Нерадостные данные перед началом учебного года приходят о положении в образовании. По некоторым оценкам, которые приводит профсоюз "Учитель", дефицит кадров достигает от 50 тыс. до 250 тыс. сотрудников. Преподаватели уходят из сферы начального и среднего образования из-за постоянно вводимых новых требований, произвольно меняющихся образовательных программ и низких зарплат.
Официально нехватка кадров оценивалась Минпросвещения годом ранее в 11 тыс. человек, а впоследствии, уже в этом году, министр отчитывался о снижении вакантных должностей на 19%. Реальная же нехватка кадров, которую скрывает тотальная переработка, может быть куда больше. Например, в статистике не учитываются размеры классов, которые достигают 40 человек, также работа на 2-3 ставки ведет к падению эффективности преподавания по причине чрезмерной нагрузки на учителя. Количество объявлений на платформах по поиску работы для учителей также говорит о росте дефицита кадров.
Разочаровавшиеся в условиях труда учителя и выпускники пединститутов уходят в репетиторство и частные школы, где зарабатывают в разы больше, а то и вовсе меняют профессиональную сферу.
О ситуации с учителями, их нагрузкой и зарплатой Накануне.RU рассказал первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
— Минпросвещения сообщило, что нехватка учителей в этом году сократилась на 19%, в то время как площадки по поиску работы говорят обратное — нехватка учителей увеличилась в два раза по сравнению с прошлым годом. У вас какие данные как у депутата профильного комитета?
— Дело в том, что все зависит от того, как считать. Если считать формально пустые незанятые рабочие места, то не исключаю, что, может быть, их количество даже и сократилось. Я помню, что нам коллеги из правительства говорили, что по одним данным, не хватает 11 тыс. учителей, по другим 30 тыс. Кстати, тоже разница довольно значительная — от какого показателя они считают сокращение незанятых рабочих мест.
Но все зависит от того, как мы считаем нагрузку учителя. Вот, например, есть такой центр непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте. Подчёркиваю, по его данным, при нормальной нагрузке не хватало бы 250 тыс. учителей. Как-то, беседуя с Татьяной Алексеевной Голиковой в узком кругу, и услышав, что у нас с учителями все более-менее в порядке, я позволил себе заметить, что, если бы все учителя работали на одну ставку, у нас не хватало бы полмиллиона учителей. Если всех учителей заставить работать на две с половиной ставки, то можно ещё полмиллиона уволить. Сейчас у нас учителей примерно 1 млн 250 тыс.
Так вот говорю, конкретные данные по моей родной Омской области, когда был издан указ президента № 597, от 7 мая 2012 года, средняя нагрузка омского учителя составляла 1,3 ставки, то есть была близка к норме. Примерно такая же нагрузка была и в советский период: 22-24 часа, это не значит, что 22 или 24 часа учитель работал, это значит, что столько было уроков. Плюс, помножьте на подготовку примерно столько же, плюс работа с детьми, плюс работа над собой и так далее. В настоящее время в Омской области средняя нагрузка учителя 1,9 ставки, в городе Омске более 2 ставок, а скорее 2,1 ставки.
Поэтому, если считается, что это нормально, то, конечно, у нас кадрового кризиса в образовании нет. Но я, как учитель по первой специальности, берусь утверждать, что это абсолютно не нормально. В своё время мне довелось вести полторы ставки молодым парнем — это нелегко. Как женщины постбальзаковского возраста ведут по 36 уроков в неделю — а я знаю учительницу иностранного языка, которая ведёт 50, — я себе представить не могу. Тут вариантов немного — либо человек вообще не живёт, либо он перестал готовиться к занятиям и не работает над собой. И, соответственно, качество образования неизбежно падает.
— Сообщают, что применяют различные уловки для имитации сокращения нехватки учителей, например, увеличивая размер классов до 40 человек. Как вы оцениваете это?
