Российские сталелитейные компании вынуждены снижать объемы выпускаемой продукции и сокращать инвестиционные программы из-за отрицательной рентабельности поставок как на внутренний, так и на внешний рынки. Как пишет "Ъ", крупнейшие компании терпят убытки, так как прибыльность либо уходит далеко в минус (на внешних рынках), либо колеблется у нуля (на внутреннем рынке). И если с внешним рынком все в целом понятно – сакнции действуют уже который месяц, то чем обусловлена ситуация на внутреннем рынке? Неужели у металлургов ситуация оказывается даже хуже, чем в отраслях, нуждающихся в импортозамещении? Ведь если импортозамещение необходимо запускать, грубо говоря, с нуля, то металлургия – это процесс уже налаженный, но все равно "не идет". Действительно, ситуация куда хуже, уверен промышленный эксперт Леонид Хазанов, причиной стали даже на внутреннем рынке все те же санкции, и в целом проблема может обернуться кризисом хуже 2008 года. Своим мнением эксперт поделился с Накануне.RU:
– На внутреннем рынке та же ситуация, что и на внешнем – санкции и другие ограничительные меры, падает спрос на сталь, соответственно, цены на нее идут вниз на российском рынке. Потому что у нас произошел кризис в российском машиностроении, это касается, прежде всего, автопрома, но он связан не столько с санкциями, сколько с дефицитом полупроводников, из-за которого наши автомобильные заводы, как в прошлом году то стояли, то работали, так и в этом году – то стоят, то работают.
"Автоваз", вроде бы, перезапустился, и у него есть план на вторую половину 2022 года – выпустить 100 тыс. автомобилей, но для такого громадного завода 100 тыс. – это просто ерунда. Если пересчитать это количество на сталь, исходя из того, что автомобиль весит тонну (хотя, конечно, больше), то 100 тыс. тонн стали – это просто ничто. В железнодорожном машиностроении тоже швах, потому что производство вагонов упало, на станциях грузовых вагонов и полувагонов – хоть отбавляй, они стоят никому не нужные. Хоть перевозки грузов у нас сейчас и переориентируются с Запада на Восток, но все равно есть определенные проблемы с ними. С пассажирскими перевозками все нормально, но там много вагонов и не надо.
В станкостроении тоже дела не лучшим образом обстоят. Достаточно стабильно работает оборонно-промышленный комплекс (ОПК), но он потребляет специальные стали и сплавы, объемы их закупок сравнительно небольшие, и это сложная продукция, а не классическая ходовая оцинковка и арматура. То есть ничего особенного ждать не стоит.
А если взять строительство, то жилищное более-менее копошится, хотя там тоже есть проблемы, потому что ставки по ипотеке то растут, то падают, соответственно, и спрос колеблется. Коммерческое и промышленное строительство полностью встало и все это и приводит к ослаблению потребления стали в России. Полбеды, что Европейский союз ввел эмбарго на российскую сталь – на это еще наложились торговые барьеры, которые раньше принимались, и падение спроса и цен на сталь в результате охлаждения глобальной экономики.
В этой ситуации наша сталь в Европу почти не едет, значит, металлурги пытаются отгружать ее в Азию. Там и без того цены ниже, чем в Европе, но у наших металлургов еще просят скидку, ведь они "токсичные", связываться с ними мало кто хочет, соответственно, экспорт тоже сузился.
То есть нас просто обложили со всех сторон. Из-за этого рентабельность российских сталелитейных предприятий либо у нуля, либо ниже, вверх она пока расти не хочет и не будет, потому что на внутреннем рынке цены идут вниз, как и за границей, и предпосылок для роста просто никаких.
Самый простой путь для исправления ситуации – реализация масштабных инфраструктурных проектов с государственным участием, которые потребуют много металла, типа Крымского моста. Вопрос в том – где нам этот мост строить? Есть вариант – между материком и Сахалином, но этот мост даже не проектировался, на одно это может несколько лет потребоваться. И обсуждения, которые проводились, говорят о том, что мост нецелесообразен, потому что объемы грузовых и автомобильных перевозок будут таковы, что не окупят мост и за несколько десятков лет. Второй вариант – строительство Северного широтного хода. Владимир Путин велел начать строить в этом году, но мы понимаем, что пока только будут отсыпать подушку, но это ведь не значит, что прямо сейчас начнут выкладывать пути, то есть это тоже процесс небыстрый. Третий вариант – просто обновление дорожной инфраструктуры либо строительство новой, где ее нет, это Сибирь и Дальний Восток – тоже процесс долгий. То есть простого и быстрого выхода пока нет.
Ситуация хуже, чем с импортозамещением, и то, что происходит, может оказаться печальнее, чем кризис 2008 года, потому что я такого обвала давно не припомню. Тогда потребление внутри страны падало, но за границей оно все-таки было, против нас санкции не вводили, то сейчас все намного сложнее и уже непонятно, куда нам металл поставлять. И главное – как поставлять? Наши доблестные российские металлургические олигархи куда деньги инвестировали? В зарубежные виллы, яхты, куда только ни вкладывали.
А сейчас даже возить их металл некому, потому что международные логистические операторы ушли из России. На их место пришли кипрские, китайские, греческие, индийские судовладельцы, которые ставки подняли в полтора-два раза. И ни у одной из наших металлургических компаний, кроме "Норильского никеля", своего собственного флота нет, и вывозить у них самих продукцию не получится – им надо заказывать и платить втридорога. Ну, если только Алексей Мордашов на своей яхте будет доставлять, но у него яхта маловата…
Впрочем, можно сказать, что может помочь поддержать наши предприятия – если наши олигархи из офшоров и зарубежных банков деньги начнут возвращать и тратить на зарплаты сотрудникам. Они так успешно "нахлобучивали" государство столько лет, что пора бы им на это государство поработать хоть так. Хоть какую-то пользу принесут.
https://www.nakanune.ru/articles/119225/