Свершилось. К празднику вышел полный артблокнот на “Оружие победы”
Прошло пять месяцев с тех пор, как случилась моя заочная полемика с официозными политруками, рассказывавшими, как у нас всё замечательно с артиллерией. Полемика эта, кстати, возможна только как заочная. Любой адекватный человек, владеющий реальной ситуацией на фронте, при встрече просто будет бить лица этим изумительным людям без лишних разговоров. Сколько было наврано до войны, сколько крови стоила эта ложь... и ведь они продолжают врать. Нагло, бодренько так. Не им же и их детям жить теперь пару лет в окопах.
Я, собственно, про эту полемику мельком вспомнил в одним из предыдущих постов, где рассказывал о том, что программисты сделали артблокнот на "Рапиры", старенькие 100-мм противотанковые пушки, которые вынужденно массово используются Корпусами Народной Милиции для поддержки пехоты огнём с закрытых позиций. Пока к ним есть боекомплект.
Перечитал я тогда фразу "создание нового "Артблокнота" для очередной артсистемы" и подумал, что секретничать-то смысла особого нет, до какого днища опустилась ситуация с матчастью арты, благо сеть уже облетело видео с буксируемой по дорогам Донбасса гаубицей Д-1 образца 1943 года. Но программисты с первой версией артблокнота на Д-1 справились быстрее, чем я добрался его проанонсировать. ТАДАААААМ!
Почему мы грохнулись на это днище, выкатывая с хранения пушки времён Второй Мировой?
И ОПСБ на средства своих подписчиков финансирует создание в срочном порядке ПО для стрельбы из этого раритета.
Потому что сначала наша артиллерия расстреливала эшелоны 122-мм и 152-мм снарядов в никуда, распахивая поля и посадки. И очень-очень постепенно осознала, через многократные безуспешные кровавые попытки пехоты захватить что-то якобы "подавленное" и "уничтоженное", что без корректировки её стрельбы как минимум "Мавиками" с переднего края эффективность оной стрельбы никакая.
Бесценный опыт такого рода, который имели воевавшие на Донбассе артиллеристы Народной Милиции ЛНР и ДНР до СВО, никого не заинтересовал, от него отмахнулись. "У нас есть настоящие БПЛА, а не эти игрушки!" Когда оказалось, что в итоге "настоящих БПЛА" имелось примерно 10-20% от потребного, и те частью без батареек, а частью - быстро заканчиваются, начался процесс осознания, но поздновато, ибо благословенная "Россия-1913" у архитекторов охранительского дискурса получилась на удивление точной копией, с таким же "снарядным голодом" в ходе "СВО", как в ходе Первой Мировой войны.
Сначала 122-мм орудия сели на голодный снарядный паёк - ведь российская армия, за исключением ВДВ и других "лёгких" частей перешла на 152-мм калибр как основной, так что Д-30 и их самоходный вариант, 2С1 "Гвоздика", достреливали старые запасы.
Потом, чтобы хоть как-то поддержать количество работающих стволов, артдивизионы Народной Милиции стали перевооружать буксируемыми гаубицами Д-20 с хранения, благо самоходный вариант Д-20, самоходка 2С3 "Акация", оставался вполне себе штатным вооружением ВС РФ и снаряды к нему были.
Но этого оказалось мало - в ход массово пошли с хранения буксируемые пушки 2А36 "Гиацинт". И артиллерия ВС РФ и Республик оказалась аж с тремя основными типами 152-мм стволов на руках - Д-20/"Акация", "Мста-Б" и её самоходная версия "Мста-С", а также самоходные и буксируемые "Гиацинты", причём, разумеется, без полной унификации снарядов между этими тремя типами орудий. “Вот-вот у укропов будет раскалибровка” говорили они, да.
Плюс на этом этапе уже начинал сказываться кадрово-организационный кризис – когда, например, было дело разок, укроповский АГС вынуждены были "давить" из "Гиацинта", потому что кроме этого тяжёлого 152-мм орудия никакие другие огневые средства его подавить не могли. В силу чего именно, низкой квалификации пользователей или плачевного состояния менее мощных орудий и миномётов или из-за отсутствия у них, менее мощных, средств корректировки своего огня, история умалчивает.
Но и это ещё был не финал и не самое днище. Прославленные Шурыгиным 4-5 боекомплектов снарядов, которые всегда, мол, были под рукой у российской арты, стремительно закончились, когда в дело вступили "Хаймарсы", которыми ВСУ уничтожили давно разведанные склады артиллерийского БК. Причём на первый звоночек, когда, ещё до массового прихода "Хаймарсов", ВСУ уничтожили "Точками" крупнейший склад артиллерийского БК в Красном Луче, никто толком не отреагировал, логистику боеприпасов стали переформатировать только после того, как ВСУ прошлись "Хаймарсами" по всем артскладам, и вот тут уже во второй половине августа, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие снарядов на более-менее современные орудия, в войска стали массово присылать с хранения 152-мм гаубицы Д-1 обр. 1943 года. Орудие, заметно уступающее в дальности современным артсистемам, но зато способное стрелять всевозможным 152-мм старьём, которое найдётся на российских складах.
