Министерство труда предложило обязать руководителей государственных и муниципальных учреждений декларировать свои расходы, а также расходы супругов и несовершеннолетних детей. В первую очередь это коснется директоров школ, главврачей больниц, поликлиник, заведующих детскими садами и других руководителей.
В настоящее время руководители представляют сведения о доходах и об имуществе в соответствии с Трудовым кодексом и законом о противодействии коррупции. Теперь, вероятно, будут декларировать и расходы, чтобы можно было сопоставить полученные и потраченные средства. Учитываться будут сведения о получении кредитов на недвижимость, транспорта, ценных бумаг и прочего.
"Законопроект не расширяет состав лиц, на которых распространяется обязанность по представлению таких сведений о доходах и имуществе, а только предполагает увеличение объема представляемых сведений, дополняя его сведениям о расходах", – пояснили в Минтруде.
Мера для противодействия коррупции звучит логично, но работать либо не будет, либо будет, но неэффективно, потому что начальники отчитываться будут, по сути, перед другим таким же начальником, уверен вице-президент Конфедерации труда Олег Шеин. Он рассказал об этом в беседе с Накануне.RU.
– Как вы считаете, нужна ли вообще эта мера и будет ли она эффективна?
– Проблема есть, но решение ее не будет эффективным, хотя в принципе укладывается в логику попыток управлять циркулярами.
В 2004 году у нас в была уничтожена единая тарифная сетка в бюджетной сфере. Она представляла собой некие правила по заработной плате, когда размер оплаты труда человека зависел только от его квалификации и трудовой нагрузки. Потом было сказано, мол, будем поощрять инициативных сотрудников – тарифная сетка была убита, а вместо нее появилась премиальная система, когда размер зарплаты зависит в первую очередь не от квалификации, не от трудолюбия, а зависит от отношения начальника, от лояльности.
Это очень удобно с точки зрения превращения людей в "подчиненных-крепостных", но это очень плохо с точки зрения управляемости. Это, опять же, к теме о том, что должно решать – ручное управление, про которое нам рассказывают уже несколько десятилетий, или все-таки некие правила, от которых мы системно отказываемся, но которые работали в Советском Союзе.
– Как этот отказ сказался на системе оплаты труда?
– Одним из последствий этого решения стали ситуации, когда руководители начали назначать себе все эти ошеломительные премии, выписывать себе огромные стимулирующие выплаты и формировать вокруг себя приближенный круг людей. Как правило, из приближенных потом формировались и избирательные комиссии в школах.
На выходе мы имеем ситуацию, когда государство вкладывает большие деньги в бюджетный сектор, но при этом с одной стороны бюджетного сектора люди жалуются, что у них зарплата низкая, а с другой стороны зарплаты ректоров вузов иногда кратно выше, чем зарплаты даже федеральных министров. Хотя понятно, что ответственность, полномочия и задачи у людей сильно отличаются, мягко говоря.
– Почему не возвращаются к тарифной сетке, а придумывают новые отчетности?
– Теперь, когда вся эта система стала понятна, спустя два десятилетия, когда она прошла целый путь уголовных дел, начали думать, что делать дальше. Вместо того, чтобы вернуть тарифную сетку, о чем разговоры уже идут давно, и даже президент три года подряд об этом говорит – но ничего не меняется – вместо этого решили начать декларировать заработные платы директоров школ, главврачей и других начальников в этой сфере. Но это не работает. Ну, задекларирует человек сумму – ну, будет видно, что зарплата высокая. Зачем такими сложными методами действовать?
– Но ведь декларируются и расходы тоже? Будет видна разница между заработком и тратами?
– Ну, увидит сверху замминистра или министр, что там что-то не ладно – это расчет на то, что сверху это будет каким-то образом регулироваться. То есть управление через карательные инстанции, не через демократичные, когда не надо никаких деклараций о расходах, когда видны все перекосы о заработной плате. Тогда и сами коллективы вопросы зададут, и родители спросят, и система будет отрегулирована нормальным образом. Но ее пытаются отрегулировать через карательные верхушечные методы, а это не работает нигде.
– А как необходимо сделать?
– Можно сделать гораздо проще – делать заработную плату не персонально, а, во-первых, выплачивать по строгим правилам, как было у нас в стране на протяжении 80 лет, начиная с 1920-х годов, а во-вторых, выставлять в публичное пространство сведения о средней заработной плате по категориям.
Зарплаты сотрудников являются персональными данными, но внутри системы образования и здравоохранения есть внутренняя отчетность, никому неизвестная, работающая по следующей схеме: например, в школе работает 100 человек бухгалтеров, вахтеров, уборщиков, охранников, вот есть сведения о зарплате 100 человек и сведения по средней заработной плате. Аналогичная информация – по учителям и административно-управленческому персоналу. У нас был опыт, когда эти усредненные данные мы несколько лет назад в Астрахани получили и увидели, что в каких-то школах работает по 10 заместителей директора, а в других зарплата директора в 10 раз больше, чем зарплата учителя. То есть все это оказалось очевидно без всякой декларации о доходах и вертикальной отчетности, потому что толку от вертикальной отчетности нет – там сидит другой начальник.
То есть надо сделать так, чтобы система была открыта и публична перед сотрудниками, родителями, населением. Тогда перекосов не будет происходить.
– Но такую систему вводить, вероятно, боятся?
– У нас же людей к власти допускать нельзя – если российскому человеку дать кусочек власти, он же страну обязательно развалит! Поэтому российский человек должен ничего не знать, должен всегда молчать и быть лишен всякой информации. А вот начальники сверху должны этой информацией обладать. Правда, так оно не работает нигде в мире и у нас тоже не работает, но это та дорога, которую пытаются тестировать уже не первый, не второй и не пятнадцатый год. И история с декларациями – она как раз из этой же категории.
https://www.nakanune.ru/articles/119263/