СИЛА РОССИИ. Форум сайта «Отвага» (www.otvaga2004.ru)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



гидроакустика

Сообщений 181 страница 210 из 400

181

ДимитриUS написал(а):

может на базе катера на подводных крыльях сбацать БЭК ?

а на базе катера на воздушной падушке?
в "песочнице" предлагалось вместо ПЛ вертолетов...

Отредактировано LEONAR (2014-10-03 15:12:12)

182

LEONAR написал(а):

а на базе катера на воздушной падушке?

у него как раз жесткие ограничения по волнению

183

1124 написал(а):

Про Шексну там ни слова.

думаю потому что ее делал Киев ;)

а вообще при случае в людьми ее заставшими поговорю, меня тоже эта ГАС сильно интересует

1124 написал(а):

Вроде бы это от Фридмана пошло

не знаю с какого "Фридмана" ;) это "пошло", но я еще курсантом 3 курса знал что на "Кунаховиче" классная ГАС :)

по юбилейным книжкам - их было 2 - "общая" и "хронология" (выдержки из нее я выкладывал)
ГиП фактически англоязычное издение "общей" (с рядом купюр)

184

из "50 лет ЦНИИ Морфизприбор" 1999г.
"быстрые карандашные записки" гидроакустика

ну и мимо этой книжки (это вообще типа небольшой энциклопедии по теме) пройти нельзя http://www.twirpx.com/file/330408/ 
Корякин Ю.А. и др. Корабельная гидроакустическая техника: состояние и актуальные проблемы
СПб.: Наука, 2004. - 410 с.
В монографии освещен широкий спектр вопросов, касающихся создания, эксплуатации и модернизации корабельных гидроакустических комплексов и систем. Впервые в отечественной технической литературе подробно рассмотрены вопросы по оказавшимся в последние десятилетия на волне повышенного интереса ГАС пассивного определения координат и параметров движения целей, а также пассивным и активно-пассивным ГАС с гибкими протяженными буксируемыми антеннами. Приведены обобщенные данные по алгоритмам обработки гидроакустических сигналов, в том числе адаптивным. Проанализированы тенденции развития отечественных и зарубежных ГАС во второй половине XX века. Приведены справочные данные по корабельным ГАС, используемым ведущими военно-морскими флотами. Изложена организация исследований и разработок в сфере военной гидроакустики в США.
Книга адресована научным работниками и инженерам НИИ и КБ, специализирующимся в области прикладной гидроакустики, а также преподавателям и студентам вузов, слушателям и курсантам военно-морских учебных заведений.
Содержание:
Системотехнические аспекты создания и использования корабельных ГАС.
Основные структурные элементы корабельных ГАК и ГАС.
Промышленные образцы корабельных ГАК и ГАС.
Организация разработок, испытаний и производства гидроакустической техники.

Что касается "украинской акустики" - то  ее истории будет очень долго. Может быть никогда. Рассказывали что были кто пытался это написать, но в начале года они извинились, сказали что очень не хотят в подвалы СБУ за публикацию на русском языке "великих укро-акустических тайн" ...

Отредактировано mina (2014-10-03 16:28:51)

185

А как же? Утащил себе в копилку. =)

Что касается этой ГАС с Кунаховича... У меня она пойдет как прототип Звезды, все равно нет никаких данных о том, что она применялась где-то еще.

А по поводу ГПБА... Так это что получается, у нас первая ГПБА для НК это тема Минотавр\Виньетка? Или как?

186

И еще вопрос... МГ-349 Рось-К это все-таки БГАС или ОГАС класса Шелони?

187

1124 написал(а):

у нас первая ГПБА для НК это тема Минотавр\Виньетка? Или как?

Кентавр
официоз о ее работы приводил выше (как и ссылки на ув.Штурмана командовавшего кораблем с нею)

1124 написал(а):

МГ-349 Рось-К это все-таки БГАС или ОГАС класса Шелони?

ОГАС
уровенем значительно ниже Шелони
кстати по ее модернизации, ЕМНИП,  было у поляков (ссыла выше по теме)

Отредактировано mina (2014-12-15 20:13:27)

188

mina написал(а):

Кенатвр
официоз о ее работы приводил выше (как и ссылки на ув.Штурмана командовавшего кораблем с нею)

ОГАС
уровенем значительно ниже Шелони
кстати по ее модернизации, ЕМНИП,  было у поляков (ссыла выше по теме)

То есть все-таки "вертолетного" класса? Ух ты, совсем неплохо... А что касается Виньетки - так она мне не особо интересна. Нравится больше флот СССР. =)

У меня такой вопрос - а существуют ли готовые программы расчета "ордера кораблей", если мы знаем "эффективную дальность действия сонара" (упрощенно, без общей дальности действия ГАС и скрытности ПЛ в "условных единицах") и дальность обнаружения вражеской АПЛ нашего "авианосца". Без скоростей, погоды, скрытности и прочих условий. Только два этих параметра.

