СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



гидроакустика

Сообщений 241 страница 270 из 351

241

Контр-адмирал в отставке Алексей РЫЖЕНКО, командир БПК "Очаков" в 1977–1979 гг.
http://blackseafleet-21.com/imagecache/3930/0x0.jpg
http://blackseafleet-21.com/news/24-04- … vypolnimyh

ФАКТИЧЕСКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ в Средиземном море началось в декабре 1976 г. Корабль участвовал в учениях, много плавал, решал повседневные задачи боевой службы, которых было немало. Это и участие в поддержании оперативного режима, несение готовностей по обороне группы кораблей на ходу и на якоре, деловые заходы и т. п. Их экипаж решал успешно – они были привычны, обыденны. А вот боевые задачи – поиск и слежение за иностранными подводными лодками, слежение за авианосцами и другими корабельными группировками, дежурство по ПВО в интересах дружественных стран – не ставились.
Так прошло почти 4 месяца. В конце боевой службы, получив запрет на эксплуатацию одного главного двигателя, "Очаков" вернулся в Севастополь.

После пересадки походного штаба ЧФ в точке 5 мы начали подготовку к проверке штабом 5-й эскадры, но вместо проверки получили не совсем четко обозначенную задачу.
В точку 5 стали подходить суда обеспечения: заправили нас топливом, водой, продовольствием. Далее нам в заливе Хаммамет было приказано с плавбазы подводных лодок СФ принять комплект радиогидроакустических буев. Чуть позже получили приказание следовать в сторону Тунисского пролива. Боевое распоряжение должны были получить на переходе.
Все проводилось в атмосфере строгой секретности: корабль в отдельном плавании, люди насторожены. Что будем делать?
На второй день перехода получили боевое распоряжение 5-й эскадры также не совсем конкретного содержания: "После приема буев в точке № 14 следовать в район Балеарских островов; подтвердить контакт РЗК "Лоцман" с неопознанным подводным объектом". Еще более загадочно. Но если получили буи, то этот объект должен быть подводной лодкой. В выработке решения активно принимали участие командир вертолетного отряда майор А. Цицарёв, командир БЧ-3 старший лейтенант В.И. Суворин. Все командиры боевых частей разработали свои частные планы.
ПЕРЕХОД в район Балеарских островов прошел успешно. Экипаж находился на подъеме. Постепенно у всех вырабатывалось мнение, что будем работать с атомной подводной лодкой. Только чьей: своей или иностранной?
Но я понял, что будет работа именно с иностранной подводной лодкой. Для этого нас перевели под управление непосредственно с ЦКП ВМФ.
Сомнения сразу же развеялись, когда за 120 кабельтовых мы обнаружили почти одновременно радиолокацией и визуально наш корабль и командир доложил обстановку. Далее пошла настоящая активная боевая работа, достойная анализа и изучения последующих поколений моряков-противолодочников.
Тем временем на командных пунктах все успокоились, мои донесения принимали спокойно. В конце третьего дня совместного слежения за ПЛА я был почти уверен, что она идет в итальянский порт Ла-Мадалена – передовую ВМБ подводных лодок США в Средиземном море.
Четвертый, последний день нашей совместной работы с РЗК "Лоцман" начался с того, что к нам подошел французский тральщик. Его интересовал только разведывательный корабль. Теперь "Очакову" необходимо было не только следить за иностранной субмариной, но и оттеснять пытавшийся приблизиться к "Лоцману" французский корабль.
Однако впереди нас ждал сюрприз.
Французский тральщик стал понемногу отставать. Мне хотелось его отпустить подальше. В то же время близость территориальных вод вызывала беспокойство. В конце концов после 19.00, когда до тральщика было 70 кабельтовых, до тервод Италии – 20 миль, а место подводной лодки было определено в 13 милях до тервод, взлетел вертолет. Но в этот раз ему по ранее отработанной схеме работать не пришлось. Вертолет, согласно заданию, осмотрел район в радиусе 10 миль от корабля, вышел на курс постановки барьера, и тут последовал доклад командира вертолета: "Подводная лодка подо мной". На запрос: "Как ты ее наблюдаешь?" он ответил: "Визуально". Команда: "Фотографируй". Ответ: "Командир ПЛА спрятался в рубке". И через 1,5–2 минуты: "Лодка начала погружаться". Люди в Москве, которые смотрели фотографии, увидели лодку типа "Лос-Анджелес" в надводном положении, разглядели лицо командира ПЛА и след субмарины, погружающейся до глубины 30–40 метров.
До места погружения атомохода было 8 миль. Работать опускаемой ГАС вертолета было целесообразно, если бы была боевая обстановка и ПЛА необходимо было уничтожать. А нам хотелось получить удовлетворение от слежения.
Срочно произвели расчеты, и вертолет был отправлен на постановку полукольцевого барьера из остатка комплекта буев. После его постановки в кассете вертолета осталось 2 буя, но и они пригодились. Уже начало темнеть, когда сработали почти одновременно 2 буя в разных местах. Один немного западнее центра полукольца, а второй, предпоследний, в полукольце с юго-востока. Последние 2 буя в перехватывающем барьере подтвердили наличие второй подводной лодки. Ее курс был на сближение с моим кораблем. Скорость, очевидно, была большой, потому что оба буя в двух барьерах долго работали одновременно. Вскоре сначала на радиолокации, а впоследствии и визуально мы обнаружили перископ подводной лодки. Очевидно, атомной ПЛ, задача которой была оторвать от слежения ПЛА типа "Лос-Анджелес". Такого удовольствия, как иметь две иностранные атомные подлодки в районе радиусом 7 миль (и обе на контакте!), вертолет в воздухе, РЗК да еще и французский тральщик, наблюдающий в стороне за всем этим, – такого удовольствия никто из командиров противолодочных кораблей, очевидно, не испытывал!
"Очакову" не удалось в этот раз выйти на контакт со "своей" иностранной ПЛА, да в этом, в сущности, уже и не было смысла. Зато 18 минут наш корабль работал с другой лодкой. К сожалению, именно в тот момент надо было принимать на борт вертолет. Контакт с лодкой был потерян, хотя буй еще некоторое время работал от "нашей" иностранной ПЛА.
До территориальных вод Италии оставалось 4 мили. Условия для маневрирования моего корабля были стесненные, да и незачем это было делать. Выполнение боевой задачи было закончено. А через полтора часа на экране РЛС мы обнаружили отметку от цели, следовавшей в пролив Банифачо. Скорость ее была 6 узлов.
КОРАБЛЬ, приняв вертолет, долго оставался на месте, продолжая наблюдение за "своей" иностранной ПЛА. А у меня уже начали появляться наброски анализа всего происшедшего. "Лоцман", разобравшись со следами, продолжал каждый час выдавать место нахождения подводной лодки.
Почему лучшая многоцелевая ПЛА США типа "Лос-Анджелес" позволила за собой следить такое продолжительное время?
Почему она после первого же выхода на нее гидроакустикой вертолета и корабля не использовала свои возможности и не оторвалась навсегда? Ведь это было довольно просто сделать. Увеличив скорость до 30 узлов, даже не применяя средств имитации и других маневров, она бы оставила нас лишь с надеждой когда-то случайно встретиться с ней еще раз.
Почему подводник позволил себе всплыть, зная о том, что за ним ведется слежение?
Зачем перед входом этого атомохода в территориальные воды Италии была выдвинута другая многоцелевая ПЛА для ее отрыва? (Очевидно, это была атомная подлодка типа "Пермит"). На этот вопрос я ответа не имею и сейчас. И его можно было бы получить, лишь лично встретившись с командирами этих атомных подводных лодок.
Вот и радиолокационный контакт потерян на удалении 180 кабельтовых. "Наша" ПЛА медленно входила в пролив, а мы ждали ответа на свои последние донесения. Группа анализа, созданная на период слежения, готовила итоговое донесение. В три часа ночи мы получили команду с ЦКП ВМФ о прекращении выполнения поставленной задачи и начале движения в залив Хаммамет. Управление кораблем было передано на КП 5-й ОПЭСК. Но выполнение боевой задачи продолжалось. Охрана на переходе РЗК "Лоцман" оказалась непростой.
А пока "наш отряд" – БПК "Очаков", РЗК "Лоцман" и французский тральщик – проходили вдоль побережья о. Сардиния. Учитывая относительно малую ширину территориальных вод Италии, мы любовались ее пейзажами. Переход осуществляли под одним маршевым двигателем – развивать большую скорость не позволяли возможности РЗК, мы спокойно двигались на юг. Походный ордер, самый простой, определился сам, и нам казалось, что не только мы, но и французский тральщик охраняет РЗК "Лоцман".
В Тунисском заливе француз сначала отстал. Мы посчитали, что тральщик закончил выполнение своей задачи, но он вновь нас догнал и занял "свое место в строю". Так мы и пришли в залив Хаммамет.
Основные выводы по проделанной работе:
– большой противолодочный корабль один, даже такой как БПК "Очаков", имеет ограниченные возможности по поиску иностранных ПЛА;
– современные противолодочные корабли, имеющие на вооружении один противолодочный вертолет, должны иметь достаточное количество радиогидроакустических буев текущего довольствия, чтобы производить поиск, обнаруживать и следить за подводными лодками в довольно больших районах на протяжении времени, достаточного для подхода основных противолодочных сил слежения и т. д.

