Восстановление Мариуполя зависит от смены экономической модели в России.
Министерство строительства России заявило, что готовится к процессу восстановления Мариуполя. В городе после всех боевых действий разрушено около 80% многоквартирных домов и около 60% частных отдельных построек, об этом сказал зампред Совета Федерации Андрей Турчак. Разрушены металлургический комбинат им. Ильича, а также завод "Азовсталь", где сейчас укрылись сотни боевиков. Власти ДНР говорят, что комбинат им. Ильича будет восстановлен, а вот "Азовсталь" в итоге снесен, на его месте, возможно, построят новый жилой массив. У жителей и самого города незавидное положение, но получится ли восстановить Мариуполь и за счет каких ресурсов? Подробнее – в материале Накануне.RU.
Политики и общественники уже обсуждают, кого можно привлечь к процессу восстановления: одни говорят, что можно вспомнить практику студенческих отрядов, другие считают, что нужно привлекать военнопленных, которых из многоквартирных домов как раз выбивали. Впрочем, возможно, Минстрой справится силами обычных строительных компаний? Но как быть, когда в стране не производятся даже свои гвозди? Как заявлял бизнес-омбудсмен России Борис Титов, производить гвозди внутри страны "пока невыгодно", выгоднее везти их из Китая и других стран. А в условиях санкций хватит ли других ресурсов и стройматериалов, чтобы восстановить Мариуполь? Ведь это не просто возвести жилой комплекс – это целый город. Тут же встает вопрос и денежных ресурсов – хватит ли их? Ведь прогнозы по падению ВВП России в годовом выражении в районе 10%, по словам Алексея Кудрина.
Экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин уверен, что хватит и строительных, и финансовых ресурсов, потому что бюджет, несмотря на все санкции, продолжает "захлебываться от денег":
"У нас огромный строительный комплекс, который иногда зовут "озолоченной ордой" – вот, вперед, нечего им уродовать российские города "человейниками". Пусть займутся чем-нибудь полезным. В федеральном бюджете 20 трлн рублей валяются без движения, из них заморожены только 5 трлн, остальные – пожалуйста, используйте, если захотите. То есть 20 трлн – это те деньги, которые уже есть, их не надо зарабатывать".
Что касается экономического спада, то эксперт напоминает, что экономическая политика может быть и должна быть иной – в таком случае не только не будет спада ВВП, но будет и рост. Пока же, как считает Делягин, в стране продолжается политика 1992 года, то есть "истребления российской экономики искусственно созданным денежным голодом". Что касается непосредственно строительных материалов, то, возможно, материалов будет не хватать для целого города, но при должном экономическом подходе могут появиться и новые производственные мощности.
"Гвоздей и бетона, конечно, будет не хватать, но бетонный завод – это не так сложно, завод по производству гвоздей – тоже несложно. Главное – расстаться с Набиуллиной и проводимой экономической политикой, потому что при дешевом кредите можно будет достаточно быстро развивать производство. А при дорогом кредите будет невозможно не только восстановление города, но и восстановление России тоже", – уверен Делягин.
Аналогичной точки зрения придерживается и председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. В беседе с Накануне.RU он напомнил, что главная проблема – не ресурсы, а пагубная экономическая модель, которая может просто перекинуться и на Мариуполь, и на другие территории и города:
"Основная задача – не допустить воспроизводства там стандартного олигархического капитализма, потому что вопрос не в ресурсах, а в способе производства и самих производственных отношениях. Либо мы делаем это в интересах России и жителей Мариуполя, либо на самом деле это всё красивые картинки, а придут какие-то "правильные" олигархи, и главной задачей будет помочь им немножко разбогатеть".
И действительно, во время каждого кризиса – 2008-2009, 2015-2016, пандемийных 2020-2021 – всегда в России прибавлялось количество миллионеров, миллиардеров и даже долларовых миллиардеров. И теперь, по мнению эксперта, эти "правильные" бизнесмены могут прийти на новую стройку, чтобы и тут обогатиться, по сути, на горе других людей.
Если со стройматериалами вопрос понятен, то кого привлекать в качестве рабочей силы? Михаил Делягин уверен, что в стране достаточно мигрантов, которые приезжают в РФ на стройки ради заработка, но сейчас остаются без работы – как раз на восстановлении Мариуполя они и могут найти себе новую работу. С другой стороны, в телеграм-каналах можно встретить предложение о том, чтобы воспользоваться опытом комсомольских строек и привлекать студенческие отряды.
Однако реальность такова, что и студотряды сегодня вряд ли пригодны для строек, и социальная политика вряд ли пригодна для студотрядов, считают эксперты.
"Я очень сомневаюсь, что нынешние студенческие отряды будут на что-то способны, потому что, как мне кажется, наша молодежь разбалована. Она готовит себя на должность офисных менеджеров в основном, а молоток или лопата для них – не то. Поэтому толку от них особенного не будет, только если подай-принеси", – считает полковник авиации, советский и российский политический деятель Виктор Алкснис.
Михаил Делягин, напротив, уверен, что со стороны студентов просто не будет пользы, потому что этой пользы они не видят в социальной поддержке со стороны государства – представители власти занимаются разрушением социальной сферы, государство "оптимизировало" систему образования, систему здравоохранения, пенсионную систему, государство держит в бедности, по независимым оценкам, 70% населения. О какой лояльности этому государству может идти речь?
"Студотряды имели смысл на комсомольских стройках. В студенческих отрядах кто-то зарабатывал, но в основном это был труд энтузиастов, которые помогали своей стране, потому что страна помогала им", – говорит он.
Что же касается привлечения военнопленных к работам, то это должно быть обязательным условием их "трудового перевоспитания", уверен Виктор Алкснис. Он напоминает, что эти люди несут основную ответственность за то, что город так сильно разрушен, ведь именно они закрывались жителями как живым щитом и прятались в жилых домах.
"Просто так отпускать их, на мой взгляд, нельзя, потому что среди них достаточно много "упертых" неонацистов, надо пытаться их перевоспитать, в том числе трудовыми работами", – сказал Алкснис в беседе с Накануне.RU.
А дальше встает вопрос безопасности – конечно, неизвестно, когда и как начнется восстановление города, какие документы будет подписывать украинская сторона в результате поражения фактического или дипломатического, но отсутствие договороспособности киевского режима уже не вызывает вопросов. А если так, то о безопасности следует серьезно задуматься уже сейчас, ведь если снаряды долетают до российских регионов, то до Мариуполя – и подавно.
Виктор Алкснис уверен, что вооруженные силы РФ смогут обеспечить и внешнюю и внутреннюю безопасность, тем более если "оправдаются слова президента":
"Я очень надеюсь, что слова президента оправдаются – что мы освободили население республик Донбасса и пришли туда надолго, а также способны обезопасить себя от внешней угрозы. Ну а внутреннюю безопасность ДНР и ЛНР, а затем, возможно, и включение их в состав России, думаю, наши вооруженный силы сумеют обеспечить".
Как итог, Мариуполь, возможно, сможет стать витриной изменений не только в плане строительства, но и в плане имиджа РФ, экономической и социальной системы, ведь от того, как будет идти восстановление, какие силы будут привлечены, будет зависеть будущее не только города.
"От того, как будет восстанавливаться Мариуполь, за этим будет смотреть весь мир, и по способу восстановления – либо олигархическому, либо общественно-осмысленному – будет решаться, происходит ли в России вообще что-то позитивное или нет", – резюмирует Юрий Крупнов в беседе с Накануне.RU.
https://www.nakanune.ru/articles/118765/