1) Местность и дороги.
Дорог до Киева через избранный для наступления район Украины всего 2 на въезде, сливающихся в одну. Путь петляет по лесной зоне, позволяя украинской пехоте и ДРГ свободно действовать на коммуникациях. До района боёв под Гостомелем и Бучей аж 135+ километров.
Киев действительно прикрыт с северо-запада рекой Ирпень, а мосты противник взорвал. Это сложная водная преграда под постоянным артиллерийским воздействием.
2) Группировка войск РФ.
Точная численность всех войск РФ неизвестна до сих пор. Колеблется от 120 до 150 000 в первые дни СВО по заявлению Кассада. Направлений же для такой группировки слишком много, чтобы наступать далеко вглубь против вдвое превосходящего по численности противника — Киевское, Черниговское, Сумско-Харьковское, Донбасс, от Крыма на Мариуполь/Запорожье, от Крыма на Николаев и Кривой Рог. 6 направлений для 120-150 000 солдат и офицеров — это от 20 до 25 000 на каждом из них в среднем. Хотя, конечно, войска так не распределяют, их ставят в разной численности в зависимости от приоритетов.
При этом надо понимать, что от каждой группировки сражается на линии соприкосновения примерно от 1/3 до 1/2, а остальные работают в огневой и тыловой поддержке, охраняют тылы. То есть под Ирпенем, Бучей и Гостомелем скорее всего действовало в сумме не более 6000-7000 человек. Опять же, в среднем, гипотетически.
(!) Характер группировки (!) также является важным показателем её способностей. По американским данным, опубликованным в нашем сегменте в переводе на русский, известно, что её составляли в основном лёгкие силы:
— Замечены десантники из 31-й гв. отдельной десантно-штурмовой бригады.
— Возможно, там присутствовали десантники из 76-й или 98-й гв. воздушно-десантных дивизий.
— В Гостомеле действовала 45-я бригада спецназа ВДВ и ССО РФ.
— Замечены морские пехотинцы, предположительно из 155-й отдельной бригады морской пехоты с Тихоокеанского флота.
— Из мотострелков там отмечали 64-ю отдельную мотострелковую бригаду 35-й армии в Восточном военном округе. Не секрет, что в ЦВО и ВВО устаревшая техника с более низким моторесурсом, чем в ЗВО или ЮВО.
— Подразделения Росгвардии, в т.ч. из Чечни.
— ЧВКшники из всем известной фирмы.
С одной стороны, десантники, морпехи, чеченские росгвардейцы и ЧВКшники — это хорошая лёгкая пехота, пригодная для действий в лесной зоне. С другой стороны, десантные и морпеховские бригады сильно проигрывают мотострелковым по количеству и качеству артиллерийской поддержки. 122-мм гаубицы Д-30 и 120-мм миномёты Нона не идут ни в какое сравнение со 152-мм САУ Акация или Мста-С. Также у мотострелков могут быть более совершенные и многочисленные подразделения реактивной артиллерии. Поэтому уже сам характер группировки как бы намекает, что штурмовать Киев не собирались вообще. Ствольной и реактивной артиллерии из отдельных артиллерийских бригад и полков под Киевом я не заметил.
3) Группировка ВСУ/НГУ/террористической обороны и специальных служб Украины под Киевом.
Общая численность сухопутных войск ВСУ составляла к началу СВО 145 000 человек + 60 000 из НацГвардии + в террористическую оборону за 2 недели мобилизовали до 100 000 боевиков. Итого не менее 300 000 человек по всей Украине.
Из них в Донбассе располагается от 76 000 до 90 000 человек на данный момент. Это значит, что на первой неделе противник располагал ещё 129 000 человек на других направлениях, а после мобилизации в ТрО — примерно 229 000. Из них в Киеве было мобилизовано до 30 000 боевиков ТрО.
