Соединенных Штатов есть ограниченное окно возможностей для взаимодействия с африканскими странами в экономическом, политическом и социальном плане до того, как весь континент сдвинется по орбите в сторону Китая. Пекин не новый партнер африканских стран; это старый. Отношения между Китаем и Африкой укрепились .в 1960-е годы, когда африканские государства боролись за самоопределение от европейской колонизации. Но, как и Китай, Соединенные Штаты также не участвовали в колонизации африканского континента и, следовательно, не разделяют исторический багаж колониализма, экономической и человеческой эксплуатации и негативных социальных настроений. Таким образом, Америка может использовать свои подходы мягкой и жесткой силы для развития взаимовыгодного партнерства, например, посредством прямых иностранных инвестиций, инициатив экономической помощи, сотрудничества с местными силами для борьбы с негосударственными субъектами и предоставления инструкций по асимметричной войне. Однако, если Соединенные Штаты продолжат свою нынешнюю политику в отношении Африки, они передадут континент Китаю на блюдечке с голубой каемочкой.
Вашингтону необходимо возобновить экономическое, политическое и социальное взаимодействие с африканскими государствами и перестать полагаться на авторитарных лидеров в обеспечении геополитических интересов Америки для замедления роста китайского влияния. Африканские государства примут либо китайскую модель (однопартийное государство с капиталистической экономикой), либо западную модель (демократическая форма правления с капиталистической экономикой), либо их слияние, адаптированное для каждой страны. Независимо от выбора, Вашингтон должен быть надежным партнером, не навязывать заранее свою политическую идеологию и придерживаться подхода невмешательства.
Возможности Китая в Африке
Каковы долгосрочные интересы Китая в Африке? Во-первых, Китай взаимодействует с Африкой и инвестирует в нее в рамках подготовки к « Африканскому веку », когда население континента превысит 2,5 миллиарда человек — самый большой показатель в мире, — из которых 50 процентов будут моложе двадцати пяти лет. Во-вторых, изучается возможность разработки и внедрения Африканской континентальной зоны свободной торговли ( AfCFTA).), зона свободной торговли, охватывающая пятьдесят пять африканских стран. В-третьих, Китай монополизирует доступ к обширным минеральным ресурсам Африки и ограничивает распространение редкоземельных элементов (РЗЭ). Наконец, Пекин уверенно укрепляет свои военные и политические связи с африканскими странами, чтобы заручиться их поддержкой в Организации Объединенных Наций по таким вопросам, как права человека, Тайвань и уйгуры в Синьцзяне.
Пекин стремится завоевать сердца и умы будущих лидеров и влиятельных лиц Африки, предлагая им возможности получения образования в Китае. Пекин инвестирует и использует мягкую силу в сфере образования, и, как сообщается, Китай предоставил 12 000 стипендий африканским студентам в 2021 году. Западу следует беспокоиться: в 2003 году в китайских университетах обучалось всего лишь 2000 африканских студентов. В 2018 году их число увеличилось до 81 000.
Следовательно, если прошлые исторические тенденции являются прогностической моделью будущего, то будущие африканские лидеры, получившие образование в Китае, будут остро симпатизировать китайской модели экономического развития и управления и, скорее всего, будут питать обиду на западную форму правления и экономическую систему. модель развития. Следовательно, авторитарная партия одного государства со свободной рыночной экономикой казалась бы идеальным вариантом для большинства африканских стран, учитывая, что китайская модель вывела 800 миллионов человек из крайней нищеты за четыре десятилетия, а с 1979 по 2005 год ВВП Китая вырос .последовательно в течение двадцати семи лет по ставке 9,6 процента годовых. Конечно, африканские страны должны иметь право решать, какой модели экономического и политического развития они хотят следовать. Тем не менее, для Соединенных Штатов было бы геоэкономической катастрофой сидеть в стороне и не разработать план противодействия китайскому влиянию. Одним из согласованных способов сделать это было бы предложение Африканского плана Маршалла, основанного на надлежащем управлении, соблюдении прав человека, демократических формах правления со свободной рыночной экономикой, развитии инфраструктуры и партнерских отношениях в области экономической устойчивости и безопасности человека.
Вашингтон может изменить ситуацию
Более того, Вашингтон должен принять AfCFTA и стать партнером по континентальной свободной торговле. В прошлом Африка была синонимом бедности, голода, войны, гражданской войны, нестабильности, отсутствия безопасности и правительства, которому не хватало центральной власти. Однако за исключением нескольких стран, таких как Сомали, Южный Судан, Демократическая Республика Конго, Ливия и Эритрея (последний оплот коммунизма на континенте), историческое восприятие Африки изменилось. Африка претерпела радикальные изменения за последние два десятилетия, и кажется, что единственная страна, которая обратила на это внимание, — это Китай. Запад должен обновить свое понимание Африки после 1990-х годов.
