В то время как талибы готовятся официально взять бразды правления в Афганистане после их быстрого продвижения и падения Кабула, внимание переключилось на верховного лидера организации Хайбатуллу Ахундзаде. В то время как Абдул Гани Барадар, нынешний заместитель командующего движением, как ожидается, станет президентом страны с населением почти 40 миллионов человек, Ахундзаде остается главным лидером талибов и, вероятно, станет главой правящего совета Афганистана, позиция близкая к президенту.

В заявлении, опубликованном на прошлой неделе, он заявил, что хочет политического урегулирования кровавого конфликта в Афганистане. В его заявлении говорилось: “Несмотря на военные достижения и успехи, Исламский эмират решительно выступает за политическое урегулирование в стране”.
Известный как “Лидер правоверных”, Ахундзаде обладает окончательной властью над политическими, религиозными и военными делами группы. Тайна окружает местонахождение Ахундзаде после того, как он, как сообщается, исчез в мае 2016 года, и не было информации и о том, где он находился.
Публичный профиль лидера был в значительной степени ограничен публикацией ежегодных посланий во время исламских праздников. Он лишь изредка публикует письменные коммюнике и избегает публичных выступлений из-за опасений быть убитым.
В феврале появились сообщения о том, что Ахундзаде был убит месяцами ранее в результате взрыва в Пакистане, но эти сообщения не подтвердились, и высокопоставленный лидер талибов Ахмадулла Васик заявил, что это “ложные новости и необоснованные слухи”.
Еще предстоит выяснить, будет ли Ахундзаде делать какие-либо публичные выступления, когда талибы утвердятся в качестве правительства Афганистана. Мало что известно наверняка о нынешнем лидере талибов, за исключением нескольких фактов.
Ахундзаде - религиовед и сторонник жесткой линии из афганской провинции Кандагар, он был высокопоставленной фигурой в судах талибов в течение многих лет, прежде чем возглавил группировку.
Ахундзаде родился в 1961 году в Кандагаре и является пуштуном, принадлежащим к нур-заю, одному из крупнейших и наиболее влиятельных племен Афганистана.
Его отец был ученым - религиоведом, который также служил имамом (священником) в сельской мечети. Ахундзаде вырос, изучая религиозные писания у своего отца. Во время советского вторжения его семья переехала в Кветту в Пакистане, где Ахундзаде продолжил свое образование.
Он участвовал в исламском сопротивлении советскому вторжению в Афганистан в 1980-х годах, но считается скорее ученым-религиоведом, чем военным командиром.
Он вступил в движение "Талибан" в 1994 году, в тот год, когда оно было сформировано. Когда талибы захватили Кабул в 1996 году, Ахундзада был назначен сотрудником Департамента по поощрению добродетели и предотвращению порока. Вскоре после этого ему было поручено обучить более 100 000 студентов в медресе Джихади. Затем он стал главным судьей шариатских судов, который издал большинство экстремистских фетв Талибани (правовых политик) в отношении гражданского общества. Считается, что после вторжения США в 2001 году он залег на дно в самом Афганистане, прежде чем был повышен до заместителя лидера в 2015 году.
До того, как подняться в ряды движения, Ахундзада был малоизвестным религиозным деятелем. Широко распространено мнение, что он был выбран для того, чтобы служить скорее в качестве духовного руководителя, чем военного командира. К 2001 году, когда талибы были свергнуты американскими войсками, он входил в доверенное ближайшее окружение муллы Омара.
Ахундзаде стал лидером движения "Талибан", называемого эмиром, в 2016 году после смерти предыдущего лидера Ахтара Мохаммеда Мансура в результате удара американского беспилотника вблизи афгано — пакистанской границы 21 мая того же года.
В течение 15 лет, до своего внезапного исчезновения в мае 2016 года, Ахундзаде преподавал и проповедовал в мечети в Кучлаке, городе на юго-западе Пакистана, сообщили его коллеги и студенты. Мансур назвал Ахундзаде своим преемником в своем завещании. Он был заместителем Мансура до самой его смерти.
