Бездетный — плати 30-40 тысяч в месяц? А именно столько предлагает платить директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. Такой налог должны, по его мнению, выплачивать и те, кто не может иметь детей по медицинским причинам — усыновляйте, да и семьи с одним ребёнком нужно обложить побором — "нормальная семья обязана иметь минимум двоих детей", заявил он.
Поднимет ли это рождаемость — большой вопрос, но пополнит казну точно. А значит, вопрос всё-таки лежит в плоскости нехватки денег в бюджете? И действительно, в бюджете-2025 значительно снижена доля социальных расходов — вероятно, положение решили поправить бездетными и однодетными. А может, лучше для бюджета было бы поправить положение толстосумами, например, взыскивать налоги со сверхдоходов банков? Ведь только ленивый не отметил, что в последние годы именно банковский сектор, несмотря ни на какие кризисы и санкции, просто рвётся в гору — общая прибыль сектора составляет 3 трлн рублей ежегодно.
Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев.
— Налог на бездетность, который предлагают ввести в РФ, и тот, что был в СССР, их можно ли сравнивать?
— Господин Зубец не изобрёл налог на бездетность, действительно такого рода налог существовал в Советском Союзе с 1941 года по 1993, по-моему, даже я его некоторое время платил, когда уже работал, но ещё у меня не было детей. Составлял он 6%, и там были свои ограничения, с кого он не взимался. То есть такая практика в принципе существовала.
Но я хочу сказать, что условия, которые создавались для деторождения, для семей, которые были в Советском Союзе, и те, которые существуют сейчас, они абсолютно не сравнимы. В СССР, где взимался такого рода налог, не со всех, да, но, тем не менее, с определённой части мужчин и женщин, никаких проблем с тем, чтобы получить квартиру молодому специалисту не было. Строилось огромное количество бесплатного жилья. Если у человека рождался ещё один ребёнок, то, как правило, его ставили в очередь на расширение, давали квартиру большей площади. Это была очень распространённая практика.
Могу привести пример. Мой отец был молодым преподавателем университета, и при переезде в другой город, когда его пригласили на работу в Самару, в Куйбышев, то нашей семье дали трехкомнатную квартиру бесплатно от университета в связи с тем, что в семье было двое детей на тот момент. Было несчётное количество бесплатных спортивных секций, кружков, школ любых — музыкальных, художественных, пионерских лагерей, никаких проблем с очередями в детский сад или в школу. Бесплатное детское питание, которое выделялось молодым семьям, студенческим и так далее на детских молочных кухнях.
То есть: рожай — не хочу. И, может быть, можно было в этих условиях каким-то образом государству стимулировать тех людей, которые не хотят заводить семью, не хотят заводить детей. Но вообще надо сказать, что в Советском Союзе население росло, численность населения росла.
— Какие условия для семей предлагает современный российский капитализм?
— А сейчас условия совершенно другие. Сейчас семья молодая чаще всего не имеет собственного жилья и не имеет никаких перспектив. Неважно, куда и на какую работу устроился супруг или супруга — от своего предприятия, от университета получить служебную или какую-то другую квартиру, которая каким-то образом не то, что будет отражать состав его растущей семьи, а хотя бы даже однокомнатную — это крайняя редкость, которую могут себе позволить только отдельные предприятия, для каких-то супер-профессионалов. Мест в детских садах не хватает. Система детских молочных кухонь разрушена. Мы видим сейчас достаточно сложное материальное положение у людей, падение уровня жизни, которое продолжается уже, наверное, десяток лет в России.
И в этих условиях вводить налог на бездетность государство, на мой взгляд, просто не имеет никакого права, потому что оно не создало для семей условий, которые были бы хоть как-то соизмеримы с теми условиями, которые существовали в Советском Союзе, где такой налог в виде 6% существовал.
Причём он не взымался, по-моему, с тех, кто получал заработную плату меньше 70 рублей, то есть там были свои нюансы. Поэтому даже назвать чем-то "хорошо забытым старым" нынешнюю инициативу, которую высказывают ряд депутатов и чиновников, я не могу.
— Получается, государство на деле снимает с себя социальные обязательства, а требований к людям все больше?
— Стоит отметить, что, видимо, этот налог будет взиматься только с русских и с представителей коренных народов России, потому что у мигрантов и переселенцев из Средней Азии и Закавказья с деторождением все прекрасно, и налог этот они платить не будут.
То есть он носит, на мой взгляд, ещё и дискриминационный характер. Если он будет взыматься, то в практическом русле это будет ещё больше создание финансовых проблем для молодых русских семей. Те параметры, которые прозвучали, о которых вы говорите, какие-то безумные цифры — 30-40 тыс. руб. в месяц — да у нас во многих регионах люди такие деньги не зарабатывают вообще, чтобы отдавать их ещё в виде налога на бездетных. То есть у нас государство, к сожалению, в течение многих многих лет собственными действиями, прежде всего снижением уровня жизни людей и ликвидацией оптимизма в отношении будущего, способствует тому, что рождаемость падает. И теперь в качестве меры пытается возложить финансовую ответственность не на себя, на государство, а на людей, что, на мой взгляд, просто некрасиво.
— Какова, на ваш взгляд, мотивация рожать сегодня?
— Лично я считаю, что, конечно, главная мотивация в рождении или нерождении детей не материальная все-таки, а нравственная. То есть разрушение традиционных ценностей, разрушение веры в значительной степени приводит к тому, что к абортам относятся как обычному рядовому явлению, а не как к смертному греху, и вообще вопрос наличия или отсутствия детей становится для многих, к сожалению, чем-то вроде решения о приобретении или не приобретении автомобиля. То есть особо здесь похвастаться в морально-нравственном уровне нам тоже не приходится, но это уже другая сторона вопроса, она никак не связана с вопросом введения или неведения налога на бездетность.
— Крайне сомнителен эффект деторождения от предложенных налогов на бездетных, но пополнить казну это точно поможет. Значит, дело всё-таки в этом? Но ведь есть более эффективные способы пополнения, например, сделать более справедливой шкалу налогообложения?
— Прогрессивная шкала налогообложения наконец-то многолетними усилиями оппозиции введена, хотя сделана она очень странно, то есть бОльшая часть налоговой нагрузки все равно приходится не на олигархов, там есть свои пределы взимания этого налога, и, конечно, наверное, совершенствование системы взимания подоходного налога могло бы сильнее наполнить бюджет.
— Банковский сектор последние годы показывает небывалый рост, так, может, ввести налог со сверхприбылей банков, вместо обирания бездетных?
— Вы верно отметили, что, несмотря на то, что в целом очень много кризисных явлений в экономике, и у нас действия того же Центробанка не дают возможность кредитовать промышленность, развиваться в ней, у нас стабильно уже много лет демонстрирует сверхприбыль банковский сектор. Такое впечатление, что у нас вообще вся экономика сводится к финансовым спекуляциям. Телевизор, интернет, не умолкая, рекламирует кредиты. Народ закредитован, колоссальные долги, микрофинансовые организации выдают займы под безумные проценты, то есть идут бесконечные финансовые спекуляции. И в этих условиях, конечно, ограничение прибыльности банков и перераспределение этих средств в сторону социальной сферы, реальной экономики, промышленности, науки и образования было бы правильным.
Но, к сожалению, жадность — те огромные деньги, которые существуют в этом, с позволения сказать, бизнесе, они, видимо, очень привлекательны, в том числе и для тех людей, которые принимают решения в отношении изменения налоговой системы.
https://www.nakanune.ru/articles/122701/