Экономическая взаимозависимость и внутриафриканская торговля вытащат миллионы людей из бедности, увеличат издержки региональных конфликтов, укрепят региональную безопасность, снизят безработицу за счет развития инфраструктуры и облегчат перемещение людей, товаров и услуг. Цель AfCFTA чрезвычайно амбициозна; он стремится объединить следующие восемь региональных экономических сообществ (РЭС) в единый экономический союз: Союз арабского Магриба, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Сообщество сахело-сахарских государств, Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество центральноафриканских государств, Экономическое Сообщество западноафриканских государств, Межправительственный орган по вопросам развития и Сообщество по вопросам развития юга Африки. Это создаст одну из крупнейших зон свободной торговли в мире.
Если бы AfCFTA была реализована, это могло бы резко увеличить ВВП Африки до 3,4 триллиона долларов. В то же время отмена тарифов, продвижение внутриафриканской торговли и развитие инфраструктуры для перемещения товаров, людей и услуг сделают Африку важным игроком в международном сообществе — и Китай это знает. Тем не менее, создание экономической коалиции такой ширины и глубины, почти напоминающей африканскую версию Европейского Союза, сталкивается со многими трудностями. Некоторые из проблем включают отсутствие развития инфраструктуры между РЭЦ, нестабильность из-за плохого управления и негосударственных субъектов, институционализированную государственную коррупцию и отсутствие подотчетности со стороны государств-членов. Несмотря на это, проект AfCFTA продвигается вперед, но кто будет идеальным партнером для Африки: Соединенные Штаты или Китай?
Джибути — это только начало?
Учитывая, что Китай имеет 10 000 китайских государственных корпораций, почти 260 000 китайских рабочих, работающих над различными инфраструктурными проектами, и более 1 миллиона оседлых иммигрантов, проживающих в Африке, следует ожидать, что военное присутствие Китая в Африке будет увеличиваться. Следовательно, Западу не следует удивляться, если Пекин создаст вторую военную базу в Африке, на этот раз обращенную к Атлантическому океану. В настоящее время у Китая есть одна африканская военная база в Джибути, вдоль пролива Баб-аль-Мандаб. Теперь Пекин ищет территорию голубого океанана западной стороне континента, где она может более свободно проецировать власть. С точки зрения влияния в Африке, китайская военно-морская база в Атлантике будет служить для защиты китайских инвестиций и рабочих, которым поручено создание легендарной инициативы президента Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» . Менее публично китайцы могут захотеть расширить отношения между военными, возможные будущие военные учения с африканскими странами и, что наиболее важно, увеличить продажу китайского оружия.
Хотя Россия является бесспорным крупнейшим экспортером оружия на Африканский континент — на ее долю приходилось 44 процента продаж оружия в Африку с 2017 по 2021 год, — Китай воспользовался возможностью, предоставленной международной санкционной кампанией против Москвы, чтобы продавать оружие по сниженным ценам в Африке. Фактически, Китай недавно вытеснил традиционную для России долю российского рынка и стремится превзойти Соединенные Штаты, став вторым по величине экспортером оружия на континент. На сегодняшний день крупными африканскими клиентами Китая являются Танзания, Нигерия, Судан, Камерун, Зимбабве, Замбия, Габон, Алжир, Намибия, Гана и Эфиопия. В результате Африка к югу от Сахары станет оспариваемой территорией для китайского военного, политического и экономического влияния.
Брак по расчету или по необходимости?
Хотя нынешняя экономическая взаимозависимость Китая и Африки благоприятствует Пекину, западные критики должны понимать, что экономические и политические связи между Китаем и Африкой удобны для обеих сторон. И со временем несправедливые деловые сделки между китайскими государственными предприятиями и африканскими странами могут быть пересмотрены к большей выгоде африканских сторон. Торговля между Китаем и Африкой — это не игра с нулевой суммой, как это хотели бы изобразить некоторые критики.
Увеличение аппетита Китая к природным ресурсам и усиление конфликта между Соединенными Штатами и Китаем даст африканским странам возможность либо остаться неприсоединившимся, либо выбрать сторону. Если история предлагает нам заглянуть в будущее, неприсоединившаяся Африка была бы подходящим вариантом для африканских стран; однако откажутся ли они от китайских инвестиций и партнерства?
Соединенные Штаты сознательно упускают окно возможностей для взаимодействия с Африкой в экономическом, социальном и политическом плане, и когда это окно закроется, его будет нелегко открыть снова. Когда Соединенные Штаты полностью перейдут к зарождающемуся многополярному миру, они осознают, что Глобальный Юг, стекающийся в Китай, приобретает новое значение. Чтобы замедлить экономический и военный рост Китая, Соединенные Штаты должны отказаться от устаревших предположений, вновь вступить в контакт с Африкой, установить взаимовыгодное партнерство и предложить подлинное партнерство. Поступая таким образом, Вашингтон может избежать будущей конфронтации, которой он боится больше всего: противостояния некогда растущей державе, которая превзошла Соединенные Штаты.
Дэниел Хейл — офицер армии США и аспирант Техасского университета A&M. Идеи, изложенные в этом эссе, принадлежат исключительно автору и не отражают официальную позицию армии или Министерства обороны США.