— У меня официальной статистики по этому поводу нет, но действительно, в большинстве регионов Российской Федерации норма 25 человек в классе не выполняется, в большинстве регионов Российской Федерации. Это мы прекрасно понимаем. Увеличение классов — один из путей к искусственному сокращению дефицита педагогов, поэтому думаю, что информация достоверна, не по всей стране, но по ряду регионов.
— Некоторые трактуют данные Росстата как отсутствие роста зарплат учителей, и наоборот, повышение переработок и неэффективность преподавания. Так ли это?
— Рост заработной платы учителей отстаёт от роста средней заработной платы по Российской Федерации очень сильно, в последнее время мы знаем в связи с кадровым дефицитом заработной платы растут гораздо быстрее, чем прежде. Заработные платы педагогов, во-первых, сброшены на регионы. Во-вторых, федеральный бюджет выделяет на эти цели, как в 2018 году, около 100 млрд руб., но не только на учителей, а на учителей, врачей, работников культуры, — так и сейчас [100 млрд], а средние заработные платы совершенно другие, поэтому я сходу не воспроизведу данные, но если вы посмотрите, то вы увидите, что заработная плата средняя в образовании значительно ниже средней заработной платы по стране.
Давайте вспомним то, что недавно говорил министр науки и высшего образования. Это, правда, относится к вузовским преподавателям. По официальным данным правительственного доклада, в прошлом году у нас не выполнен указ президента по заработной плате преподавателей высшего образования только в 15 регионах, отклонение не более 5%. А вот данные Высшей школы экономики — это данные официальной статистики – в 2022 году средняя заработная плата преподавателей составляла 128%, а должно быть 200% от средней по региону и Российской Федерации. Понятна разница.
Так что чудеса статистики у нас наблюдаются. Как сказал когда-то Андрей Макаров, председатель бюджетного комитета: "после того, как мы Росстат подчинили Минэкономразвития, нам по плечу любые показатели".
— Также СМИ обращают внимание на то, что нет прозрачной системы начисления зарплат: оклад даже в Подмосковье 20-25 тыс., остальное — надбавки по непонятным критериям. Как можете оценить?
— Дело в том, что существует фактически своя система оплаты труда чуть не в каждой школе. В своё время в нескольких регионах проводился эксперимент по упорядочению этой системы, но сейчас в указе президента №309 написано, что эксперимент должен быть проведён аж в 2026 году, а новая система оплаты труда в 2027. Без увеличения вложений в образование из федерального бюджета решить проблему невозможно. Некоторые думают, что можно только по-другому деньги поделить, но это будет тришкин кафтан. Соответственно, полы отрезали рукава — надставили, и наоборот.
К сожалению, российская политическая элита не осознала того, что понято, я думаю, большинству российского населения. Напомню, что недавно было два опроса. Один проводил "Суперджоб", а другой "Хедхантер". В одном случае спрашивали: люди каких профессий получают самые низкие заработные платы. Учитель оказался среди самых низкооплачиваемых рядом с дворником. Как вы думаете, может страна рассчитывать в таком случае на высокое качество образования? В другом случае спрашивали, какие профессии самые недооценённые в материальном смысле. Первое место занял учитель, второе — врач.
Политическая элита России не хочет понимать, что сейчас формирование человеческого потенциала, который превращается в человеческий капитал, занимает то место, которое когда-то занимало тяжёлое машиностроение, то есть ключевое место в развитии экономики. Зато это понимают даже бизнесмены. Когда российский Союз промышленников и предпринимателей спрашивал, какая самая острая проблема, 70% ответили — кадры. Я недавно встречался с омским союзом предпринимателей, и руководитель союза меня спросил, когда вы отмените ЕГЭ? Я говорю, ну слушайте, а вам-то что ЕГЭ, у вас ремонт автомобилей, вроде бы, бизнес-то какой? Он говорит, мне нужны люди, которые способны принимать самостоятельные решения, а не те, которые умеют только действовать стандартно в стандартных ситуациях. Я думаю, в этой формуле есть изрядная доля правды.
