Минстрой нашел источник финансирования для цифровизации отрасли теплоснабжения и водоснабжения.
Расходы на создание и обслуживание «цифровой инфраструктуры», в том числе программ, сайтов и «технических средств», предлагается включать в тариф на тепло и воду.
Минстрой направил соответствующий проект постановления правительства в профильные ведомства, рассказали “Ъ” источники и подтвердили в Минстрое. В министерстве отметили, что инициатива позволит включать в инвестиционные программы компаний «IT-мероприятия, в том числе умные системы учета».
Увеличение тарифов на воду и тепло может помочь Минстрою провести масштабную цифровизацию строительной отрасли и ЖКХ стоимостью 393 млрд руб. до 2030 года (см. “Ъ” от 26 июля 2021 года). Речь идет об установке типовых систем управления снабжения ресурсами, включая интеллектуальные приборы учета, умные датчики, системы контроля зданий и т. д. Цифровые системы, надеются в Минстрое, снизят аварийность инфраструктуры и повысят срок ее службы.
Вместе с тем поправки Минстроя могут привести к росту общего платежа за коммунальные услуги выше инфляции, следует из проекта постановления.
Рост общего платежа ограничен предельным индексом. Согласно документу, индекс в отдельном муниципальном образовании можно будет установить выше регионального уровня. Впрочем, собеседники “Ъ” сомневаются, что инициатива будет одобрена: аналогичные поправки планировалось ввести для включения в сетевые тарифы цен на умные электросчетчики, но предложения так и не приняты.
В ФАС уже сказали “Ъ”, что «не поддерживают изменения принципов предельных индексов платы граждан». Меры защиты граждан от необоснованного роста цен за ЖКХ должны оставаться прежними, считают в службе. В ФАС также подчеркивают, что возможность учета затрат, в том числе и на цифровизацию, уже предусмотрена законодательством: для этого требуется обосновать ее необходимость.
В Минстрое заявили “Ъ”, что поправки «не повлияют на величину тарифов на коммунальные услуги для населения, поскольку индексы изменения платы граждан утверждаются в конце года распоряжением правительства».
Повышение размера платы выше предельных индексов не допускается, говорят в Минстрое. В Минэнерго и Минэкономики не ответили.
В Совете производителей энергии поддерживают возможность учета в тарифе расходов на внедрение и эксплуатацию цифровой инфраструктуры. Сейчас возможность «включения таких расходов в тариф напрямую не предусмотрена», утверждают там. Регулирование тарифов не меняется и сохраняется ограничение роста тарифа индексом изменения размера платы граждан, говорят в ассоциации.
В «Т Плюс» сообщили “Ъ”, что заинтересованы в инициативе Минстроя. «Наши расходы на программное обеспечение и информационную безопасность растут. Чтобы обеспечить качественную работу IT-инфраструктуры, от которой зависят многие процессы, необходимы источники. С внедрением цифровой инфраструктуры будет возрастать и качество услуг»,— пояснили в компании. Там отмечают, что пока не проводили оценку увеличения тарифов в регионах с тарифным регулированием, при этом в регионах с ценообразованием по методу альтернативной котельной цены не изменятся. В «Интер РАО», «РусГидро» и в «Газпром энергохолдинге» комментариев не дали.
Во втором полугодии 2022 года в городах-миллионниках плата за ЖКУ составит 6–11 тыс. руб. на семью из трех человек в двухкомнатной квартире, говорит Алексей Фаддеев из ИПЕМ.
Тепло- и водоснабжение — основная статья в структуре платы за ЖКУ (51–67%). Среднегодовой прирост платы со второго полугодия 2016 года составляет 3–6%, отмечает он.
Аналитик подчеркивает, что в текущем году налицо дисбаланс между тарифами за ЖКУ и инфляцией, которая, очевидно, будет выше. В таких условиях можно сокращать издержки ресурсоснабжающих организаций (в первую очередь, инвестиционные) и расширить применение бюджетных субсидий для малообеспеченных граждан. Однако, считает Алексей Фаддеев, эти механизмы «имеют ограниченный потенциал применения, поэтому повышение тарифов сверх инфляции представляется ожидаемым».
