В казахских классах уровень грамотности намного ниже, чем в русских
В недавней публикации, посвящённой итогам исследования PISA-2022, в ходе которого оценивалась математическая, читательская и естественнонаучная грамотность 15-летних учащихся, отмечалась значительная разница в показателях различных регионов Казахстана. При более глубоком анализе выясняется, что эта разница напрямую коррелирует с языком обучения: чем выше в той или иной области, городе процент детей, получающих образование в казахских классах, тем хуже результаты.
Лидеры, середняки, аутсайдеры
Предлагаем вниманию читателей своего рода рейтинг, сформированный по итогам PISA-2022. В нём регионы Казахстана ранжированы согласно среднему баллу по всем трём видам грамотности, для чего автору этих строк пришлось выполнить несложные арифметические действия.
На момент тестирования регионов насчитывалось 17 (новые области создали чуть позже), но один, Мангистау, в отчёте организаторов исследования не упоминается. Остальные 16 распределены по трём группам: в первой – лидеры, показатели которых значительно выше, чем средний по стране; во второй – середняки; в третьей – аутсайдеры, существенно недобравшие до среднереспубликанской цифры.
Показатели регионов Казахстана по итогам PISA-2022
Средний балл по трем видам грамотности
Группа лидеров
Город Алматы 444,7
Город Астана 442,7
Костанайская 440,7
Северо-Казахстанская 436,0
Группа середняков
Восточно-Казахстанская 427,7
Павлодарская 419,3
Карагандинская 416,7
Акмолинская 415,3
Актюбинская 415,0
Западно-Казахстанская 411,7
Группа аутсайдеров
Алматинская 400,3
Атырауская 396,3
Жамбылская 395,3
Кызылординская 393,3
Город Шымкент 393,3
Туркестанская 375,0
В среднем по стране 411,3
Как видно из таблицы, безоговорочные лидеры – обе столицы, бывшая и нынешняя, а также Костанайская и Северо-Казахстанская области. В категорию середняков попали регионы, расположенные на северо-востоке, северо-западе и в центральной части республики. В группе же аутсайдеров оказались юг и Атырауская область. Это при том, что нефтяной край добился самой большой в нашей стране прибавки в 34 балла по сравнению с PISA-2018 и, как следствие, поднялся с последнего места (предпоследнее тогда занял Мангистау) на 12-е.
Несколько улучшила свои показатели за прошедшие четыре года Кызылординская область (+7,0). Но в то же самое время её отставание, например, от Костанайской и Северо-Казахстанской увеличилось – соответственно до 47,4 и 42,7 балла. Ровно столько же проиграл двум северным регионам Шымкент. А Туркестанская область и вовсе отстала от них более чем на 60 баллов, что, согласно принятой в PISA шкале, равносильно двум годам обучения. Жамбылская по сравнению с результатами предыдущего исследования недосчиталась 12 баллов (при том, что Казахстан в целом прибавил) и из группы середняков скатилась в число аутсайдеров.
Очевидная закономерность
Костанайская и Северо-Казахстанская отличаются от всех других областей республики тем, что доля титульного этноса в них составляет меньше половины: в первой – 44,3, во второй – 37,6 процента. Как следствие, низок там и удельный вес обучающихся на казахском.
К сожалению, наша официальная статистика не публикует данные о количестве школьников, которые получают знания на том или ином языке, в региональном разрезе. Поэтому придётся оперировать цифрами, касающимися числа общеобразовательных учреждений с разными языками обучения. Так вот, в обеих названных областях казахских школ в два раза меньше, чем русских: в Костанайской – соответственно 113 и 232, в СКО – 112 и 246 (есть ещё смешанные, доля которых в общем количестве учебных заведений составляет менее четверти).
В регионах-аутсайдерах, наоборот, казахский язык занимает доминирующее, а кое-где близкое к монопольному положение. Скажем, в городе Шымкенте и в Кызылординской области вообще нет русских школ, в Туркестанской и Жамбылской их удельный вес не достигает даже одного процента, в Алматинской он составляет менее полутора, в Атырауской – около двух процентов. Да, обучение на «великом и могучем» ведётся также в смешанных школах, но они занимают значительную долю только в Шымкенте и в Семиречье, тогда как в четырёх других отстающих регионах на них приходится от 10 до 30 процентов.
