Немного про квадрокоптер "Добрыня" разработки Концерна ВКО "Алмаз-Антей", вызвавший определенный шум и критику в социальных сетях. Не касаясь эксплуатационных характеристик этого еще очевидно в значительной мере "пробного" аппарата, где оценки должны давать специалисты и пользователи, выскажем со стороны Центра АСТ, как организации занимающейся вопросами военно-технического сотрудничества и оборонного комплекса, ряд замечаний по поводу раздавшейся критики в этих аспектах.
Совершенно очевидно, что сейчас Россия критически зависит в поставках как "мавикоподобных" малых БЛА, так и комплектующих для них, от Китая в целом и от китайских компаний-производителей. Позиция руководства КНР по отношению к сотрудничеству с РФ в подобных сферах весьма противоречива, китайские же компании, зависящие в продажах от западных рынков, тем более будут сверхосторожны в продажах с очевидно военными целями в РФ.
При этом такие БЛА все более становятся "расходным материалом" войны и требуются в громадных количествах. Поставки из Китая могут быть дозированы или просто обрезаны в любой момент, это же касается и возможной сборки из комплектов "со сменой шильдика". И никакие ценовые параметры в этом случае играть значения не будут.
Таким образом, перед РФ стоит задача организации сборки таких БЛА у себя, причем в крупных количествах. Ясно, что основная комплектация вынуждено и естественно будет китайской, однако сам по себе выбор комплектующих тоже требует определенных гарантий стабильности качества и доступности и гарантированности крупных объемов поставок, поэтому выбор комплектующих для российских производителей уже несколько ограничен этими критериями. Это, к слову, в том числе и по вопросу цены. Далеко не всегда можно купить в потребных объемах и сроках самое желаемое и одновременно самое дешевое.
(Продолжение). Судя по тому, что мы видим в "Добрыне", о чисто отверточной сборке речи не идет, и сделана попытка реализовать по крайней мере собственную схемотехнику. Весьма важным является и использование отечественного ПО, чтобы не зависеть от пресловутых прошивок и повысить помехозащищенность.
https://t.me/bmpd_cast/14027
Обвинения в "копировании" сами по себе достаточно странны, поскольку на нынешнем этапе это нужно считать скорее плюсом. Мания отечественного ОПК к изобретению "не имеющих аналогов" изделий достаточно часто вредна и во многих случаях копирование лучших и отработанных иностранных образцов и концепций было бы куда более выгодным. Сами китайцы, как известно, этого совершенно не стесняются, активно копируя все, что могут. Поэтому использование серийного распространенного образца в качестве прототипа, тем более в условиях сжатых сроков, если оно и было, заслуживает одобрения, а не порицания.
Основной накал критики вызвала, впрочем, именно "завышенная" цена "Добрыни" по сравнению с массовыми китайскими аппаратами этого класса. Не касаясь вопросов окончательности заявленной цены в целом, а также комплектации, на эту цену влияющей, укажем только, что само по себе требование выпускать изделия по "китайской" цене является просто несерьезным. Соперничать с китайской "мировой фабрикой" по эффективности производства сейчас не может никто. Именно по причине низкой себестоимости производства в Китае промышленность всего мира перебирается в КНР, в том числе из самых развитых стран. Внутренние и внешние рынки для китайских производителей дронов, а следовательно и их объемы производства, настолько колоссальны, что никакой российский производитель не может о них даже и мечтать. Пожелания к российским производителям работать с китайской эффективностью и себестоимостью относятся к разряду полной утопии. Малосерийное (по сравнению с китайскими объемами) производство чего угодно в России будет всегда заведомо дороже, чем в Китае.
Заметим также, что вообще существует необоснованный миф о якобы дешевизне оборонной продукции в России. На самом деле, с учетом того, что на оборонную промышленность РФ полностью распространяются все проблемы отечественного материального производства, в целом малоэффективного и дорогостоящего по мировым меркам, с узким рынком, то ни о какой особой дешевизне военной техники и вооружения в РФ не может идти и речи. Такая аномалия относительной дешевизны военного производства существовала в плановой экономике СССР (и потом в виде "советского следа" в 1990-е и начале 2000-х гг.), но чудес не бывает - эта дешевизна компенсировалась дороговизной, неэффективностью и дефицитами в других секторах советской экономической системы, фактически субсидировавших советский ОПК.
Сегодня от "Алмаз-Антея" требуется массовый выпуск таких дронов в объемах тысяч в месяц, без сбоев в поставках и без значительных и длительных внешних инвестиций в производство. "Алмаз-Антей" заявляет, что все это уже организовал. С проведением испытаний, и с ОТК.
Какие-либо претензии можно предъявлять не к "Алмаз-Антею", а к высшим инстанциям, не сумевшим еще с весны и до сих пор провести подлинную мобилизацию государственной и частной промышленности на действительно массовые разработку и производство малых дронов. Нужны сотни моделей малых дронов и барражирующих боеприпасов, которые можно было бы производить на сотнях предприятий и фирмочек, постепенно отбирая лучшие и наиболее жизнеспособные образцы - подобно тому, как в Первую мировую войну такой широкий фронт производства смог решить проблему выпуска артиллерийских снарядов. Впрочем, любой реалист должен понимать, что у 99% производителей в этом случае либо сами дроны, либо их комплектующие были бы именно с того самого "Алиэкспресса". Поэтому инициатива "Алмаза-Антея" заслуживает всемерного поощрения, а не нападок.
https://t.me/bmpd_cast/14027
=========
МОСКВА, 1 дек – РИА Новости. Выпускаемый концерном "Алмаз-Антей" квадрокоптер "Добрыня" построен на типовом решении, чтобы ускорить его создание, рассказал в четверг РИА Новости главный конструктор по разработкам гражданского назначения "Обуховского завода", входящего в концерн, Егор Щербаков.
Ранее ряд военных блогеров и экспертов высказал критические замечания в отношении "Добрыни". Так, заявлялось, что "Добрыня" собран полностью из иностранных деталей.
Конструктор рассказал об отечественных комплектующих в дроне "Добрыня"
"Конкретные модели иностранных БПЛА за основу разработки не брались, но ориентировались на класс БПЛА (спортивные FPV-дроны), что было сделано для ускорения разработки и применения передовых разработок, которые можно серийно производить на предприятии без применения дорогостоящих в подготовке операций (литье, штамповка и тому подобное)", - сказал Щербаков, отвечая на соответствующий вопрос.
Он добавил, что типовое решение по применению четырехмоторной схемы было взято из-за того, что для данного типа БПЛА это на текущий момент самая оптимальная схема, что подтверждается практикой: большинство выпускаемых в мире аппаратов этого класса – четырехмоторные.
"Так как мы выступаем в роли догоняющих на рынке, то нельзя было не воспользоваться опытом конкурентов. Особенно с учетом срока, в течение которого было запущено серийное производство БПЛА. В том числе поэтому в основу модели лег класс спортивных FPV-устройств, причем не конкретной модели, а именно сплав наработок и концепций, постепенно появлявшихся в нем", - пояснил он.
Конструктор подчеркнул, что главное – изделие серийно выпускаются уже сейчас, дрон можно купить, его не нужно перепрошивать для использования в России.
"Работа "Добрыни" не зависит от капризов иностранных фирм, наши БПЛА не могут быть удаленно заблокированы через прошивку", - сказал специалист.
Ранее Щербаков отметил, что отечественные комплектующие составляют существенную долю в дроне "Добрыня". В частности, двигатели, контроллер и ПО дрона – собственной разработки "Алмаз-Антея".
Отредактировано ДимитриUS (2022-12-01 13:05:06)