Чтобы программа могла по введеному составу кораблей эскорта и "дальности обнаружения" ГАС, примерно прикинуть сможет ли эскорт не пустить АПЛ к нашему авианосцу, сколько кораблей понадобится чтобы все-таки не пустить, и т.п.

Банально конечно, но какой-то такой вариант все равно мог бы быть полезен.

189

Разработкой береговых ГАС занималась группа сотрудников "Водтрансприбора" во главе с М.Г.Гирогорьевым, переведенным на завод в 1933г. из ЦРЛ. Проектирование БШПС производилось на основе ОКР выполненной ранее (скорее НИР) этой группой в ЦРЛ, а также на основе изучения ГАС, закупленных в разное время в Германии.
Первая отечественная БШПС типа "Сатурн" была разработана на заводе "Водтрансприбор" в 1935г. В зависимости от числа приемников имела 2 варианта: "Сатурн-12" и "Сатурн-6". БШПС "Сатурн-12" имела круговую антенну диаметром 3м и 12 электродинамических приемников на постоянных магнитах (ТюлинВ.Н.), 750Гц,  на общей станине, которая выносилась в море на 12 км.
Важно - приемники соединялись кабелем с компенсатором находящимся на береговом посту (т.е. не на антенне), благодаря чему дальность обнаружения достигала 40-60 каб (точность пеленгования (максимальный метод) 2-3 град). Однако ахилессовой пятой были кабеля - наши затекали, а закупки в Германии (!) были минимальными.
По этой причине в 1939-1941гг на БФ, ЧФ, ТОФ было установлено 6 БГАС (план - 18).
Из станций БФ хорошо себя зарекомендовала на о.Сескар (работа по нашим ПЛ (с высокой шумностью) на Сескарском плесе).
СФ - на о.Торос и Седловатом в 1943г. были установлены западные "Дракон-131" ,а в 1944г. - в р-не Иоканьги БШПС "Сатурн-12", работала надежно "обнаруживала и обеспечивала наведение на обнаруженные ПЛ"
http://sa.uploads.ru/t/OQdq9.jpghttp://sa.uploads.ru/t/nDXAq.jpg

190

Система активной гидроакустической защиты (САГЗ) «Зевс» не подпустит подводных диверсантов к охраняемому объекту ближе 100 метров.
http://dokwar.ru/publ/vooruzhenie/aviac … 5-1-0-1533

