Нидерландская Yandex N.V. заявила о соблюдении «международных санкций» при продаже российских активов
Сегодня нидерландская компания Yandex N.V. сообщила, что полностью избавляется от доли в зарегистрированной в Калининграде Международной компании — акционерном обществе (МКАО) «Яндекс». МКАО получит в своё распоряжение все российские активы Yandex N.V. , а также активы на некоторых международных рынках.
В итоге, у Yandex N.V. останутся проекты Nebius, Toloka, Avride и TripleTen, дата-центры в Финляндии, а также те средства, которые группа инвесторов (ЗПИФ «Консорциум.Первый») выплатит за переданные активы в калининградскую компанию. В последнем случае речь идёт о сумме в 475 млрд руб., из которых не менее половины будет выплачено в виде наличных денежных средств, причём в качестве инструмента оплаты будут фигурировать китайские юани.
Обращает на себя внимание то, что нидерландская компания заявила об осуществлении сделки, которая действует в «полном соответствии с международными санкциями, где они применяются». При этом, по словам Yandex N.V., сумма в 475 млрд руб. учитывает действующее положение в России о том, что если иностранная компания покидает страну, то применяется дисконт в размере как минимум в 50% к её справедливой рыночной стоимости.
Итак, мы видим, что российские активы технологического гиганта, а также в целом большинство активов компании, теперь «приземляются» в России. В качестве инвестора выступает в том числе группа «ЛУКОЙЛ», которая после закрытия сделки будет владеть долей в приблизительно 10% калининградской компании.
С 31 июля Yandex N.V. должна будет отказаться от использования бренда Yandex, сменить название компании, а её бумаги покинут Мосбиржу — на российской бирже появятся бумаги (МКАО) «Яндекс». В Нидерландах намерены большую часть полученной суммы распределить среди акционеров Yandex N.V., а часть направить на развитие своей компании.
Что это всё значит? Стоит подчеркнуть, что современный успешный технологический бизнес практически не может быть без:
1) международной экспансии;
2) доступа к большим рынкам капитала.
На этих двух аспектах стоит сосредоточить внимание, говоря о том, что же ждёт теперь (МКАО) «Яндекс». Сервисы «Яндекса» есть сейчас в ряде стран СНГ, и нужно активно развивать их там, выходить на новые рынки — в том числе, в страны Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона. Будет ошибкой, если вдруг по какой-то причине темп выхода на международные рынки будет замедлен.
Первое обстоятельство тесно связано и со вторым. Для технологического бизнеса нужен постоянно приток немалых объёмов капитала, и, главным образом, не через дорогие банковские кредиты, а через размещение дополнительных эмиссий акций, через выпуски облигаций на биржах в России и других странах.
Конечно, нужно работать и с глобальными венчурными фондами — не все они из США и их стран-сателлитов. Венчурные инвестиции дают финансовую возможность тестировать новые инновационные продукты, не боясь рисков, что они в 95% случаев могут «не взлететь». Это нормальный бизнес-риск для инновационного бизнеса, который практически неприемлем для классических банков: символично, что среди покупателей долей в калининградской компании мы не видим известные кредитные организации.