«Я ВЕРНУСЬ, КОГДА РАССТАЕТ СНЕГ…»?..
Уже который месяц ходят разговоры на тему, что как только растает снег и закончится весенняя распутица ВСУ начнут новое контрнаступление, которое полностью нивелирует все успехи армии России. Уже известно, что для предстоящих контрударов формируются новые «ударные» бригады, сведённые в корпуса. По некоторым данным большая их часть размещается в стратегическом треугольнике Днепр (Днепропетровск) — Кременчуг — Полтава. Именно из этого района, по мере готовности и, так сказать, «дозревания» обстановки «до кондиции» они могут быть переброшены на любой участок Восточного фронта.
Разумеется, у многих военных аналитиков, находящихся по обе стороны линии боевого соприкосновения, а также военкоров, простых наблюдателей, всякого рода комментаторов, не говоря уже о слушателях и читателях это вызывает закономерный вопрос:
А где именно это наступление может начаться?
Очевидно, что, с учетом внушительной протяжённости фронта и различных условий, сложившихся на отдельных его участках, далеко не везде шансы на начало наступления ВСУ одинаковы. Рассуждая в самых общих чертах можно наметить пять оперативных направлений, на которых войска Украины могут «попытать счастья».
1. Север Луганской Республики.
2. Район Бахмут — Соледар.
3. Район Донецка — Горловки.
4. Запорожское направление.
5. Район Херсона.
Применительно к Запорожской области сложилось коллективное мнение, что для ВСУ целесообразнее наступать именно здесь, так как на этом направлении местность открытая. И с этим, в целом, вполне разумным доводом можно вполне согласиться. В перспективе, в случае успеха и выхода к Азовскому морю, именно отсюда ВСУ могут наносить удары с помощью своих РСЗО HIMARS по Крымскому мосту. А это будет, как минимум неприятно, на вооружённых сил России, а, как максимум, сильно затруднит снабжение группировки русских войск в Крыму, так как большую часть снабжения придётся доставлять морем, а предварительной погрузкой её на суда и последующей выгрузкой. Кроме того, по этой же причине для наших войск сильно затруднится манёвр силами. Перебросить из Крыма в Донбасс или из Донбасса в Крым войска будет уже не так просто.
Фактически, для группировки наших войск успешный удар противника на этом направлении самая серьёзная угроза. При этом, в случае зачистки северного побережья Азовского моря у ВСУ высвобождается масса войск, которые могут быть брошены как против Крыма, так на любой участок фронта на Донбассе.
Аналогов такого развития событий в прошлом весьма немало. Достаточно вспомнить о том, куда поехала после падения Севастополя летом 1942 года 11-я армия Эриха фон Манштейна. Будучи направленной под Ленинград, она устроила ещё одно кровопускание РККА, завершившееся разгромом нашей 2-й Ударной Армии.
В общем, в случае успеха ВСУ получают неплохой козырь в виде хотя и ослабленной, но вполне валентной группировки своих бригад, которые можно использовать где угодно.
Стоит также заметить, что от линии фронта в Запорожской области до Азовского моря, в принципе, не так уж и далеко — примерно 100-120 км. Даже для ВСУ это не такое уж большое расстояние. Оно вполне сопоставимо с тем пространством, которое нацисты прошли в ходе наступления под Харьковом осенью прошлого года.
Правда, у этого решения могут возникнуть и минусы. Например, в результате гипотетического успеха ВСУ могут образоваться новые участки фронта по линии Степановка первая — Мелитополь — Васильевка (на западе) и Мариуполь — Угледар (на востоке). Может получиться, что для их удержания придётся использовать большую часть «ударных» бригад.
В немалой степени успех или неудача наступления ВСУ зависит от того на каком по протяжённости фронте наступать — 40,.. 50,.. 70 или даже больше километров. Учитывая, что здесь наши войска уже довольно давно оборудуют позиции, подготовка прорыва потребует значительной концентрации сил. Замечу, что под Харьковом осенью прошлого года ВСУ нанесли удар на фронте шириной порядка 40-50 км. Безусловно, можно сократить участок прорыва и добиться высокой концентрации войск и огневых средств.
Но при нынешних средствах разведки это очень рискованная ставка, так как противник может нанести наступающим неприемлемо высокие потери. Собственно, это и произошло в районе Харькова, где, несмотря на достигнутый успех, ВСУ понесли очень тяжёлые потери. В большей степени вопрос тут в том, как на Запорожском направлении устроена оборона русских войск, сколько линий обороны создано, какое количество фортификационных сооружений приходится на 1 км фронта, кем они заняты и т.д. и т.п. Очевидно, что оборона строиться сейчас на основе узлов сопротивления, которые лучше всего оборудовать в населённых пунктах. Хотя это не отрицает и того обстоятельства, что такие узлы могут быть связаны траншеями с полевыми укреплениями.
Однако гораздо важнее то обстоятельство, что между этими узлами сопротивления расстояния небольшие, что позволяет им поддерживать друг друга огнём артиллерии и действиями бронегрупп. Отдельного разговора заслуживает гипотетический штурм приморских городов, таких как тот же Бердянск и Мариуполь. Но здесь и сейчас эту тему развивать нет смысла.
Гораздо более интересным является вопрос:
Как ВСУ будут нейтрализовывать эти узлы обороны вокруг населённых пунктов? А может быть они их попытаются окружить и обойти? А на это потребуется дополнительное время и дополнительные силы. Помимо потери времени, решение на окружение и обход узлов сопротивления наших войск серьёзно осложнит для командования ВСУ выбор района, в котором можно будет выйти к Азовскому морю. Очевидно также и то, что взять сходу такие города как Мариуполь и Мелитополь ВСУ не смогут.
Однако не стоит исключать того, что при неблагоприятно сложившейся обстановке наше командование может вообще сдать всю оставшуюся часть Херсонской области и отвести войска на знаменитые Ишуньские позиции на севере Крыма.
В этом нет ничего невероятного. Достаточно вспомнить как осенью прошлого года в Харьковской области был сдан Великий Бурлук, хотя, казалось бы, можно было удерживать и его. Но, как говорится, не судьба. Сейчас уже трудно сказать, почему это произошло — из-за растерянности или же нехватки сил для его обороны. В общем, на войне, как на войне…
Ссылка