191

очень интересный эпизод по использованию ОГАС "Ока" с фактическими ТТХ много выше установленных (причем в сложных условиях Балтики):
на заключительном этапе этого бесконечного главкомовского учения под названием 'Балтика-72' Главком задумал еще проверить бдительность всех противолодочных сил военно-морских баз БФ. Горшков дал команду одной из кронштадских подводных лодок совершить скрытный переход через Финский залив, а затем вдоль наших территориальных вод аж до самого Балтийска и поставил задачу всему Балтийскому флоту обнаружить подводную лодку 'противника' и условно уничтожить ее. На поиск лодки в зоне ответственности Ли вмб 29 мая командир базы Преображенский выгнал в море из Лиепаи все боеспособные противолодочные силы: три СКРа и 5 МПК двумя поисково-ударными группами утюжили несколько дней назначенные им районы в надежде обнаружения контакта. Даже две подводные лодки 14 эскадры в противолодочном варианте обеспечивали эту поисковую операцию в назначенных районах, а в дневное время суток противолодочная авиация самолетами Бе-12 из Донского тоже оказывала содействие своими буями и аэромагнитометрами. В общем, полморя было перегорожено силами военно-морских баз Таллина, Лиепаи и Балтийска, а уж поймать агрессора в свои расставленные сети мечтал каждый командир. Это ведь означало на деле поймать настоящий престиж противолодочника в глазах самого Главкома ВМФ.
...
Как назло в мае с наших кораблей ушли на дмб опытные гидроакустики- годки, а молодежь, пришедшая на замену, была еще не вся допущена к самостоятельному несению гидроакустических вахт и самостоятельному обслуживанию акустических станций. Опускаемые ГАС только-только начали входить в моду на наших кораблях, и были установлены только на МПК-23 и 25. Комдив, пытаясь перехитрить всех врагов вместе взятых, в первый же день поиска с утра пораньше послал МПК-25 в передовой дозор к острову Саарема. А по сему Слынько дрейфовал и прослушивал своей опускаемой ГАС подводные горизонты западных направлений у западной части острова. Михневич со своим опытным глазом Батьки-противолодочника правильно надеялся, что западнее острова глубины небольшие, а поэтому вполне возможно, что лодка будет преодолевать их в надводном положении или на перископной глубине. Слынько связался с пограничниками и они обещали ему давать информацию обо всех обнаруженных надводных целях в этом районе моря. Но, проторчавшего напрасно почти сутки у острова Слынько, комдив все же вернул в общий поисковый строй кораблей, которые уже двое суток безрезультатно параллельными курсами бороздили район возможного прохода подводной лодки. Напряжение с каждым днем нарастало не только на кораблях, но и на КП КП командиров баз и всего БФ. Все напряженно ждали результатов этой затянувшейся дуэли подводников и противолодочников. Командир базы Преображенский добавил бодрости противолодочным расчетам своим устным распоряжением по радио: - Кто первый возьмет контакт с лодкой - по прибытии в базу будет отправлен в отпуск на родину на 10 суток. К полудню 31 мая МПК-27 обнаружил контакт, и командир Корчуганов А.И. радостно доложил, что уже держит за хвост 'вражескую' лодку. - Внимательно классифицируйте свой контакт, - умерил оптимизма в голосе Корчуганова Михневич, но сам явно не спешил выдавать эту сенсацию на КП базы. Опыта Батьки в этих вопросах было не занимать, и какой-то внутренний голос подсказывал ему, что это не 'она'. Он прекрасно знал прописные истины подводной охоты и что в таких вопросах 'тише едешь - дальше будешь'. А вскоре и сам Арнольд Иванович разобрался вплотную со своим ложным контактом и доложил не радостную весть, что по всем признакам это подводный валун или скала. У Слынько на гидроакустической вахте посменно, 4-е через 4-е, стояли только два специалиста-акустика: старшина команды мичман Терехов Евгений и старший матрос Лев Отт. В узкое пространство поста был брошен матрац и на нем, тут же в духоте крохотного поста мичман и старший матрос поочередно сбрасывали свой гидроакустический стресс в беспокойном сне. Евгений был толковым специалистом своего дела и он при поиске использовал новаторскую методику 'двойной шкалы' или проще говоря 'работа через посылку', увеличивающую дальность действия станции. Эту хитрость разработал наш дивизионный акустик мичман Алисов А. Она заключалась в том, что пока первый импульс посылки генератора уходил в водное пространство, то следующая очередная посылка вручную отключалась и в итоге получалось, что этот первый импульс проходил и прослушивался на двойное расстояние шкалы дистанции. Как всегда громом небесным на ГКП прозвучал тревожный доклад механика Гарматы: - Тащ командир, у меня на левом дизеле лопнул масляный шланг. Прошу добро на аварийную остановку дизелей для замены шланга. - Ну-у-у-х..., - моментально