Хорт мохнатый написал(а):Ибо их крестили в 18-19 веках.
Середина 18 века. Оттуда и появилось двоеверия. Очень упорно сопротивлялись.
Массовое крещение марийцев
В конце XVII - первой четверти XVIII вв. русское абсолютистское государство прилагало заметные усилия по внедрению православной христианской веры в среду нерусских крестьян-язычников. Царские указы 1720 - 1722 гг., направленные казанскому митрополиту Тихону, обещали трехлетнее освобождение от податей, повинностей и отдачи рекрутов всем крестившимся "иноверцам". Однако проповеди священников среди языческого населения почти не находили отклика, и крестились лишь немногие. К 1724 г. всего около 2 тыс. марийцев Казанского, Уржумского, Царевококшайского, Царевосанчурского и Яранского уездов приняли христианскую веру. Основная масса марийцев продолжала придерживаться традиционных языческих верований, тесно связанных с народными обычаями, культурой, бытом, родным языком и национальным самосознанием. Крестьяне-язычники отвергали попытки внедрения православия, предпринятые специально созданной в 1730 г. в Свияжске при монастырях Комиссии новокрещенских дел.
Положение резко изменилось в 1740 г. Царский указ от 11 сентября провозгласил политику и конкретную программу действий по массовой христианизации нерусских крестьян. Ее проведение было поручено большому штату проповедников, попов, чиновников и военных Новокрещенской конторы. Проведение христианизации преимущественно принудительными средствами и методами, образование новых церковных приходов в новокрещенских селениях в 40 - 60-х гг. XVIII в. обернулись для марийских крестьян чрезвычайным усилением социального и национального гнета. Так, в своих показаниях Сенатской комиссии А.И. Свечина 1763 - 1764 гг. марийцы отмечали, что проповедники православной веры угрожали им насильственным переселением с родных мест, если те не крестятся. Поэтому, "не хотя лишитца домов своих, многие крестились". В 1746 г. свияжский архимандрит Селивестр совместно с монахами Спасо-Юнгинского монастыря привел марийцев и чувашей Козьмодемьянского уезда в православную веру "не по желанию их, но и с принуждения". А "обещанного денежного награждения, платья, обуви, кроме крестов и по одной иконе в дом, ничего давано не было". Эта картина массового крещения была типичной и для других уездов с марийским населением. Некоторые священники, как, например, А. Афанасьев в Кокшайском уезде, "смертными побои палкою" внедряли среди марийских крестьян новую веру. В 1748 - 1761 гг. архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря Евмений ежегодно приезжал с подьячими, келейниками и солдатами в марийские селения Казанского уезда для обучения их молитвам и тех, кто не знал христианских обрядов, немилосердно бил и брал с них насильно ''подарки лисицами и куницами", взыскивал деньги и заставлял отдавать по 20 подвод "бес платежа прогонов". Члены Новокрещенской конторы под видом "обучения христианскому закону" закрепощали часть новокрещеных марийцев за чиновниками и помещиками. Среди них протоиерей Свияжского Успенского монастыря А. Козьмин раздавал крепостные записи на марийцев управителю дворцовой Кукарской слободы. Офицеры воинской команды, специально созданной для "защиты новокрещен от обид и разореней" со стороны местных чиновников, сами нередко занимались всевозможными злоупотреблениями, систематически брали "подарки" с новокрещеных. От них не отставали и "выборные" бурмистры новокщенских церковных приходов, угрозами и побоями принуждавшие односельчан бесплатно работать в своем хозяйстве. Они же брали себе деньги, пчел, мед, рыбу, солод и сено.
Проведение массовой христианизации в 40 - 60-х гг. XVIII в. ухудшило положение марийских крестьян и потому, что в течение льготных трех лет за новокрещеных подушные деньги и другие повинности обязаны были нести некрещеные и ранее крестившиеся "старокрещены". К чему это приводило, видно на примере крестьян Царевококшайского уезда. Желая воспользоваться трехлетней льготой, в 1742 г. здесь "вся черемиса до сущего младенца крестилась". Однако подати за них пришлось платить "старым новокрещенам" Подгородной волости, крестившимся еще в 1720 -1722 гг. Не удивительно, что обрушившиеся на них подати и повинности довели их до "совершенной бедности», а за недоимки почти все были брошены в тюрьму. В 1750 г. Казанская губернская канцелярия свидетельствовала, что от "великой скудности и великой тягости" многие бежали в леса. Оставшиеся в "иноверии" крестьяне, в том числе марийцы, пришли от многократно возросших податей в крайнее разорение.
Угроза разорения крестьянского хозяйства явилась, таким образом, одним из важнейших факторов в реализации массовой христианизации, носившей для большинства марийцев в то время чисто формальный характер, поскольку они одновременно продолжали придерживаться и традиционных языческих верований.
Следствием массовой христианизации стало строительство сельских церквей и появление русских священников. На новокрещеных легли все виды работ по строительству и содержанию церковного прихода. В уездах с марийским населением в то время было построено более 30 церквей. Каждому священнику приходилось отдавать лучшие участки пашен и сенокосов из общинных земель, платить ругу продуктами и деньгами. Наконец, во взятках и вымогательствах духовенство не уступало чиновникам. Жестоко преследовало тех, кто продолжал "идоложертвенное моление". Так церковнослужители, наряду с другими притеснителями стали для марийцев еще одним из олицетворений феодально-крепостнического гнета.
Массовая насильственная христианизация вызвала упорное сопротивление крестьян. Марийские язычники, несмотря на угрозы миссионеров и приходских священников, продолжали стойко придерживаться традиционных верований своих предков. В некоторых новокрещенских приходах были даже попытки расправ с православными священнослужителями. Во многих приходах марийцы не ходили в церковь, не платили ругу, отказывались предоставлять священникам свои общинные земли.
В целом крещение марийцев обернулось для них насильственным вторжением иной веры в их традиционно сложившуюся систему языческого миропознания. Но в то же время с началом христианизации связано распространение письменности, грамотности и открытие школ.