. Заметка от СМИ.
«Подрываем нефтяные вышки, убиваем полевых командиров»: украинские наёмники о своей работе за границей. В конце августа во время бегства американских военных из Афганистана много шума наделали забытые в Кабуле 12 украинских наёмников.
Это вновь привлекло внимание к теме «работы» украинцев в частных военных компаниях.
Украинское издание «Страна» встретилось с тремя такими «солдатами удачи».
46-летний Юрий К. стал наёмником, имея опыт службы офицером в украинском спецназе и участия в нескольких миротворческих миссиях ООН в Африке, Азии и Европе. И более восьми лет работы в иностранных ЧВК в странах Азии и Африки.
У 32-летнего Алексея Т. за плечами год службы в зоне «АТО» и три года работы в полиции. И около десятка контрактов в ЧВК.
36-летний Константин М. завербовался в иностранную ЧВК со стажем двух лет службы в добровольческом батальоне на Донбассе и одного года в ВСУ.
После демобилизации из ВСУ не нашел себя в мирной жизни, плюс, по его собственным словам, «СБУ шила дело за кое-какие дела в добробате».
В украинском уголовном кодексе наемникам посвящена статья 477, по которой за такую деятельность можно попасть за решетку. Поэтому наёмники на контакт идут крайне неохотно.
Есть и прецедент — бывшего командира батальона «Донбасс» Семена Семенченко и его соратников судят за создание частных военных компаний Donbass Battalion Corporation и «Донкорп Украина». А также за предоставление услуг наемников зарубежным странам.
При упоминании ЧВК «Семенченко и Ко» они лишь пожимают плечами.
«Компания Семенченко хорошо знакома. Еще до основания своей ЧВК они вербовали в наемники на работу в Азии и Африке для иностранных компаний бывших АТОшников и просто крепких мужиков с военным опытом.
Но очень жадничали и брали огромные проценты при вербовке, в итоге те, кого они завербовали, первый месяц получали копейки.
Такое же происходило и после того, как Семен Семенченко и Анатолий Виногродский основали свой „Донкорп”. Работать с этой компанией — себя не уважать, там зарплаты копеечные. При том, что они были всего лишь посредниками, по сути сдавали бойцов в аренду посредникам, которые пересдавали затем наших ребят в субаренду западным ЧВК», — рассказывает Юрий К.
«В Украине работает несколько рекрутинговых агентств иностранных ЧВК. Как правило, они маскируются под фирмы, которые занимаются подбором кадров для морской охраны судов в опасных водах. Их объявления свободно можно найти в интернете. Интересуют люди с опытом работы в полиции и армии от 23 до 50 лет, с базовым знанием английского языка.
Первые контракты действительно отрабатывают на морских судах. Это хорошая работа с приличной зарплатой.
Первый контракт, как правило, „стажировочный”, новички получают около 800 долларов. К новичкам присматриваются, оценивают профессиональный уровень и психологическую совместимость.
Зато на следующем контракте зарплата стартует от 2500 долларов, плюс при прохождении судна через опасную зону по пятьдесят долларов в сутки.
Но, часто такая работа первый шаг, что бы получить работу бойца в крупной западной ЧВК и получать зарплату намного выше» — поясняет отработавший более десятка многомесячных контрактов Алексей Т.
По словам Алексея, после отработки нескольких контрактов офицером морской охраны на торговых судах, от иностранных работодателей часто следуют предложения другой работы — более «специфической».
По словам украинских сотрудников ЧВК, подавляющую часть бизнеса услуг военных наемников в Азии и Африке занимают частные компании из Великобритании. Чуть меньшую часть этого сегмента занимают ЧВК из США.
Основные западные ЧВК — G4S, MVM, AEGIS, CRG и Black Edged securities. За последние годы западников стала заметно поджимать в этом специфическом бизнесе саудовская ЧВК Al-Khaleej.
На отдельном положении и в особом статусе российская ЧВК Вагнера — эта фирма работает в ряде стран Африки, в Сирии и в Ираке. У этой российской ЧВК среди ее западных коллег по бизнесу репутация наиболее боеспособной фирмы. Которая не стесняется работать «шумно» и даже с определенным самопиаром.
По словам собеседников «Страны», западные ЧВК в основном предпочитают тихую работу — диверсии. Но иногда при этом вплотную контактируют и сотрудничают с российской ЧВК Вагнера.
«Задачи у западных ЧВК бывают самые разные. Но чаще всего те компании, в которых я работал, берутся за охрану частных лиц, сопровождение транспорта и разминирование.А также за специальные операции, которые не могут официально взять на себя военные контингенты США или ООН.
Например, мне доводилось принимать участие в диверсионной работе — подрыве нефтяных вышек. Были и совсем тайные операции по ликвидации полевых командиров террористических групп в Африке и Азии», — признаётся один из наёмников.
Вагнерам всё по барабану
«Бывают такие задачи, во время которых мы оказываемся на птичьих правах в стране, куда прибываем в командировку. Однажды прилетели в африканскую страну, в которой идет война между правительством и местными сепаратистами.
Фактически мою группу менеджеры моей ЧВК раза три пересдали в аренду — от посредника к посреднику. Каждый из которых получил свои комиссионные.
Конечным заказчиком был господин по кличке „Мистер Сникерс” — местный политический заправила. Он приехал на встречу со мной и посредником с огромным чемоданом евро и попросил взорвать объект в районе контроля враждующей с ним группировки.
При этом речь об обеспечении группы необходимым — оружием, взрывчаткой, амуницией, даже не шла. „Мистер Сникерс” заявил, дескать это не его проблемы, он платит только за результат. В итоге покупали у местных все сами, часть денег ушла на подкуп агентуры и проводников.
Но в итоге не смогли сами взорвать объект, удалось сделать лишь разведку. Пришлось выходить через посредников на группу вагнеровцев, которая присутствовала в регионе и платить им за выполнение.
Вагнеровцам все по барабану — они просто поехали и взорвали объект.
ЧВК Вагнера в тех странах, где они есть, опасаются и их заказчики, и противники. Местные знают, что за одного убитого вагнеровца, россияне лишат жизни десять их боевиков. Наша ЧВК получила лишь меньшую часть вознаграждения.
Но в нашей компании признали, что работа сделана, зарплаты мы получили. Кстати, о нашем статусе и птичьих правах — мы, в отличие от ЧВК Вагнера приехали в эту страну официально туристами.
Если бы нас задержала местная полиция или другая политическая группировка, выбираться из ситуации нам пришлось бы самостоятельно. Для западных ЧВК такие спецгруппы „туристов” что-то вроде расходного материала.
Вот мы есть, а в следующий момент нас уже нет, беспокоиться никто не будет. В лучшем случае, постараются вытащить из тюрьмы или плена только граждан Великобритании или США», — рассказывает один из источников «Страны».
По словам украинских солдат удачи, в случае неприятностей или проблем, об их существовании работодатели просто забудут. В случае смерти во время выполнения специальных задач, страховки не будет.
В официальных сводках потерь фамилий наемников не бывает. В крайнем случае упомянут, что при обстреле колонны или покушении на охраняемое лицо погибло несколько человек.
«Личные данные убитых уточняются» — так будет написано в интернете. Если случится ранение, то максимум, на что можно рассчитывать, что тебе оплатят лечение в местной больнице.