взвился на дыбы разъяренный такой невезухой и злой как черт Слынько. - У вас вечно... Жопошники хреновы... Я тебе башку откручу, если через полчаса не введешь дизель. Где дед-Максимов? Работайте! Серега заглушил оба дизеля, и над кораблем повисла гнетущая и непривычная тишина. Из работающих механизмов только дизель-генератор постукивал и напоминал, что корабль еще живой и в нем внутри теплится жизнь. Да с балки правого борта свисал кабель обтекателя гидроакустической станции, продолжающий посылать в глубину свои бесконечные импульсы. Еще с началом поиска лодки Гармата самостоятельно (не было команды от Слынько) не забыл включить систему обесшумливания работающих механизмов под названием 'Завет' и она сглаживала шумы работающего дизель-генератора. После обеда Отт сменил на вахте своего старшину команды и Терехов, сунувшись калачиком на свой матрац, забылся мертвым сном. Лева сидел в полумраке за пультом станции и, внимательно вслушиваясь в подводные звуки реверберации своих посылок, вглядывался в светящиеся разбегающиеся кольца индикатора кругового обзора. В усталом сознании старшего матроса призрачным маревом родных лиц брезжила несбыточная мечта о 10 сутках отпуска и о побывке в далеком Воргашоре, где уже не бывал почти два года. Всего через каких-то 20 минут на индикаторе совсем неожиданно появился расплывчатый всплеск развертки на предельной дистанции, который через несколько посылок сформировался в настоящую отметку от цели. - Эхо-пеленг 35, дистанция 52 кабельтова. Предполагаю контакт с подводной лодкой. Тон эха выше тона реверберации, - неуверенным голосом доложил Отт на ГКП. - Отт, держи ее. Это она! Классифицировать контакт! - обрадовано заголосил в пост срывающимся голосом Слынько. - Где Терехов? Терехову срочно прибыть в пост. Боевая тревога! Установившаяся и уже привычная тишина и монотонная скука поиска на корабле мгновенно взорвалась беготней по трапам и палубе корабля. Терехов, разбуженный толчком ноги своего подчиненного, вскочил со своего ложа и, как немигающий усатый робот уставился на экран. В эту же минуту в двери поста пролез вездесущий политработник и начал руководить действиями акустиков. - Терехов, садись за пульт сам и классифицируй контакт. Потом включай подкильную ГАС и устанавливай на ней контакт. Лева, пока еще не совсем соображая о счастье ему лично привалившему в эти минуты, с радостью уступил место своему мичману за пультом. - Тащ командир, лодка резко сближается с нами и, по-моему, идет курсом на нас , - после классификации доложил Терехов. - Ну, Лева! Придется мне свои усы сбривать! Проспорил... Это точно настоящая лодка, - окончательно убедился Терехов в достоверности контакта и нервно задергал своим обреченным правым усом.
...
Вот бывает же такое, как в народе говорят 'не было бы счастья, да несчастье помогло'. Слынько должен был с разбега и прямо взасос лобызать своего Гармату, а вместе с ним и порванный масляный шланг, только за то, что он у него вовремя лопнул, и Серега заглушил дизеля. А с включенной системой 'Завет' корабль был полностью обесшумлен и лодка, не слышавшая корабельных шумов поперла под корабль, приняв его за маленький рыболовный траулер. А Слынь его опять в свои очередные жопошники записал... Подводная лодка издалека слышала работу главных двигателей кораблей ПУГа и работу их гидролокаторов, посылки которых накладывались на такие же импульсы станции МПК-25, и командир лодки пошел маскироваться именно под него. Он принял шумы работы дизель-генератора за шумы, создаваемые дизельком рыболовного траулера. Вот лодка и полезла под дрейфующий МПК маскироваться от остальных кораблей, в надежде переждать под его прикрытием проход поискового строя, движущегося на северо-запад. Ну, а если удастся..., то и пройти под безобидным 'рыбаком' дальше на юго-запад.
...
Отт выскочил на шкафут 'под рынду', где обычно курили на корабле, и с наслаждением затянулся 'Примой'. Голова пошла гулять кругом от нахлынувшего никотинового кайфа и вдруг он услышал собственными ушами голос адмирала Преображенского, доносившийся с мостика по радиосвязи, который поздравлял экипаж корабля с победой: - Командир, я уже подписал приказ на 10 суток отпуска с выездом на Родину вашему матросу, который взял контакт. Передайте ему благодарность лично от меня. Воодушевленный такой благой новостью, Лева прибежал в пост и сел за пульт подкильной станции, на которой тоже подтверживался устойчивый контакт с целью. Терехов и Отт держали контакт 30 минут, за это время Слынько передал данные комдиву, и вывел на цель два МПК, которые приняли контакт и атаковали подводную лодку. Атаки произвели условно два корабля, и враг был повергнут в морскую пучину тремя торпедами и полными залпами бомб из РБУ
http://www.navy.ru/publications/books/s … #nav_start