Процесс освоения "новой техники" был медленным и печальным. В первую очередь - в силу того, что снимаемые с хранения орудия зачастую приходили в войска в плачевном техническом состоянии, и артиллеристы предпочитали работать, пусть и меньше, из орудий других типов. Но, поскольку ситуация со снарядами на менее антикварные артсистемы особо не улучшилась, массовое применение Д-1 таки стало неизбежным. Рассказы о том, что это, мол, "нестареющая боевая классика", "Оружие Победы" и вообще, оставим всё тем же официальным пропагандонам, которым во вменяемом государстве судьба была бы всю жизнь впаривать лохам сильно подержанные машины как почти новые, а не вещать что-то с умным видом на всю страну. Нас волновал единственный вопрос - будут ли эти орудия массово стрелять? И, когда артиллерийское начальство нам ответило, что да, будут, нужен электронный артиллерийский блокнот на эту систему, данная задача заняла своё место в очереди, после “Рапиры” эта очередь подошла и программисты приступили к работе.
Один раз мне уже случалось объяснять, что такое артиллерийский блокнот и зачем он нужен, но одна часть аудитории возжаждала множества подробностей, а некоторое количество афтаров усомнилось в безопасности использования продукции "каких-то программистов", тем более под стандартные коммерческие операционные системы. Плюс возникли и более интересные претензии.
Итак, ещё раз, по пунктам:
1. Что такое артблокнот?
Артиллериский блокнот - это серия андроид-приложений, уже много лет разрабатываемая группой программистов специально для тех, кому стрелять надо быстро и точно, а всевозможные “не имеющие аналогов программно-аппаратные комплексы" аналогичного функционала от МО РФ получить не светит примерно никогда. Каждый "блокнот" чаще всего может обслуживать стрельбу артсистем одного типа, моментально подготавливая данные наводки орудия по введённым данным позиции, цели, типа боеприпаса и данным метеообстановки. После первого выстрела также мгновенно блокнот пересчитывает корректуры, переданные корректировщиком, в поправки прицела.
Артблокнот позволяет заранее планировать работу артиллерии, составлять списки плановых целей, работать с картами местности, нанося на них цели и огневые позиции и по карте же указывая, куда был прилёт, чтобы программа посчитала корректуру. В общем, обеспечивается полный цикл автоматизации, причём наглядной автоматизации, процесса стрельбы.
Разумеется, это не отменяет полноценного обучения артиллеристов, связанного со старыми-добрыми ПУО-9М, артиллерийскими кругами и бумажными таблицами стрельбы. Человек должен понимать, что он делает, какие числа, куда и зачем он вбивает, и что именно потом с ними делает программа. (Это я сейчас, если что, практически процитировал руководство к “Артблокноту”, написанное создателями.) Обучения программа не отменяет, а вот работу сильно упрощает.
2. Насколько применение артблокнота повышает эффективность огня и применения артиллерии вообще?
Во многих случаях скачок эффективности радикальный, на порядок, в том числе и за счёт того, сколько получается выиграть в скорости открытия огня и в количестве выстрелов, которые требуются до накрытия цели. Это сложно переоценить в ситуации, когда обе стороны работают “на время”, потому что обе артиллерии, помимо поражения назначенных целей, ещё и играют в кошки-мышки контрбатарейной борьбы.
Отдельно хочется отметить, что с “Артблокнотом” куда проще готовить артиллеристов и миномётчиков из мобилизованных. Наглядность весьма ускоряет процесс обучения, плюс выигрыш в качестве работы как раз не очень опытного пользователя, не отработавшего до автоматизма все расчёты, колоссален в сравнении с тем же "не очень опытным пользователем", начни он в бою возиться с ПУОшкой.
Ну и, конечно, в ситуации, когда на дивизион по три разные артсистемы, “Артблокнот” тоже очень здорово выручает.
Для продвинутого пользователя полезна возможность замутить собственную карту при помощи навигационной программы SASPlanet под Windows. Поставил на ночь качаться карты нового участка работы, утром – скомпоновал из них .mbtiles-файл и перекинул на смартфон с “Артблокнотом”.
Очень полезная штука – возможность выгружать и загружать базы целей, перенося их с одного смартфона на другой в виде файлов, а не перевбивая заново вручную.
3. Безопасно ли использование “Артблокнота” на android-устройствах, коммерческое программное обеспечение на которых является продуктом западных компаний, активно сотрудничающих с западными спецслужбами?