Позже стало известно, что в Киеве действует 4-я бригада НацГвардии Украины, 72-я отдельная мех.бригада ВСУ около Бровар на востоке города + ещё несколько частей из НГУ, спецназ и полиция МВД, СБУ и ГУР. Позже с западной Украины подошла 14-я мех.бригада ВСУ и стала давить на нашу группировку с житомирского направления. Были замечены нац.баты ВСУ/НГУ, вроде батальона «Крым». Кроме того, под Киевом были замечены артиллерийские подразделения 43-й арт.бригады особой мощности (дивизион «Пионов») + одной из арт.бригад ВСУ со 152-мм орудиями и дивизионами «Градов». Это очень мощная огневая поддержка + самый мощный район ПВО Украины.
Также под Киевом действовало большое кол-во иностранных наёмников, коих там могло находиться от 200 до 600-700 человек. Понесли довольно большие потери в несколько десятков бойцов.
Напротив российской группировки с западного берега Днепра действовала 14-я мех.бригада, 4-я бригада НГУ + 1-2 всяких охранных полков НГУ + спецназ СБУ, ГУР, ССО Украины, неонацисты из нац.батов и иностранные наёмники. Всего, предположительно около тех же 6000-7000 «активных штыков», что и у наших, плюс, огромный людской резерв из боевиков ТрО. Из этих людей можно было в течении месяца быстро готовить небольшие резервы для рейдовых действий по лесной зоне. Количественное соотношение артиллерии с обеих стороны было, возможно, примерно равным, но у противника наблюдалось превосходство по мощным, дальнобойным калибрам (203-мм САУ «Пион») и, возможно, реактивной артиллерии. Действия в воздухе со стороны ВС РФ сковывались довольно многочисленными недобитыми ЗРК Бук-М1 и, возможно, С-300.
4) Цель группировки: истинная и пропагандистские с обеих сторон.
Как вы понимаете, взять штурмом г. Киев с населением 2 млн 954 000 человек группировкой в 20-25 000 (если не 12-15 000), при паритете или даже уступке по «активным штыкам» с противником, полузакрытом небе и 30 000 боевиками в ТрО выглядит бесполезным делом.
Точно известно, что 45-я бригада спецназа ВДВ и ССО РФ захватили в Гостомеле документы 4-й бригады НГУ, что позволило доказать подготовку наступления Киева в Донбассе. Это специальная задача.
Известно о захвате ЧАЭС и якобы предотвращении ядерной провокации Киева в ранний период СВО. Это тоже специальная задача.
ВС РФ на этом направлении предпринимали рейдовые действия в разные населённые пункты к западу от Киева, стараясь перерезать коммуникации и создать видимость блокады города. Это демонстративные и сковывающие действия.
О других реальных действиях и планах ВС РФ мне неизвестно.
В то же время Киев и Запад с самого начала приписывают пропагандистскую цель «взять Киев за 3 дня». Кто автор этой ерунды?) В одном украинском источнике я видел цитату из Владимира Соловьёва: «Бровь поднимем — возьмём Киев!». Без указания точной даты. Поскольку для Арестовича, Гордона, Бутусова и других сотрудников украинских СМИ российские пропагандисты являются «мнением власти» и «мнением народа», а не циркачами из телевизора, то я не удивлюсь, что изначально завышенные цели приписаны ВС РФ на основе этой довоенной цитаты Соловьёва от февраля месяца 😁 Что лишний раз доказывает: следите за языком, не вбрасывайте маргинальные, совершенно бездоказательные мнения в медиа-сферу, ибо именно глупость и маргинальщину враг будет использовать в первую очередь.
РЕТРОСПЕКТИВА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
24-25 февраля спецназ ВДВ и ССО успешно заняли аэродром в Гостомеле. К 26 февраля сюда пробились линейные подразделения десантников.
Далее начались бои за Бучу и Ирпень. Очень быстро, в течении недели, мы увидели последствие фатальной ошибки по размещению войск в прифронтовой полосе — это когда колонну из 22 единиц техники ВДВ разгромили Ми-8 ВВСУ (или реактивная артиллерия). Из этих 22 единиц около 15-16 были БМД, а ещё несколько — БТР-80 или 82. То есть это была колонна примерно роты десантников, не менее 100 человек. Сколько из них уцелело мы не знаем, но потери в технике оказались тяжёлыми.