192

Весенняя гидрология моря, когда вода еще не успела прогреться по глубине, была настолько благоприятной для обнаружения подводных лодок на больших дистанциях, что лодку мы обнаружили быстро. Контакт с ней держали все четыре корабля своими опускаемыми ГАС, и лодка не могла оторваться от нас, используя маневр уклонения под слой скачка, которого пока не существовало.
Конечно старая дизелюха проекта 613, изображающая вражеский подводный ракетоносец, это вам не подводная лодка U-206. Она изображала попытки оторваться от слежения за ней, давая скорость 8 узлов и выставляя имитационные патроны, которые не создавали особых трудностей при слежении.
Корабли КПУГ под батькиным руководством поочередно заходили на предполагаемый курс отрыва лодки и спокойно восстанавливали контакт. Пока два корабля поддерживали контакт с целью опускаемыми ГАС, остальные корабли поднимали свои станции и выходили в позиции залпа торпедами и атаковали лодку по данным наводящих кораблей.

...
В это лето в водах Балтики у наших территориальных вод, словно неуловимый призрак, стала появляться новая немецкая подводная лодка типа U-206. Сразу в среде противолодочников стали ходить настоящие легенды об этой маленькой и бесшумной дизельной подводной лодке, которая в 1973 году была принята на вооружение ВМС ФРГ. Длина лодки составляла 49 метров, а водоизмещение 500 тонн. Особенностью U-206 была ее сверхмалая шумность и способность развивать подводную скорость до 18 узлов. Видеть ее пока никто не видел, и про нее только ходили всевозможные слухи. Вот нам и 'повезло' впервые. После обеда нашей дежурной КПУГ совсем неожиданно сыграли боевую тревогу. По данным разведки в миле от границы наших территориальных вод, и как всегда в зоне ответственности нашей вмб, авиацией был обнаружен перископ предположительно подводной лодки U-206. Как уж они там по перископу определили проект подводной лодки, но на то она и разведка
Нельзя сказать, что нас это несказанно обрадовало, но корабли резво рванули в район северо-западнее нашего приемного буя. Стандартные размеры этого района, которые определил Денисюк, составляли на момент подхода к району поиска 15×20 миль. По прибытии в район, корабли выстроились в строй фронта и начали поиск лодки опускаемыми гидроакустическими станциями. Михневич был достаточно опытным противолодочником - уже не одну 'собаку съел' на таких поисках и своим интуитивным нюхом он решил, что лодка с началом ее поиска начнет уклоняться в более глубоководные западные районы моря. 'Вам занять точку шапка..., добро... (шапка - широта, добро - долгота). С приходом в точку опустить опускаемую и обследовать район с координатами...,' - прозвучала в ЗАСе нам команда от Михневича. Мы заняли точку, указанную Батькой, и застопорили ход. Чеклецов вывалил за борт грузовую балку станции и завизжал своей лебедкой, опуская излучатель станции на глубину 70 метров. На лице мичмана выражалось явное нетерпение и готовность, наконец-то, достать эту неуловимую U-206 своей акустической посылкой. К одной из 4-х откидывающейся лап обтекателя штурман привязал термобатиграф для замера гидрологического разреза водной среды. Этот прибор, хоть и был далек от совершенства, но он позволял произвести замеры температуры воды по всей глубине его погружения. На стеклышке термобатиграфа четко просматривалась кривая загогулина графика распределения температуры воды, и ясно был виден слой скачка температур на глубине 50 метров, а это значило, что лодка обязательно будет прятаться под ним и уходить от преследования на глубинах 60 метров и ниже. - Алексей Алексеевич, нужно излучатель станции опускать ниже 50 метров, под слой скачка, и тогда уж мы лодку точно обнаружим, - посоветовал я своему командиру, как уже бывалый поисковик. Михневич оказался прав на 100%: лодка, вытесняемая из района, где своими акустическими станциями прощупывали подводный горизонт сразу два корабля, пошла на нас. - Пеленг 30, дистанция 52 кбт. Предполагаю контакт с подводной лодкой. Эхо слабое, - жизнерадостно доложил Чеклецов из рубки акустиков. - Э оборотное раздел 30, раздел 52, - моментально прошел доклад по радио на флагманский корабль. - Держать... Мы на подскоке, - орал в трубке восторженный голос Батьки. - Лодка зависла на месте, - неслось от акустиков странное сообщение. - Как это зависла? - спрашивал меня Железнов. - Стоит на месте на глубине без хода, - объяснял я командиру, хотя и сам не мог себе представить такое внезапное зависание без хода. - Лодка дала ход в обратном направлении, пеленг 48, дистанция 65 кбт, - вновь ожил Чеклецов. - Штурман, определил курс и скорость цели? - запросил командир притихшего штурмана. - Пока по таким разбросам данных ничего не могу определить, - прокричал штурман из ходовой рубки. И вновь лодка начала удивлять своим неадекватным поведением. Она вдруг резко набрала скорость до 12 узлов и пошла навстречу кораблям, следующим на полных ходах в нашу сторону. - Это она маскируется под шумы наших кораблей, этак мы ее сейчас потеряем. Нужно Михневичу передать, чтобы застопорили ход и начали поиск, лодка идет на них, - просил я Железнова, передать комдиву мое предположение. - Теряю контакт. Лодка идет на вас курсом 60, скорость 12. Слово исполните, и начните поиск, - успел передать радио командир, прежде чем мы потеряли цель. - Чеклецов, поднимай станцию! - приказал Железнов. - Какое время контакта? - Десять минут! - доложил мичман время поддержания контакта с лодкой.