Памятуя о второй основной боевой задаче при выполнении кораблем функций КНС – выявлении в составе АМГ многоцелевой ПЛА, – мы определили вероятный сектор ее нахождения и провели ее поиск. Подводной лодки мы не обнаружили, но тактические приемы штурмовиков "Корсар" все-таки определили. Они парами из района барражирования с дистанции 100–80 км начинали сближение с кораблем, на дистанции 30–40 км снижались на высоту 50 м (иногда и менее), выходили на корабль и с кабрирования имитировали бомбометание, делали 1–2 круга над кораблем (проверяли результаты удара) и уходили в направлении авианосца. Этому и был посвящен один день совместной боевой подготовки БПК "Очаков" и АВМ "Форрестол": мы искали ПЛА в секторе и провели полезные для себя РТУ по самолетам, был отработан комплекс действий корабля при отражении налета авиации, а авианосец отрабатывал действия своих штурмовиков.
Однако ПЛА в составе АМГ все же была. Те две лодки типа "Пермит" ВМС США, которые базировались на передовой базе Ла-Мадалена, как раз и были предназначены для действий в составе двух АМГ 6-го флота США во главе с авианосцами "Форрестол" и "Саратога". Но об этом немного позже.

После заправки авианосцы разошлись на удаление более 100 миль. Начались полеты авиации. Следуя за "своим" авианосцем, БПК "Очаков" зашел в залив Отранто. Здесь-то мы и обнаружили итальянскую подводную лодку типа "Энрико-Тоти". Следить за ней было несложно. Немногим более чем через 2 часа слежения мы получили приказание его прекратить и продолжать выполнение главной задачи: слежение за АВМ "Форрестол".


Командующий флотом и ЧВС получили от министра обороны Болгарии подарки – пистолеты. ЧВС (он жил в моей каюте) показал мне свой, а порученец командующего через час принес мне две связанные вместе коробки с пистолетами и сказал, что заберет их в Севастополе. Я эту связку коробок отдал арсенальщику корабля – на сохранение до прихода в Севастополь в арсенале.
В последний день визита командующий флотом, заслушав доклад на корабельном пункте управления, удивился: "Почему так долго в Черном море нет иностранных подводных лодок?" Офицер разведки доложил: "Их сейчас больше интересует Эгейское и Средиземное моря". "Турки обленились", – отреагировал комфлот. И пошел собираться в город.
После обеда у командующего ВМС Болгарии адмирал Н.И. Ховрин и вице-адмирал П.Н. Медведев прибыли на корабль. Мы их встретили построением по "Большому сбору". Командующий поблагодарил экипаж за визит и вместе с ЧВС и частью офицеров походного штаба убыл на аэродром для перелета в Севастополь.
Оба корабля в 16.00 снялись со швартовов и начали движение в Севастополь. После выхода из Варненского залива БПК "Очаков" продолжил движение в Главную базу, а СКР "Беззаветный" ушел на обеспечение БП кораблей ЧФ в северо-западную часть Черного моря.
ЭКИПАЖ отдыхал, оставшиеся офицеры штаба флота прогуливались по носовой стартовой площадке. Я задремал в кресле, удовлетворенный, что закончился период моего "практического обучения". Через три часа мы вышли из территориальных вод Болгарии. Вахтенный офицер старший лейтенант И. Князь, довольный предоставленной ему самостоятельностью, уверенно управлял кораблем. И вот сквозь дремоту я услышал шипение динамика парной связи с рубкой акустиков, а следом за шипением доклад: "Эхо – пеленг… дистанция, оттенок эха металлический, контакт уверенный". "Учебная тревога!" И заработала на корабле "противолодочная машина".
Самый простой командирский прием – и подводный объект находится с правого борта. Пять минут классификации и вывод: контакт с подводной лодкой. Вмиг полетело по СБД первое донесение на КП ЧФ об обнаружении подводной лодки.
Через 20 минут я был вызван на переговоры с ОД ЧФ. Он меня уверял, что в Черном море подводных лодок Турции нет. Болгарские подводные лодки и одна румынская стоят в базах – это он знал точно. Наши подводные лодки там оказаться не могли. Пока я с ним разговаривал, контакт на 28-й минуте был потерян – подводная лодка сманеврировала под корабль. Подробное донесение так и не было отправлено. Через 15 минут контакт с подводной лодкой был восстановлен, но на большой дистанции. Сближение, и пошли параллельными курсами. Удивительно: 40 минут подводная лодка идет, как привязанная.
А подробное донесение о слежении за подводной лодкой уже ушло на КП флота. Между тем начала закрадываться тень сомнения. Старшина команды гидроакустиков перешел в режим прослушивания и шум вывел мне на динамик. Шум подводной лодки и через минуту появление командира группы ОСНАЗ меня окончательно убедили: перехват радио командира турецкой подводной лодки. Теперь на вызов к переговорам с ОД ЧФ я шел с уверенностью. Он меня больше не воспитывал. Однако после переговоров опять произошла потеря контакта. Но через 20 минут он был восстановлен. Так продолжалось до захода солнца. И вот, перед тем как светило должно было уйти за горизонт, доклад сигнальщика: "Слева 70О, дистанция 15 кабельтовых – перископ". Я застопорил ход. Подводная лодка шла на сближение, явно с целью сфотографировать корабль. Это же сделали и мы. Постепенно приводя перископ на курсовой угол, выгодный для работы акустиков, мы его потеряли – стемнело. Перископ не наблюдался уже и радиолокацией. Лодка явно погрузилась и по глубине больше не маневрировала. Так мы вдоль тервод Болгарии проследовали еще 30 минут и прекратили слежение по приказанию ОД ЧФ.
Было приказано в 10.00 прибыть в Севастополь и сделать доклад об обнаружении подводной лодки.
Больше мне следить за иностранными подлодками в должности командира корабля не приходилось. (Необходимо отметить, что все действия на корабле по слежению за подводной лодкой были высокопрофессиональными. – Прим. И.В. Касатонова).
Разбор сразу после возвращения произвел офицер отдела ПЛБ штаба ЧФ. Действия корабля были признаны правильными.
А спустя 18 лет, находясь в Турции с отрядом учебных кораблей в Военно-морской академии Турецкой Республики, я напросился посетить ВМБ в п. Измир, где военный атташе Украины познакомил меня с командиром подводного флота ВМС Турции дивизионным адмиралом Мустафой Инатуром. На мой вопрос, почему так мало подводных лодок в базе, он стал перечислять, где они находятся. И в конце сказал: "В Черном море наших подводных лодок нет".
Я вспомнил такое же заявление офицера отдела разведки ЧФ командующему флотом 18 лет назад и стал рассказывать адмиралу Инатуру о своем последнем слежении за иностранной подводной лодкой на БПК "Очаков". Красивый турок, больше похожий на армянина, внимательно изучал меня своими большими глазами и по окончании моего рассказа попросил: "Повторите, пожалуйста, название корабля и дату происходившего".
Мне это не стоило труда. И тут – совершенно неожиданное заявление Мустафы Инатура: "Командиром этой лодки был я".
Это прозвучало очень эффектно.
А дальше пошел разбор совместных действий. Я понял, что в Турции командирами подводного флота ВМС назначают людей достойных.

242

ИСТОРИЯ БПК "КРОНШТАДТ"

С 11 по 31 мая 1973 года корабль в составе КПУГ (совместно с БПК «Адмирал Нахимов») участвует в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ противника в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»). 14 мая в Норвежском море в 11 часов 30 минут корабли КПУГ получили контакт с ПЛ вероятного противника, которая активно уклонялась с применением средств ГПД. Слежение за ПЛ продолжалось до ее ухода в территориальные воды Норвегии

http://admiral-umashev.narod.ru/kronshtadt2.htm

243

Всплывая на очередной сеанс связи, я обнаружил на экране телевизионной системы, как из правого нижнего угла экрана надвигается какая-то чёрная тень. Возможно акула или дельфин. Но в это время защёлкали стрелки приборов аппаратуры ведущего кабеля, замигали лампочки красного и зелёного цветов и я всё понял. Взгляд на глубиномер — 30 метров. В центральном — гробовая тишина. Дал команду боцману на ровном киле погрузиться на глубину 40 метров. Было понятно, что наверху находится железо, т.е. корабль. Всплыв через 10 минут под перископ, на курсовом углу 150° левого борта обнаружил эсминец типа «Спрюенс». Океан – штиль. Акустики ничего не слышали пока, не надели наушники, на экране ГАК тоже ничего. Вот пример бесшумного корабля. Оказалось, штурман после приготовления корабля к бою и походу, забыл снять питание с аппаратуры ведущего кабеля. Благодаря его раздолбайству мы не попали под таранный удар.