Нельзя экономить на профессии учителя и думать, что мы получим экономический прорыв, так не бывает. Так не было нигде. Кстати, об экономике. Мировой опыт показывает, что ни одна страна не произвела модернизации, не затрачивая на образование меньше 7% от валового внутреннего продукта. Так было в Советском союзе, в тридцатые годы открыли 25000 школ, после Великой Отечественной войны ещё 20 тыс. отремонтировали или восстановили, а начиная с 1990-х годов закрыли более 30 тыс. школ. Причём, самое интересное — в лихие девяностые немногим более тысячи, остальное в "благополучные" двухтысячные. То есть дело не в деньгах, а в приоритетах, которые ставит страна. Соответственно, современная Россия уже много лет затрачивает на образование около 3,5% от валового внутреннего продукта, то есть вдвое меньше, чем необходимо для модернизации. Пока политическая элита этого не осознает, к сожалению, ждать экономического прорыва нам очень и очень трудно.
Меня когда спрашивают, почему ты так за твоих учителей — я не за моих учителей, я за ваших детей и внуков, уважаемые читатели и зрители. Пока мы не создадим нормальные условия учителю, мы не создадим нормальное образование для ученика. Поэтому сейчас, к сожалению, место учителя все больше занимает репетитор. 70% всех старшеклассников готовятся к ЕГЭ с репетиторами, в крупных городах 90%. Я тут как-то был в хорошей, подчёркиваю, хорошей московской школе, передовой. Человек 150 ребят спрашиваю, кто готовится или будет собирается готовиться к ЕГЭ с репетиторами — 100% поднимают руки. Вот ведь о чем идёт речь. Мы заменяем настоящее образование, как процесс, где личность формирует личность, заменяем теми самыми образовательными услугами, которые оказывают репетиторы, если хотите, дрессировкой. Конечно, хороший репетитор он тоже старается превратить себя в педагога, но вообще роль репетитора — это, конечно, дрессировка.
Заканчивая, я хочу сказать, что у нас в Государственной думе находится на рассмотрении большой, я бы сказал фундаментальный проект закона об образовании для всех в течение всей жизни, подготовленный мною, подписанный лидерами фракции КПРФ, в том числе, и на эту осеннюю сессию назначено его рассмотрение, совсем не уверен, что он будет принят, но там в отношении учителей предполагаются следующие позиции.
1. Учитель должен получать то, что ему положено по указу президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, то есть не ниже средней по региону при работе на 1 ставку, а не на полторы-две, как сейчас, и то большинство учителей этого не получает.
2. Должно быть восстановлено в полном объёме право учителя на досрочную пенсию. Напоминаю, что учитель от закона о повышении пенсионного возраста пострадал дважды. Каждый гражданин России при современной пенсии где-то в 23000 за 5 лет потеряет более 1 200 000, легко посчитать. Соответственно, учитель сверх того потеряет ещё 5 лет, поскольку, когда он выработает стаж в 25 лет, ему ещё придётся 5 лет ждать досрочной пенсии, которая уже не такая уж и досрочная. Мы требуем вернуть всё на круги своя.
3. Мы предлагаем вернуть в прямом виде двадцатипятипроцентную надбавку для сельского учителя. Там особенно острый дефицит кадров. Мы предлагаем в полном объёме вернуть коммунальные льготы для сельского учителя, то есть компенсацию за оплату жилья, коммунальных услуг, которая была при царях, при генсеках, но почему-то свёрнута до очень маленького уровня при президентах Российской Федерации.
В общем, повышение статуса учителя — это один из главных ключей к повышению качества нашего образования, а значит, к модернизации страны.
Давайте поблагодарим российских учителей за то, что результаты их работы по-прежнему значительно лучше, чем финансирование и уровень оплаты труда, и поздравим всех с наступающим всеобщим, общенародным праздником — днём знаний. Спасибо.
https://www.nakanune.ru/articles/122529/