193

для проверки отсутствия слежения за нашими пларб – основной задачи кораблей нашей бригады в ходе БС. Максимальная дальность обнаружения наших атомоходов составляла примерно 50 кабельтов, а следивших за ними супостатов (в том походе такой результат дали 50% проверок) около 20. Обнаружив нас минуты две спустя, вероятный противник шарахался в сторону, чтобы в дальнейшем вернуться к основной задаче – отслеживанию наших ракетоносцев.
http://avtonomka.org/component/k2/951-з … мщики.html
это по ситуации конца 70х (633 проект с ГАС МГ-10М)

194

Предложенный ВМС Индии вариант S-70B будет включать авионику и гибкую открытую архитектуру систем управления оружием, которые интегрируют передовой гидролокатор, поисковый радар
http://www.militaryparitet.com/perevodn … dnie/6322/
PS похоже доводку своей вертолетной НЧ ОГАС индийцы так и не осилили и берут штатовскую AQS-22

195

Veteran #11.11.2013 18:26
Вообще лодки пр.641 оказались удачным проектом, надежными в общей эксплуатации. Если не принимать во внимание взрыв торпед на Б-37 в 1962 г. (т.е. причина не в лодке) и пожар на Б-31 в 1962 г. (из-за разгильдяйства старшины, заправлявшего бензином зажигалку из канистры и чиркнувшего ею), то все другие лодки этого проекта не имели крупных аварий с человеческими жертвами. В надежности корпуса мы сумели убедиться, когда ПЛ внезапно провалилась по глубине. Я был в это время в 3-м отсеке (ЦП) и успел заметить, что стрелка глубиномера рванула за отметку 300 м. Корпус лодки затрещал как сжимаемый грецкий орех (это деформировалась внутренняя обшивка), заклинило раздвижные двери помещений. Я не стал даже свой ИДА искать, подумал, смерть будет мгновенной. Положение спас вахтенный механик Иван Каминский, мгновенно принявший решение на всплытие и самый полный ход. Лодка задрожала и забилась всем телом, и мы вместе с ней, никогда такого больше не пришлось ощущать. И мы выскочили из этой провальной ловушки. Вот где пришлось перекреститься!
У Б-440 были тихие и низкие малогабаритные дизели 2Д42, замечательное изделие; надежный дальнобойный радиопередатчик, неплохие радиоприемники, но с неважным диктофоном записи; очень хорошая ШПС МГ-10М (правда, с одним АСЦ, но акустики предпочитали РУ), но паршивым был магнитофон "Комета" для записи шумов, а запись была обязательным подтверждением контакта; старый добрый поисковый "Накат", мы следили за чистотой выгородки и поэтому всегда была хорошая изоляция детекторов приема, и не позволяли Ориону сжечь детекторы сильным сигналом; РЛС Альбатрос применяли только в навигационных целях, временами он капризничал, но текущим ремонтом исправляли ситуацию. Устойчивой к штормам показала себя мощная 17-метровая антенна Ива, но только в поднятом положении. На соседней лодке на переходе во время дикого шторма лежачую Иву сорвало со стопоров и било о корпус.
В общем надежной оказалась эта ПЛ - детище советского кораблестроения, и я благодарен за это нашим корабелам. Но как любое техническое произведение она, конечно, требовала добросовестных и грамотных эксплутационщиков, и мы старались быть такими, за что она сохранила нам жизнь.

http://www.balancer.ru/g/p3288565

Veteran #11.11.2013 01:40
Противокорабельные торпеды у нас были кислородные 53-65К. Учебные стрельбы на БС производили только один раз, где-то в конце автономки, когда 5-й ОПЭСК уже командовал Акимов В.И.("Рыжий Курт"). Цель была крейсер 68-бис, но атака как-то не заладилась, затянулась, поскольку на борту уже был старший начальник - начштаба, а хуже некуда потери единоначалия. Кроме того, у минера произошла неприятность - закис какой-то шпиндель, в результате не отработала "омега", и вместо +58 торпеда пошла на старые -8 гр. О неотработке шпинделя узнали, конечно, после "пли". На разборе Акимов устроил выволочку нашему начштаба, ну а он потом на нас отыгрался.
ШПС МГ-10М была 2-х диапазонной, но, конечно, лучше всего всего она хватала на низких частотах. Проблем с ее эксплуатацией не было, но в конце автономки появилась потребность смены блочков предварительных усилителей, где повышенно зашумели транзисторы. Кое-какой запас был, но все заменить не могли. Гораздо хуже было то, что обнаружили обнуление изоляции десятка приемников антенны. Оказалось, потоками воды между прочным и легким корпусом сорвало с крепления металлические кожухи ограждения вводов "морковок" кабелей, и они, болтаясь, перерезали изоляцию кабелей. Срезали эти кожухи и выбросили, нового обнуления не наблюдалось.
Практически бесполезной оказалась ламповая МГ-200, ПЛАРБы или вообще не слышала, или очень слабо, зато грелась как самовар. Проблемы были у нее с системой гидравлики - антенна провисала по углу наклона. Постоянно из-за высокой влажности выходила из строя ее ВВ часть генератора, то там пробой, то здесь, коротили трансформаторы, др. элементы. Применили ГЛ по ПЛАРБ один раз, дали 2 посылки, эхо получили слабенькое, размытое, дистанция была порядка 20 кб, зато американец рванул, как будто ему в зад кипятком плеснули.

