Дискуссия вокруг ношения никабов продолжается в России. Их запрещают даже в мусульманских странах, однако в РФ пока не торопятся, несмотря на резонансные происшествия, когда преступники носили именно эти атрибуты. И почему-то та же попытка запрета в Дагестане, где у одного из ликвидированных при нападении на религиозные объекты террористов нашли никаб, не увенчалась успехом, а федеральный центр в ответ на это устами депутатов Госдумы лишь пригрозил включить некий административный ресурс. Подробности — в материале Накануне.RU.
Еще в мае началось обсуждение о необходимости запрета ношения никабов, глава Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России Валерий Фадеев посчитал, что в стране нужно ввести запрет. В Госдуме тогда сочли, что обсуждение должно проходить за закрытыми дверями и "взвешенно, без выноса в СМИ". Обострился вопрос после теракта 23 июня, когда боевики напали на православные церкви и синагогу, а также полицейские посты в Махачкале и Дербенте. В результате шестерых нападавших ликвидировали, но пострадали 46 человек, еще 22 стали жертвами нападения, среди которых 17 правоохранителей. По разным данным, один из боевиков хотел скрыться с места преступления в никабе. Поэтому вопрос вышел за пределы Госдумы и общин.
Со стороны властей пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Кремль в этой дискуссии не участвует, но позднее председатель комитета Госдумы по контролю Олег Морозов подчеркнул, что если исламская община не сможет решить вопрос самостоятельно — тогда государство вмешается.
"В России я бы предпочел не принимать никаких законодательных решений, а лучше, чтобы соответствующую позицию заняла мусульманская общественность во всех регионах РФ. Но это зависит от того, насколько эта тенденция будет вызывать в обществе соответствующую негативную реакцию и иметь какие-то последствия. Я не исключаю, что, если мы увидим, что процесс идет лавинообразно, напрягает ситуацию во многих регионах и мусульманская общественность не может сама своими силами решить этот вопрос, то, возможно, понадобится применить административный ресурс", — сказал Морозов.
Однако когда отдел фетв (богословско-правовых заключений) муфтията заявил, что не нашел оснований для запрета никаба, через неделю его упразднили. В телеграм-канале муфтията это пояснили тем, что "отдел не отвечает своевременно на вызовы времени". Видимо, государство таки вмешалось.
Как отмечает политический деятель Дарья Митина в беседе с Накануне.RU, даже в тех же ближневосточных странах, Саудовской Аравии, в Катере, в Эмиратах, это не носит характер обязательного долженствования, а связано в первую очередь с климатом.
"Проблема, в общем-то, не стоит выеденного яйца, потому что все этнологи, социологи, специалисты по национальным культурам в один голос говорят, что все мусульманские народы, которые проживают на территории России, не имеют обычая покрывать лицо у женщин", — поясняет Митина.
Эксперт дополняет: проблема получила такое острое звучание именно в террористическом контексте, который, в свою очередь, появился в том числе и из-за боевых действий в кавказском регионе. И тем не менее, даже если вспомнить теракт в "Крокусе" или другие трагедии — лицо никабами там никто не прикрывал.
"Я в принципе против того, чтобы смешивать вопросы религии, вопросы того же ваххабизма и прочего с вопросами безопасности. Есть требования по безопасности — ходить с открытыми лицами, значит, их надо соблюдать", — добавила Дарья Митина.
По тем же причинам никабы запрещены во многих других странах, как европейских — Италия, Бельгия, Франция, Германия, Австрия и некоторые другие, так и восточных — Египет, Тунис, Индонезия и других. Впрочем, в государствах с большим количеством граждан, исповедующих ислам, все же есть ограничения — например, запрет на ношение только в зданиях органов власти или только в школах, вузах, общеобразовательных учреждениях.
Есть запреты и в странах СНГ — в первую очередь речь идет про Узбекистан, где запретили никабы в сентябре 2023 года. Позднее этот же вопрос начали обсуждать в Казахстане, но пока дальше обсуждений вопрос не сдвинулся. Тем не менее, власти это связывают в первую очередь с безопасностью.
К тому же еще одной причиной для подобных ограничений может стать и общественное мнение — как объясняет политолог Илья Гращенков в беседе с Накануне.RU, по опросам местного населения любого региона, включая Дагестан, люди к никабам относятся отрицательно, потому что они их пугают, ассоциируются с исламским терроризмом:
"Поэтому я не вижу причин считать, что это неправильно — если и общественное мнение в этом сходится, и никаких традиций тут нет, значит, вопрос наоборот в том, что кто-то эту историю прививает, взращивает".
Собственно, в России этот вопрос остается спорным, судя по всему, государству все же придется вмешаться, хотя дискуссия продолжается даже не со стороны Дагестана. К слову, Дагестан оказался первым в этом вопросе, по мнению Дарьи Митиной, опять же, именно из-за высокого террористического фона. Эксперт подчеркивает, что запрет вообще может быть общим, но с региональными особенностями.
И все же решение вопроса дается непросто — так, например, муфтий Башкортостана Айнур Биргалин накануне заявил в Telegram, что ограничение ношения религиозной одежды в общественных местах и образовательных организациях нарушит права мусульман и противоречит принципам Конституции. Впрочем, на следующий день муфтий подчеркнул, что имел в виду только хиджабы, где лицо видно, — их запрещать не стоит, а вот никабы — "не нужны".
Как считает Илья Гращенков, просто запретить ношение такой одежды не получается, потому что, вероятно, есть лоббисты такого ортодоксального ислама, которые пропагандируют как раз не традиционные ценности, а пытаются насадить ислам из тех стран, которые никогда не были для России близкими.
"Собственно, почему им удается тормозить законы о запрете никабов — видимо, секрет в том, что сегодня в верхах власти представители этих течений пользуются неким авторитетом и способны противостоять тем силам, которые пытаются запретить это. А поскольку в целом у населения России довольно аморфное отношение к этому — пока лично не сталкиваются, не хотят лезть в это — получается, что защитники ношения никабов быстро мобилизуют часть своих сторонников, начинается большой шум, мол, запрещают традиционный ислам, а дальше вообще запретят паранджу, платок, а платок — это уже традиционная ценность… начинается смешение причин. И сразу находятся те, кто скажет, ну раз это традиционные ценности, которые у нас сегодня в почете, тогда давайте не будем трогать. Получается такое вот манипулирование", — резюмировал политолог в беседе с Накануне.RU.
https://www.nakanune.ru/articles/122363/