http://www.postsovet.ru/blog/russia/437942.html

244

http://s2.uploads.ru/t/plxJu.jpg
http://s3.uploads.ru/t/41Apx.jpg
http://s2.uploads.ru/t/dyR5P.jpg
http://s3.uploads.ru/t/8AWcM.jpg
http://s7.uploads.ru/t/Sw9jm.jpg
http://s6.uploads.ru/t/KjEOY.jpg
http://s2.uploads.ru/t/t6MvI.jpg
http://s7.uploads.ru/t/2nORE.jpg
http://s2.uploads.ru/t/B0Sj6.jpg
http://s7.uploads.ru/t/sLolI.jpg
http://s2.uploads.ru/t/uEsxS.jpg

245

Однажды, буквально за день до выхода на боевую службу в 1984 году начальник связи ЧФ отдал приказание получить и установить на корабле устройство МПЗМ-300. Когда на другой день на палубу краном была выгружена груда железа, я был немало удивлен. Из документации я понял, что аппаратура представляет собой подводный звуковой маяк, предназначенный для передачи информации на подводные лодки в слуховом режиме. Для установки поста радиста и агрегатной командир корабля выделил вентиляционную выгородку в кормовой надстройке. Работы по ремонту МПЗМ и его монтажу начались в тот же день и велись круглосуточно. Руководство и монтаж осуществляли: старший инженер БЧ-4 капитан 3 ранга Ханов Роберт Николаевич и старший техник БЧ-4 старший мичман Коваленко Ярослав Григорьевич. Начальник связи ЧФ придавал огромное значение испытаниям МПЗМ-300. Ежедневно я докладывал ему о ходе работ по установке маяка. Через трое суток, уже в Средиземном море, работы были закончены. По сути, был создан новый боевой пост, в котором размещались агрегатная, усилитель, ДКМ-60. Для спуска маяка использовались ручная лебедка и грузовая балка зенитно-ракетного комплекса «Оса». Поскольку погружаемый излучатель маяка весил более ста килограмм, грузовая балка работала с опасной перегрузкой, и я ожидал, что она вот-вот сломается. А это грозило большими неприятностями, так как был бы выведен из строя ЗРК «Оса».
Однако за две боевые службы было произведено более 900 спусков маяка, и балка выдержала. Особенностью МПЗМ-300 было то, что его диаграмма направленности была не круговой, а имела вид восьмерки. В то же время, излучатель при погружении мог свободно вращаться течением, что вносило случайный характер в результаты приема.За две боевые службы МПЗМ-300 многократно использовался на различных специальных и боевых учениях. При этом были достигнуты внушительные результаты. Так, например, с 24 февраля по 20 марта 1984 г. проводилось специальное учение по отработке выдачи целеуказания по ОБК противника в интересах атаки подводной лодки с использованием МПЗМ-300. КРУ «Жданов» находился в южной части Средиземного моря, а информацию принимала ПЛ «Б-515», которая двигалась с северо-запада. При этом была достигнута дальность уверенного приема - 420 км и максимальная дальность приема – 500км.

http://cruiser.patosin.ru/bc4/y/index.html

Отредактировано mina (2016-03-12 17:22:50)

246

Гидроакустический буй?

http://s3.uploads.ru/cjP2C.jpg
http://s3.uploads.ru/923O4.jpg
http://s7.uploads.ru/vTn3P.jpg
http://s7.uploads.ru/koaYg.jpg
http://s3.uploads.ru/yRFcI.jpg
http://s3.uploads.ru/ILtxp.jpg

247

Авторы модели 137126:
Рубанов Игорь Лазаревич (RU)
Макаров Николай Александрович (RU)
Корякин Алексей Борисович (RU)
Козловский Сергей Викторович (RU)
Илларионов Алексей Александрович (RU)
Классы МПК7:G01S15/87
Вледельцы модели:Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор" (RU)


Полезная модель относится к области гидроакустики. Техническим результатом предлагаемой полезной модели является увеличение дальности действия гидроакустического комплекса надводного корабля (ГАК НК) в режиме бистатической гидролокации в сложных гидрологоакустических условиях. Для обеспечения указанного технического результата в известном ГАК НК, содержащем пульт управления и индикации, первую цилидрическую акустическую антенну, размещенную в буксируемом при помощи кабель-троса носителе, вторую цилиндрическую акустическую антенну, размещенную в бульбовом или подкильном обтекателе, тракт излучения, первый и второй тракты приема сигналов, включающие первую и вторую системы первичной обработки, входы которых через первый и второй коммутаторы приема-передачи соединены соответственно с выходом первой и второй антенны, а выходы соединены с первым и вторым входами системы вторичной обработки, выход которой подключен к первому информационному входу пульта управления и индикации, дополнительно введен блок вычисления дистанций в бистатическом режиме гидролокации, вход которого соединен с информационным выходом пульта управления, а выход соединен с третьим входом системы вторичной обработки, при этом первый дополнительный выход пульта управления и индикации соединен с входами антенного коммутатора первой антенны и вторым коммутатором приема-передачи, а второй дополнительный выход пульта управления и индикации соединен с входами антенного коммутатора второй антенны и первым коммутатором приема-передачи.

Полезная модель относится к области гидроакустики.

Известны гидроакустические станции и комплексы надводного корабля (ГАС и ГАК НК), содержащие приемо-излучающую антенну, расположенную в бульбовом обтекателе в носовой части корабля (подкильный гидролокатор), и приемо-излучающую антенну, буксируемую за НК на заданной глубине (буксируемый гидролокатор). Антенна, расположенная в бульбовом обтекателе, наиболее эффективна в гидроакустических условиях приповерхностного звукового канала [1, 2]. Недостатками подкильных гидролокаторов является низкая эффективность поиска в неблагоприятных гидроакустических условиях, а именно при нахождении цели под слоем скачка скорости звука (при отрицательной рефракции). В таких условиях используется, как правило, буксируемый гидролокатор [1].

В известных ГАК НК используется так называемый метод моностатической ГЛ, при котором излучение и прием осуществляются только на подкильную, или только на буксируемую антенну, в зависимости от условий наблюдения.

Недостатком известных ГАК НК, работающих в режиме моностатической гидролокации, является низкая эффективность при поиске целей в неблагоприятных гидроакустических условиях, например, при маневрировании цели непосредственно вблизи слоя скачка скорости звука.

Известен ГАК НК [3], содержащий первую цилидрическую акустическую антенну, размещенную в буксируемом при помощи кабель-троса носителе, вторую цилиндрическую акустическую антенну, размещенную в бульбовом или подкильном обтекателе, тракт излучения, включающий последовательно соединенные задающий генератор, блок усилителей мощности, антенный коммутатор, первый и второй блок согласующих устройств, выходы которых через первый и второй коммутаторы приема-передачи соединены соответственно с первой и второй цилиндрическими акустическими антеннами, также содержащий первый тракт приема сигналов, включающий первую систему первичной обработки, вход которой через первый коммутатор приема-передачи соединен с выходом первой антенны, а выход соединен с первым входом системы вторичной обработки, второй тракт приема сигналов, включающий вторую систему первичной обработки, вход которой через второй коммутатор приема-передачи соединен с выходом второй антенны, а выход соединен с вторым входом системы вторичной обработки, также содержащий пульт управления и индикации, первый информационный вход которого подключен к выходу системы вторичной обработки, а выходы управления подключены к соответствующим входам тракта излучения, первого и второго трактов приема сигналов, при этом излучение и прием гидроакустических сигналов осуществляется либо первой приемо-излучающей антенной, расположенной в буксируемом при помощи кабель-буксира носителе, либо второй приемо-излучающей антенной, расположенной в бульбовом обтекателе. Недостатком известного ГАК НК является низкая эффективность при маневрировании цели непосредственно вблизи слоя скачка скорости звука (±10 м относительно горизонта СС3).

По количеству общих признаков известный ГАК НК наиболее близок к предлагаемой полезной модели и вследствие этого принят за прототип.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение эффективности действия ГАК НК при маневрировании цели вблизи слоя скачка скорости звука за счет использования метода бистатической гидролокации.

Для обеспечения указанного технического результата в известном ГАК НК, содержащем первую цилидрическую акустическую антенну, размещенную в буксируемом при помощи кабель-троса носителе, вторую цилиндрическую акустическую антенну, размещенную в бульбовом или подкильном обтекателе, тракт излучения, включающий последовательно соединенные задающий генератор, блок усилителей мощности, первый второй антенные коммутаторы, первый и второй блок согласующих устройств, выходы которых через первый и второй коммутаторы приема-передачи соединены соответственно с первой и второй цилиндрическими акустическими антеннами, также содержащий первый тракт приема сигналов, включающий первую систему первичной обработки, вход которой через первый коммутатор приема-передачи соединен с выходом первой антенны, а выход соединен с первым входом системы вторичной обработки, второй тракт приема сигналов, включающий вторую систему первичной обработки, вход которой через второй коммутатор приема-передачи соединен с выходом второй антенны, а выход соединен с вторым входом системы вторичной обработки, также содержащий пульт управления и индикации, первый информационный вход которого подключен к выходу системы вторичной обработки, а выходы управления подключены к соответствующим входам тракта излучения, первого и второго трактов приема сигналов, введен блок вычисления дистанций в бистатическом режиме гидролокации, вход которого соединен с информационным выходом пульта управления, а выход соединен с третьим входом системы вторичной обработки, при этом первый дополнительный выход пульта управления и индикации соединен с входами антенного коммутатора первой антенны и вторым коммутатором приема-передачи, а второй дополнительный выход пульта управления и индикации соединен с входами антенного коммутатора второй антенны и первым коммутатором приема-передачи.

