимо уступая пехоте в вооружении, за 30 последних лет превратились в самую сильную, ударную когорту сил общего назначения. Так стоит ли ее убивать?
А какой военачальник сравнится по боевому опыту с героем трех войн на Кавказе Шамановым? И кто лучше него может знать, какая техника нужна вверенным ему Воздушно-десантным войскам?
– Вопрос, получим ли мы БМД-4М, – это вопрос будущего войск, вопрос, который звучит так: нужны завтра ВДВ или нет? А по этому поводу требуется уже не военное, а политическое решение, – сказал недавно в одном из своих интервью командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.
http://nvo.ng.ru/armament/2012-07-27/10_desant.html