Что нужно российской армии, чтобы преодолеть позиционный характер войны и осуществлять глубокие наступательные операции?
Думаю, что для этого необходимы БПЛА контроля территории.
Какую ситуацию мы имеем сейчас? Разведывательные беспилотники применяются уже довольно широко. Связки разведывательный БПЛА – Ланцет, разведывательный БПЛА – артиллерия (ствольная, реактивная) работают всё более эффективно, появились даже кадры поражения Химарсов и Арчеров.
Однако, кадры поражения движущейся техники противника по-прежнему редки, противник не испытывает трудностей с подвозом боеприпасов, горючего и продовольствия к линии фронта. Даже танки спокойно подтянули под Авдеевку и бросили в бой. Это происходит потому, что стрельба ведётся с дальних дистанций, между обнаружением и поражением цели проходит порядка 5 минут. За это время автомобили и другая движущаяся техника противника успевает уйти из зоны поражения.
Как исправить эту ситуацию и обеспечить поражение движущейся техники? Думаю, с помощью разведывательно-ударных БПЛА контроля территории, которые должны нести ПТУР и не только вести разведку, но и немедленно поражать быстро движущейся цели ракетами, а координаты малоподвижных целей передавать артиллеристам или операторам Ланцетов.
Тактика, организация применения
-------------------------------
БПЛА контроля территории должны применяться большими группами: контролируемая территория разбивается на зоны, и каждую зону контролирует один БПЛА.
Допустим, один БПЛА может эффективно контролировать квадрат размером 3 на 3 километра – то есть, 9 км². Тогда для сплошного контроля территории – полукруга радиусом 20 км (допустим, это 20 км от точки намечаемого прорыва фронта; площадь контролируемой территории в этом случае π⋅20²/2≈628 км²) над этой территорией должны круглосуточно висеть 628/9 ≈ 70 БПЛА. С учётом ротации для заправки и пополнения боекомплекта, потребуется задействовать не менее 150-200 БПЛА. Необходим также запас БПЛА для возмещения потерь от вражеской ПВО.
Если бы подобная группа БПЛА висела над ближним тылом противника за Авдеевкой, то, думаю, город был бы взят в течение месяца, поскольку снабжение и ротация противника было бы значительно осложнены. Соответственно, в 5 раз уменьшились бы наши потери (так как штурмовать город пришлось бы 1 месяц, а не 5 месяцев).
Думаю, для подавления передвижения транспорта достаточно контроля в радиусе 20 км: чтобы проехать 20 км, автомобиль противника должен будет пересечь 6-7 зон контроля, и в одной из зон наверняка будет подбит. Может быть, легковые автомобили и будут просачиваться, но передвижение танков и тяжёлой техники наверняка будет перекрыто.
Ради охоты за мобильной артиллерией вроде Химарсов и Арчеров можно контролировать территорию даже не в радиусе 20 км, а в радиусе 40-50 км и более, но это потребует большего количества беспилотников.
БПЛА контроля территории сделают возможными глубокие наступательные операции. Группа БПЛА над тылом противника в зоне наступления позволит контролировать его коммуникации, что ослабит противника, что позволит продавливать фронт на большие расстояния. К примеру, от границы Украины до Днепра 250-300 км. Возможно, соединение из 500 патрулирующих БПЛА (с запасными потребуется, может быть, 1000-1500 аппаратов) позволило бы пробить коридор от границы до Днепра за 1-2 месяца.
Если для борьбы с патрулирующими БПЛА противник будет стягивать системы ПВО, это должно привести к выбиванию ПВО противника.
Для совместного применения десятков и сотен беспилотников, конечно, нужно создавать специальные части – может быть, полки или дивизии патрульных БПЛА в составе сухопутных дивизий или армий. Наверное, было бы правильным сформировать особый род войск БПЛА (как это уже сделал противник). Учитывая рассредоточенное размещение аппаратов и коллективные действия, в частях БПЛА большое значение имеет организация связи, а также логистика. Для БПЛА нужны и мобильные пункты управления, стартовые установки, ретрансляторы.