В результате введения в состав ГАК НК блока вычисления дистанций в бистатическом режиме гидролокации обеспечивается расчет дистанций в бистатическом режиме ГЛ для выдачи данных для отображения информации на экране пульта управления и индикации. Дополнительные выходы пульта управления и индикации обеспечивают либо излучение гидроакустических сигналов первой приемо-излучающей антенной и прием второй приемо-излучающей антенной, либо излучение второй приемо-излучающей антенной и прием первой приемо-излучающей антенной.

Использование бистатического режима ГЛ на НК является эффективным при поиске целей в неблагоприятных гидроакустических условиях, например при маневрировании цели непосредственно вблизи слоя скачка скорости звука.

Технический результат подтверждается расчетами и прямыми натурными экспериментами в морских условиях.

Как известно, дальность обнаружения в режимах ГЛ определяется, в том числе, такими факторами как давление излучения, коэффициент концентрации в приеме, уровень помех работе ГАК, эквивалентный радиус цели, а также ВРС3 и заглублением цели и буксируемой антенны.

Физическими предпосылками эффективности бистатической гидролокации с использованием подкильной и буксируемой антенн при наличии слоя скачка скорости звука являются следующие.

Цилиндрические подкильные антенны, как правило, имеют более высокий уровень давления излучения. При локации цели, находящейся ниже СС3, и прохождении звука через слой СС3 имеют место существенные потери звуковой энергии за счет рассеяния. Используя повышенную мощность излучения эти потери можно компенсировать. Но такие же потери будут иметь место и при приеме эхосигнала на подкильную антенну. Поэтому при приеме эхосигнала на буксируемую антенну, расположенную ниже СС3, можно получить более высокое отношение сигнал/помеха, учитывая, что уровень помех работе буксируемых антенн, в большинстве случаев, ниже, чем для подкильных.

Буксируемые антенны, как правило, имеют меньшие размеры, по сравнению с подкильными, и поэтому имеют меньший коэффициент концентрации в приеме и меньшую мощность излучаемых сигналов. При облучении цели буксируемой антенной, даже более низкой мощностью, за счет высокого коэффициента концентрации подкильных цилиндрических антенн в приеме удается получить более высокое отношение сигнал/помеха по сравнению приемом на буксируемую антенну, даже при более высоком уровне помех работе подкильной антенны.

Влияние указанных физических факторов подтверждается расчетами по известным методикам [2].

Таким образом, в каждом конкретном случае использования режима бистатической гидролокации требуется детальный учет всех факторов и выбор излучающей и приемной антенн на основе расчетов зон обнаружения.

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется Фиг.1, Фиг.2, Фиг.3 и Фиг.4, где приведены, соответственно, на Фиг.1 - блок-схема предлагаемого ГАК НК, на Фиг.2 - пример реализации блока расчета дистанции в режиме БГЛ, на Фиг.3 - типовой разрез скорости звука по глубине (ВРС3), на Фиг.4 (а, б, в) - расчетные зависимости дальности обнаружения цели от глубины ее погружения в мелком море (глубина моря принята равной 100 м) в условиях типового ВРС3, приведенного на фиг.3.

Предлагаемая полезная модель ГАК НК (фиг.1) содержит первую цилиндрическую акустическую антенну 1, размещенную в буксируемом носителе 2, вторую цилиндрическую акустическую антенну 3, размещенную в бульбовом обтекателе, тракт излучения 4, включающий последовательно соединенные задающий генератор 5, блок 6 усилителей мощности, первый 7 и второй 8 антенные коммутаторы, первый блок 9 и второй блок 10 согласующих устройств, при этом выходы антенных коммутаторов 7 и 8 соединены соответственно с входами первого 9 и второго 10 блоков согласующих устройств, первый 12 тракт приема сигналов, включающий последовательно соединенные первый блок 11 коммутации прием-передача, размещенный в буксируемом носителе 2, первую систему 13 первичной обработки и систему 14 вторичной обработки, причем первые информационные входы первого блока 11 коммутации прием-передача соединены с выходом первого блока 9 согласующих устройств, а вторые информационные входы подсоединены к выходам электроакустических преобразователей первой цилиндрической акустической антенны 1.

ГАК (фиг.1) также содержит второй тракт 15 приема сигналов, включающий последовательно соединенные второй блок 16 коммутации прием-передача, вторую систему 17 первичной обработки, выход которой соединен с вторым входом системы 14 вторичной обработки, при этом первые информационные входы второго блока 16 коммутации прием-передача соединены с выходом второго блока 10 согласующих устройств, а вторые информационные входы подсоединены к выходам электроакустических преобразователей второй цилиндрической акустической антенны 3.

ГАК также содержит пульт 18 управления и индикации, выходы управления которого подключены к соответствующим входам управления тракта 4 излучения, первого 12 и второго 15 трактов приема сигналов (на фиг.1 указанные связи не показаны ввиду общепринятого подхода к функциональному назначению пультов управления и с целью упрощения блок-схемы). В целях обеспечения работы ГАК в бистатическом режиме гидролокации первый выход управления пульта 18, соединенный с первым антенным коммутатором 7, подключен к входу управления второго блока 16 коммутации прием-передача, второй выход управления пульта 18, соединенный с вторым антенным коммутатором 8, подключен к входу управления первого блока 11 коммутации прием-передача.

Информационный выход пульта 18 управления и индикации соединен также с информационным входом блока 19 вычисления дистанций в бистатическом режиме гидролокации, выход которого соединен с третьим входом системы 14 вторичной обработки.

Блок 19 вычисления дистанций в бистатическом режиме гидролокации включает, например, ячейки 20 и 21 памяти и вычислитель 22.

При решении задач поиска ПЛ в сложных гидрологических условиях, например, вблизи слоя скачка скорости звука, целесообразно совместное использование АПГ и антенны в бульбовом (подкильном) обтекателе ГАК.

Работа предлагаемого ГАК в бистатическом режиме гидролокации.

По результатам замера распределения скорости звука по глубине в районе плавания и расчета зон обнаружения в бистатическом режиме гидролокации оператор определяет оптимальную глубину буксировки АПГ.

Затем с помощью корабельного спуско-подъемного устройства, используя кабель-буксир, закрепленный на буксируемом носителе 2, оператор опускает буксируемый носитель 2 на выбранную глубину. При этом в пульте управления 18 вырабатывается значение горизонтальной проекции расстояния между антеннами (L). Величина L поступает в блок 19 расчета дистанций из пульта управления в текущем режиме, она определяется скоростью корабля и длиной вытравленного кабель-буксира.

Для решения задачи обнаружения в бистатическом режиме гидролокации оператор устанавливает с помощью пульта 18 управления и индикации требуемые режимы излучения с использованием первой 1 или второй 3 антенны и соответствующие режимы обработки эхосигналов во втором 15 или первом 12 приемном тракте.

В зависимости от решаемой задачи оператор
...
Работа предлагаемой полезной модели в бистатическом режиме гидролокации при излучении второй антенной 3 и приеме на первую цилиндрическую антенну 1 осуществляется аналогичным образом.

В качестве примера, иллюстрирующего эффективность работы предлагаемого ГАК НК в реальных гидроакустических условиях, на Фиг.4 приведены расчетные дальности обнаружения ПЛ в зависимости от глубины ее погружения при ВРС3, приведенном на Фиг.3. Исходные данные по техническим параметрам для подкильного и буксируемого гидролокаторов соответствуют характеристикам экспортного ГАК МГК-335ЭМ-03 [1]. Несложно заметить, что при глубине погружения цели Нц=30 м (что соответствует условию близости к СС3) при обнаружении ее при помощи приемо-излучающей антенны, расположенной в бульбовом обтекателе, дальность обнаружения составляет D=1639 м (Фиг.4а), при обнаружении цели с использованием приемо-излучающей антенны, расположенной в буксируемом носителе, заглубленном на 30 м, составляет 2848 м (Фиг.4б), при работе в бистатическом режиме - излучение антенной, распложенной в буксируемом носителе, а прием антенной, расположенной в бульбовом обтекателе, составляет 6540 м (Фиг.4в).

Таким образом, введение в состав ГАК НК блока 19 расчета дистанций и его информационных связей, а также дополнительных управляющих выходов пульта 18 управления и индикации обеспечивает возможность определения координат целей в бистатическом режиме гидролокации и в конечном итоге обеспечивает достижение заявленного технического результата.

