Охота на надувных шпионов — сейчас и полвека назад
Автоматические дрейфующие аэростаты заставили Советский Союз создать специальный самолет для их уничтожения
Первый АДА летом 1955 года уничтожил командир отдельной эскадрильи перехватчиков капитан Л.И. Савичев. Авиачасть была вооружена новыми истребителями МиГ-17П (с РЛС-прицелом). Под городом Черновцы (Украина) лётчику удалось сбить аэростат на высоте 10 000 м всего 9-ю снарядами, и тот упал на советской территории. Через несколько дней Савичев вновь вылетел на перехват АДА, но на этот раз сбить его не получилось, хотя лётчик израсходовал весь боекомплект (150 снарядов). Аэростат начал набирать высоту, и достать его стало невозможно.
Всего с 1 января по 11 февраля 1956 года над территорией СССР был зафиксирован пролёт 1476 различных шаров и радиозондов, в том числе 422 больших. Наши истребители сбили 263 больших воздушных шара. Была подобрана аппаратура 178 воздушных шаров.
Основными причинами пропуска больших шаров явились превышение высоты их полёта (16−17 км и более) над потолком истребителей, прохождение шарами районов базирования истребительной авиации в ночное время, нелётная погода на аэродромах базирования истребительной авиации в момент пролёта шаров, кратковременность нахождения некоторых шаров над территорией СССР (в южных районах).
По данным СМИ, в конце 1983 года появилось межгосударственное соглашение о запрещении запуска АДА в чужое воздушное пространство. К тому времени наши генералы решили, что использование АДА в разведывательных целях утратило свою значимость в связи с развитием космических разведывательных аппаратов. В результате программу перехвата аэростатов закрыли, и госиспытания М-17 так и не завершили.
Наши вожди в очередной раз поверили США, и в очередной раз янки их надули. АДА как летали, так и продолжали летать над СССР, а позже — РФ. Так, в сентября 2000 года над Кольским полуостровом появился американский аэростат. Перехватчик Су-15ТМ выпустил по нему две ракеты с инфракрасной ГСН. Аэростат был повреждён, и отстреленная пиропатроном подвеска опустилась на трёх парашютах. Произошло это в 50 километрах северо-западнее города Ковдор.
Исследование подвески показало: На специальной платформе был установлен телескоп Кассегрена, спектрометр (охлаждаемый жидким гелием для лучшей настройки на инфракрасное излучение), оптическая система, радиометр, фотоприёмник, цифровая система и приборы дистанционного управления полётом, средства радиосвязи с дальностью свыше 800 км, газоанализатор, телекамера. Всё сверхсовременно — от микропроцессоров до мощных литиевых и солнечных батарей.
И сейчас в США в обстановки большой секретности по-прежнему продолжается разработка разведывательных и ударных АДА нового поколения. Так, по программе GOLD STFR был создан новейший АДА. Как минимум один экземпляр его принял участие в манёврах «Северный Орёл» в мае 2021 года на Аляске.
Аэростаты, которые создаются в рамках программы COLD STAR, оснащаются системой искусственного интеллекта и системой автономной навигации. Их пластиковый воздушный шар практически невидим для радаров, а гондолу с аппаратурой сделали максимально незаметной, исключив использование прямых линий и острых углов. Так, идеальная форма гондолы таких аппаратов напоминает яйцо, а не традиционную корзину воздушных шаров.
Александр Широкорад https://svpressa.ru/post/article/361235/