ТТХ
---
БПЛА контроля территории (иначе говоря, патрульные БПЛА) должны иметь следующие характеристики:
– иметь оптическое оборудование для визуального контроля территории в видимом и инфракрасном диапазонах;
– быть способны патрулировать вверенный участок территории на высоте 4-5 км (выше зоны поражения ПЗРК и ствольной ПВО) в течение не менее 6 часов;
– нести не менее 2 ракет ПТУР при массе каждой не более 20-25 кг (для поражения быстро движущихся целей), а также оборудование для передачи операторам сигнала управления ПТУР;
– быть многоразовыми, при этом не привязанными к аэродромам (то есть, желательно, с автомобильным стартом и возможностью посадки в поле), чтобы группу БПЛА можно было рассредоточить;
– иметь конструктивную массу (без топлива и боеприпасов) не более 200-250 кг и взлётную не более 400 кг, чтобы после приземления в поле аппарат могла перетаскивать команда из 7-8 человек;
– иметь небольшую ЭПР, чтобы быть малозаметными для РЛС;
– в перспективе, нести несколько маленьких разведывательных коптеров для разведки ниже слоя облачности и, вообще, у земли.
Производство
------------
Мне кажется, в России не производятся БПЛА, точно подходящие по характеристикам. Орлан слишком мал, Форпост, мне кажется, тяжеловат (взлётная масса 400-500 кг), дороговат (композитный фюзеляж) и рассчитан на запуск с твёрдых площадок. Но если обеспечить защиту точек базирования Форпостов или мобильный старт, а также навесить на них хотя бы ПТУРы Х-БПЛА/9M133M-2 (дальность до 8 км, масса 31 кг: https://dzen.ru/a/Ygn1A3YpE0hMI9v- ), а ещё лучше иранские ракеты Almas-2 (масса 15 кг), то в качестве патрульных БПЛА можно применять и Форпосты. В принципе, при защищённых точках базирования можно применять даже Орионы.
Новую модель БПЛА с указанными выше характеристиками реально создать, наверное, за 6-8 месяцев, так как разработка не требует каких-то новаторских решений. Может быть, можно модифицировать Форпост. Или, например, разработать новую модель на базе Герани (у Герани масса 200 кг и полезная нагрузка 50 кг), так как производство Гераней уже на потоке, и легче организовать выпуск больших партий.
Из зарубежных БПЛА по характеристикам интересен иранский Ababil-3(4) (потолок 5 км, продолжительность полёта до 8 часов, взлётная масса 280 кг, конструктивная масса 180 кг, полезная нагрузка 50 кг, запуск с автомобилей: https://english.iswnews.com/13057/milit … nce-drone/ , https://cmano-db.com/aircraft/6402/ , https://cmano-db.com/aircraft/6422/ ) с ракетами Almas-2 (дальность до 8 км, бронепробиваемость 1000 мм, масса 15 кг: https://rg.ru/2021/07/07/ptur-tretego-p … irane.html , https://english.iswnews.com/33104/milit … s-missile/ ).
Мне кажется, при правильной организации дела первые подразделения БПЛА контроля территории могут появиться уже к лету 2024 года, силы в тысячи беспилотников в 2025 году.
Главное, создать подразделения и начать действовать, вначале хотя бы на базе Форпостов, потом можно перейти на более подходящие модели беспилотников, техника ведь развивается быстро.
Я не вижу эффективных средств защиты от средневысотных БПЛА у Украины. Разведывательные-то БПЛА над украинской территорией летают! Остаётся только добавить аппаратам ударное вооружение и несколько изменить тактику применения.
С целью контроля территории был создан и турецкий Байрактар ТБ2. Тактика контроля территории беспилотниками имела успех в войне в Нагорном Карабахе в 2020 году, тогда Азербайджан добился быстрой победы именно благодаря этой тактике.
Появление частей БПЛА контроля территории позволит преодолеть "позиционный тупик" и вернёт фронту подвижность. Думаю, это то, что позволит России поставить победную точку в СВО.
Отредактировано aquarius (2024-03-17 17:24:46)