В качестве буксируемого гидролокатора может использоваться также станция с излучателем, расположенным в буксируемом носителе, и приемной антенной, выполненной в виде гибкой протяженной буксируемой антенны (ГПБА) [1].

1. Гидроакустический комплекс для надводных кораблей, содержащий первую цилиндрическую акустическую антенну, размещенную в буксируемом при помощи кабель-троса носителе, вторую цилиндрическую акустическую антенну, размещенную в бульбовом или подкильном обтекателе, тракт излучения, включающий последовательно соединенные задающий генератор, блок усилителей мощности, первый и второй антенные коммутаторы, первый и второй блок согласующих устройств, выходы которых через первый и второй коммутаторы приема-передачи соединены соответственно с первой и второй цилиндрическими акустическими антеннами, также содержащий первый тракт приема сигналов, включающий первую систему первичной обработки, вход которой через первый коммутатор приема-передачи соединен с выходом первой антенны, а выход соединен с первым входом системы вторичной обработки, второй тракт приема сигналов, включающий вторую систему первичной обработки, вход которой через второй коммутатор приема-передачи соединен с выходом второй антенны, а выход соединен с вторым входом системы вторичной обработки, также содержащий пульт управления и индикации, первый информационный вход которого подключен к выходу системы вторичной обработки, а выходы управления подключены к соответствующим входам тракта излучения, первого и второго трактов приема сигналов, отличающийся тем, что дополнительно введен блок вычисления дистанций в бистатическом режиме гидролокации, вход которого соединен с информационным выходом пульта управления, а выход соединен с третьим входом системы вторичной обработки, при этом первый дополнительный выход пульта управления и индикации соединен с входами антенного коммутатора первой антенны и вторым коммутатором приема-передачи, а второй дополнительный выход пульта управления и индикации соединен с входами антенного коммутатора второй антенны и первым коммутатором приема-передачи.
2. Гидроакустический комплекс для надводных кораблей по п. 1, отличающийся тем, что первая акустическая антенна выполнена в виде излучателя, размещенного в буксируемом носителе, и приемной гибкой протяженной буксируемой линейной антенны, подсоединенной к буксируемому носителю.
3. Гидроакустический комплекс по п.2, отличающийся тем, что гибкая протяженная буксируемая антенна состоит из секции с электроакустическими приемниками и кабеля нулевой плавучести.

http://poleznayamodel.ru/model/13/137126.html
http://img.poleznayamodel.ru/img_data/144/1447286.gif

248

http://img.poleznayamodel.ru/img_data/108/1089116.gif
Судовое спускоподъемное устройство для буксируемой части гидроакустической станции надводного корабля

Авторы модели 120944:
Рубанов Игорь Лазаревич (RU)
Виноградов Александр Владимирович (RU)
Андреев Михаил Яковлевич (RU)
Классы МПК7:B63B21/66
Вледельцы модели:Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор" (RU)


Предложено судовое спуско-подъемное устройство (СПУ) для буксируемой части гидроакустической станции с гибкой протяженной буксируемой антенной (ГПБА) для надводного корабля, содержащее ложемент для установки буксируемого носителя в положение по-походному; тележку, которая может продольно перемещаться и выходить за кормовой срез корабля; ловитель, установленный на тележке; приемный ролик кабель-буксира и цилиндрический барабан для ГПБА. В предложенном СПУ намотка ГПБА производится на внутреннюю поверхность неподвижного цилиндрического барабана, ось которого перпендикулярна палубе надводного корабля. В боковой стенке барабана имеется вертикальная прорезь; внутри барабана размещен укладчик свободновращающийся на оси, соосно с барабаном, и вертикально перемещающийся вверх и вниз по оси при помощи механического привода; а также введены направляющий ролик и два комплекта тяговых роликов для ГПБА и кабель-буксира, причем один комплект расположен в корму от направляющего ролика, а другой в нос.

Такая конструкция СПУ позволяет производить постановку-выборку ГПБА без ее расстыковки с кабель-буксиром, что существенно упрощает процедуру и повышает ресурс БЧ ГАС НК и СПУ
Технический результат подтверждается прямым макетированием СПУ

http://poleznayamodel.ru/model/12/120944.html

249

http://img.poleznayamodel.ru/img_data/77/771945.gif
Судовое спускоподъемное устройство для буксируемых подводных аппаратов

Авторы модели 91968:
Цибулькин Анатолий Федорович (RU)
Хуснутдинов Рафаэль Ривович (RU)
Сидоров Александр Олегович (RU)
Рубанов Игорь Лазаревич (RU)
Охрименко Сергей Николаевич (RU)
Бородин Юрий Леонидович (RU)
Андреев Михаил Яковлевич (RU)
Классы МПК7:B63B21/66
Вледельцы модели:ОАО "Концерн "Океанприбор" (RU)


Полезная модель относится к области водного транспорта и может быть использована для спуска, подъема и буксировки подводных аппаратов. Предложено судовое спускоподъемное устройство для буксируемых подводных аппаратов, содержащее ложемент, лебедку, тележку, установленную на горизонтальном подволоке с возможностью ее продольного перемещения и вывода за кормовой срез объекта-носителя, связанный с тележкой с возможностью его поворота в вертикальной плоскости ловитель, в котором проделаны сквозные отверстия для прохода кабель-буксира, направляющий и приемный ролики, жестко установленные на тележке без изменения их высоты относительно палубы объекта-носителя. Предложенное спускоподъемное устройство обеспечивает захват и спуск буксируемого подводного аппарата в положении «с виса» (в воздухе), что уменьшает влияние качки объекта-носителя на волнении и наличия возмущенного потока воды, идущего из под винтов, а также улучшает условия работы оператора.
...
Технический результат подтверждается расчетами и натурным масштабным макетированием взаимодействия спускоподъемного устройства, буксируемого подводного аппарата и объекта-носителя показали, что влияние факторов, затрудняющих подъем буксируемого подводного аппарата, может быть существенно уменьшено за счет захвата аппарата ловителем в положении «с виса».

http://poleznayamodel.ru/model/9/91968.html

Отредактировано mina (2016-03-26 17:36:54)

250

scout написал(а):

Гидроакустический буй?

похоже на всплывающую антенну "Амги"
Где ее нашли?

Отредактировано mina (2016-03-26 17:38:24)

251

http://img.poleznayamodel.ru/img_data/90/904997.gif
Вернуться к полезной модели номер 104146
Буксируемая часть гидроакустической станции для надводного корабля

Авторы патента:
Боголюбов Борис Николаевич (RU)
Рубанов Игорь Лазаревич (RU)
Клюшин Виталий Викторович (RU)
Андреев Михаил Яковлевич (RU)
Вледельцы патента:
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг) (RU)

Полезная модель относится к области гидроакустики и может быть использована в гидроакустических станциях надводных кораблей, а также научно-исследовательских судов и судов экологического контроля.