После этого я ещё видел ролик с действием украинской ДРГ, которая из ПТУР Стугна-П уничтожила какую-то единицу российской техники к северу от Киева, в глубоком тылу российской группировки.
В общем, ВС РФ заняли всю территорию, как и предполагалось, но понесли ощутимые потери из-за несознательности командиров как на местах, так и в целом. Подвёл халатный настрой, будто мы входим не во враждебную на 50% страну, а в дружелюбное государство, желающее, чтобы его освободили.
Далее фронт стабилизировался и 3 недели до выхода этой группировки в Беларусь особо не двигался. Десантники и другие военнослужащие РФ предпринимали рейдовые действия к западу от Киева, но периодически отходили, поскольку туда через неделю прибыла 14-я мех.бригада ВСУ с запада Украины + несколько нац.батов, вроде «Крыма».
Главной проблемой ВС РФ скорее всего стали рейдовые действия ВСУ/спецназа Украины и нац.батов/ТрО по тылам. Протяжённость коммуникаций, повторюсь, 135-140 километров — не шутки. Лесная зона. Поэтому украинские силовики стали пытаться действовать по финской тактике «Мотти» (или тактике сирийских коммандос арабо-израильских войск 1960-1970-х, или тактике австрийских ягд-команд Холодной войны, или тактике армянских ДРГ в Первую Карабахскую) или тактике лёгкой пехоты: заход в тыл, попытка раздробить расположение противника на части, наносить удары по коммуникациям. Скорее всего, данная тактика была достаточно эффективной в первую неделю-две, однако затем уже сообщалось, что сюда прибыла Росгвардия (в т.ч. кадыровцы) и ЧВК «Вагнер». И те, и другие занялись охраной тыла, встречными засадами, а в репортаже из этой области мы видели, как десантники наконец-то наладили службу на блокпостах, выкопали окопы и даже, возможно, устроили систему патрулирования — т.е. просто выполнили то, что полагается для контроля территории от партизан и лёгких сил противника. По эмоциональным заверениям иностранных наёмников, а также оценочным с нашей стороны около 8 из 10 ДРГ противника несли потери или полностью уничтожались в этот период.
По репортажам из-под Киева с российской стороны на контролируемой территории складывалось ощущение, что наши войска преодолели проблемы первых двух недель и держатся достаточно уверенно. По украинским репортажам и данным о потерях можно заключить, что в позиционных боях в Ирпени, Буче, Гостомеле и поблизости нац.баты, НГУ и ТрО несли довольно ощутимые потери. Под Киевом погибло довольно много известных нацистов Украины, а также несколько десятков иностранных наёмников. В то же время, к концу срока пребывания группировки пару раз я видел ролики, где наши бойцы не успевали подбирать тела погибших в локальных боях по этим деревням и ПГТ товарищей, что говорит о большой подвижности и интенсивности этих боёв.
Что же послужило возможными причинами для отвода сил РФ?
1) Специальная задача по захвату документов 4-й бригады НГУ с доказательствами агрессивных планов Киева была выполнена. Другие возможные специальные задачи по захвату биолабораторий Украины/США в Киеве, телецентра, радиостанций и правительственных зданий в Киеве выполнить без штурма города невозможно. Поэтому здесь ресурс исчерпан.
2) Попытки проникнуть в Киев «по-крымски», о чём известно из описания подвига одного из российских военнослужащих, выбравшегося из города, не увенчались успехом, а значит специальные задачи (предполагаемые) остались невыполненными.
3) ВС РФ понесли в самом начале избыточные потери из-за халатности, а также испытывали сильные проблемы со снабжением из-за рейдовых действий противника, недостатка численности группировки и халатности по охране тыла. Думаю, эти потери подрезали возможности нашей группировки и сократили срок пребывания в этом регионе Украины.
4) В ходе рейдовых действий наших войск к западу и юго-западу от Киева не удалось добиться закрепления этих территорий из-за активных контратак противника. В ходе этих боёв также наши войска понесли потери.