Словом, просматривается очевидная закономерность: чем больше в той или иной области казахских классов, тем менее грамотны учащиеся, и, наоборот, чем больше русских школ, тем выше результаты, показанные в ходе PISA. Эта закономерность видна не только при сопоставлении показателей лидеров и аутсайдеров, но даже в группе середняков. В замыкающих её Актюбинской и Западно-Казахстанской областях удельный вес и титульного этноса, и казахских классов выше, чем в возглавляющих эту группу Восточно-Казахстанской и Павлодарской.
Теперь о городах республиканского значения. Два из них вошли в число лидеров, а третий занял предпоследнее место среди всех регионов страны, проиграв в среднем по всем трём видам грамотности прежней и нынешней столицам порядка 50 баллов. Наверное, здесь сказался в том числе и более качественный состав школьных педагогов Алматы и Астаны (хотя в советские годы чимкентские учители вряд ли сильно проигрывали тем же алма-атинским). Но только ли в этом заключается причина столь значительной разницы?
Применительно к двум мегаполисам из трёх удалось найти данные о количестве учащихся в языковом разрезе за 2021-й, предшествовавший году проведения исследования. На тот момент в Шымкенте на казахском языке получали знания 152 тысячи школьников (более чем две трети от общего числа учащихся), на русском – 54 тысячи (менее четверти), на узбекском – чуть больше 19 тысяч. В Алматы же, напротив, контингент казахских классов был меньше по численности, чем контингент русских – 140 тысяч против 153-х тысяч. Как видим, и здесь прослеживается та самая закономерность, о которой говорилось выше.
Большая разница
Любопытно было бы также ознакомиться с результатами, показанными учащимися казахских и русских классов в каждом из отдельно взятых регионов. В итоговом международном отчёте о PISA таких сведений нет. Будем надеяться, что они попадут в Национальный отчёт, который должен подготовить Информационно-аналитический центр, обслуживающий образовательную сферу.
После предыдущего исследования, проведённого в 2018-м, он констатировал, что «по всем регионам Казахстана и направлениям тестирования обучающиеся с русским языком обучения сдают тест PISA более успешно, чем с казахским языком» (стр. 127 Национального отчёта). По читательской грамотности разница в показателях учеников русских и казахских классов составила от 31 балла в Алматинской области до 86-87 в Мангистауской и Павлодарской (в целом по стране – 70), по естественнонаучной – от 33-х в Алматинской до 74-х в Павлодарской (в целом – 65), по математической – от 5 в Алматинской до 46-47 в Мангистауской и двух столицах (в целом – 38).
В среднем по трём видам грамотности русскоязычные школьники набрали 440,3, а казахскоязычные – лишь 382,7 балла, что соответствует уровню таких стран, как Ливан, Марокко.
Возможно, здесь сказалось то обстоятельство, что в сельских школах, где уровень образования априори ниже, чем в городских, учатся преимущественно дети представителей титульного этноса. Но, как явствует из результатов последней переписи населения, в нашей стране казахи по степени урбанизаций отстают от русских ненамного: доля горожан среди первых составляет 67, среди вторых – 75 процентов.
О том, что вовсе не этот фактор является определяющим, говорит и разница в показателях русскоязычных и казахскоязычных школьников, обучающихся в одних и тех же городах, то есть в одинаковых условиях. Скажем, в Астане она в 2018-м составила: по читательской грамотности – 79, по естественнонаучной – 74, по математической – 46 баллов. Разумеется, в пользу тех, кто учится в русских классах. Примерно такой же разрыв был зафиксирован и в Алматы – соответственно 83, 71 и 47 (Национальный отчёт, страницы 128-129). Изменилось ли что-то за четыре года, пока трудно сказать.
Как бы то ни было, результаты PISA свидетельствуют о серьёзном отставании школ, где дети получают образование на государственном языке. Думается, именно на этой проблеме стоило бы сосредоточиться деятелям, называющим себя национал-патриотами, – вместо того, чтобы требовать сокращения, а то и вовсе закрытия русских школ…