Предложена буксируемая часть (БЧ) гидроакустической станции для надводного корабля (НК), содержащая гибкую протяженную буксируемую антенну (ГПБА), линейную низкочастотную излучающую антенну (НИА), состоящую из электроакустических преобразователей, каждый из которых герметизирован с обеспечением звукопрозрачности и кабель-буксир. Электроакустические преобразователи линейной НИА размещены в единой шланговой звукопрозрачной оболочке, заполненной гелеобразным заполнителем. При этом снижаются шумы и вибрации БЧ ГАС при буксировке за НК. Максимальный результат может быть получен, если наружные диаметры оболочки линейной НИА и ГПБА равны.
...
Известна БЧ ГАС, содержащая ГПБА, НИА, состоящую из электроакустического преобразователя, размещенного в заполненном звукопроводящей жидкостью звукопрозрачном корпусе буксируемого носителя (БН), кабель-буксир [2].
Недостатком известной БЧ ГАС является необходимость нахождения на НК манипулятора, обеспечивающего захват БН и его перемещения в процессе проведения операций спуска-подъема БН.
Манипулятор является сложным, массивным и весьма дорогостоящим устройством, занимающим по массе до 40% всего СПУ [3, 4], что делает проблемным размещение ГАС с ГПБА для НК с известной БЧ ГАС на объектах - носителях малого и среднего водоизмещения.
От указанного недостатка свободна БЧ ГАС для НК, содержащая ГПБА, линейную НИА, состоящую из N электроакустических преобразователей, каждый из которых герметизирован с обеспечением звукопрозрачности путем размещения в своем отдельном герметичном звукопрозрачном корпусе, заполненном звукопроводящей жидкостью и кабель - буксир [5].
Герметичные корпуса, в которых размещены электроакустические преобразователи низкочастотной излучающей антенны, соединены между собой кабелями, обеспечивающими транзит электрических сигналов, при этом диаметр кабеля меньше диаметра герметичного корпуса.
Для проведения операций спуска - подъема известной БЧ ГАС для НК не требуется манипулятор. Операция может проводиться с использованием только корабельной лебедки, что резко уменьшает массогабаритные характеристики СПУ, его энергопотребление и стоимость.
...
Наилучшие результаты достигаются в случае, если электроакустические преобразователи линейной низкочастотной излучающей антенны выполнены продольно изгибными. Эти преобразователи позволяют обеспечить низкую частоту и требуемую мощность, при поперечном размере преобразователей, не превышающем диаметр ГПБА. При этом ГПБА и шланговая оболочка, в которой размещены излучатели линейной НИА, могут иметь равные наружные диаметры. В этом случае шумы обтекания и вибрации БЧ ГАС минимальны.
Технический результат подтверждается расчетным моделированием и прямым натурным макетированием.
Сущность полезной модели поясняется Фиг.1 и Фиг.2, на которых приведены соответственно предлагаемая БЧ ГАС с ГПБА для НК в рабочем положении за бортом надводного корабля и конструкция НИА.
Предложенная БЧ ГАС 1 для НК - содержит ГПБА 2; линейную НИА 3; кабель - буксир 4 (Фиг.1).
Буксировка БЧ ГАС 1 осуществляется надводным кораблем 5 при помощи входящего в состав БЧ ГАС кабель - буксира 4 и корабельной лебедки 6.
Линейная НИА 3 содержит N электроакустических преобразователей 7, (Фиг.2) например, продольно - изгибных [6], размещенных в звукопрозрачной шланговой оболочке 8, выполненной из полиуретана и заполненной гелеобразным заполнителем 9. Наружный диаметр шланговой оболочки 9 равен диаметру ГПБА 2. ГПБА в данном примере выполнена в виде полиуретановой оболочки, заполненной гелеобразным заполнителем, в котором размещены гидрофоны.. Электропитание к преобразователям 7 подводится кабелями 10. Передача сигналов ГПБА производится транзитными проводами 11, например, волоконно-оптическими. Герметичные концевые разъемы 12, обеспечивают механическое и электрическое соединение линейной НИА 3 с ГПБА 2. (Фиг.2).
Работа предложенной БЧ ГАС для НК осуществляется следующим образом.
При подаче с борта надводного корабля 5 по кабель-буксиру 4 напряжения от многоканального тракта излучения сигналов, расположенного на НК, происходит возбуждение преобразователей 7 линейной НИА 3, в режиме излучения сигнала, при этом излученный преобразователями 7 сигнал через звукопрозрачную шланговую оболочку 8 проходит в воду.
После завершения цикла излучения эхо- сигналы принимаются ГПБА 2 и по транзитным проводам 11 передаются через кабель - буксир 4 на борт НК 5.
Обеспечение заявленного технического результата достигается за счет того, что: электроакустические преобразователи линейной НИА, размещены в единой звукопрозрачной шланговой, например, полиуретановой оболочке, заполненной гелеобразным наполнителем, при этом, если диаметр линейной НИА равен диаметру ГПБА, результат максимален.

http://poleznayamodel.ru/model/10/104146.html

252

http://s3.uploads.ru/t/lGXP7.jpg
http://s6.uploads.ru/t/yXlHx.jpg
http://s7.uploads.ru/t/ac1oR.jpg
http://s6.uploads.ru/t/x74UO.jpg
http://s7.uploads.ru/t/fODQI.jpg
http://s7.uploads.ru/t/AhbvH.jpg

253

http://s7.uploads.ru/t/iyOq4.jpg
http://s3.uploads.ru/t/fF0Yx.jpg
http://s7.uploads.ru/t/pzQoK.jpg
http://s2.uploads.ru/t/g7Eqv.jpg

254

http://panzercho.egloos.com/11190669#!/tcmbck

- шведская ГА для корейского PKX-B

Отредактировано tramp (2016-03-28 02:28:52)

255



http://s7.uploads.ru/t/7pDei.jpg
http://s3.uploads.ru/t/HyPti.jpg
ГАК "Рубикон" (разработки конца 60х-начала 70х) в своем первозданном виде
увы, не в музее а на ПЛ боевого состава ВМФ

ну и "доклад" акустика  :crazyfun:  - с учетом того что он "докладывает" это  o.O  про 20380
тЮЮЮЮЮрбины!!!  :D

Отредактировано mina (2016-03-28 02:19:30)

256

mina написал(а):

ну и "доклад" акустика    - с учетом того что он "докладывает" это    про 20380
тЮЮЮЮЮрбины!!! 


Может все таки это постановочная съемка ?

257

aksl написал(а):

Может все таки это постановочная съемка ?

детально не присматривался, но на первый взгляд экраны (т.е. фактическая обстановка) соответствует докладам
http://s3.uploads.ru/t/VkX9Y.jpg
+ глубиномеры в центральном показывали фактическую (по докладам) глубину
да и КПЛ "просто так" не стал бы ПДА носить на боку

вообще весь этот "марлезонский балет" вполне "рисуется на бумажке", но "боцманские выражения" выводы лучше придержать

Отредактировано mina (2016-03-28 11:12:22)

258

А вклеек к тексту
гидроакустика
(упоминаемых на стр. 34 как содержащих рис. 2-4)
нет в наличии ?

259

aksl написал(а):

нет в наличии ?

есть но далеко

260

aksl написал(а):

вклеек к тексту

статья целиком - Методы контроля подводной обстановки перспективными авиационными комплексами в морской сетецентрической войне
весь номер - http://hydrophysics.info/?page_id=2391 архив журнала - http://hydrophysics.info/  в номерах за прошлые годы тоже есть выпуски посвященные ВМФ с соответствующими статьями

Отредактировано tramp (2016-03-31 09:38:41)

261

262

ссылки не рабочие, трамп

263

ДимитриUS написал(а):

ссылки не рабочие, трамп

Рабочие. Вчера и сегодня открывались

264

От Куст
К Ямабе
Дата 01.04.2003 00:25:57

>Если бы Ирак вкладывал деньги с конца 70 гг. в современный флот, то вся нефть персидского залива была бы его. Причем, без войны с Ираном, захвата Кувейта и т.д.
>Перекрыл бы современными дизельными ПЛ Ормузский пролив, и никакой флот супостата ему не страшен.
>А какое ваше мнение?

Ну это вряд ли по следующим причинам.
1) Гидрология и глубины не способствуют данной бадяге.
Сам Ормузский очень мелок (метров 30-40 , брошенная за борт граната поднимает ил со дна), дно гладкое , илистое , слоя скачка нет и не предвидится , соответственно НК с мощной активной акустикой увидит ПЛ на приличной дистанции , а есть еще всякие бяки типа вертолета с опускаемой антенной и патрульные самолеты с РГАБ , магнитометрами и инфракрасной аппаратурой.
2) Во времена оные как раз в Ормузском проливе базировалась наша эскадра, состоявшая обычно из одного крупного корабля (БПК , эсминца или СКР 1135 , парочки тральщиков , штабного корабля и судна снабжения). Торчали они там по той простой причине , что из этой точки хорошо видны все шастающие в Залив плавсредства .
А также там дожидались проводки наши "торгаши" , коих и сопровождали почти до порта назначения (в основном в Ираке , кстати) .Такая станция , как "Полином" , прозванивает Ормузский от берега до берега , так что ПЛ там ничего не светит.

А вот чем реально можно подгадить в Заливе , так это минами .Условия для их применения там идеальные . Иракцы могли бы переделать парочку торгашей в постановщиков мин .Дешево и сердито.

http://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/495/495577.htm

265

ДимитриUS написал(а):

ссылки не рабочие, трамп

все работает

266

Development of the Fiber Optic Wide Aperture Array: From Initial Development to Production
http://www.nrl.navy.mil/content_images/OS_Figure1.jpg

267

Информационное обеспечение противолодочной борьбы
В статье рассматриваются вопросы состояния и перспектив развития систем подводного наблюдения (СП Н), обеспечивающих решение задач борьбы с подводными объектами. Перспективы СП Н связываются с их переходом к пространственно-распределенной, сетевой (сетецентрической) организации, предусматривающей также контуры управления и оружия.