Мансур стал лидером после смерти лидера-основателя талибов муллы Омара, который умер в 2013 году, но о смерти которого не было объявлено до 2015 года. После назначения лидером Ахундзаде получил клятву верности от главы "Аль-Каиды" Аймана аз-Завахири, который осыпал религиоведа похвалами, назвав его “эмиром правоверных”.
Это помогло закрепить его верительные грамоты джихадиста с давними союзниками группы.
Перед Ахундзаде была поставлена огромная задача объединить воинствующее движение, которое ненадолго раскололось во время ожесточенной борьбы за власть после убийства его предшественника, и разоблачения того, что руководство скрывало смерть основателя талибов Муллы Омара в течение многих лет.
Позиция Ахундзаде укрепилась в следующем году после того, как он позволил своему 23-летнему сыну добровольно участвовать во взрыве смертника на базе афганской армии.
Он пережил предполагаемое покушение на убийство, в то время как его сын был убит. Согласно неподтвержденным источникам, Ахундзаде был застрелен с близкого расстояния переодетым человеком, находящемся в группе его учеников в 2012 году.
Попытка якобы провалилась, так как пистолет дал осечку, пока талибы расправлялись со стрелком. Бывший сотрудник сказал газете “Нью-Йорк Таймс "в 2016 году:" Во время одной из его лекций мужчина стоял среди студентов и с близкого расстояния направил пистолет [на Ахундзаде], но пистолет не выстрелил”. Согласно рассказу, Ахундзаде даже не вздрогнул.
В 2017 году стало известно, что сын Ахундзады Абдур Рахман был убит в результате нападения смертника на афганскую военную базу, хотя эта информация не была подтверждена правительственными чиновниками. Два года спустя, в 2019 году, брат лидера талибов Хафиз Ахмадулла был убит в результате взрыва бомбы.
С началом пандемии COVID-19 в 2020 году появились непроверенные сообщения о том, что Ахундзаде, вероятно, скончался от этой болезни. Однако другой источник заявил, что он уехал в Россию на лечение и выздоровел. Слухи были опровергнуты представителем Талибов в твиттере в июне 2020 года, в котором утверждалось, что Ахундзадае не заразился COVID.
Религиозный сторонник жесткой линии обладает властью “высшего уровня” по религиозным, политическим и военным вопросам, касающимся талибов. Религиозные взгляды Ахундзаде, как известно, являются жесткими, и он вряд ли изменит направление группы.
По сообщениям, он, скорее всего, оставит повседневное управление Барадару и другим и останется более или менее в тени. Также были подняты вопросы о том, насколько жесток Ахундзаде. Некоторые утверждают, что он против смягчения указов талибов против музыки и танцев, в то время как другие говорят, что он открыт для образования женщин.
Ахундзаде, однако, похоже, действительно хочет обуздать крайнюю жестокость талибов.
Говорят, что однажды он сказал группе официальных лиц “Талибана": "Знаете ли вы, почему люди поддерживают правительственных ополченцев?
- Потому, что вы, отрубаете головы людям за получение незначительной помощи от агентства по оказанию помощи”.
Говорят, что он редко контактирует с делегатами движения "Талибан" в Катаре и мало интересуется обычной политикой. Основанный на юге Афганистана муллой Мохаммедом Омаром, талибан, пушту Талебан (“Студенты”), также пишется Талебан, возник в Афганистане в середине 1990-х годов после вывода советских войск, краха режима Афганистана и последующего нарушения гражданского порядка.
Политическая и религиозная фракция получила свое название от своего членства, которое в основном состояло из студентов, обучавшихся в медресе (исламских религиозных школах), которые были созданы для афганских беженцев в 1980-х годах в северном Пакистане.
Омар был членом пуштунского племени и стал командиром моджахедов, который помог вывести Советы из Афганистана в 1989 году.
В 1994 году мулла Омар сформировал группу в Кандагаре с почти 50 последователями, которые в конечном итоге появились, чтобы бросить вызов нестабильности, коррупции и преступности, охватившей страну во время гражданской войны в постсоветскую эпоху.
http://szdaily.sznews.com/PC/layout/202 … nt_1082152