5) Исходная численность группировки и её характер — преимущественно лёгкие силы с недостатком крупнокалиберной дальнобойной артиллерии и неизвестным кол-вом танков, — исключал штурм Киева и исключал возможности полной и качественной блокады столицы Украины с запада.
6) Противник, напротив, в несколько приёмов нарастил численность вооружённых формирований. К конце первой недели прибыла 14-я мех.бригада ВСУ, в которую поступили мобилизованные в первые дни СВО. Боевиков террористической обороны успокоили и организовали примерно через 2 недели. Они сняли часть груза по контролю за столицей с НГУ и спецназа МВД/СБУ, которые приступили к активным рейдовым действиям против наших войск. Сюда же украинское командование стянуло большую часть иностранных наёмников и немалое кол-во мобилизовавшихся неонацистов из соответствующих формирований.
Всё это говорило о том, что без людского пополнения и без кратного увеличения численности группировки под Киевом ВС РФ более не могли бы эффективно выполнять задачи по блокированию и сковывающим действиям, а все специальные задачи, которые смогли — уже выполнили. Если бы ВС РФ остались здесь ещё на 1 месяц, то группировка утратила бы боеспособность из-за истощения ресурсов и потерь в личном составе недели через 2-3. Противник мог бы в результате этой войны на истощение перейти в наступление и разгромить её.
Так что вывод и переброска этой группировки на другое направление для усиления наших войск закономерна.
При этом отрыв от противника в Буче, Гостомеле и Ирпени, поэтапный вывод был проведён эффективно. Военкор Коц пишет, что противник до 3 дней вёл артиллерийский огонь по Ирпени, Буче и Гостомелю до того, как решился проверить наличие ВС РФ в этом направлении. После этого ВСУ/НГУ/нацбаты лишь заняли пустующие населённые пункты.
Плохо другое. Плохо, что наше руководство не смогло добиться крупной, значимой для выполнения целей войны военной победы на других участках фронта ДО отвода группировки из-под Киева. Или задержать войска под Киевом до этой победы. Вот это по-настоящему болезненная вещь. Если бы Мариуполь успели бы дожать как следует к концу первого месяца СВО, тогда отвод из-под Киева (обеспеченный информационно объяснением причин для этого!) воспринимался бы благосклонно.
На практике же вышло плохо с медийной точки зрения:
1. Войска оттуда решили отвести ДО первой значимой победы в Мариуполе.
2. МО РФ просто замолчало на эту тему и всё. В результате для ВСУ тайна об отходе ВС РФ сохранялась 2-3 дня, а для российского общества в основном сохраняется сейчас, 5-7 дней спустя — при том, что Киев занял оставленную территорию и громко вопит о победах уже двое суток.
3. Мединский на переговорах совершенно некорректно предупредил об отводе войск. У него это выглядело, как необоснованная подачка Киеву в надежде на «благоразумие украинских политиков». Слабое заявление от страны, которая должна и имеет право говорить с позиции силы.
4. Серия удачных операций украинских ЦИПСО вокруг высказывания Мединского, неудачной фразы Шаманова про якобы захваченных истязателей наших пленных, удара Точкой-У по складу РАВ под Белгородом, удара 2 украинских Ми-24 по нефтехранилищу под тем же Белгородом, а также громкое объявление о своих победах при полном молчании пресс-службы МО РФ + постановочная операция с трупами в Ирпени и Буче под Киевом.
Ну, и объяснение действиям ВС РФ пытается дать редактор паблика, гражданский эрудит, с аудиторией 7432 человека, когда в распоряжении пресс-службы МО РФ находятся государственные СМИ, телевидение, радио и интернет с общим охватом 130-140 миллионов сограждан.
В общем, из довольно предсказуемого и обычного оперативно-тактического хода вышло крупное информационное поражение.
Повторю давнюю мысль: пренебрежение разъяснительной работой и информационными действиями в МО РФ и гос.аппарате, на мой личный взгляд, связаны с тем, что никого из крупных должностных лиц медиа-сферы ещё не уволили прилюдно и с позором за просчёты.