Информационное обеспечение противолодочной борьбы

Под информационным обеспечением противолодочной борьбы (ПЛБ) понимается комплекс мероприятий и соответствующих технических средств, направленных на получение информации, на основе которой решается задача борьбы с подводными объектами. К информационному обеспечению относятся средства и системы подводного наблюдения и целеуказания (освещения подводной обстановки), а также системы океанологической и навигационной поддержки.
Оценивая текущее состояние информационного обеспечения ПЛБ, можно сказать следующее. Пассивные гидроакустические средства, привязанные к корабельной платформе или локализованные в пространстве иным образом, имеют принципиально ограниченные возможности по обнаружению современной малошумной цели [1].
Возможности эти различны в зависимости от окружающих условий, выбора технических характеристик, особенностей примененных антенн и обработки данных [2,3]. В связи с этим обстоятельством задача улучшения пассивных корабельных и локальных позиционных гидроакустических средств может быть и должна быть решена. Можно увеличить дальность действия локального наблюдателя относительно той, которой обладали гидроакустические комплексы предыдущего поколения, но этого недостаточно для современной эффективной ПЛБ [1]. Заметим немаловажную подробность.
В книге американского специалиста Дж.Шустера «Недавний прогресс сонаров ПЛ…» подведены итоги работы по программе улучшения корабельной гидроакустики ARCI/APB за 12 лет, включая методы и средства обработки данных. Главный результат – имеются серьезные успехи, но для обеспечения решения задачи ПЛБ их принципиально недостаточно. Главным образом по этой причине за рубежом произошел полный отказ от использования пассивной компоненты системы SURTASS. Суда Stalwart интегрированной системы подводного наблюдения IUSS (носители данного оборудования) выведены из оперативного использования полностью. Стационарная компонента той же системы SOSUS находится практически в таком же положении.
Переход к активной гидроакустике, рассматривавшейся в 90-е годы ХХ в. как основной путь решения проблемы дальнего подводного наблюдения [4], изначально был плохо применим к подводной лодке как к носителю средств подводного наблюдения. Причина этого – невозможность обеспечения скрытности ПЛ при использовании ею активного режима ГАС (ГАК). К тому же, сразу после первых обнадеживающих результатов применения низкочастотной дальней гидролокации (НЧГЛ) (100–500 Гц) со специализированных судов (с точки зрения достигнутых результатов дальности обнаружения ПЛ в глубоком море) [4] появились критические оценки [5].
Суть заключалась в том, что на больших дистанциях от носителя ГАС образовывалась большая зона неопределенности в отношении положения цели. Ее размеры не позволяли применять оружие, а тактика вторичного поиска цели не обеспечивала ее поражения. По существу, здесь решение задачи эффективной ПЛБ было заменено решением другой задачи – получением больших дальностей обнаружения ПЛ. Обнаружились и другие особенности НЧГЛ. В «мелком» море был экспериментально констатирован повышенный уровень ложных обнаружений, и этот факт превратился в отдельную проблему.
Кроме того, отчетливо констатировалось использование НЧГЛ со специализированных судов подводного наблюдения только в мирное время. Сейчас мобильная компонента интегрированной системы подводного наблюдения ВМС США существует только в активном варианте (SURTASS- LFA). Она состоит из трех судов типа Victories и одного судна Impeccable, построенных ранее и оснащенных либо дооснащенных низкочастотным акустическим излучателем. Сейчас использование этих систем планируется в «глубоком» море и в мирное время. Из-за указанных ограничений всецело полагаться на такое решение вряд ли рационально. Для современных боевых надводных кораблей, включая корабли для действий в прибрежной зоне (LCS), оптимизированный по частоте и организации наблюдения (многопозиционная гидролокация с сетецентрической организацией) среднечастотный (600–2400 Гц) вариант гидролокации был выбран основным средством информационного обеспечения ПЛБ, например система CAPTAS с буксируемым гидролокатором переменной глубины и противолодочный модуль кораблей LCS ВМС США. Отметим, что ограничение, связанное с условиями мирного времени, для боевых кораблей, очевидно, снимается. Оптимизация рабочего диапазона частот [6] в значительной степени сняла проблему существовавшей для НЧГЛ большой неопределенности и затруднений с целеуказанием и применением оружия. Системы стали легче, а их технические характеристики позволили произвести важную унификацию средств активной и пассивной гидролокации для различных носителей и вариантов.
В связи со снижением пассивной акустической заметности современных подводных объектов заметно вырос интерес к так называемым неакустическим методам и средствам подводного наблюдения [7]. Аргументация разработчиков этих средств сводится к тому, что роль пассивной гидроакустики уменьшилась, прогресс в области снижения акустической заметности подводных объектов продолжается, а ряд присущих подводному объекту физических полей неакустической группы практически неустраним. Появилось естественное для этой ситуации противопоставление акустических и неакустических методов и средств. Особые надежды возлагаются на неакустические средства как источник информации для ПЛБ. По-видимому, наш анализ в этой части целесообразно разделить на прошедшие апробацию реалии и оценки [7] и надежды [8]. Мы руководствуемся, в основном, довольно подробной работой [7] и тем источником, на которые имеются ссылки в этой работе. Обращаем внимание также на интересную в отношении постановок перспективных фундаментальных исследований работу [8], в которой ставится задача улучшения понимания гидродинамических и гидрофизических эффектов, сопровождающих движение подводных объектов. В силу понятных ограничений мы не выходим за рамки открытых публикаций, которыми располагаем, но из-за ограниченного объема данной статьи их не приводим. Итак, в указанных источниках проанализирована возможность использования для обнаружения движущихся подводных объектов методов и средств, основанных на эксплуатации магнитных и электромагнитных полей и полей термогидродинамической природы, проявляющихся в водном слое и на поверхности моря. Для поиска и обнаружения различных компонент неакустических возмущений применены пассивные сенсоры, а также используются методы и средства дистанционного зондирования (радиолокационные, оптические, лазерные). Оценены параметры, эквивалентные дальности обнаружения подводной цели, их зависимость от размеров и режима движения подводного объекта (глубины и скорости) и поисковая производительность. Выводы, которые можно сделать на основании указанных источников, касающихся применимости неакустических методов и средств к решению задачи ПЛБ, сводятся к следующему. Физические поля неакустической группы и порождающие их процессы реально существуют. Характерным их свойством является пространственная локальность, сильная зависимость от окружающих (фоновых) условий, размеров и режимов движения подводного объекта. С уменьшением глубины погружения и возрастанием скорости заметность подводного объекта увеличивается. Появляются предпосылки для его обнаружения контактными и дистанционными неакустическими средствами. Имеет место обратное. Рассчитанные эффекты в водном слое и на поверхности (существуют таблицы оценок), демаскирующие цель, параметры движения которой выбраны рационально, становятся ничтожно малыми с точки зрения потенциального обнаружителя. Рассчитанная поисковая производительность оснащенных магнитометрами, радиолокационными и лазерными средствами авиационных носителей мала. Приведем характерный пример оценки показателей эффективности такого поиска [7]. Самолету, осуществляющему поиск цели на площади 40×40 миль со скоростью 280 уз, для достижения вероятности обнаружения 0,63 требуется время около суток. Результат, мягко говоря, скромный. Для корабельных носителей аналогичные оценки будут, очевидно, еще скромнее, так как поисковая производительность зависит от скорости носителя. Главный вывод, который можно сделать из сказанного, заключается в том, что подлежащий обнаружению объект обнаруживается с недостаточной надежностью, а его заметность зависит от режима движения.
Следует отметить, что в свете современных представлений о перспективных системах подводного наблюдения этот вывод можно распространить и на пассивную гидроакустику локального наблюдателя. Возможности по поиску и обнаружению современной подводной цели по неакустическим и пассивным акустическим каналам стали сопоставимыми. Более того, соответствующие различным физическим каналам обнаружители стали способны дополнять друг друга. Неблагоприятные условия для применения какого-либо из них могут компенсироваться применением других сенсоров. Появились комбинированные сенсоры [6] и различные их сочетания в рамках объединенных систем подводного наблюдения. С переходом на пространственно-распределенные сетевые системы подводного наблюдения практически не стало оснований для противопоставления пассивного и активного режимов в гидроакустике. Появились рациональные варианты построения систем наблюдения, в которых совместная работа пассивных и активных элементов могла обеспечивать и эффективность, и скрытность [10]. Все это стало возможным при отказе от ориентации на локального наблюдателя и переходе к ориентации на распределенного наблюдателя. В таких системах распределенные разнородные сенсоры, включая пассивные и активные, корабельные и позиционные, могут объединяться с помощью сетевой связи в различные варианты единых систем. Сетевая связь под водой строится, главным образом, как акустическая, в общем же случае – как комбинированная связь с использованием также радио и оптических каналов и кабеля. Принципиальное различие между вариантами сетевых систем теперь определяется решаемой задачей, географией и условиями окружающей среды, тактической ситуацией, управляющей платформой – носителем оружия и технических средств.