Должников по счетам за электроэнергию могут заставить оплачивать установку умных электросчетчиков в своих квартирах и домах. Речь идет о потребителях, которые в течение года неоднократно получали уведомления об ограничении электроснабжения из-за долгов. Они должны будут компенсировать стоимость аппарата с функцией дистанционного ограничения электроснабжения. Такие поправки к законодательству разработало Минэнерго (проект постановления опубликовал Telegram-канал «СоветБезРынка», источники “Ъ” подтвердили его подлинность). В Минэнерго “Ъ” не ответили.
Гарантирующие поставщики (ГП) электроэнергии и сетевые компании обязаны устанавливать умные электросчетчики в многоквартирных домах и в частном секторе. Расходы на их покупку и установку включаются в сбытовую надбавку (7% от конечной цены) и в тариф за услуги по передаче энергии.
Если должник получил уведомление об установке умного счетчика до конца 2023 года, то ГП и сетевая компания обязаны поставить аппарат в течение полугода. Если должника выявили после 1 января 2024 года, то на установку прибора отводится три месяца. Должник обязан предоставить доступ в помещение. Затем ГП и сетевая компания с помощью прибора смогут дистанционно ограничивать электроснабжение потребителя, если он снова не будет платить по счетам. Если должник отказывается установить счетчик, ему грозит штраф.
Энергосбытовые компании (ЭСК) весной просили Минэнерго на 2022-2023 годы сократить набор функций в счетчиках, чтобы снизить их цену. Они предлагали полностью исключить требование удаленного ограничения, поскольку эта функция «наиболее подвержена риску внешнего воздействия». По оценкам собеседников “Ъ”, стоимость умного счетчика составляет 14–40 тыс. руб. с учетом установки.
Предложение выглядит как способ воздействия на злостных неплательщиков для избирательного применения в особо вопиющих случаях, считает Сергей Роженко из Kept. При среднем чеке за электроэнергию около 1 тыс. руб. в месяц стоимость умного счетчика эквивалентна как минимум цене электроэнергии за два-три года, поэтому вряд ли эта мера будет применяться к социально незащищенным слоям населения, отмечает он.
В Ассоциации ГП и ЭСК сообщили “Ъ”, что новые правила — «не столько карательная мера для потребителя, сколько способ упростить субъектам энергетики введение ограничения в отношении злостных неплательщиков». «Действительно, в некоторых случаях (если потребитель не сможет своевременно заплатить) расходы становятся дебиторской задолженностью ГП и сетей, поэтому и были предусмотрены такие критерии, как неоднократность уведомлений об ограничении электроснабжения в течение одного года, чтобы ограничить круг неплательщиков, к которым такие меры применяются»,— говорят в ассоциации.
В «Россетях» сказали “Ъ”, что с начала года умные счетчики с возможность дистанционного отключения устанавливаются за счет энергокомпаний взамен вышедших из строя или по истечении срока эксплуатации. Обсуждаемый документ дает возможность внеочередной установки приборов у неплательщиков за их счет. «Такая мера будет способствовать повышению платежной дисциплины, а также способствовать соблюдению баланса интересов как энергокомпаний, так и добросовестных потребителей»,— считают в компании.
Между тем конечные потребители постепенно увеличивают долги за электроэнергию: средний уровень расчетов за январь—апрель снизился до 98% (против 98,7% годом ранее).
Общая задолженность на розничном энергорынке на конец апреля составила 315,3 млрд руб., из которых 75,6 млрд руб. (24%) пришлось на население. Средний уровень расчетов населения в январе—апреле текущего года составил 96,5% против 97% годом ранее. Хуже всего платят за электроэнергию непромышленные потребители (управляющие компании, предприятия ЖКХ, ТСЖ): уровень расчетов по этой группе упал до 97,8% (против 98,7% год назад), а задолженность достигла 173,7 млрд руб.