Российских школьников предлагают тестировать на предмет склонности к экстремистским и террористическим действиям. Госсовет Татарстана внес в Госдуму проект соответствующих поправок к законодательству. Поводом для разработки законопроекта авторы называют участившиеся случаи участия несовершеннолетних в поджогах военкоматов и объектов железнодорожной инфраструктуры.
Законодатели предлагают ввести социально-психологическое тестирование, которое должно помочь определить потенциальных экстремистов. Проверку хотят сделать обязательной, поскольку родители часто отказываются от добровольного тестирования (например, на наркотики). В Минпросвещения готовы рассмотреть предложение парламентариев.
При этом юристы обращают внимание на то, что социально-психологическое тестирование может нарушать права родителей: именно они определяют, проходить ребенку проверку или нет. С этим согласна и уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец.
"Вопрос о том, насколько законопроект соответствует действующему закону "Об образовании в РФ", вызывает дискуссии", — признает она.
Некоторые положения могут противоречить принципу добровольности получения психологической помощи.
Несомненно, работать с проблемой экстремизма необходимо, но в проекте депутатов Татарстана не проясняется, кто именно должен будет заниматься психологической проверкой, отмечает председатель профсоюза "Учитель", учитель истории и обществознания Дмитрий Казаков.
"На кого это возложат? Нельзя просто "всучить" это классному руководителю, который и так загружен. Зачастую, классный руководитель – это еще и учитель, который работает на две-три ставки. Школьных психологов катастрофически не хватает, а уровень их квалификации недостаточный", — объясняет он в разговоре с Накануне.RU.
В некоторых случаях школьные психологи — это учителя, прошедшие формальную переподготовку, а действительно хороший психолог предпочитает зарабатывать вне школы. Поэтому сначала школам нужно закрыть хотя бы эту потребность.
"Поэтому мне сложно представить, кто этим реально сможет заняться и получить какой-то реальный результат", — добавил Дмитрий Казаков.
По мнению педагога, если распоряжение о проведении тестирования просто спустят на уровень школ, то это приведет только к "искажению реальности" — такая проверка не поможет получить достоверные данные о том, что в головах у школьников и попадают ли они под влияние деструктивных групп.
"Тут должны работать профессионалы. Я бы, прежде чем это вводить, подумал о ресурсах, которые реально есть в школе, о финансировании образовательного процесса. Например, стоит переориентироваться на то, чтобы повысить заработную плату классным руководителям и сделать эту должность "освобожденной" — чтобы это были не просто учителя, которые на две-три ставки работают, а человек, который реально занимается классом. Нужно создавать хорошие условия для работы и учебы. Тогда педагоги смогут полностью реализовать свой потенциал и уберечь детей от какого-либо деструктивного поведения", — заключает эксперт.
Того же мнения придерживается и учитель русского языка и права в московской школе "Интеллектуал" Всеволод Луховицкий. "Оценить человека на склонность к экстремизму и терроризму по какому-либо тестированию невозможно", — подчеркивает он, указывая на бессмысленность инициативы.
Противодействовать распространению экстремисткой идеологии и заниматься профилактикой вовлечения детей и подростков в экстремистскую и террористическую деятельность необходимо, отмечает председатель Свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая. Однако использовать при этом можно только законные методы. Если же тестирование школьников на склонность к экстремизму будет носить обязательный характер, то это нарушит закон "Об образовании в Российской Федерации".
"Согласно пункту 6 данной статьи, родители обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследованиях обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся", — напоминает председатель родительского комитета.
Тем не менее, практика проведения тестирования несовершеннолетних в школах уже имеется — в школах и техникумах учащихся ежегодно проверяют на употребление наркотиков. Такая проверка, по мнению эксперта, помогает не только выявить, употребляет ли ребёнок запрещённые вещества, но и оценить его психологическую предрасположенность к негативным проявлениям, например, к самоповреждающему и самоугрожающему поведению.
Несмотря на то, что тест на наркотики в школах носит добровольный характер, благодаря правильному донесению до родителей важности его проведения, отказываются от этого тестирования сейчас редко, что является еще одной причиной, по которой не следует вводить принудительный характер "проверки на экстремизм".
"На этапе внедрения тестирования [на наркотики] у некоторых родителей появлялось опасение, как результаты могут сказаться на ребенке. Но проводимая разъяснительная работа, в том числе и Свердловским областным родительским комитетом, а также сами результаты тестирования, которые помогают вовремя включиться в помощь ребенку, ситуацию поменяли. Да, и сейчас есть родители, которые не дают своего согласия на проведение тестирования, но их единицы. Большинство родителей понимают важность раннего выявления возможных проблем и получения, в случае необходимости, психологической, медицинской и иной помощи от специалистов", — объясняет Золотницкая.
Если у специалистов есть разработанные инструменты определения у детей и подростков склонности к участию в экстремистской и террористической деятельности, то такое тестирование тоже можно проводить в школах и колледжах. "Но принцип добровольности и получения согласия родителей несовершеннолетних должен соблюдаться неукоснительно", — заключает эксперт.
https://www.nakanune.ru/articles/122911/