Регулируемыми характеристиками могут быть площади или геометрия контролируемых районов, вероятности обнаружения и точность локализации цели. Вспомним, от какого оружия потери подводного флота в минувшей войне были наибольшими. Минные поля и банки, скрытно установленные в географически выгодных районах, где радиус реагирования отдельного устройства был невелик, «работали» вполне эффективно. Скрытность, автономность, рациональность установки, пространственное распределение, резервирование и режимы работы были условиями, которые определили успех. Мы считаем эту аналогию, конечно, упрощенной, но вполне приемлемой. Перечисленные же качества минных полей вполне распространяются на распределенные системы сетевого типа.
Кроме пространственного распределения своих элементов и принципа их объединения в единую систему к числу основополагающих качеств систем сетецентрического типа относится построение их структуры на основе взаимосвязи трех контуров, а именно: сенсорного контура, контура управления и контура оружия. Характеристика систем такого типа изложена в ряде работ основоположников теории сетецентрических войн. Применительно к излагаемой здесь теме соответствующие вопросы рассмотрены нами в работе «Концепция и ключевые технологии подводного наблюдения в условиях сетецентрических войн» [9]. В отечественной практике вопросы наблюдения (освещения обстановки) и применения оружия, как правило, рассматриваются раздельно. Следует подчеркнуть, что обязательным требованием создания перспективных сетецентрических систем является их целостное проектирование под решаемую конечную задачу. Такой задачей может быть ПЛБ в привязке к задаче еще более высокого уровня. Мы обязаны представлять, как использовать результаты подводного наблюдения при решении конечных задач. В связи с указанным тезисом отметим известное нам сравнительное моделирование для различных тактических ситуаций эффективности двух систем, имеющих в своем составе средства нейтрализации цели и осуществляющих ПЛБ: совокупности отдельных сил и средств, не объединенных в единую систему, и тех же элементов с сетецентрической организацией [12]. Результат можно свести к утверждению, что у систем первого типа шансов на выигрыш в противоборстве с системами второго типа нет.
Распределенный характер сетевых систем и необходимость целостной работы их элементов требуют, в свою очередь, специфической информационной поддержки, для чего необходимы:
1) оптимизация расстановки элементов систем в пространстве и адаптация их конфигурации при изменении условий;
2) синхронизация работы пространственно распределенных элементов с необходимой точностью;
3) позиционирование работы тех же элементов с необходимой точностью;
4) сбор информации о наличии попыток противодействия работе сетевых структур в целях их защиты.
Оптимизация положения средств подводного наблюдения в пространстве, включая их глубину, осуществляется в соответствии с критерием максимума эффективности обнаружения цели. Это справедливо как для локального наблюдателя (позиционного и мобильного), так и для наблюдателя в виде распределенной системы из позиционных и мобильных средств. Но в последнем случае это особенно актуально в связи с тем, что элементам распределенной системы приходится работать в различных гидролого-акустических условиях. Эта оптимизация осуществляется на основе информации об условиях распространения звука, которые, в свою очередь, определяются характеристиками неоднородной океанической среды. До сравнительно недавнего времени океанологическое обеспечение сводилось к привязанному к сезонам районированию акваторий по типам вертикального распределения скорости звука. На основе этих данных производился расчет структуры акустического поля с последующими рекомендациями по применению гидроакустических средств. Усредненный характер такой информации, очевидно, не вполне соответствует реальным гидрологическим данным в данном месте и в данное время с учетом их пространственно-временной изменчивости, что неизбежно отражается на результативности использования средств наблюдения.
Примерно два десятилетия тому назад на основе совместного применения привязанных к конкретным акваториям четырехмерных моделей геофизической гидродинамики, сети размещенных в океане измерительных средств и средств дистанционного зондирования океана со спутниковых платформ (альтиметрия) были созданы системы восстановления (оценки) гидрофизических свойств в полном заданном объеме водного слоя в реальном времени. Появился рабочий инструмент реально-временного (в темпе решения прикладной задачи) оценивания и использования океанологической информации. Этот инструмент был назван оперативной океанографией. В настоящее время за рубежом созданы инфраструктура и службы, обеспечивающие военно-морские приложения оперативной океанографии, в том числе ПЛБ. Важно оценить эффект. В США применительно к одному и нескольким поисковым средствам был рассмотрен вопрос о разнице в оценках кумулятивной вероятности обнаружения подводной цели при типовом маневрировании и маневрировании, рекомендованном обеспечивающей системой, учитывающей пространственную изменчивость скорости звука [13]. Разница в указанных оценках вероятностей составила около 20%, что существенно. Выигрыш такого же порядка мы ожидаем за счет оптимизации пространственной расстановки сенсоров в распределенной системе. Это преимущество может размениваться на число элементов системы или на допустимое время проникновения цели в контролируемую зону без обнаружения.
Эффективная работа пространственно распределенной сетевой системы как цельной конструкции связана с возможностью совместной обработки данных от различных элементов системы. Такая обработка обеспечивает решение задач обнаружения, классификации и локализации цели. Для успешной работы такой системы необходимы точная синхронизация и позиционирование элементов. Это проблемные вопросы, связанные также с условиями распространения звука под водой и имеющие прямое отношение к безопасности сетевых структур. В работе [14] эти вопросы обсуждаются в указанных аспектах. Сложности решения обеспечивающих задач возникают из-за больших временных задержек, связанных с распространением звука, эффекта Допплера, присущего мобильным элементам сетей, многолучевого характера распространения звука и фединга (изменения уровня сигнала). На качество локализации элементов влияют также ограничения на рабочую полосу частот, движение элементов сети и редкая расстановка ячеек. Вопросы безопасности возникают вследствие довольно развитого в настоящее время инструментария противодействия подводным сетевым структурам, использующим акустическую связь. Но это отдельный вопрос.
Заключение
Поиск путей увеличения дальности обнаружения подводных объектов локальным наблюдателем и использование имеющегося опыта и существующих разработок в условиях интенсивного развития пространственно-распределенных противолодочных сетевых систем, насыщаемых роботизированными устройствами, не позволяют получить необходимого результата. А использование устаревшей идеологии послевоенного периода в современных условиях будет неэффективным и, в целом, опасным. При ограниченных ресурсах сил и времени расходовать их нерационально, значит, увеличить существующую научную и технологическую брешь с конкурирующей стороной с неблагоприятными последствиями для безопасности. С учетом этих факторов создавать сетевые противолодочные системы необходимо совместно с поддерживающими их системами оперативной океанографии, с продвижением в решении задач позиционирования подводных устройств и их синхронизации с учетом возможного противодействия им и методов их защиты.
Капитан 1 ранга В.Коваленко, кандидат технических наук
Литература
1. John Schuster. Recent Progress in Submarine Sonar, Presentation, Ira Dyer Party Talk, 2007.
2. Коваленко В.В. О новых методах обработки данных в пассивной гидроакустике/Труды конференции ГА-2010. – СПб., 2010.
3. Лексин Вал. П., Лексин Вален. П. Есть ли в России современное гидроакустическое вооружение? (ч. 1–7) //Новости ВПК (http://vpk.name) ЗАО НПП «Союз», 2014.
4. Tyler G.D. The Emergence of Lowfrequency Active acoustics as critical antisubmarine warfare technology // J.Hopkins APL Tech. Digest, v.13, #1b, 1992.
5. Iain Shepherd (SCS UK – Defense Consultants). Low frequency active sonar a users perspective // UDT 1995, pp. 138–141.
6. Robert Been, David T. Hughes, Arian Vermeij. Heterogeneous underwater networks for ASW: technology and techniques // NURC – PR-2008-001, 2008.
7. Daniel Gerald Daly. A Limited Analysis of some Non-acoustic Antisubmarine Warfare Systems, Thesis, Naval Postgraduate School, 1994.
8. S.S. Sritharan. Strategic Systems of the Future, DRDO Science Forum, 2012.
9. Коваленко В.В., Корчак В.Ю., Чулков В.Л. Концепция и ключевые технологии подводного наблюдения в условиях сетецентрических войн //Фундаментальная и прикладная гидрофизика. Т. 4. 2011. № 3. С. 49–64.
10. Коваленко В.В., Лучинин А.Г., Мареев Е.А., Малеханов А.И., Хилько А.И. Принципы организации акустических систем подводного наблюдения. Барьеры, зоны, мультистатика // Труды XII Всероссийской конференции «Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики». СПб., 2014. C. 25–29.
11. Коваленко В.В., Корчак В.Ю., Хилько А.И., Чулков В.Л. Требования к сетецентрическим системам подводного наблюдения //Фундаментальная и прикладная гидрофизика. Т. 7. 2014. № 2. С. 22–26.
12. Klingbeil R., Shannon J. Analysis of Network-Enabled ASW Concept of Operation. // The 2004 Command & Control Research and Technology Symposium "The Power of Information Age Concept and Technologies”, 2004.
13. D. R. DelBalzo, K. P. Hemsteter. GRASP Multi-sensor Search Tactics against Evading Targets, Oceans’2002, pp. 54–60.
14. Yenumula B. Reddy. Security Issues in Wireless Sensor Networks. SENSORCOM, 2011.

268

http://sf.uploads.ru/t/NRjrW.jpg
http://sa.uploads.ru/t/kHQ1P.jpg
http://s8.uploads.ru/t/J3yMo.jpg
http://sg.uploads.ru/t/Guhc4.jpg
http://s1.uploads.ru/t/KuNbm.jpg
http://se.uploads.ru/t/JynxG.jpg
http://sf.uploads.ru/t/Di0Sd.jpg
http://sg.uploads.ru/t/80K6p.jpg

269

Убедительная просьба к Администрации - подмести это

Aviagr написал(а):

Да, катамаран и глайдеры нарисованы условно - будут другими.

куда-нибудь в мусорное ведро

Кто не в курсе - "подборка цитат" "умученной гениальностью" Синицы - Минно-тральные корабли а так же мины, тралы и т.д.

270

Aviagr написал(а):

Где этот В.Коваленко нашел глайдеры с продолжительностью работы

вопрос могу и самому Коваленко задать ...
только вот не уверен что ответ будет для форума

Отредактировано mina (2016-08-30 09:52:36)