Для объективного контроля надо вводить специальных контролеров, у которых создана заинтересованность к нахождении косяков.
Это продолжение движения в сторону дальнейшей бюрократизации нашей армии. Это все даст тот же самый результат -/+.
ИМХО. Нужно двигаться в строго противоположном направлении: делать ставку на идейно мотивированных людей, показавших себя на деле, которые оправдали и могут и далее оправдывать доверие - ставить их на командные должности командиров частей, давать им возможность и свободу подбирать и отсеивать кадры, кардбланш на любые разумные изменения, оказывать им в этом всестороннюю поддержку как административную так и ресурсами, полагаться на их субъективные оценки и спрашивать за конечный результат. Не справившихся отсеивать, а чтоб спрашивать за результат пришлось не по итогам неудачных боев - создавать среду обсуждения (закрытый форум в интранете) где каждый военнослужащий сможет анонимно высказать свое мнение по любому вопросу.
Ну и планомерно выстраивать параллельные каналы получения объективной информации о происходящем в армии:
За министерством обороны вообще нужен плотный контроль со стороны аппарата главы государства, который будет мониторить и анализировать не только всю хозяйственную деятельность МО, но и курировать независимую от МО военную прессу и площадки обсуждения, военкоров, работать с общественными организациями (начиная от ДОСААФ, волонтеров и всяких тактикульщиков: стрелковых, военных и военно-спортивных клубов, ветеранских организаций, тех же комитетов солдатских матерей, и не только матерей, но и оффицерских жен), заниматься исследованиями общественного мнения по ключевым вопросам ВС втч в срезе отставников, дембелей, членов их семей, действующих в/с, гражданского персонала МО, мониторить судебные споры МО (что отдельная печальная тема), вести агентурную работу внутри ВС, мониторить публикации в соц.сетях, изучать поступающие обращения и письма, рассылать опросники среди командного состава и в/с и запрашивать их развернутые отзывы по разным темам - составляя "карты мнений" и прочее.
Можно выделять гранты отставным военным на проведение аналитики и исследований.
У нас монархическая система правления по факту (что лично меня только радует). Но при такой системе правления за все в итоге отвечает глава государства, а по этому он сам, вникая лично во все, должен разбираться в вопросах армии, вооружения и военной промышленности.
Нужен не только контроль, нужны независимые от МО площадки обсуждения (как закрытые, так и открытые) где модераторы и участники обсуждения будут высказываться без равнения на мнение руководства МО, а аппарат такого внешнего контролирующего органа и глава государства смогут ставить на обсуждение любые интересующие их вопросы и привлекать к этому обсуждению любых лиц.
Необходимы независимые аналитические центры (think tank) могущие привлекать отставников и вести критику текущего положения дел в армии и флоте и предпринимаемых мер, обозначать угрозы и возможности.
Кроме того, если озаботится то можно создать несколько дополнительных каналов получения сведений о реальном состоянии дел:
- сведя полигоны в какое-нибудь "управление полигонов МО", начальник которого будет назначаться прямым указом главы государства и вести в том числе аналитическую работу
- создав отдельное управление в МО по контролю боевой подготовки и так же назначая и снимая его начальника прямым указом главы государства
- поддерживая связь с начальниками и преподавательским составом академий и др. военных учебных заведений
- ну военная полиция, прокуратура и фейсы и так наверняка дают свою картинку...
Документооборот, наконец-то нужно внедрить цифровой и систему его аналитики.
Необходимо не просто дембелять сроканов со службы - а прогонять их напоследок через курсы пов.квалификации какие-нибудь или экзаменовку по ВУС в учебном центре, где выяснять их реальный уровень подготовки, собирать отзывы о службе, положении дел в части и командном составе.
Так же и сам командный состав прогонять периодически через курсы повышения квалификации с экзаменовкой.
Вообще, глава государства должен знать перспективные кадры - иметь карту мнений по спорным вопросам строительства ВС, тактики и оперативного искусства - кто каких позиций держится, иметь сведения о личностных конфликтах и неформальных связях в среде генералитета, иметь сведения кто что читает - откуда предпочитает получать сведения и новости по военным и не только военным вопросам, иметь информацию о семейных бюджетах, личных проблемах, иметь возможность неформального общения - например на тих же совещаниях, куда его аппарат имеет возможность выдернуть любого.
Кроме того должны быть негласные маркеры толковых и проблемных офицеров. Например, если командир управление л/с осуществляет методом "разделяй и властвуй" - вероятно толку от него на вышестоящих должностях не будет, если офицер вопросами обустройства быта интересуется сильнее чем профессиональными - это тоже маркер.
Короче, не бюрократизировать вопросы боевой подготовки, а отдать их на откуп толковым кадрам, пользующимся уважухой и доверием, при широком (частью закрытом, частью открытом) обсуждении всех вопросов на курируемых и организовываемых независимо от МО площадках обсуждения и имея массу параллельных каналов получения независимой информации о реальном положении дел.
ИМХО.