Из неприятностей больше всего досаждала неустойчивость герметизации фидерных узлов на больших глубинах - от 200 м и ниже. Затекали водой фидерное соединение Ивы (на палубе под кожухом), и мы сразу лишались дальнобойной антенны, надо было разбирать и осушать соединение, естественно, только в надводном положении. Затекало приемо-передающее устройство "Каштана" на мостике, и в НП вахтенному офицеру приходилось орать вниз команды и еще через посредника в боевой рубке, пока радист не вскроет и не осушит "педальный" Каштан на мостике. А Штырь так вообще был всегда залит, и починить его для работы на передачу не было возможным, работал он только на прием.

http://www.balancer.ru/g/p3288186

Veteran #09.11.2013 20:42
Извините за задержку, продолжу. После входа в Средиземку нас ждала засада из ПЛК НАТО, в основном это были французы, которые в то время отрабатывали свои новейшие опускаемые ГАС. Б-440 стала прижиматься к африканскому побережью, чтобы уйти от контактного захвата. Прижиматься пришлось чуть не до побережья Марокко, возможно, даже нарушили их терводы, но от обнаружения нам удалось уйти. Дальше вышли на простор западной части Средиземки. Не повезло Б-409, ее обнаружили и вели французы. Затем получили задание на патрулирование района с обычной главной целью - поиск и обнаружение ПЛАРБ США, поддержание контакта с обнаруженной целью и в случае начала БД (войны) - ее уничтожение торпедами, желательно до того, как она начнет выпускать свои БР по нашей территории (в то время Средиземка была главной стартовой площадкой амеровских ПЛАРБ). Первым районом для поиска нам дали Тирренское море, где мы впервые и обнаружили свою первую ПЛАРБ. Преимуществом наших лодок на начальной стадии было то, что мы практически находились в засаде, имели ход 2,5 - 3 узла на ЭХ, и ПЛАРБ, циркулировавшие в районе своего боевого дежурства нас не слышали и "натыкались" на нас. Существенно помогало и то, что лодка была новая, с новым образцом ШПС МГ-10М на транзисторах. Этот первый контакт запомнился больше всех еще и тем, что вели мы ракетоносец необычно долго - 1 час 56 мин., он так и остался нашим своеобразным рекордом. Но дальше, на следующей стадии - поддержании контакта и преследовании ПЛАРБ сразу начиналось сказываться наше техническое отставание: мы давали средний ход (св. 6 уз.) и амер сразу нас обнаруживал, начинал уклонение и прибавлял ход. На 14 - 16 узлах он легко от нас уходил (такую скорость ненадолго мы бы могли развить, но при этом полностью "оглохли" бы и сразу потеряли бы контакт). Но в этот раз наверху бушевала гроза, шторм, и были удивительные гидрологические условия - мы продолжали слышать ПЛАРБ с увеличением дистанции и следовали за ним. Через некоторое время он это понял и выпустил имитатор ПЛ, очень точную свою копию по шумам. Поодерживать контакт с двумя целями на ШПС мы не могли, как и определить, какая цель истинная. В результате контакт потеряли, после чего подвсплыли на перископную глубину, из-за грозы с сильными молниями с трудом передали радиограмму. Горизонт был чист.
http://www.balancer.ru/g/p3287346
Veteran #09.11.2013 22:16
Продолжу. Обычно по времени контакт с ПЛАРБ составлял 10 - 20 мин., больше мы не могли держать "супостата" (причины я указал выше). Но наши донесения об обнаружении очень помогали ГШ ВМФ выяснять маршруты патрулирования ПЛАРБ и наводить на них другие силы. За время этой автономки Б-440 всего имела 14 устойчивых контактов с ПЛАРБ. Кроме этого, на лодке в надводном положении постоянно работала группа ОСНАЗ - радиоразведки. Я был искренне удивлен их высочайшим профессионализмом. На устаревшей радиоприемной аппаратуре (Р-670 Русалка) они эффективно обнаруживали и прослушивали переговоры американцев, устанавливая примерные места носителей и их классифицировали. Так, они очень радовались, когда первыми осуществили перехват радиопереговоров авиакрыла авианосца, вошедшего в Средиземное море. Обычно разведданные о надводной обстановке на Средиземном море и в Атлантике нам сообщали в радиограммах по данным разведавиации. Ребятки ОСНАЗа были срочной службы, но очень натасканные - настоящие профи.
Зарядку АБ били только по ночам с расчетом: трое суток под водой - ночь (до рассвета) зарядка. НК-противолодочники нас беспокоили мало, от их гидролокаторов мы уходили заранее - далеко слышны были нами характерные мощные посылки AN\SQS-26 тройной модуляции. Один раз даже рискнули с американцем - подошли к нему на 70 кбт, он работал гидролокатором на шкале 150 кбт, но нас не заметил. Дальше решили не рисковать. Опаснее всего были противолодочные Орионы с косекансной диаграммой направленности РЛС и магнитометром. Обнаружив на поисковой (пассивной) РЛС сигнал РЛ самолета, приходилось немедленно нырять. Упреждение составляло, как правило, 1,5 Д. Хуже было, если в это время били зарядку. Однажды кэп решил не нырять ночью, когда били зарядку (пожалел батарею), подлетевший Орион выключил РЛС и стал летать перпендикулярно нашему курсу, явно хватая нас магнитометром. Плюнули на него. добили зарядку, погрузились. Никто этот контакт не развил, преследования не было.