Вы не поверите, но все предыдущие годы и по текущий момент и ВС РФ, и Корпуса Народной Милиции Республик Донбасса работают на компьютерах и ПО иностранного производства. Документация ведётся в Microsoft Word и Excel, стоящих на операционной системе Windows 7. Секретность и безопасность процесса при этом обеспечиваются вполне логично двумя вещами – на аппаратном уровне компьютер лишается сетевых интерфейсов, как проводного, так и беспроводного, а на программном – ограничивается возможность работы с USB-носителями. Ну и, разумеется, сами ПК пределов военных объектов не покидают.
Нет никаких проблем, кроме лени и жадности, аналогичным образом построить работу со смартфонами, на которые устанавливается ПО “Артблокнот”.
Во-первых, под “Артблокнот” выделяется отдельный, а не личный чей-что, планшет или смартфон, желательно – защищённый, очень желательно – новый и с батареей большой ёмкости. Всё это минимизирует как чисто аппаратные факторы отказа техники из-за севшей батарейки или ситуаций “неудачно уронил - раскололся экран”, так и “человеческий фактор”. Смарт с “Артблокнотом” всё время при орудиях или на КНП, не ездит ни в отпуска, ни в увольнительные, его нельзя потерять, подвыпив и загуляв в увале.
Во-вторых, смарт можно не только “пожизненно” перевести в “Режим полёта”, существуют программы, паролящие включение и отключение беспроводных интерфейсов, так что командир подразделения с помощью таких программ может воспретить использование wi-fi после того, как на смартфоне обновлено ПО операционной системы и установлены все необходимые утилиты из Google Play. И вот только после этой блокировки можно какие-то данные целей и позиций в программу вводить.
Собственно, ОПСБ именно в таком варианте и старается распространять и всячески пропагандировать “Артблокноты”, раздавая артиллеристам сразу защищенные смартфоны со всем необходимым ПО, на которых уже стоят нужные им “блокноты”.
4. Есть ли у этого ПО аналоги и почему в таком случае для распространения была выбрана именно эта программа?
Примерных аналогов, даже если не брать более ранний “Командор”, сделанный под Windows Mobile, хватает. Под "Андроид" сделаны и “Артгруппа”, и “ПУО-10Э”, и украинский “Укроп”, но в плане удобства и пользовательского функционала артиллеристы, пользовавшиеся всем этим в те годы, когда война ещё не была мейнстримом, ничего лучше "Артблокнота" не нашли. А дальше, с весны этого года, распространение программы, как и всего полезного опыта, накопленного за годы “странной войны”, приобрело характер лесного пожара. СПОХВАТИЛИСЬ!
Вопрос с “аналогами” не в том, что при написании приложения необходимо реализовать какую-то особо сложную математику, нет. Это та самая математика, которая укладывается в железную коробку ПУО-9М – артиллерийский круг, прибор расчёта корректур, таблицы стрельбы… (Кто давно читает мой бложек, вероятно помнит, как в том же Донецке люди налаживали производство тех же самых артиллерийских кругов, забытых отечественным ВПК, и КЦПН закупал их, вместе с производившимися в Питере, для того самого “правильного обучения артиллеристов”.)
Вопрос не в математике, а в том, что и как сделано вокруг этой математики – удобный интерфейс, работа с картами, удобство корректировки огня и так далее.
В качестве дополнения к этим ответам на самые частые вопросы обязательно рекомендую почитать вот этот замечательный текст, автор которого впечатлился программным обеспечением, которое использует противник, и начал ОБЛИЧАТЬ.
В то время, как ВСУ пользуются всем многофункциональным комплексом программ бесплатно, наши предприимчивые бизнесмены с 2015 года зарабатывают на русских солдатах, наклепав с десяток артблокнотов по одному приложению на каждый вид орудия и продавая лицензию на каждое(!) из них по 1250 рублей. Я не буду давать никаких ссылок, кому нужно, легко найдет всё сам. Возможно, утверждение о том, что любой труд должен быть оплачен, имеет право на жизнь, но в данном случае это не оплата труда, а бизнес. Что мешает хотя бы сделать одно единое приложение и продавать одну лицензию по адекватной цене на все орудия сразу? Почему нельзя предоставлять лицензию бесплатно всем нашим солдатам, взамен получая добровольные пожертвования на оплату труда? Почему нельзя зарабатывать в другом месте, а разработкой этих приложений заниматься безвозмездно в свободное время в качестве помощи нашей армии? Почему все люди как люди, помогают бесплатно, отдают свои кровно заработанные деньги, а программисты поступают полностью наоборот? Когда я читаю о том, как нищий народ отдаёт последние копейки под лозунгом "Всё для фронта! Всё для победы!", а потом фонды, получившие деньги, отчитываются, что они их потратили на закупку лицензий на эти программы, я испытываю исключительно негативные эмоции, понимая, что этими деньгами такие дельцы набивают себе карманы, пользуясь тем, что среди русских Андроид-разработчиков не нашлось ни одного(!), кто бы бескорыстно захотел помочь нашей армии и бесплатно разработал адекватную альтернативу. У меня нет цензурных выражений, которыми я бы мог это описать…
Ясное дело, речь в истории “Я не буду давать никаких ссылок” идёт именно про ОПСБ и “Артблокноты”. Мол, идёте на поводу у мерзких нуворишей, которые, страшное дело, денег хотят за программное обеспечение (кстати, оптом - скидки ).
