У меня были радикальные идеи в этой области.
1) Части охраны ВГО (в которых ваш покорный слуга проходил службу) отдать как раз в МО на правах частей охраны тыла. Делать из них военную полицию слишком (несколько городов атомной промышленности, как известно, охраняют целые дивизии), и так как они будут в МО, то для полноценной охраны объектов им можно ещё выделить средства ближней ПВО (особенно актуально в плане борьбы с беспилотниками), больше инженерных подразделений заграждения и даже армейскую авиацию, по моему скромному мнению в ВВшных частях охраны ВГО сил и средств для эффективной борьбы с хотя бы немного продвинутым противником недостаточно. Если предназначение таких частей "лишь бы чего не украли" - их можно заменить на вневедомственную охрану, особенно учитывая прогресс в плане камер наблюдения и других технических средств охраны. Вот только "атомным" городам нужны именно армейские подразделения.
Была и более радикальная идея, отдать части охраны ВГО... погранцам! Если кто не знает, город Саров окружён заграждениями, около которых стоят ЗАСТАВЫ (так и называются), ну и плюс подразделения охраны самих объектов внутри ЗАТО. Тем более пограничная служба подчиняется конторе более серьёзной - ФСБ, плюс пограничные войска окутаны большим престижем, чем внутренние. Насколько я знаю, некоторые атомные объекты в США охраняются морпехами.
2) Являюсь сторонником СМВЧ, именно как меры усиления правоохранительных органов, как раз подходят для усиления патрулирования улиц вечером (уменьшение уличной преступности) и для усиления во время массовых мероприятий, чтоб меньше дёргать кадровых сотрудников. Теоретически можно напрямую подчинять городским отделам МВД, вот только встаёт вопрос с комплектованием, призывники же набираются централизованно (хотя я за то, чтоб 50% солдат в патрулях были местными, чтоб знали город).
3) Оперативные бригады скорее узкоспециализированный инструмент, скорее для пресечения массовых беспорядков (если противник - гражданское население и не представляет собой конкретно НВФ, требующих физической ликвидации), если того же ОМОНа недостаточно. Тут возникает соблазн называть эти части "частями борьбы с народом" и при наличии более адекватной политической и экономической ситуации (а это не тема данного разговора) необходимость в таких частях минимальна. В РФ по сравнению с СССР как раз оперативных частей стало больше (справедливости ради, их начали массово создавать в 1989 году из-за межнациональных конфликтов, вот только до этого с местечковыми националистами успешно боролось КГБ и в войсках нужды не было, ну и ранее оперативные части применялись для борьбы с бандеровцами, а также бандами в Кавказских горах). Всё же мой вариант - оставить ОДОН рядом с Москвой и хватит по бригаде оперативного назначения в каждом ФО.
4) Теоретически если оставляем бригады оперативного назначения, то там один из батальонов может быть специального назначения, я бы встроил ВВшный спецназ так, можно ограничиться и одной ротой в бригаде. Первую роту ВВшного спецназа в СССР создали в рамках подготовки к Олимпиаде-80 (для подобных целей как раз сильно много спецназа не нужно), но была и другая цель - чтоб спецназ был и в конвойных частях, а подготовки обычных ВВшников было недостаточно для борьбы с бунтами заключённых, да и вообще служба ВВшника была опасна - в отличие от солдата МО (если не считать войну в Афганистане), рядом с солдатом ВВ всегда реальный противник в виде уголовников.
Тут напрашивается другой вопрос - как организовать "территориальную оборону"? У меня напрашивается вариант, что этим будут заниматься и МВД, и МО, однако в обоих случаях "территориальная оборона" в мирное время будет значительно свёрнута.
МВД следует отдать оборону конкретных населённых пунктов, прежде всего являющихся городами областного подчинения, численность подразделений будет зависеть от численности населения города. Допустим у нас есть город-полумилионник, в нём предусмотрен территориальный полк, в его составе:
1) Батальон СМВЧ - он единственный в полку развёрнут в мирное время, по миру борьба с уличной преступностью и усиление во время массовых мероприятий. По войне - затыкаются все дыры в штатке, солдатам выдаётся автоматическое оружие.
2) Батальон прикрытия - свёрнут в мирное время, скорее напоминает пулемётно-артиллерийский батальон из укрепрайонов прикрытия границы. Предназначен для выставления блок-постов на въездах в город в случае войны.
3) Мотострелковый батальон - также по миру свёрнут (при необходимости можно развернуть одну из рот), по войне может и подавлять беспорядки, и выдвинуться на ликвидацию ДРГ в окрестностях города. Теоретически четвёртой ротой в нём может быть танковая.
4) Батальон охраны - в военное время берёт под охрану основные промышленные предприятия города, которые не охраняются частями ВГО.
5) Пехотный батальон - действует преимущественно в пешем порядке, по войне патрулирует границы вокруг города между блокпостами. Одну его роту можно сделать десантно-штурмовой - по войне полку придаётся несколько вертолётов из гражданского сектора, данная рота может немедленно вылететь в случае получения сигнала о наличии ДРГ на дальних подходах к городу.
6) Дивизион огневой поддержки - лёгкая артиллерия и ближнее ПВО.
7) Инженерно-сапёрная рота (а может и батальон) - по войне разворачивает инженерные заграждения вокруг города.
8) Комендантская рота - также одно из немногих подразделений, развёрнутых в мирное время, кто-то должен охранять ППД.
9) Остальные роты боевого и тылового обеспечения - также полностью разворачиваются только по войне. Среди них нужна будет и рота БПЛА.
Далее идёт уровень обычных районных центров - там в военное время при районном отделе МВД разворачивается местная рота (в крупных райцентрах - батальон), возможно даже в миниатюре повторяющая территориальные части городов.
На уровне сельских населённых пунктов хочется создать "народное ополчение" из всех несудимых и не призванных армию, а также включить туда женщин, при необходимости с раздачей населению оружия. Они не отрываются от своей работы, но могут быть подняты по тревоге. Командиром может быть местный участковый, либо живущий в данном селе отставной офицер, данные формирования также замыкаются на МВД.
Другой подход будет у территориальных частей МО - обычно это бригада в областном подчинении, также почти вся свёрнута в мирное время, численность больше зависит от размеров территории. Предназначена для действий в пределах всей области против диверсантов или при полноценном прорыве противника, может быть частично отправлена в состав действующей армии в зону боевых действий, в какой-то мере аналог американской национальной гвардии. Также при районных военкоматах возможно создание местных стрелковых взводов и рот.
Отдельный момент - части охраны железных дорог, их тоже нужно разворачивать в военное время, тем более железные дороги неравномерно распределены по территории и части идут в малонаселённых районах. Скорее всего по войне будут разворачивать при отрядах железнодорожного ВОХРа, ведомственно скорее будут подчинены МВД, но рассматриваю и другие варианты.
Распределение территориальных частей разного типа между МО и МВД это в том числе и система сдержек и противовесов, при этом наличие территориальных частей не значит, что они будут целиком из местных жителей, при необходимости они будут разбавляться уроженцами других регионов.