Сверхбогатые россияне обеспечивают сверхотставание всей страны.
Boston Consulting Group (BCG) провело исследование мирового благосостояния и зафиксировало очень высокую концентрацию богатства в России. Всего около 500 сверхбогатых граждан владеют 40% всех финансовых активов россиян, или суммой в $640 млрд. При этом они аккумулируют примерно в четыре раза большую долю средств, чем в среднем по миру – то есть 40% против среднемирового показателя 13%. Исходя из последних событий, становится не совсем понятно, а эти сверхбогатые – это "хорошие жадные" или они все-таки "нахлобучили" государство?
Надо понимать, что эти 500 сверхбогатых граждан – это и есть те самые выгодоприобретатели концепции "люди – новая нефть". Концепция эта касается простых смертных, нас с вами, она касается 95% населения страны: врачей, учителей, ученых, бюджетников, дальнобойщиков, педагогов, малого бизнеса, домохозяек, пенсионеров, ветеранов и так далее. Такая концепция подразумевает восприятие народа, общества не как двигателя прогресса и развития экономики, а именно как дойной коровы, которой можно повышать налоги, пенсионный возраст, цены, коммуналку и прочие акцизы. И вот финансовые активы около 500 сверхбогатых граждан уже сопоставимы с размерами совокупных валютных резервов России. То есть 500 миллиардеров богаче, чем Российское государство с его резервами.
И так называемая оффшорная аристократия, экспортеры сырья, крупный бизнес – они и есть выгодоприобретатели и реальные бенефициары, акционеры так называемого "ЗАО "Россия". А ведь эта концентрация богатства в России запредельна, ее нет нигде в мире, разве что в банановых республиках, в Латинской Америке. И такое положение дел ведет к экономической деградации, застою, к падению уровня жизни подавляющего большинства граждан, к сжатию внутреннего платежеспособного спроса, скукоживанию внутренней несырьевой экономики и в итоге – к технологической отсталости и отсталости России в целом.
Есть и другие интересные оценки – американский банк "Morgan Stanley" писал, что в России стоимость благосостояния долларовых миллиардеров превышает 35% от ВВП. В Америке это 19%, хотя там очень большая пропасть между богатыми и бедными. В Китае, где тоже есть яма между богатыми и бедными, этот показатель равен 15% – в 2,5 раза меньше, чем в России. И это при том, что Китай растет последние 40 лет темпами выше 8-9% год к году, и его экономика выросла за последние 30 лет более, чем в 14 раз, а российская экономика лишь на 22%. С 2008 года Китай вырос более, чем в 2,2 раза, а Россия не смогла вырасти даже на 5%.
То есть несмотря на то, что в Китае экономический бум, растут инвестиции, стройки, инфраструктура, малый бизнес, технологии, там эта пропасть в разы меньше, чем в России.
Те, кто сегодня являются участниками списка "Форбс", о ком пишет BCG – это прежде всего люди, которые сели на так называемую "нефтегазовую трубу", это прежде всего экспортеры сырья: нефти, газа, алюминия, платины, палладия, золота, леса, угля, никеля и прочего, они эксплуатируют тот задел, который был создан еще в советскую эпоху. Тогда все эти колоссальные доходы шли в бюджетную систему, а дальше распределялись на инвестиции, в образование, медицину, науку, фундаментальные исследования, рабочие места, социальную инфраструктуру и прочее. Сейчас какая-то часть государством забирается в виде экспортных пошлин, налога на прибыль и прочего, но львиная доля прибыли, которую получают эти экспортеры, уходит за рубеж, в офшорные юрисдикции. У нас офшорный вывоз капитала под $60-70 млрд в год, а с 2008 года вывезли больше $820 млрд, только по данным Банка России. И корпоративные прибыли, если верить официальным данным Росстата, выросли в 3,5 раза за последний год, превысив исторический максимум в 5 трлн рублей. Это только средний и крупный бизнес, не считая банков, без учета малого бизнеса. И эти деньги в экономику страны не вкладываются – они идут на рекордные дивиденды по 5 трлн рублей ежегодно.
Таким образом, эта концентрация сверхбогатства в России связана с тем, что наиболее лакомые куски собственности, наиболее высокодоходные рентабельные сектора, отрасли промышленности, которые создавались тяжким трудом всего народа, в 90-е годы были через ваучерную приватизацию, через залоговые аукционы и дальше через всю финансовую политику 2000-х годов просто приватизированы несколькими сотнями богатейших семей. И то, что раньше кормило всю страну, сегодня по сути кормит в основном их.
Самое страшное, что мы это обсуждаем в 2021 году, обсуждали в 2018 году, 2015 году, и поверьте – будем обсуждать и дальше, это не изменится ни через 5, ни через 10 лет. Ничего серьезно не поменяется в стране – мы будем все больше деградировать, отставать от всего мира и становиться периферийной экономикой, сырьевой колонией.
Если подводить итог, то вот более наглядный пример того, что сейчас происходит: за последние 7-8 лет доля России в мировой экономике по обменному курсу упала примерно с 3% до 1,7% ВВП глобального, а по паритету покупательной способности с 4% до 3%. А наша доля в мировом высокотехнологичном экспорте уже ниже 0,4% ВВП. И низкие пенсии, низкие зарплаты, убитая инфраструктура и дороги, закрытие больниц и поликлиник, высокая смертность, нехватка рабочих мест – это все вытекает из такой концентрации сверхкапитала в руках тех, кто близок и лоялен власти.
Экономист, член президиума Столыпинского клуба Владислав Жуковский специально для Накануне.RU
https://www.nakanune.ru/articles/117103/