“Вон, у украинцев всё бесплатное!”
Так оно, мил человек, бесплатное не потому, что украинские программеры умеют жить и работать без зарплаты, а потому что их работу кто-то оплатил в своё время, написал им технические задания, протестировал полученное, отладил. Людям надо было воевать, не только их волонтёры, но и их национальная элита впрягалась в обеспечение армии всем необходимым, а у нас про реалии будущей войны тогда люди старались не думать, за редким исключением.
Ни казённый ВПК, плодивший “уникальные программно-аппаратные комплексы”, которых куплено было ничтожное количество и положено под замок под девизом “Руки прочь! Ещё сломаете не дай бог!” Ни общественность, развернувшаяся в массе своей лицом к проблеме только в начале 2022 года, когда стало ясно, что вариантов дальше всего два – или кормить за российский счёт Украину, убивающую русских на Донбассе, или решить вопрос с украинскими нацистами радикально.
И вот тут оказалось, что да, никто не подумал на эту тему, кроме вот этих самых проклинаемых “дельцов”, которые сделали удобный для пользователя продукт, требуя за него сумму денег, не сопоставимую ни со стоимостью одного 152-мм артиллерийского выстрела, ни со стоимостью того защищённого смартфона, на который это ПО будет ставиться.
Кстати, законченный уже во время войны упрощённый бесплатный аналог “Артблокнота”, ПУО-10Э, автор наезда, просто не заметил в порыве обличения коллег по цеху. Ну да, он есть, бесплатный ПУО-10Э, и считает математику так же, как “Артблокнот”, но это всё та же старая-добрая история про “Винду” и “Линукс”… или нет… всё-таки аналогия со страданиями юзеров о стоимости лицензии на “Фотошоп” ближе.
Помню, целое поколение юзеров стонало на тему того, как дорога лицуха на “Фотошоп”, с помощью которого так удобно на досуге рисовать немудрёные “фотожабы”. Поэтому, разумеется, никто её не покупал, ту лицуху, все пиратили. А профессиональные дизайнеры не очень стонали – у них лицензионный “Фотошоп” “отбивался” за пару месяцев ежедневной их работы, в которой использовался весь богатый арсенал инструментов этой программы, за который, собственно, и предлагалось платить деньги производителю ПО и на профессиональном использовании которого инструментария зарабатывал свою зарплату дизайнер.
Ну и, разумеется, решать вопрос с теми же Д-1 или любой другой неходовой артсистемой, внезапно “всплывшей” из недр складов длительного хранения на передовую или с каким-то видом боеприпасов, которым никто не стрелял, а тут он вдруг приезжает в количестве пары эшелонов, приходится не “на досуге, в свободное время, в рамках добровольной помощи фронту”, что, как правило, вполне закономерно растягивается на долгие месяцы, а “как можно скорее, потому что нужно было вчера”. Поэтому да, мы платим людям деньги за срочную и качественную работу, за немедленное исправление выявленных “багов”, покупаем именно их рабочее время. Платим им народные деньги, которые им или кому-то другому должны были заплатить раньше другие люди, но не заплатили. И сейчас народ, как и во многих других областях обеспечения и снаряжения, вынужден вторично оплачивать эту войну.
И да, “Артблокноту” есть куда расти в плане улучшения точности стрельбы, равно как и другого полезного функционала, рабочие планы на блокноте для Д-1 не закончились. Кто и как будет дальше развивать в нужном темпе бесплатные артпрограммы - посмотрим.
Ну а пока. Всех артиллеристов – с профессиональным праздником!
И, канешн, не без “Оружия победы”.
В тексте по ссылочке много стенаний и сетований на несознательность отечественного IT-сегмента, но самое интересное, что “повеселило” больше всего – предложение во фронтовых условиях массово использовать аналоговые “Баофенги” в качестве радиомодемов для "IP over UHF/VHF".
Изобретение велосипедов, причём не очень жизнеспособных, всё-таки неистребимо. Провести небольшой “рисёч” на тему того, как передача данных была организована на советских и постсоветских аналоговых радиостанциях и, главное, почему она и сейчас не используется, и раньше не особо использовалась, НЕ СУДЬБА.