Отредактировано mina (2014-12-14 03:51:32)

196

http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=79609&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=77655&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=77657&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=60728&download=1

Отредактировано mina (2014-12-14 15:28:29)

197

http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=61094&download=1http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=61095&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=61096&download=1--http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=61097&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=61098&download=1--http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=61098&download=1

198

доклад UDT  по авиационной многопозиционной системе поиска ПЛ
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=354522

199

"аквамариноская" "Амга-МЭ":
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337384&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337385&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337386&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337387&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337388&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337389&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337390&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337391&download=1
и то из чего ее переделывают:
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=337392&download=1

Отредактировано mina (2014-12-21 03:01:30)

200

МГ-519МЭ "Арфа-МЭ" и индийцы
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=335259&download=1

МГК-400Э "Рубикон" и индийцы
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=335257&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=335258&download=1

201

ГПБА на индийской 877ЭКМ
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=318635&download=1

202

http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=245594&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=245596&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=245595&download=1

203

из Пархоменко:
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=143544&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=144552&download=1
наши и "не наши" децибелы:
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=144550&download=1

204

http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=157912&download=1

205

О некоторых особенностях обеспечения скрытности ПЛ
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=354498&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=354499&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=354500&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=354503&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=354504&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=354505&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=354506&download=1

Отредактировано mina (2015-12-13 12:07:10)

206

http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=121097&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=121098&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=121102&download=1
http://www.wrk.ru/forums/attachment.php?item=121103&download=1

207

в связи с некоторыми "телодвижения" афериста Жандарова http://vpk-news.ru/articles/23461 (комментарии)
немного инофрмации о "предмете разговора" (пока без своих публичных оценок)
http://se.uploads.ru/t/Igml0.png
http://se.uploads.ru/t/ajRfU.png
http://se.uploads.ru/t/tJhV4.png
http://se.uploads.ru/t/U1Erb.png
http://se.uploads.ru/t/Vd3KY.png
http://se.uploads.ru/t/Pezgn.png
http://se.uploads.ru/t/PawH1.png
http://se.uploads.ru/t/WD7Z4.png
http://se.uploads.ru/t/GKl5j.png
планирую по данной тематике серию статей
первая из них (по ГАС НК) уже вышла  гидроакустика  (полная версия, т.к. в НВО было с редакторской правкой) , далее по ГАС авиации и стационарным и "позиционно-маневренным" ГАС

Отредактировано mina (2015-02-09 22:26:38)

208

О системах освещения подводной обстановки

Может ли Центр управления обороной заглянуть под воду?

Прошедшая в прошлом году с большой помпой постановка на боевое дежурство Национального центра управления обороной обошлась без заявлений об успешном мониторинге морских рубежей страны. Может быть, проблемы освещения подводной обстановки настолько глубоки, что их стараются лишний раз не поднимать на поверхность?

http://nortwolf-sam.livejournal.com/739851.html

209

коротко - Жандаров аферист и лоббист
см. комменты
http://vpk-news.ru/articles/23788
http://vpk-news.ru/articles/23461?page=3

ну и по степени его "компетентности" вполне исчерпывающе говорит его же цитата:

Жандаров, 21:20, 7 ноября, 2014 Ж:Про "Остехбюро". Эта учреждение "Особое техническое бюро по созданию..." сформировано в 1922 году из "отщепенцев" императорской военной науки, которые просто не успели (возможно не захотели) убежать. В 1936 году создали опытный образец первой БШПС (АМЕРИКАНЦЫ ТАКУЮ ШТУКУ СОЗДАЛИ ТОЛЬКО В 1966 ГОДУ) типа "Сатурн".

%-)

Отредактировано mina (2015-02-10 15:55:56)

210

О морских информационных сетевых системах в Арктике

Концепция и ключевые технологии подводного наблюдения в условиях сетецентрических войн

Отредактировано tramp (2015-02-10 22:06:30)